Билль Уитбреда — почему бы и нет? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Билль Уитбреда — почему бы и нет?

2021-01-29 51
Билль Уитбреда — почему бы и нет? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единственной альтернативой Спинхемленду являлся, судя по всему, билль Уитбреда, внесенный в парламент зимой 1795 г. В нем предлагалось расширить Статут о ремесленниках 1563 г., включив в него пункт о ежегодном установлении минимальных расценок заработной платы. Подобный шаг, доказывал автор билля, укрепит елизаветинский принцип установления размеров заработной платы властями, распространив его с максимума на минимум, и таким образом позволит спасти английскую деревню от голода. Несомненно, он вполне соответствовал требованиям сложившейся тогда критической ситуации, и стоит отметить, что, скажем, члены нижней палаты от Сеффолка поддерживали билль Уитбреда, тогда как мировые судьи того же графства на своем собрании (где присутствовал сам Артур Юнг) одобрили принцип Спинхемленда: для неспециалистов различие между этими двумя мерами едва ли могло показаться таким уж громадным. И этому не стоит удивляться, ведь даже сто тридцать лет спустя, когда в Плане Монда (1926) была выдвинута идея использовать фонд помощи безработным для увеличения зарплаты занятых в промышленности, широкая публика по-прежнему не могла ясно понять принципиальное экономическое различие между помощью безработным и дотациями к заработной плате работающих.

Но в 1795 г. нужно было выбирать между минимальной заработной платой и дотациями к заработной плате. Различие между этими двумя курсами становится особенно заметным, если соотнести их с одновременной отменой Акта об оседлости 1662 г. Его отмена открыла путь к созданию национального рынка труда, главной целью которого было предоставить заработной плате возможность «самой находить свой истинный уровень».

Билль Уитбреда о. минимальной заработной плате по своей основной тенденции шел вразрез с этой целью, тогда как идея Закона Спинхемленда ей не противоречила. Расширив сферу действия Закона о бедных 1601 г., а не Статута о ремесленниках 1563 г. (как предлагал Уитбред), сквайры возвратились к патернализму лишь в отношении деревни, причем в таких его формах, которые подразумевали минимальное вмешательство в работу рынка, фактически же выводили из строя рыночный механизм формирования заработной платы. То, что это так называемое расширение Закона о бедных означало по сути полный отказ от елизаветинского принципа законодательного принуждения к труду, так и не было признано открыто.

Для инициаторов Спинхемленда на первом месте стояли соображения практического характера. Его преподобие Эдуард Уилсон, каноник Виндзорский и мировой судья в графстве Беркшир, который, возможно, и был автором этой идеи, изложил свои взгляды в особом памфлете, где решительно высказался в пользу laissez-faire. «Труд, — пишет он, — как и все, что выставляется на рынок, во все века находил свою цену без какого-либо вмешательства со стороны закона». (Для английского магистрата было бы более уместным противоположное утверждение, а именно что никогда, ни в какие века труд не находил свою цену без вмешательства со стороны закона.) Цифры, однако, показывают, продолжает каноник Виндзорский, что заработная плата растет медленнее, чем цены на хлеб, а потому он почтительно представляет на рассмотрение мировых судей «Положение о размерах пособия неимущим». Данное пособие должно было обеспечить семье из трех человек доход в пять шиллингов в неделю. В «Предуведомлении» к его брошюре читаем: «Главная мысль настоящего сочинения была оглашена на собрании мировых судей графства в Ньюсбери, шестого мая сего года». Магистраты, как нам уже известно, пошли дальше, чем предлагал каноник: они единогласно утвердили шкалу в пять шиллингов шесть пенсов.


