Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-01-29 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Русские морские экспедиции
С конца XVII в., а особенно с начала XVIII в., в эпоху Петра Великого, государство проявляет особую заботу о том, чтобы исследования Сибири велись организованно. В Сибирь отправляется множество экспедиций, в составе которых видные российские ученые, а также люди, занимающиеся наукой попутно со своим основным делом. Среди них и иностранцы, для которых Россия и Сибирь стали второй родиной. Это, например, немец Даниил Мессершмидт.
Присоединение к России северо-востока Сибири совпало с организацией серии морских экспедиций в воды Тихого океана, главной задачей которых были определение и нанесение на карту восточных морских границ Российского государства, а также поиск морских путей в Японию, Индию и Америку, которые представлялись сказочно богатыми странами.
С 1710 г. началось плавание по Охотскому морю и обследование Курильских и Шантарских островов. В 1725-1730 гг. Первая Камчатская экспедиция под руководством датчанина Витуса Беринга прошла проливом между Азией и Америкой, а в 1732 г. подштурман И. Федотов и геодезист М. Гвоздев первыми из европейцев, отплыв с Камчатки, достигли берегов Аляски. В 1739-1742 гг., во время Второй Камчатской экспедиции, корабли под командованием М. Шпанберга и В. Вальтона прошли вдоль Курильской гряды и достигли японского острова Хоккайдо, пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» во главе с В. Берингом и А. Чириковым совершили плавание к берегам Северной Америки. 6 октября 1740 г. Беринг и Чириков основали на Камчатке морской порт, назвав его в честь своих кораблей Петропавловском.
Морские экспедиции первой половины XVIII в. внесли огромный вклад в изучение восточных рубежей Сибири, были составлены карты Охотского побережья и Камчатки, началось картографирование Курильских и Алеутских островов.
|
Известия об открытии Алеутских островов и Аляски побудили многих купцов, промышленников и мореходов двинуться на новые земли. На построенных в Охотске и Нижнекамчатске судах они отправлялись в путь. С 1743 по 1798 г. купеческие компании отправили на вновь открытые земли 89 промысловых экспедиций, которые добыли там пушнины на 8 млн рублей. Большой вклад в освоение Алеутских островов и Аляски внесли сибирские купцы А. Толстых, П. Лебедев-Ласточкин, Н. Трапезников, Н. Мыльников и другие. Но самой яркой фигурой был, несомненно, Григорий Иванович Шелихов. (Шелехов).
В молодости Шелихов познакомился с богатым курским купцом И. И. Голиковым, который оказался впоследствии знаменит тем, что написал 12-томную историю Петра I и 18 томов «Дополнений» к ней. Возможно, именно Голиков рассказал Шелихову о стремлении Петра I наладить морскую торговлю России. Много лет спустя разбогатевший Шелихов профинансировал издание исторических трудов Голикова.
В 1773 г., заручившись рекомендательным письмом от купца-историка к его родственнику, преуспевающему иркутскому купцу И. Л. Голикову, Шелихов отправился в Иркутск. Здесь Шелихов поступил приказчиком в компанию своего покровителя И. Л. Голикова. Он женился на богатой вдове и благодаря ее состоянию смог начать самостоятельную предпринимательскую деятельность. Покинув службу у Голикова, Шелихов уехал в Охотск, откуда сам стал отправлять экспедиции за пушниной на Курильские и Алеутские острова. В 1781 г. вместе с курскими купцами братьями Голиковыми Шелихов основал СевероВосточную промышленную компанию. Именно в это время ему первому из сибирских купцов пришла мысль не только совершать охотничьи экспедиции на острова, но и организовать на них постоянные базы. 3 августа 1784 г. три судна экспедиции Шелихова, на которых находилось 192 промышленника, прибыли на остров Кадьяк, где проживало 1000 аборигенов. На Кадьяке Шелихов развил бурную деятельность: заложил крепость и селение, организовал школу для детей, обследовал остров и близлежащие места. Крепости были построены также на острове Афогнак и полуострове Кенай. В 1796 г. на острове Ситка была построена столица Русской Америки — Новоархангельск (до 1804 г. именовался Михайловской крепостью). К этому времени практически все компании, промышлявшие в северной части Тихого океана, слились в одну. Мечта Шелихова осуществилась, но произошло это уже после его смерти. Шелихов умер в 1795 г., когда ему не было еще и пятидесяти лет.
