Персонификация в различных сферах — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Персонификация в различных сферах

2021-01-29 85
Персонификация в различных сферах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Персонификация как способ выражения определенного мировосприятия предполагает характерное для мифологического мышления отношение к окружающему миру как к живому, равноправному партнеру. Н.С. Автономова высказывает предположение, что «на самой ранней стадии развития сознания, предшествовавшей даже мифу, человек строит образ мира путем переноса своих первоначальных впечатлений и ощущений на неизвестные предметы» [Автономова 1991: 108]. При этом исследователь отмечает, что этап преодоления антропоморфизма (смена мифологического мышления критическим) еще не закончился, и, может быть, и не закончится вовсе. Так, А.А. Потебня разделяет олицетворение в мифологии и олицетворение как художественный прием, подчеркивая, что восприятие олицетворения сильно зависит от типа мышления человека. В связи с тем, что персонификация выражает определенное свойство психики человека строить образ мира по антропоцентрическому принципу, и употребление этого тропа не ограничивается сферой художественных текстов, целесообразно разделить понятия персонификации в зависимости от включенности / выключенности модуса фиктивности, то есть в зависимости от отношения к персонифицируемому объекту. [1; с 4-5]

В соответствии с этим можно выделить несколько видов отношений к персонифицируемым объектам.

Персонификация в сфере религиозного верования и в сфере анимистического мировоззрения: персонифицируемый объект мыслится как реально живой / понимающий / способный контактировать. Примером может служить поклонение священным деревьям в древности, а также многочисленные культы животных.

Персонификация в сфере мистического мировоззрения: персонифицируемый объект наделяется мистической силой, мыслится как реально живой / понимающий / способный контактировать / могущий быть опасным или, наоборот, помогающий человеку (вера в мистические свойства камней, амулетов, украшений). Предметы при этом часто наделяются собственными именами и даже характером.

Персонификация в бытовой / профессиональной сфере характеризуется двойственным отношением к объекту - при полном осознании вещи как «неживой» имеет место отношение к ней как к «живой», персонификация проявляется как психологическая игра.

Персонификация в повседневной речи: здесь речь идет о «стертых» персонификациях: «стул сломался», «ну надо же такому случиться!», «der Zufall wollte es» - они осознаются лишь как речевые обороты, но в них присутствует определенный оттенок одушевления в результате некоторого «самоустранения» говорящего.

Персонификация в художественном тексте: в этом случае имеет место модус фиктивности, отключающий критическое восприятие текста.

Основными функциями персонификации в художественном тексте можно считать:

формирование художественной структуры текста (случаи, когда персонификация является смысловым центром текста);

выражение «настроения» персонажа, лирического героя, или всего текста в целом;

создание экспрессивности отдельных частей текста, формирование смысловых центров.

Роль персонификации в художественном тексте определяется ее особой экспрессивностью. Поэтому в художественных текстах персонификация часто становится средством общения лирического героя с миром, выражая сопричастность событий природы событиям внутреннего мира персонажа. [2; с 11-12]

П.С. Гуревич определяет персонификацию как имидж. Под персонификацией имеется в виду способность и потребность людей проецировать свойственные им ожидания и стереотипические установки на конкретных человеческих «носителей» соответствующих образов. При этом Павел Семенович постоянно подчеркивает активный характер этой потребности в персонификации. Т.е. она представляет собой своего рода «творчество масс», когда публика сама достраивает, осмысливает предлагаемые ей выразительные черты до живого, целостного облика. Гуревич широко трактует «персонификацию» (так, кстати отметим, и не выходя за рамки «родового определения»), в качестве объяснений используя разного рода аналогии, смысл которых можно свести к известному утверждению, что человек вообще воспринимает что-либо через «человеческое», лишь придавая всему человеческий смысл. [7]

Этот термин широко используется в философии, в психологии, в социологии. Есть и понятие - "персонификация сознания". Чтобы избежать упрёков в некомпетентности со стороны людей сведущих, будем использовать этот термин без какого-либо его расширения, или, наоборот, уточнения, конкретизации. Пока будет просто - персонификация - " (от лат. persona - лицо и...фикация), представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах".

Рассмотрим пример упадка египетской цивилизации. Уровень развития этой цивилизации, а затем её полнейший распад и упадок, конечно, впечатляют. Одна из последних гипотез объясняет причины её конца тем, что от кометы Хэйла-Боппа, открытой в 1997 году, и пролетавшей в последний раз рядом с Землёй несколько тысяч лет назад, отделился кусок, вызвавший неожиданное катастрофическое глобальное изменение земного климата. Это уж у нас в порядке вещей - все странности и нелепости людей и созданных ими сообществ объяснять какими-то космическими силами или мистикой. Во многом - это как оправдание своей лени, неумения и нежелания взглянуть на себя критично, найти именно в себе причины наших бед и несчастий.

Анализом упадка цивилизаций занимался английский историк Арнольд Дж. Тойнби. Со ссылкой на его исследования, Гуревич П.С. в своей статье "Теория "локальных цивилизаций" пишет: "Творческое меньшинство, опьянённое победой, начинает "почивать на лаврах", поклоняться относительным ценностям, как абсолютным. Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему. Поэтому приходится всё больше и больше использовать силу,...меньшинство...вступает в войны; становится рабом косных установлений; и само ведёт себя и свою цивилизацию к гибели". Это справедливо для всех угасших цивилизаций и империй, при наличии некоторых своих особенностей.