К главе 13

«Две нации» Дизраэли и проблема цветных народов

Различные авторы настойчиво подчеркивали внутреннее сходство между колониальными проблемами и проблемами раннего капитализма. Они, однако, не проследили эту аналогию в противоположном направлении, иначе говоря, не воспользовались возможностью пролить новый свет на положение беднейших классов Англии сто лет назад, представив их в качестве насильственно вырванных из рамок племенного уклада, деградировавших туземцев своей эпохи, какими они по сути и являлись.

Причина, по которой это очевидное сходство осталось незамеченным, лежит в нашей приверженности предрассудку о решающей роли экономического фактора, заставляющему нас чрезмерно преувеличивать значение экономических аспектов тех процессов, которые в основе своей не имеют экономического характера. Ибо ни расовая деградация в некоторых колониальных регионах в наше время, ни аналогичная дегуманизация трудящегося населения сто лет тому назад не были по своей природе экономическими явлениями.

а) Разрушительный культурный контакт не является преимущественно экономическим феноменом.

Большинство туземных обществ, пишет Л. Р. Мэр, переживает ныне процесс стремительной и насильственной трансформации, сравнить который можно лишь с бурными потрясениями революции. Пришельцы, несомненно, преследуют экономические цели, и крах первобытного общества нередко бывает следствием уничтожения его экономических институтов, и все же ключевым моментом является здесь то, что туземная культура оказывается неспособной ассимилировать новые экономические институты и по этой же причине распадается и гибнет, причем никакая упорядоченная система ценностей не приходит ей на смену.

Среди разрушительных тенденций, которые несет с собой западная цивилизация, на первом месте стоит «мир на обширной территории»: он подрывает основы «родового строя, власти старейшин, военной подготовки молодежи и делает практически невозможным передвижения отдельных родов или племен» (Thurnwald. Black and White in East Africa; The Fabric of a Civilization. 1935. P. 394). «Очевидно, война придавала жизни туземца особую пряность и остроту, которых так недостает в нынешние мирные времена…» Запрет воевать приводит к уменьшению населения, ведь общее количество жертв в войнах туземцев было крайне незначительным, тогда как отсутствие войн означает утрату поднимавших «жизненный тонус» племени обычаев и ритуалов и, как следствие этой утраты, — нравственно разлагающую тоску и тупую апатию деревенского прозябания (F. Е. Williams. Depopulation of the Suan District. 1933. «Anthropology» Report, No. 13. P. 43). Сравните с этим «бодрость, энергию, эмоциональный подъем», характерные для жизни туземца в традиционной среде (Goldenweiser. Loose Ends. P. 99).

Реальная опасность, по словам Гольденвейзера, это опасность оказаться в «пустом пространстве между двумя культурами» (Goldenweiser. Anthropology. 1937. P. 429). «Старые культуры рушатся, а взамен их не появляется никаких новых ориентиров и норм» (Thurnwald. Black and White. P. 111).

«Стремление сохранить общество, в котором накопление материальных ценностей считается асоциальным поведением, и при этом интегрировать его в современную белую культуру означает попытку соединить две несовместимые институциональные системы» (Wissel in Introduction to M. Mead, The Changing Culture of an Indian Tribe. 1937). «Носители пришлой культуры могут преуспеть в уничтожении туземной культуры, но они не способны ни уничтожить, ни ассимилировать ее носителей» (Pitt, Rivers. «The Effect on Native Races of Contact With European Civilization» In Man. Vol. XXVII. 1927). Или, если воспользоваться меткими словами Лессера о других жертвах индустриальной цивилизации: «Со стадии культурной зрелости в качестве индейцев поуни они были низведены до уровня культурного младенчества белых людей» (The Pawnee Ghost Dance Hand Came. P. 44).