|
Дело Шелихова продолжили его родственники — М. М. Булдаков и Н. П. Резанов. 8 июля 1799 г. император Павел I подписал указ об организации Российско-Американской компании, которой были предоставлены монопольные права на освоение русских владений в Северной Америке. Компания стала первым в истории России крупным торгово-промышленным объединением. В 1812 г. в Северной Калифорнии был основан самый южный пункт русских владений в Америке — форт Росс. Примерно с 1820-х гг. дела компании стали ухудшаться. К 1866 г. за компанией числился долг в 1 млн рублей. Немного находилось желающих уехать навсегда из России в Америку. К 1863 г. там проживало всего 672 русских. Поселения располагались на Аляске и близлежащих островах с суровыми климатическими условиями. Создать здесь сельскохозяйственное производство было невозможно. Основные продукты питания приходилось завозить. Хотя правительство официально покровительствовало компании, но реальной помощи оказывало мало. Первым был потерян форт Росс. В 1841 г. его продали американцу Дж. Суттеру за 30 тыс. долларов (интересно, что эту сумму он так и не заплатил). После поражения в Крымской войне, показавшей военную слабость России, русское правительство, понимая невозможность удержать американские владения в случае войны с США, уступило в 1867 г. Русскую Америку Соединенным Штатам за 7,2 млн долларов золотом.
Сибирские пограничные линии
Одновременно с расширением границ Русского государства шло их укрепление.
В конце XVII в. Правительство Китая - маньчжуры - захватило Северную Монголию и вплотную приблизилось к русским владениям. 20 августа 1727 г. на реке Буре в Забайкалье был подписан Буринский трактат, который определил границы между Китаем и Россией от Саянских гор до Амура. В основу определения границ был положен принцип фактического владения. В 1727 г. С. Л. Рагузинский, возглавлявший русское посольство при подписании Буринского трактата, на реке Кяхте заложил Троицко-Савскую крепость, в трех километрах к югу от которой построили Кяхтинскую слободу, превратившуюся в середине XVIII в. в главный пункт русско- китайской торговли. Русские власти приняли меры по строительству на забайкальской границе новых укреплений. К 1774 г. там уже имелось 7 крепостей и 56 караулов. В 1772-1775 гг. по проекту иркутского губернатора А. И. Бриля для охраны границы было учреждено казачье войско численностью 900 человек.
|
В первой половине XVIII в. основным противником России на юге Западной Сибири было Джунгарское ханство. С одной стороны, джунгары были против русского продвижения в верховья Оби и Иртыша, выдвигали встречные территориальные претензии к России и пытались даже оказать вооруженное сопротивление русским отрядам. В 1709 г. кочевники дважды осаждали Кузнецк, в 1710 г. разрушили Бикатунскую крепость. С другой стороны, Джунгария в это время проводила наступательную политику в Тибете, Казахстане и Средней Азии, воевала, и неудачно, с Китаем, поэтому джунгарские правители стремились к миру с Россией. Позднее, проиграв две войны маньчжурам (в 1718-1723, 1729-1733 гг.), джунгары резко ослабили сопротивление русскому движению на юг, более того, предлагали Петербургу заключить военный союз против цинского Китая. Тем не менее мелкие стычки на границе между джунгарами и русскими случались постоянно. Решительно отстаивая уже занятые русскими земли, российское правительство в то же время допускало совместное владение с Джунгарией пограничной территорией в верховьях Иртыша, Оби и на Алтае. Жившие там барабинские татары, телеуты и алтайские племена находились в положении двоеданцев: платили дань одновременно и России, и Джунгарскому ханству.
Стремясь к миру с кочевниками, русские власти, однако, не забывали укреплять свою южную границу. Как только обстановка в верховьях Енисея стала спокойнее, русские основали там Абаканский и Саянский остроги (1707-1718).
|
В XVIII в. на юге Западной Сибири была возведена цепь укреплений. Первыми вдоль правого берега Иртыша в 1716-1720 гг. построили Омскую, Железинскую, Семипалатинскую, Ямышевскую и Усть-Каменогорскую крепости, которые вместе с расположенными между ними редутами и форпостами образовали Иртышскую укрепленную линию. К 1760-м гг. границу между Иртышом и Тоболом прикрыла Пресногорьковская линия, названная так потому, что в окрестной степи было много пресных и соленых озер. Она шла от Омской крепости на запад, через Петропавловскую к Звенигородской крепости на Тоболе, где смыкалась с Оренбургской линией.
