Урок-тренинг «Развиваем память и внимание» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Урок-тренинг «Развиваем память и внимание»

2020-11-19 695
Урок-тренинг «Развиваем память и внимание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели занятия:

1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека

Оборудование: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).

ХОД ТРЕНИНГА

Вступительная беседа.

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”. (Читается по памяти.) Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?
- Что такое память? Зачем она нужна человеку?

  • Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
    - Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.
  • Диагностика внимания и памяти.

-Давайте поиграем в игру на внимание.

Игра “Наоборот”. Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете. (Показываются различные движения, а дети выполняют их наоборот.)

Давайте проверим, насколько вы внимательны.

Методика 1.

-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.
-А сейчас давайте проверим вашу память.

Методика 2. Зрительная память.

-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках.

(1 минута). Кто сможет повторить? (Дети называют те предметы, которые они запомнили. Подводится итог.)

Методика 3. Слуховая память.

-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

-Кто повторит то, что запомнил? (Подводится итог.)

-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.
- Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.

Игра “Поиск предмета”.

- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.

(На стол кладётся любой предмет.)

- Повернитесь. Что-то изменилось? (Игра проводится несколько раз.)

  • Упражнения по развитию памяти.

-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.

Пример: “Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.

-А сейчас, кто попробует повторить все слова?
-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.
-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на слух. (Дети все вместе составляют рассказ.)

-Кто повторит?

-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко запоминать различные слова и зрительно, и на слух.

  • Итог занятия.

-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.

 

Занятие 4.

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

Цель: определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

План занятия

1. Вступительное слово.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Что думали о памяти раньше.

4. Основная часть.

а) виды памяти;

б) тестирование различных видов памяти учащихся;

в) феноменальная память;

г) десять заповедей Мнемозины;

д) упражнение для тренировки памяти;

е) как запоминали знаменитые люди;

ж) другие способы запоминания.

5. Заключительная часть.

а) итог;

б) раздача памяток и упражнений “Как развивать память”.

Оборудование: магнитные цифры; открытки для тестов и упражнений, картинка “Стол”, памятки “Как развивать память”, таблички с высказываниями древних мыслителей о памяти, индивидуальные карточки для учащихся, заповеди Мнемозины, отдельные предметы (шишка, пуговица, колокольчик, салфетка, шнурок, перчатка, салфетка, новогодняя игрушка, точилка, магнитная доска).

1. Вступление. Каждый день человек что-то запоминает: информацию, события, явления, лица, имена… Бывает, хочешь запомнить, а не получается, а иногда не хочешь, а запомнишь. Что-то запоминается быстро, а иногда приходится собирать всю свою волю и учить наизусть.

Память - способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Без нее мы не помнили бы прошлое и не представляли будущего.

2. Сообщение темы и цели занятия. Вы уже поняли, что наше занятие посвящено памяти. Сегодня вы определите, какой вид памяти преобладает у вас и как сделать так, чтобы память вас не подводила.

3. Что думали о памяти раньше. Давайте прочитаем высказывания мыслителей древности, которые так и иначе обращались к вопросу о том, что же представляет собой память, В каком месте человеческого тела она расположена? Почему у одних людей ее больше, а у других меньше?

а). “Память – процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть ни что иное, как распределение этого изменения .” Диоген, 5 в. до н.э.

б). “Память – это смесь света и тьмы, тепла и холода, и что если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличная”. Пармени,.6-5 в. до н.э.

в). “Запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения”. Аристотель.

г). “Память –лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тот час же уносит назад.” Китайская мудрость.

Конечно, сейчас их размышления кажутся наивными, но все же, я думаю, вам было интересно узнать их мнение.

Основная часть.

а). Все люди обладают памятью. Человек получает информацию по разным каналам, соответственно виды памяти тоже различны:

  • двигательная
  • образная
  • эмоциональная
  • кратковременная
  • оперативная / от нескольких секунд до нескольких дней/
  • долговременная
  • механическая /не опирающаяся на понимание/
  • смысловая
  • и другие.

Каждому человеку важно знать особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала.

б). Тестирование различных видов памяти (таблица у каждого ученика).

Тест № 1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Кратковременная

Зрительная

Слуховая

Логическая

Теперь с помощью тестов определим, какой вид памяти у вас развит лучше.

ТЕСТ №1. Предъявляется ряд цифр на пять секунд. Необходимо записать цифры подряд по памяти. Пример: 9,3,7,2,6,8,0,5,4,7,3 ……

Норма –семь цифр. Результат записывается в таблицу в первый столбец.

ТЕСТ №2. Предлагается в течение десяти секунд посмотреть на девять картин, изображенных на плакате, затем по памяти написать название предметов, которые запомнили. / Девять предметов – исключительная,

6-8 хорошая, 5 –среднее, меньше пяти – недостаточно/.

ТЕСТ №3. Читается три раза равномерно, с перерывом в одну секунду ряд чисел: 642, 893, 578, 762, 463, 739, 327, 146, 423, 951, После этого требуется записать их по памяти в любом порядке. / Каждое правильное число- 10% /.

ТЕСТ №4. Читается один раз с интервалом в две секунды десять пар слов: Луч- солнце, медь – свинец, сучок- елка, год – месяц, нуль –число, свет –заря, шум – водопад, дом – обед, нож – вилка, лист – дерево. Через десять секунд перерыва читаются только первые слова, вторые слова пары нужно вспомнить и записать. / Норма составляет не менее 60% - 6 пар /.

Итак, какой вид памяти у вас развит лучше?

в). Феноменальная память. Из истории известно немало людей, обладающих феноменальной памятью.

- Например, согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина. А ведь их было до тридцати тысяч в войске.

- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.

- А итальянский пианист, дирижер и композитор Ферруччи Бузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.

- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

г). Десять заповедей МНЕМОЗИНЫ.

  • До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает…. Давайте их прочтем:

1.Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желание, заинтересованности в новых знаниях – тем лучше запомнится.

2. Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условие для лучшего запоминания.

3.Используйте смысловое запоминание: а/ поймайте; б/ установите логическую последовательность: в/ разбейте материал на части и найдите в каждой части “ключевую фразу” или “опорный пункт”.

4.Знайте о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.

5.Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6.Начинайте повторять материал “ по горячим следам”, лучше перед сном и с утра.

7.Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.

8.Все, что вы учите, старайтесь применять, Настоящая мать учения – не повторение, а применение.

9.Где это возможно, используйте мнемотехнику: - искусственные приемы запоминания: - а/ связь с тем, что хорошо запоминается / например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан –название цветов солнечного спектра – красный оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый/; б/группировка последовательности цифр; в/ рифмование; г/ использование ритма, д/ пропевание и др.

10.Если результаты по каким – либо тестам окажутся лучшими, то во время учебы вам следует опираться именно на этом вид памяти. Если результаты плохие, не падайте духом и не теряйте надежды – память поддается тренировке и при желании ее можно улучшить.

Занятие 5.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.