Причиной столь жалкого состояния вовсе не является экономическая эксплуатация в общепринятом ее понимании, т. е. в смысле экономических выгод, которые получает одна сторона за счет другой; хотя оно, это состояние, конечно же, тесно связано с переменами в экономических условиях, относящимися к собственности на землю, войне, браку и т. д. и затрагивающими широкий круг социальных привычек, обычаев и всякого рода традиций. Когда на редко заселенных территориях Западной Африки принудительно вводится денежная экономика, отнюдь не низкий уровень заработной платы становится причиной того, что туземцы «не могут купить продукты питания взамен тому, что уже не выращивают они сами, ибо никто другой также не производит излишки продовольствия для продажи туземцам» (Mair. An African People in the Twentieth Century. 1934. P. 5). Жизненный уклад последних предполагает иную шкалу ценностей; туземец бережлив и в то же время совершенно не способен мыслить рыночными категориями. «Когда на рынке избыток определенного товара, туземец будет запрашивать за него ту же цену, что и в период его нехватки; при этом он готов отправиться в далекий путь, чтобы ценой значительных затрат времени и сил сэкономить мизерную сумму на своих покупках» (Mary Н. Kingsley. West African Studies. P. 339). Рост заработной платы нередко влечет за собой падение интенсивности труда. Рассказывают, что когда индейцам племени сапотек в Техуантепеке начали платить 50 сентаво в день вместо 25, они стали работать в два раза хуже. Подобный парадокс был довольно распространенным явлением и на раннем этапе промышленной революции в Англии.

Такой экономический показатель, как динамика населения, помогает нам ничуть не больше, чем данные об уровне заработной платы. Гольденвейзер подтверждает сделанное в Меланезии знаменитое наблюдение Риверса: туземцы, лишенные своей традиционной культуры, «умирают от скуки». А. Ф. Э. Уильяме (миссионер, работавший в этом регионе) пишет, что «влияние психологического фактора на уровень смертности» объяснить не так уж трудно. «Многие наблюдатели отмечали ту поразительную легкость, или равнодушную готовность, с которой туземцы встречают смерть». «То, что прежние интересы и занятия туземца оказываются теперь под запретом, пагубно влияет на его душевное состояние. В результате сопротивляемость организма падает, и любая болезнь может быстро стать для туземца роковой» (Op. cit. Р. 43). Это никак не связано с действием экономической нужды. «Таким образом, чрезвычайно высокий уровень естественного прироста населения может служить симптомом как жизнеспособности культуры, так и ее деградации» (Frank Lorimer. Observations on the Trend of Indian Population in the United States. P. 11).

Процесс культурной деградации можно остановить только социальными мерами, которые несоизмеримы с чисто экономическими показателями уровня жизни; подобными мерами могут стать восстановление племенных форм землепользования или изоляция данного общества от влияния капиталистических рыночных методов. «Единственным смертельным ударом стало отделение индейца от его земли», — писал в 1942 г. Джон Колльер. Всеобщий акт о земельных участках 1887 г. «индивидуализировал» владение землей у индейцев; вызванный им распад традиционной культуры привел к тому, что индейцы потеряли примерно три четверти, или девяносто миллионов акров своих земель. Акт о реорганизации 1934 г. восстановил племенную систему землепользование и спас индейское общество — причем достигнуто это было через возрождение традиционной культуры.

То же самое происходит в Африке. Формы землевладения всюду играют ключевую роль, ибо именно на них самым прямым и непосредственным образом основывается вся социальная организация. То, в чем мы видим экономические конфликты — высокие налоги и ренты, низкая заработная плата, — почти всегда представляет собой замаскированные формы давления с целью принудить туземцев к отказу от традиционной культуры и таким образом заставить их приспосабливаться к методам рыночной экономики, т. е. работать за плату и приобретать необходимые товары на рынке. В ходе подобного процесса некоторые туземные племена, например кафры, а также те, кто переселился в города, полностью утратили унаследованные от предков добродетели, превратившись в жалкую и беспомощную толпу, в стадо «наполовину прирученных животных». Теперь мы встречаем среди них бездельников, воров, попрошаек и даже проституток (занятие, совершенно неведомое им прежде), и невозможно найти для них более близкую аналогию, чем масса пауперизированного населения Англии 1795–1834 гг.