Промысловое хозяйство
Охота и рыболовство. В Западной Сибири добывали лисиц, волков, лосей, зайцев, горностаев, белок, в небольшом количестве — бобров, выдр, соболей. Главную ценность представляли лисицы и горностаи. Мех горностаев из Западной Сибири был самым лучшим. Добытую пушнину сбывали скупщикам и на ярмарках. Крестьяне, проживавшие по реке Лене, особенно активно занимались охотой на белок. Самая богатая охота была в Якутии, Прибайкалье и Забайкалье, где еще сохранился соболь. В целом, пушные богатства Сибири по сравнению с XVII в. оскудели.
Рыбные богатства Сибири к началу XVIII в. остались нетронутыми. В низовьях крупных рек в изобилии водились ценные породы — осетры, муксуны, сырки, нельмы, пыжьяны, стерлядь, налимы; в озерах — крупные щуки, окуни. В мелких водоемах было такое количество ершей, карасей, чебаков, что путешественники любыми подручными средствами ловили их в большом количестве. Крестьяне в XVIII в. вели лов рыбы круглый год. Зимой обозы мороженой рыбы из Западной Сибири отправлялись на Ирбитскую ярмарку.
XIX в., особенно его вторая половина, привнес свои изменения в промысловые занятия крестьян. В самых богатых рыболовных местах — в низовьях Оби, Енисея, Лены, на озере Байкал и на Амуре - во второй половине XIX в. господствовали купцы-предприниматели. Почти вся рыбная промышленность на Обском Севере оказалась в руках торгового дома «Плотников и сыновья». На Байкале крестьянский промысел вытеснили рыбопромышленники: самой крупной стала компания, созданная иркутскими купцами.
Развита переработка продукции сельского хозяйства. Для размола зерна на муку строили водяные и ветряные мельницы. Самостоятельно перерабатывали лен и коноплю. Из волокон делали тонкие и толстые холсты, изготавливали канаты и веревки, из семян — масло. Повсюду перерабатывали животное сырье. Из овечьей шерсти изготавливали грубое сукно, вязали варежки, чулки, выделывали овчины и дубленые кожи, шили обувь, тулупы, дохи, варили мыло, изготавливали конскую упряжь, свечи, топленое коровье масло и сало.
|
Большое развитие в среде сибирского крестьянства получила обработка дерева. В каждой деревне изготавливали телеги, сани, колеса и другой хозяйственный инвентарь. Для казенных потребностей, в качестве повинности, и для собственных нужд умели гнать смолу и деготь.
Среди всех промыслов первое место заняло кожевенное дело, оно раньше других вышло за рамки домашней промышленности. Наиболее распространено было кожевенное производство в Западной Сибири благодаря наличию дешевого сырья. Выделанные кожи имели широкий спрос на местных рынках Сибири и поступали на внешний рынок - в Китай, Казахстан, Среднюю Азию.
До проведения в Сибирь железной дороги небольшое количество промышленных товаров, ввозимых из центра страны, не могло вытеснить местного производства предметов потребления. На огромной территории Сибири сохранялись мелкие промыслы.
Наиболее развитым районом кустарной промышленности стал Тюменский округ — старейший центр крестьянских промыслов. Его удобное расположение на Московском тракте обеспечивало сбыт товаров. В XIX в. современники называли Тюмень кожевенным цехом России. Кожевенное производство процветало и в расположенном недалеко от Тюмени селе Решетниково и еще в нескольких пригородных селах. Четырнадцать деревень вокруг Тюмени специализировались на экипажном производстве. В город ежегодно свозилось на продажу до 150 тыс. телег и саней. В других деревнях выделывали гончарную и деревянную посуду, опояски и пояса, упряжь и прочие изделия. Тюменские товары находили сбыт по всей Сибири и славились своей прочностью и качеством, а тюменские ремесленники считались самыми расторопными, умными и оборотистыми.
Вокруг каждого крупного города на Московском тракте развивались кустарные промыслы, подобные тюменскому. Дальше на восток наиболее известными центрами кустарной промышленности были волости, расположенные по тракту в Томском и Иркутском округах, примерно с тем же набором товаров. В волостях вокруг Иркутска, расположенных по тракту, занимались кустарным промыслом 24-35% от общего числа работников мужского пола.