Для древних египтян такой особенностью, ещё более усугубившей процесс разложения, было своеобразное религиозное представление о смерти, о дальнейшем продолжении жизни через неё. В одной из передач на "Эхо Москвы" собеседники говорят об египетских пирамидах: "Это не просто могила в нашем понимании. Это вечное, бесконечное, абсолютно нерушимое тело фараона, это его тело в буквальном смысле... И всей персонификацией всего этого государства был фараон. И вот они все вместе строили эту вечную нерушимую оболочку для своего царя, для своей страны и в конечном итоге для самих себя... Воплощённые в камне. Это способ жизни...". Смысл, цели и способы сохранения цивилизации оказались тупиковыми. Великой египетской цивилизации не стало. Персонификация сыграла вредную роль для общественного сознания. [6]

Вернёмся в наше время, к нашей, современной цивилизации. Для египтян всё сущее было персонифицировано в одном богочеловеке - в фараоне. Будем говорить о России, в основном - о современной, о персонификации, о параллелях с Египтом. Самая близкая параллель - это мавзолей Ленина. И пирамида есть, и мумия... Культ смерти, уверование в возможность бессмертия через смерть, как у египтян. Это, конечно, идеологическая акция в самом чистом виде. Всё это в надежде сохранить на века себя - мёртвых в памяти живых. Был ведь проект устройства большевиками в Москве пантеона рядом с Красной площадью. ГУМ и весь квартал за ним предполагался к сносу. На этом месте, во весь квартал строится стеклянный купол. В центре - могила Сталина ("отец всех народов") и высокий памятник ему. Рядом, к краям будут захоронения его соратников и последователей. Диктаторы очень боятся смерти - про себя-то знают, сколько они за свою жизнь зла совершили, и вряд ли люди будут помнить о них добром. Вот они при жизни себя и возвеличивают. Это везде и всегда. Ким Ир Сен в Северной Корее, Туркменбаши в Туркмении, Мао Дзе Дун в Китае, Гитлер, который даже партийное приветствие ввёл в духе римских диктаторов - "Хайль Гитлер!". Такого вида персонификация, - это-то уж явное зло.

Но есть персонификация и несколько иного рода, оценки которой вроде бы не так просты и очевидны. Например, человек создаёт что-то выдающееся для того рода деятельности, которой он занимается. Например - шедевры литературы. И вот он при жизни, или после неё, возводится почитателями на пьедестал, ему ставят памятники. А ведь он, несмотря на свои таланты, или даже - гениальность, такой же человек, как и все мы, с теми же слабостями и пороками. Но теперь к нему, отлитому в бронзе, уже неприменимы оценки такие же, с которыми мы подходим к другим, нежелателен какой-либо разговор о его грехах и проступках. Разговор о каких-то подробностях их жизни, не всегда лицеприятный, назовут "копанием в грязном белье". И уж не дай Бог узнать о кумире, что он лгал, или поступал так, как это совсем не должно было бы следовать из того, что он писал нам в своих книгах.

Возвеличивание же их, отлитие в бронзу, воздвижение на пьедестал - это есть персонификация. Это один из видов обмана и лжи, на которые имеется подсознательная реакция отторжения. Недаром все революции, даже такая, как движение хиппи, начинаются или сопровождаются "ниспровержением авторитетов".

Мы должны пересмотреть своё отношение к персонификации, к ритуализации сознания, ко лжи вообще. Иначе мы так же, как древние египтяне, будем идти к упадку, к распаду, к гибели нашей цивилизации. В чём и что конкретно нам надо менять? Менять-то многое чего надо, но применительно к разговору о персонификации надо сделать следующее. Отказаться от возвеличения отдельных личностей, от возведения памятников кому бы то ни было, от присвоения чьих-либо имён городам, улицам, пароходам и т.д. Это должно быть сделано единым порядком для всех, несмотря ни на какие самые выдающиеся подвиги и достижения. [22]

Итак, люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся ритуалов, стереотипов, готовых образов: на заре отечественного радиовещания пришла кому-то в голову мысль: а что если организовать в эфире уроки утренней гимнастики. Стал диктор призывать граждан начинать утро с бодрых телодвижений. Никто почему-то не торопился внять призывам диктора. Тогда решили поручить утренний комплекс самому популярному комментатору. Однако популярность гимнастики оставалась нулевой... Обратились к Николаю Гордееву. Из эфира полился звонкий, жизнерадостный голос. Встрепенулся народ, прислушался. Что такое? В воображении слушателей рождался прельстительный образ. Вот он - подтянутый, энергичный человек, убежденный в том, что жизнь прекрасна, когда утро начинается с гимнастики. Николай Гордеев - кудесник, герой своего времени... Однако он никогда не занимался спортом. Любимым его занятием было возлежание на диване и отвлеченное размышление о жизни. Что делать, у каждого свои склонности. Фигуру тоже имел далеко не спортивную. А юных радиослушательниц чаровал воображаемым стройным станом, готовностью встретить утро прохладой, а рабочий день - героическими свершениями. Такой уже в эфире складывался образ...

Однажды в программе "Пионерская зорька" прозвучала фраза про эвенкийских мальчиков. Она мгновенно соткала в сознании ребят какой-то экзотический образ. Казалось бы, что тут феноменального? В стране есть и другие дети - буряты, казахи, удмурты. Но про этих, как оказалось, пока нам неинтересно. А вот эвенкийский мальчик - это вообще нечто удивительное. Со всех концов страны пошли на радио письма. Ребята писали эвенкийскому мальчику. Редакция целый год поддерживала переписку. Сколько новых тем появилось! А ведь об этом никто и не помышлял. [6]

Рассмотрев выше приведенные примеры можно сказать, что у человека существует потребность в персонифицированных идеях.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.