б) Человеческая деградация трудящихся классов в эпоху раннего капитализма стала результатом социальной катастрофы, которая не поддается выражению в экономических терминах.

Роберт Оуэн еще в 1816 г. говорил о своих рабочих, что «какую бы заработную плату они не получали, основная их масса обречена на жалкое и убогое существование…» (То the British Master Manufactures. P. 146). Стоит вспомнить и прогноз Адама Смита о том, что оторванный от земли работник полностью утратит любые интеллектуальные интересы. А М'Фарлейн предсказывал, что «умение писать и читать будет становиться в среде простого народа все более редким» (Enquiries Concerning the Poor. 1782. P. 249–250). Примерно тридцать лет спустя Оуэн объяснял деградацию рабочих «отсутствием родительской заботы в детстве» и «изнурительным трудом», вследствие чего «в тех случаях, когда они получают высокую зарплату, невежество делает их неспособными разумно ею распорядиться». Сам он платил своим рабочим немного, повышая их статус через искусственное создание совершенно новой культурной среди. Пороки, распространившиеся в массе народа, были в целом те же, что и у цветного населения, которое деградировало под влиянием разрушительного контакта культур: пьянство, проституция, воровство, недостаток бережливости и предусмотрительности, неряшливость, низкая производительность труда, отсутствие чувства собственного достоинства и силы духа. Распространение рыночной экономики разрушало традиционную структуру крестьянского мира, сельскую общину, семью, старинные формы землевладения, нормы и обычаи, удерживавшие человеческую жизнь в рамках культурного поля. Защита, предоставленная Спинхемлендом, лишь ухудшила ситуацию. К началу 1830-х гг. социальная катастрофа простого народа была столь же полной, как и у современных кафров. Выдающийся негритянский социолог Чарльз С. Джонсон — и только он один — изменил аналогию между расовым вырождением и классовой деградацией, применив ее к последнему феномену: «В Англии, где промышленная революция развивалась быстрее, чем в остальной Европе, вызванный радикальным экономическим переустройством социальный хаос превратил детей бедняков в подобие „вещей“, которыми впоследствии суждено было стать африканским рабам… Аргументы, приводившиеся в оправдание системы детского крепостничества, почти тождественны апологиям работорговли» (Race Relations and Social Change. In: E. Thompson, Race Relations and the Race Problem. 1939. P. 274).


Выходные данные

Karl Polanyi

THE GREAT TRANSFORMATION

THE POLITICAL AND ECONOMIC ORIGINS OF OUR TIME

 

Карл Поланьи

ВЕЛИКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Перевод с английского А А. Васильева, С. Е. Федорова и А. П. Шурбелева

Под общей редакцией С. Е. Федорова

 

Редколлегия серии:

Дмитриева О. В., Винокурова М. В., Лабутина Т. Л., Муха М. В., Репина Л. П., Сергеева Л. П., Федоров С. Е., Чамеев А.А.

 

Редакционный совет программы «Университетская библиотека»:

Н. С. Автономова, Т. А. Алексеева, М. Л. Андреев, В. И. Бахмин, М. А. Веденяпина, Е. Ю. Гениева, Ю.А. Кимелев, А. Я. Ливергант, Б. Г. Капустин, Ф. Линтер, А. В. Полетаев, И. М. Савельева, Л. П. Репина, А. М. Руткевич, А. Ф. Филиппов

 

Издание выпущено при поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта «Пушкинская библиотека»

This edition is published with the support of the Open Society Institute within the framework of «Poushkin Library» megaproject

 

Директор издательства: И. А. Савкин

Художественный редактор: Е. И. Шиленкова

Корректор: Н. П. Дралова

Оригинал-макет: Ж. О. Григорьева

 

ИД № 04372 от 26.03.2001 г.