Близость к Ирбитской ярмарке привела к развитию деревообрабатывающих промыслов в Тобольском, Туринском и Тарском уездах Тобольской губернии. Там сложилось разделение труда: существовали рогожно-мочальное, экипажное, мебельно-столярное, бондарное, дегтярное, смолокуренное, корзиночное, метелочное производства. Особенно успешным было рогожно-мочальное производство. Ежегодная продажа рогожно-мочальных изделий приносила доход около миллиона рублей, занимались этим промыслом 350 тыс. жителей. Рогожи, плетеные короба, веревки использовались в качестве упаковочного материала и находили сбыт на Ирбитской ярмарке. Кроме того, Тобольский и Туринский районы славились выделкой оленьих мехов и кож, шитьем рукавиц. Умельцы владели искусством выделки замши из лосиных и оленьих шкур. Скорняки обрабатывали шкурки пушных зверей и шили из них шапки.
На всю Сибирь прославились сундуками и точеной деревянной посудой курганские кустари. Особенно славились изделия кустарного кузнечного промысла Тебенякской волости Курганского уезда. Кустари этой волости изготавливали широкий ассортимент предметов для крестьянского хозяйства: подковы, топоры, сошники, мотыги, кирки, наковальни, вилы, гвозди, зубья для борон, крюки, серпы, цепи, якоря, весовые коромысла, кресты и решетки.
Размещение обрабатывающих промыслов на территории Сибири было неравномерным и зависело главным образом от наличия сырьевой базы, свободной рабочей силы и рынков сбыта. Более развиты кустарные промыслы были в Западной Сибири. В Восточной Сибири они не получили широкого распространения.
Самостоятельным и важным по доходности промыслом сибирских крестьян стала перевозка купеческих и казенных товаров по тракту. Такая возможность появилась в XVIII в., после того, как была закончена постройка дороги от Кяхты до Тюмени. Извоз оставался широко развитым и доходным промыслом до начала ввода в эксплуатацию Сибирской железной дороги. Наиболее активными были крестьяне Тюменского округа, сосредоточившие в своих руках до 70% грузоперевозок из Тюмени в Томск.
Сибирская торговля
В XVIII в. славу «знатнейшего» торгового города приобрел Тобольск. Там каждую весну после прибытия российских купцов с товарами разворачивалась ярмарочная торговля. В городах Таре, Томске, Енисейске, расположенных на главном сибирском пути, тоже проходили ежегодные ярмарки. В Восточной Сибири на первое место выдвинулся Иркутск, где ярмарки проходили дважды в год. Славу богатого торгового города сохранял Якутск, только там можно было купить лучшие сорта пушнины.
В XIX в. расширились внутренние торговые связи, что проявилось в увеличении числа ярмарок. Общероссийское значение по-прежнему сохраняла Ирбитская ярмарка, в 1845 г. была открыта ярмарка в Тюмени.
Ярмарки действовали не только в городах, но и в сельской местности. На первое место по числу ярмарок вышла Тобольская губерния: в первой половине XIX в. там насчитывалась 81 ярмарка, а во второй половине века — уже 567 ярмарок. Второе место занимала Томская губерния (68 ярмарок). Меньшее число ярмарок было в Восточной Сибири, и совсем не было их в Амурской и Приморской областях.
Во второй половине XIX в. значительно возросла торговая роль сибирских городов. Они становились центрами постоянной магазинной торговли и посредниками в распределении товарных потоков. Тюмень называли «дверью» в Сибирь из европейской части страны, поскольку там начинался Московский сухопутный тракт и водный путь до Томска, который был главным товарораспределительным центром общесибирского значения. Самые крупные торговые и транспортные фирмы совершали там свои операции. В Восточной Сибири славу богатейшего торгового города удерживал со второй половины XVIII в. Иркутск, именно оттуда направлялись товары в Забайкалье и в отдаленные северо-восточные районы края.
Кроме ярмарочной и лавочно-магазинной торговли, в городах и крупных селах развивалась развозная торговля, которая получила широкое распространение в Восточной Сибири. Торговля там всегда сопровождалась скупкой пушнины, сельскохозяйственных продуктов, ремесленных изделий. Часто скупщики предлагали товары в долг, а потом приезжали за пушниной, в этом случае она обходилась им намного дешевле.
Торговые связи народов Западной Сибири со Средней Азией, а через нее с Китаем. Присоединив Сибирское ханство, российское правительство не запретило свободную торговлю. Среднеазиатским купцам (бухарцам) — была разрешена беспошлинная торговля и свободный въезд в посады первых русских городов. Оставался только один запрет — на торговлю оружием. По мере расширения торговых связей и включения в сибирскую торговлю российского купечества беспошлинная торговля бухарцев стала ограничиваться.
