Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-01-29 | 49 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В 1950–80-е гг. были построены заводы тепловозного оборудования в Новосибирске, кислородного машиностроения в Омске, химического машиностроения в Кемерове, «Сантехлит» в Новокузнецке, математических машин в Томске, автосборочные в Чите, несколько авторемонтных заводов, машиностроительные заводы на Алтае, комплекс предприятий электротехнической промышленности в Минусинске, завод тяжелых экскаваторов в Красноярске и другие.
Одним из центров сибирского машиностроения являлся Новосибирск.
Крупный узел предприятий преимущественно тракторного и сельскохозяйственного машиностроения сформировался на Алтае — в Рубцовске и Барнауле. в Рубцовске и Барнауле. в Рубцовске и Барнауле. центры сибирского машиностроения, расположенные в Красноярске, Кемерове, Омске, Томске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите.
К концу 1980-х гг. в Сибири работало 85 предприятий и научно-исследовательских учреждений военно-промышленного комплекса (ВПК). На Сибирь приходилось 11% (550 тыс. человек, или около 18% всех занятых в сибирской промышленности) всех работающих в ВПК России и свыше 10% ее оборонных предприятий, которые давали более 15% военной продукции. Предприятия сибирского ВПК (80%) были сосредоточены в Западной Сибири. Крупнейшим центром военной промышленности был Новосибирск: здесь уже в середине 1960-х гг. 35% работников промышленности были заняты в «оборонке». Новосибирская область производила 30% военной продукции Сибири.
Из тринадцати атомных реакторов, производивших в СССР обогащенный уран и оружейный плутоний, восемь были размещены в Сибири. Предприятия по производству компонентов атомного и термоядерного оружия и ракетного топлива были созданы в Новосибирске (завод химконцентратов) и в Красноярске (горнохимический комбинат, электрохимический завод и другие).
|
Совершенствование ракетного оружия привело к созданию в регионе электроники и коренному изменению радиотехники, важным центром которых с конца 1950-х гг. стал Новосибирск.
К авиационной промышленности, существовавшей в Сибири с военного времени, в 1950–60-е гг. прибавились заводы по выпуску космической и ракетной техники в Омске, Красноярске, Новосибирске, Томске и Барнауле.
В этот период времени несколько усилилось внимание к производству товаров массового потребления. Большие возможности здесь были у машиностроения, радиотехники, электроники. Ряд товаров этих отраслей, производившихся в Сибири, приобрел общесоюзную известность. Среди них бердская радиоаппаратура, новосибирские магнитофоны, красноярские холодильники. Наибольшую популярность получила продукция Бердского производственного объединения «Вега» (радиоприемники, стереофонические электропроигрыватели, магнитофоны). В 1970-е гг. «Вега» давала 35% отечественной бытовой радиоаппаратуры и 3/4 аудиоаппаратуры.
Сельское хозяйство
В целом за 1945–1950 гг. посевные площади в колхозах и совхозах Сибири выросли на 33%, валовой сбор зерновых более чем удвоился, сбор картофеля увеличился на 49%. Поголовье крупного рогатого скота в колхозах повысилось на 63%. К концу четвертой пятилетки сельское хозяйство Сибири не только достигло, но и превзошло довоенный уровень по количественным показателям. Но положение работников сельского хозяйства оставалось крайне тяжелым. В год колхозник зарабатывал столько же, сколько городской рабочий в месяц.
С 1954 г. основное место в развитии сельского хозяйства отводилось освоению целинных и залежных земель в восточных районах страны, которое оказало многообразное воздействие на жизнь села. Особое место оно имело для Сибири. Всего за 1954–1960 гг. в Российской Федерации было вспахано 19665 тыс. гектаров целинных и залежных земель, на Сибирь из них пришлась почти половина
|
За 1954–1958 гг. среднегодовой валовой сбор зерновых в Западной Сибири в сравнении с предшествующим пятилетием вырос в 2,3 раза, в Восточной Сибири — в 1,6 (в целом по стране он поднялся за эти годы на 40%). Однако рост сельскохозяйственного производства в то время происходил в основном экстенсивным путем — за счет расширения посевов, урожайность же оставалась низкой.
С середины 60-х гг. в течение 20 лет в сельское хозяйство вложено средств больше, чем за все предшествующие годы советской власти. Однако к концу 1970-х — началу 1980-х гг. темпы прироста капиталовложений заметно снизились. Были допущены серьезные просчеты. Ликвидировались мелкие фермы. Прирост капитальных вложений в сельское хозяйство в разных местах Сибири не соотносился с темпами роста промышленности и урбанизации. Особенно резкие диспропорции сложились в Тюменской области и Красноярском крае, где индустрия росла мощно, а сельское хозяйство за ней не поспевало. В эти же годы все сильнее начинает отставать материально-техническая оснащенность сельского хозяйства Сибири. В 1976 г. на один трактор здесь приходилось земли на 28% больше, чем в целом по стране.
Итоги развития сельского хозяйства Сибири в 1950–80-е гг. были неоднозначны. Рост сельскохозяйственного производства не соответствовал вложенным средствам.
Невысокой оставалась урожайность пшеницы (в 1970-е гг. - 11,3 центнера с гектара), снизились надои молока. При этом общий объем сельскохозяйственного производства с 1965 г. характеризовался умеренным ростом: среднегодовой темп прироста за 20 лет составил 2% против 2,3% по стране.
Несмотря на все трудности, Сибирь продолжала оставаться важным сельскохозяйственным регионом страны. Во второй половине 1980-х гг. она производила 18% российского зерна, 16% картофеля, 17% мяса, 18% молока. Однако многолетнее устойчивое отставание сельского хозяйства привело к понижению веса Сибирского региона в сельском хозяйстве страны с 8,2% в 1966–1970 гг. до 7,6% в 1981–1985 гг.
Транспорт
Недостаточное развитие транспортных коммуникаций сдерживало освоение Сибири. Крупнейшим транспортным проектом XX в. стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
(В мае 1974 г. строители приступили к работе в Звездном, Шимановке, Тынде. Через десять лет после начала стройки, в октябре 1984 г., состоялась торжественная укладка последнего звена БАМа и, как сообщалось, началось «сквозное движение поездов» по магистрали. Профессор Б. П. Орлов замечает: «Так велико было желание отрапортовать к знаменательной дате, что, сообщая о стыковке, забыли упомянуть о такой «мелочи», как наличие на трассе стокилометрового участка, на котором еще не успели подготовить к эксплуатации рельсовый путь и по которому, естественно, не мог пройти поезд». В 1989 г. было объявлено о сдаче БАМа в эксплуатацию. Однако и после этого необходимо было достроить еще более 400 объектов, в том числе самый сложный из них — Северо-Муйский тоннель, унесший жизни 37 человек. БАМ так и не был достроен в уходящем столетии. Стоимость строительства магистрали в ценах 1991 г. составила 12 млрд рублей, или примерно 7,5 млрд долларов по курсу того времени. С 1992 г. финансирование строительства стало сокращаться и в 1996 г. прекратилось. Ныне магистраль действует с минимальной нагрузкой — по ней почти нечего возить. В связи с этим у одних возникает вопрос: не было ли строительство БАМа ошибкой, приведшей к напрасной трате огромных средств и человеческих усилий, другие полагают, что освоение ресурсов Сибири будет продолжено, и БАМ сыграет свою роль в текущем столетии).
|
Важная роль в транспортной системе Сибири принадлежит трубопроводному транспорту. По величине выполняемой работы этот вид транспорта превосходит железнодорожный.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!