Издательство «Алетейя»:

193019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 13

Телефон издательства: (812) 567-2239

Факс: (812) 567-2253

E-mail: [email protected]

 

Сдано в набор 24.04.2002.

Подписано в печать 28.08.2002.

Формат 60x88/14. 20 п. л.

Тираж 1000 экз. Заказ № 3562

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН.

199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12


Примечания


1

Sontag A. European Diplomatic History. L., 1871. P. 32–33.

(обратно)


2

Feis H. Europe, the World's Banker, 1870–1914. L., 1930.

(обратно)


3

Своеобразный, [единственный] в своем роде (лат.) — Примеч. пер.

(обратно)


4

Feis H. Op.c\LP.20\.

(обратно)


5

Мир, навязанный Британией, мир по-британски (лат.). — Примеч. пер.

(обратно)


6

Букв.: Оттоманский долг (фр.); Комиссия по долгам Османской империи. — Примеч. пер.

(обратно)


7

Hershey A. S. Essentials of International Public Law and Organization. L., 1927. P. 565–569.

(обратно)


8

Eulenburg F. Aussenhandel und Aussenhandelpolitik // Grundriss der Sozialoconomik. Abt. VIII. 1929. S. 209.

(обратно)


9

Tawney R. И. The Agrarian Problems in the 16th Century. L., 1912.

(обратно)


10

Gibbins H. de В. The Industrial History of England. L., 1895.

(обратно)


11

Innes A. D. England under the Tudors. L., 1932.

(обратно)


12

GairdnerJ. Henry VIII // Cambridge Modern History. Vol. II, 1918.

(обратно)


13

Heckscher E. F. Mercantilism. L., 1935. P. 104.

(обратно)


14

Clapham У. Н. Economic History of Modern Britain. Vol. III.

(обратно)


15

См. примечания к источникам, с. 435–441. В настоящей главе широко используются работы Малиновского и Турнвальда.

(обратно)


16

Семья (лат.). — Примеч. пер.

(обратно)


17

Ср. примечания к источникам, с. 443–451.

(обратно)


18

Hawtrey G. R. The Economic Problem. L., 1925. P. 13. «Практическое применение принципа индивидуализма всецело зависит от практики обмена». Хоутри, однако, ошибался, полагая, что рынки возникают как простое следствие практики обмена.

(обратно)


19

Thurnwald R. С. Economic in Primitive Communities. L., 1932. P. 147.

(обратно)


20

Pirenne Н. Medieval Cities. L., 1925. P. 148 (примеч. 12).

(обратно)


21

Firth Я. Primitive Polynesian Economics. L., 1939. P. 347.

(обратно)


22

Thyrnwald R. С. Op. cit. Р. 162–164.

(обратно)


23

Поселок, селение, городок (фр.). — Примеч. пер.

(обратно)


24

Букв.: «бог из машины» (лат.). — Примеч. пер.

(обратно)


25

Далее в нашем изложении мы следуем известным работам А. Пиренна.

(обратно)


26

Montesquieu. De Tesprit des lois. 1748. «Англичане стесняют купца, но делают это в интересах торговли».

(обратно)


27

Henderson Н. D. Supply and Demand. 1922. Рыночный механизм выполняет двойную функцию: распределяет факторы производства соответственно различным целям и организует силы, определяющие обеспечение рынка всеми этими факторами.

(обратно)


28

Вне торговли (лат.).

(обратно)


29

Hawtrey G. R. Op. cit. Роль его, согласно Хоутри, состоит в том, чтобы «приводить к взаимному соответствию рыночные цены всех товаров».

(обратно)


30

Утверждение Маркса о фетишизированном характере стоимости товаров относится к меновой стоимости подлинных товаров и совершенно не касается фиктивных товаров, о которых идет речь у нас.

(обратно)


31

Тем самым (лат.).

(обратно)


32

Cunningham W. Economic Change // Cambridge Modern History. Vol. 1.