На сибирские рынки поступало более восьмидесяти наименований восточных товаров: среди них ткани, готовая одежда, пряности и прочее. Из Джунгарии и казахских степей пригоняли на продажу скот. Наибольшим спросом у населения Сибири пользовались восточные ткани, особенно хлопковые. Хорошее качество, яркие расцветки и доступные цены делали их популярными среди различных слоев сибирских жителей.
В торговле со Средней Азией особое место заняла Ямышевская ярмарка. Ее возникновение связано с добычей соли в Ямыш-озере (ныне юг Омской области). Еще в XVII в. туда ежегодно направлялись по рекам караваны дощаников из Тобольска в сопровождении отрядов служилых людей. Вместе с соледобытчиками ехали торговцы. Из Тобольска везли «русские» товары — так называли в Сибири не только отечественные, но и западноевропейские товары: кожи, сукно, холст, медные котлы, тазы, оловянные блюда, топоры, ножи и прочее. На ярмарку приезжали купцы из Бухары, Хивы, Китая и Джунгарии с «восточными» товарами. В начале XVIII в. торговые обороты Ямышевской ярмарки почти равнялись оборотам Ирбитской.
В Ямышевской крепости торговля носила меновый характер. Например, за железный котел можно было выменять два барана, за 5 аршин сукна (стоимостью по 91 копейке за аршин) — лошадь, за два железных котла — лошадь, кто как сторгуется. Для сравнения отметим, что на Ирбитской ярмарке в те же годы средняя цена котла составляла 40 копеек, лошади — 3-4 рубля.
Подписание Нерчинского договора в 1689 г. положило начало регулярной торговле России с Китаем. Торговля объявлялась государственной монополией. Вначале торговля была организована так: каждые два года в Пекин направлялся казенный караван, который сопровождали нерчинские служилые люди. Купцы стремились устроиться при караване на различные хозяйственно-административные должности: в этом случае они получали право беспошлинного вывоза товаров в Китай. Постепенно сформировалась группа специалистов по торговле с Китаем, умело справлявшихся со сложной задачей по доставке ценных товаров за тысячи верст.
Поначалу торговля с Китаем велась из Нерчинска. Там формировались караваны, которые шли через Маньчжурию в Пекин в течение долгих пяти месяцев. В начале XVIII в. был освоен более короткий путь из Иркутска, через Селенгинск и Монголию, он занимал два месяца. Значение Нерчинска сразу упало, и центром торговли с Китаем стал Иркутск.
В 1727 г. Кяхтинский договор России с Китаем разрешил двустороннюю торговлю на границе под контролем государственных представителей обеих стран. Главными торговыми пунктами стали специально выстроенные для этого слободы: на русской стороне — Кяхта, на китайской — Маймачен («Торговый город»). Там же открыли таможню.
На протяжении XVIII в. из-за недружелюбной политики Китая торговля прерывалась двенадцать раз, в общей сложности перерывы заняли около сорока лет. От этих запретов несли убытки как русские, так и китайские купцы.
С 1768 г. после отмены государственной монополии на торговлю с Китаем Кяхта и Маймачен стали пунктами свободной купеческой торговли. К началу XIX в. торговля с Китаем через Кяхту стабилизировалась и заняла заметное место во внешнеторговых оборотах России. В Китай отправляли мех соболей, белок, горностаев, песцов, красных и черно-бурых лисиц. Второе место по стоимости вывоза занимали выделанные кожи, среди остальных товаров — моржовая кость, сермяжный холст, сукно, металлические изделия. Из Китая до конца XVIII в. ввозили в основном ткани, среди них первое место занимали хлопковые (китайка и даба) и шелковые (камка и фанза).
К середине XIX в. в связи с развитием отечественной промышленности значительно сократился ввоз хлопковых и шелковых тканей из Китая. Более того, в первой половине XIX в. заметно увеличился вывоз из России в Китай промышленных товаров. Русское сукно успешно конкурировало на рынках Китая с английским. Доля вывоза пушнины к 1840-м гг. сократилась до 34%. Возможность сбыта товаров на китайском рынке благоприятствовала развитию российской промышленности.
Из Китая через Кяхту ввозили главным образом чай, который большими партиями доставляли на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, в Москву и Казань. Кирпичный и байховый чай лучших сортов прославил кяхтинскую торговлю на всю Россию.
Особенностью кяхтинской торговли был ее меновый характер. До 1800 г. эквивалентом обмена являлась ткань китайка, а после — чай. Запрет на продажу товаров за деньги был вызван тем, что правительства обеих стран стремились не допустить оттока драгоценных металлов.