(обратно)


33

Meredith Н. О. Outlines of the Econimic History of England. L., 1908.

(обратно)


34

Martineau Н. The Hamlet. L., 1833.

(обратно)


35

В своем роде, своеобразное (лат.).

(обратно)


36

По мнению проф. Ашера, всеобщая урбанизация началась ок. 1795 г.

(обратно)


37

Martineau Н. History of England During the Thirty Year's Peace (1816–1846). L., 1849.

(обратно)


38

Martineau Н. The Parish. L., 1833.

(обратно)


39

M'Farlane I. Enquiries Concerning the Poor. L., 1782. Ср. также редакционное замечание Постлтуэйта в «Универсальном Словаре» 1757 г. о голландском Законе о бедных от 7 октября 1531 г.

(обратно)


40

Национальные мастерские (фр.).

(обратно)


41

Национальные мастерские (нем.).

(обратно)


42

В зародыше, в зачатке (лат.).

(обратно)


43

Bentham J. Pauper Management (1-е изд. 1797).

(обратно)


44

Невмешательство государства в экономику (фр.).

(обратно)


45

Ср. рассказы Антонио де Уллоа, Уэйфера, Уильяма Фаннела, а так же Исаака Джеймса (содержащий сообщение капитана Вуд-Роджерса об Александре Селкирке) и замечания Эдуарда Кука.

(обратно)


46

Webb S. and В. English Local Government, Vols VII–IX. Poor Law History.

(обратно)


47

Bentham J. Principles of Civil Code Ch. 4. (Bowring, Vol. 1. P. 333).

(обратно)


48

Bentham J. Principles of Civil Code Ch. 4.

(обратно)


49

Bentham J. Observations on the Poor Bill. 1797.

(обратно)


50

Bentham J. Principles of Civil Code. P. 317.

(обратно)


51

1832 г.

(обратно)


52

Sir L. Stephen. The English Utilitarian. L., 1900.

(обратно)


53

Mantoux P. L. The Industrial Revolution in the XIXth Century. L., 1928.

(обратно)


54

Саппап Е. A Review of Economic Theory. L., 1930.

(обратно)


55

Hazlitt W. A Reply to the Essay on Population by the Rev. T. A. Malthus in a Series of Letters. L., 1803.

(обратно)


56

Ricardo D. Principles of Political Economy and Taxation / Ed. by W. Gonner. L., 1929. P. 86.

(обратно)


57

Естественный порядок вещей (фр.).

(обратно)


58

Webb S. and В. Op. cit.

(обратно)


59

Redlich and Hirst J. Local Government in England. Vol II. P. 240; цит. no: Dicey A. V. Law and Opinion in England. P. 305.

(обратно)


60

Ilbert. Legislative Methods. P. 212–213; цит. no: Dicey A. V. Op. cit.

(обратно)


61

Spencer Н. The Man vs. the State. 1884.

(обратно)


62

Marx К. Nationalokonomie und Philosophie // Der Historishe Materialismus. Berlin, 1932.

(обратно)


63

Millin Mrs. S. G. The South Africans. L., 1926.

(обратно)


64

Goldenweiser A. Anthropology. L., 1937.

(обратно)


65

Goldenweiser A. Ibid.

(обратно)


66

Thurnwald R. С. Black and White in East Africa; The Fabric of New Civilization. L., 1935.

(обратно)


67

Положение обязывает (фр).

(обратно)


68

Mair L. P. An African People in Twentieth Century. L., 1934.

(обратно)


69

Loeb E. M. The Distribution and Function of Money in Early Society // Essays in anthropology. L., 1936.

(обратно)


70

Herskovits М. J. The Economic Life of Primitive Peoples. L., 1940.

(обратно)


71

Thurnwald R. C. Op.cit.

(обратно)


72

Brinkmann C. Das soziale System des Kapitalismus // Grundriss der Sozialokonomik. 1924.