Во второй половине XIX в. в чайной торговле через Кяхту произошли большие изменения: русские купцы не выдерживали конкуренции с англичанами, использовавшими для доставки чая в Европу более дешевые морские пути. В Кяхте отменили меновой характер торговли, но и это не спасло ее. Русским купцам позволили завозить товары непосредственно в Китай и там закупать чай. С 1863 г. в Китае стали возникать русские чайные фабрики и торговые конторы по вывозу чая морским путем. Китайцам разрешили беспошлинную торговлю в России, на расстоянии 50 верст от границы. Забайкальская и Амурская области были объявлены зоной беспошлинной торговли. Кяхта, некогда знаменитая торговая слобода, утратила свое значение и превратилась в транзитный пункт на границе.
Сибирский сухопутный тракт
Возникновение путей сообщения — естественный процесс развития хозяйственной жизни и управления краем. Дороги строились по мере освоения территории. К 1730-м гг. Тобольск был уже связан с земледельческими слободами своего района и городом Тарой на Иртыше путями, проложенными вдоль рек. Из Енисейска по берегу реки Ангары дороги вели в Илимск и Иркутск, в Красноярск — по берегу Енисея. Эти дороги имели только местное значение.
Первым шагом в создании единой системы сухопутного сообщения стала дорога из Тары в Томск через Барабинскую степь, опасную в XVII — первой половине XVIII в. из-за грабежей со стороны джунгар. В 1722 г. там для охраны проезжающих построили три форпоста: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (позже перенесенный на реку Каргат и названный Каргатским). Казаки этих форпостов сопровождали поездки правительственных курьеров через степь.
В 1730-40-е гг. в Сибири были проведены первые мероприятия по организации почтовых сообщений, которые положили начало устройству тракта. Управляющий уральскими заводами В. Н. Татищев организовал еженедельную доставку почты из Москвы в Тобольск по дороге через Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. Вплоть до отмены таможенных сборов эта дорога была закрыта для перевозки купеческих грузов, т. к. местность вокруг Екатеринбурга позволяла легко миновать таможню. После отмены таможен тракт из Москвы в Сибирь стал проходить через Владимир — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень.
Для перевозки почты необходимо было организовать сухопутное сообщение от Тобольска на восток, вглубь Сибири. Обязанности по перевозке почты и доставке курьеров с правительственными сообщениями возложили на местных крестьян. Проезд осуществлялся по неустроенной дороге.
Во второй половине XVIII в. после принудительного переселения крестьян в Сибирь притрактовая полоса стала более населенной. На прежде безлюдных участках тракта силами поселенцев были организованы почтовые станции, находившиеся на расстоянии 25 верст одна от другой. Впоследствии, когда население вдоль тракта увеличилось, эти почтовые станции превратились в крупные села.
Тракт проходил по лесостепной полосе Сибири от Тюмени через Тобольск — Тару, а в первой половине XIX в., — минуя их, из Тюмени через Ялуторовск — Омск — Томск — Красноярск — Иркутск. Томск превратился в главную перевалочную базу. Несрочные и громоздкие грузы по-прежнему перевозились на участке Тюмень — Томск речным транспортом. Судоходство по Иртышу — Оби продолжало развиваться, в середине XIX в. появились первые пароходы. Судоходство по системе рек Кеть — Ангара было прекращено из-за мелководности Кети и большого риска при прохождении ангарских порогов.
Участок тракта Томск — Красноярск — Иркутск был самым напряженным, т. к. именно здесь проходил весь поток грузов. Купеческие грузы из Иркутска в Кяхту и Нерчинск переправляли через озеро Байкал к устью Селенги, летом — на судах, а зимой — по ледяной дороге. Дальше путь шел по реке Селенге или трактом по ее берегу в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Селенгинск и Кяхту. В 1780-х гг. началось строительство Кругобайкальской сухопутной дороги через горы, но все попытки благоустроить ее оказывались малоуспешными. Провоз грузов по ней был часто затруднен.
Сибирский сухопутный тракт от Екатеринбурга до Иркутска известен под названием Московский. От него шли ответвления на Алтай, в Нарым, вдоль Енисея. В XIX в. вдоль Лены построен тракт Иркутск — Якутск, оттуда в Охотск и Аян. Московский тракт — одна из крупнейших дорог мира — соединил европейскую и азиатскую части России.