(обратно)


73

Toynbee A. Lectures on the Industrial Revolution. L., 1887. P. 98.

(обратно)


74

Dicey A.V. Op. cit. P. 226.

(обратно)


75

В состоянии зарождения, формирования (лат.).

(обратно)


76

More Н. The Lancashire Colliery Girl. May, 1795: cf. Hammond J. L. and B. The Town Labourer, 1917. P. 230.

(обратно)


77

Cf.: DruckerP. F. The End of Economic Man. L., 1939. P. 93, о британских евангелических церквах; The Future of Industrial Man. L., 1942. P. 21 and 194, о статусе и функции.

(обратно)


78

Knowles L. The Industrial and Commercial Revolution in Great Britain During the 19th Century. L., 1926.

(обратно)


79

Brinkmann С. Das soziale System des Kapitalismus // Grundriss der Sozialokonomik. 1924.

(обратно)


80

Dicey А. К Op. cit. P. 226.

(обратно)


81

Ohein В. Interregional and International Trade. L., 1935. P. 42.

(обратно)


82

Biicher K. Entstehung der Volkswirtschaft. 1904. Ср. также Penrose E. F. Population Theories and Their Application, 1934, где цитируется Longfield, 1834, впервые высказавший мысль о том, что движение товаров можно рассматривать как замену движения факторов производства.

(обратно)


83

Borkenau F. The Totalitarian Enemy. 1939. Chapter «Towards Collectivism».

(обратно)


84

Hawtrey R. G. The Economic Problem. L., 1933.

(обратно)


85

Trevelyan G. М. History of England. L., 1926. P. 533. «При Уолполе Англия по-прежнему оставалась аристократией, ограниченной беспорядками». Одна из песенок «назидательных» брошюр Ханны Мор, «Мятеж», была написана в «девяносто пятом, в год нужды и тревоги» — это был год Спинхемленда. Cf.: The Repository Tracts. Vol. I. New York, 1835. См. также: The Library, 1940. fourth series. Vol. XX. P. 295, on «Cheap Repository Tracts (1795-98)».

(обратно)


86

Hayes С. N. (A Generation of Materialism, 1870–1890) замечает, что «большинство отдельных государств, по крайней мере, в Западной и Центральной Европе, обладает теперь, по-видимому, высочайшей внутренней стабильностью».

(обратно)


87

Carr E. Н. The Twenty Years' Crisis, 1919–1939. 1940.

(обратно)


88

Haberler G. Der Internationale Handel. 1933. P. VI.

(обратно)


89

G. D. Н. Cole называет 70-е гг. «безусловно, самым активным периодом социального законодательства на протяжении всего девятнадцатого века».

(обратно)


90

Hadley А. Т. Economics: An Account of the Relations between Private Property and Public Welfare. L., 1896.

(обратно)


91

Bentham J. Manual of Political Economy. P. 44, об инфляции как «вынужденной умеренности»; Р. 45 (примечание) о ней же как о «косвенном налоге». Ср. также: Principles of Civil Code, Ch. 15.

(обратно)


92

Polanyi К. Der Mechanismus der Weltwirtschaftskrise. Der Osterreichische Volkswirt. 1933 (Приложение).

(обратно)


93

Тупик, безвыходное положение (фр.).

(обратно)


94

Polanyi К. The Essence of Fascism // Christianity and the Social Revolution. L., 1935.

(обратно)


95

Неутапп Н. Plan for Permanent Peace. Ср. письмо Брюнинга от 8 августа 1940 г.

(обратно)


96

Rausching Н. The Voice of Destruction. L., 1940.

(обратно)


97

Букв.: связка, пучок; группа (ит.); полувоенные праворадикальные организации в Италии 1919–1921 гг.

(обратно)


98

British Blue Book. № 24. Cmb. 6106. 1939.

(обратно)


99

Ради сохранения равновесия в Европе (лат.).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.235 с.