Сибирская железная дорога
Сухопутное транзитное и водное сообщения не могли решить всех проблем хозяйственной жизни. Из-за дороговизны перевозок из Сибири не вывозились продукты сельского хозяйства, металлы, лес, не поступала в Сибирь продукция машиностроения. Эффективно использовать богатства Сибири можно было только при наличии железной дороги. В ее проведении в первую очередь была заинтересована молодая российская буржуазия, имевшая тесные связи с Сибирью.
В 1866 г. чиновник Министерства внутренних дел Е. В. Богданович предложил проект железной дороги от Нижнего Новгорода через Екатеринбург до Тюмени. Тюменская общественность одобрила проект, а самого автора избрала почетным гражданином города. После многолетних обсуждений, дискуссий вопрос был решен. В 1883 г. началась прокладка пути, но лишь на последнем участке: Екатеринбург — Тюмень. Открытие дороги состоялось 5 декабря 1885 г. В уральской столице она соединилась с ранее построенной дорогой до Перми. Для технического обслуживания поездов на станции Тюмень в 1887 г. были открыты железнодорожные мастерские. Проведение железной дороги удешевило и ускорило перевозки, обеспечило их непрерывность.
Продолжением начавшегося железнодорожного строительства в Сибири должна была стать Транссибирская магистраль. Но к строительству долго не приступали. Наконец правительство приняло решение о начале работ. Это было связано с внешнеполитическими интересами России: агрессивная политика капиталистических стран ставила под угрозу сохранение влияния России на Дальнем Востоке. Опасность военного столкновения заставляла торопиться. С. Ю. Витте, министр финансов и путей сообщения, был уверен, что кроме военных грузов по ней нечего будет возить, но ошибся.
В феврале 1891 г. было принято окончательное решение о строительстве Сибирской железной дороги одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока. 19 мая 1891 г. во Владивостоке состоялась торжественная церемония закладки Великого Сибирского пути.
Дорога строилась на средства государства, без прямого участия отечественного частного и иностранного капитала. Была отвергнута финансовая помощь, предложенная США. Главная причина отказа от иностранного участия — не допустить на Востоке усиления влияния какой-либо иностранной державы. Промышленные предприятия юга России и Урала получили правительственные заказы, связанные со строительством. К 1903 г. они поставили 1514 паровозов, 30197 вагонов. Общая стоимость поставок подвижного состава, рельсов и скреплений на Сибирскую железную дорогу составляла 230 млн рублей.
Строительство дороги осуществлялось невиданно высокими темпами. Этому способствовало укрепление финансовой системы страны и экономический подъем 1890-х гг. 1904 г. - завершение строительства Сибирской железной дороги, которую нередко называли Великим Сибирским путем, а ныне кратко именуют Транссибом. Транссиб не только стал важнейшей транспортной артерией России, но и оказал мощное воздействие на экономическое развитие Сибири. Вдоль Великого Сибирского пути сложилась обширная полоса активной экономической жизни, простиравшаяся примерно на 200 верст по обе стороны дороги от Урала до Тихого океана и охватывавшая территорию в 1,5 млн км2.
К 1917 г. Сибирь, сосредоточив 7% населения России, давала 16,6% валового сбора хлеба, располагала 8,3% длины железных дорог, 7,5% пароходов, 5,5% торговых заведений страны, т. е. имела довольно развитое сельское хозяйство, среднеразвитые транспорт, торговлю и слаборазвитую промышленность. В 1913 г. в Сибири действовало уже 998 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. В Западной Сибири они охватывали до 50% крестьянских хозяйств. Возникло около 100 сельских банков и общественных касс.
Присоединение Горного Алтая и восточных территорий.
В 1755-1758 гг. Цинская империя разгромила Джунгарское ханство, население ханство почти полностью истреблено. Опасаясь, что вслед за Джунгарией маньчжуры захватят и «двоеданческие» территории в междуречье Оби и Иртыша, Россия резко активизировала здесь свою политику. В 1756 г. в российское подданство была принята большая часть племен Горного Алтая, которые, спасаясь от маньчжурского нашествия, пришли под защиту русских пушек. В 1760-х гг. от Усть-Каменской крепости к Бийской крепости и Кузнецку строится новая укрепленная линия, получившая наименование Колыванско-Кузнецкая. Она огибала с севера Алтайские горы, завершив тем самым создание единой сибирской линии укреплений.
Вслед за этим русские начали продвигаться в Горный Алтай. Первоначально сюда устремились беглые солдаты, крестьяне и мастеровые с алтайских заводов. Они и их семьи заселили берега рек Бухтармы, Белой, Тихой и Нарыма. Их стали прозывать алтайскими каменщиками (т. е. людьми, живущими в горах, «в камнях»). На первых порах они не подчинялись русской администрации и не платили никаких налогов, поскольку находились официально за границей Российской империи. Слухи о вольной жизни в горах Алтая привлекали сюда все новых и новых переселенцев.
Освоение русскими Горного Алтая позволило правительству объявить эту территорию российским владением. Население этого района стало платить в казну не подушную подать, а более льготный налог — ясак, отчего их стали именовать «русскими ясашными».
Для военного прикрытия Горного Алтая в 1793 г. при впадении реки Бухтармы в Иртыш была возведена Бухтарминская крепость, а вверх от нее по Иртышу — несколько караулов, все это вместе стало именоваться Бухтарминской укрепленной линией.
К началу XVIII в. не все народы, населявшие Сибирь до Тихого океана, были приведены под «высокую государеву руку»: обитавшие на самом северо-востоке чукчи, коряки и ительмены в большинстве своем не признали русскую власть. Система аманатства здесь дала сбой. У чукчей, коряков и ительменов существовали весьма специфические родственные и внутрисемейные отношения: сородичи, с точки зрения «цивилизованных» европейцев, совершенно не ценили жизнь друг друга. За стариками никто не ухаживал, случалось, их убивали, чтобы не кормить лишние рты. Потерпев поражение в бою, мужчины убивали жен и детей, а потом кончали жизнь самоубийством. Но самым неожиданным и неприятным для русских было то, что чукчи, коряки и ительмены совершенно «не держались аманатов», т. е. отказывались вносить ясак ради сохранения жизни своих пленных сородичей. Ситуация существенно осложнялась и межплеменной враждой. Чукчи, коряки, ительмены периодически совершали грабительские набеги друг на друга.
Ительменов (камчадалов) насчитывалось в конце XVII в. около 13 тыс. человек. Прибытие на Камчатку новых казачьих отрядов, принесших с собой ясачный гнет и грабежи, вызвало вооруженный отпор со стороны местного населения. Ительмены, хотя и вынуждены были признать власть русского государя, до середины XVIII в. поднимались на восстания.
Ппревратив Камчатку в базу дальнейшего продвижения на восток, правительство не могло допустить существования непокорной «коряцкой землицы». Поэтому с середины 1740-х гг. из Охотска и Анадырска активизировалось наступление на коряков. Коряки не только строили свои острожки и умело в них оборонялись, они быстро научились пользоваться огнестрельным оружием и захватывать русские остроги. Война с ними была затяжной и шла с переменным успехом. К 1760-м гг. сопротивление корякского народа было сломлено. В войне с русскими и враждовавшими с ними чукчами коряки потеряли больше половины своего населения.
Самое упорное сопротивление русским оказали чукчи. Мирные переговоры с чукчами с 1755 г. продолжались с большими перерывами до 1778 г., когда главный чукотский тойон Амулят Хертынтов и русский капитан Тимофей Шмалев подписали в Гижигинской крепости договор о мире. Стремясь уверить чукчей в мирных намерениях, русские власти даже пошли на ликвидацию Анадырского острога и вывод с Чукотки всех военных команд. В 1770 г. Екатерина II официально объявила о принятии чукчей в российское подданство. Однако подданство чукчей было чистой формальностью, они совершенно не признавали русской администрации, а ясак платили только по собственному желанию, и то в обмен на подарки (их стоимость иногда превышала стоимость самого ясака).
По Нерчинскому договору 1689 г. с Китаем Россия потеряла свои амурские владения: территории к востоку от реки Горбицы (впадающей с севера в Амур) и к югу от Станового хребта признавались китайскими владениями. Земли, лежащие между рекой Удью (впадающей в Охотское море), средним течением Амура и океаном, остались неразграниченными. Мысль о возвращении Амура России высказывали многие государственные деятели. В 1757 г. в Пекин была направлена дипломатическая миссия с задачей «исходатайствовать позволение… свободного проходу российским судам по реке Амуру с хлебом и другими припасами для гарнизонов и обывателей российских подданных, в крепостях и острогах по северо-восточным берегам находящихся». Однако Цинская империя ответила категорическим отказом, а для решения амурской проблемы военным путем у России не было в Сибири достаточных вооруженных сил. В начале XIX в. Россия еще раз попыталась получить у Пекина разрешение на плавание судов по Амуру (посольство графа Ю. А. Головкина 1804-1806). Но посольство даже не было пропущено в Китай.
Во второй половине 1840-х гг. в Приамурье были отправлены две исследовательские экспедиции, кот<
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!