Авторское понимание проблемы «Человек-природа-космос». — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Авторское понимание проблемы «Человек-природа-космос».

2021-01-29 640
Авторское понимание проблемы «Человек-природа-космос». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оборудование:

− рабочий лист

− текст произведения

− репродукции картин

 

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.

И. Бунин «Сны Чанга»

Ход урока

I. Организационный момент (1мин.)

Приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку

II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний и умений. (7-10 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Ивана Алексеевича Бунина.

Назовите основные события его жизни, которые повлияли на творчество писателя? (ответы учащихся)

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете? (Ответы учащихся)

Дома вы прочли рассказ «Господин из Сан-Франциско» и попытались ответить на некоторые вопросы. Обсудим их вместе.

1.    Первоначальный вариант заглавия этого рассказа - «Смерть на Капри».Попробуйте предположить, почему Бунин отказался от него и назвал произведение «Господин из Сан-Франциско».

2.    В каком году написан рассказ? Важно ли учитывать эту информацию для понимания смысла текста или она несущественна? Есть ли в рассказе какие-то аллюзии (намеки) на недавние или происходящие тогда события?

3.    Постарайтесь кратко - в одном-двух предложениях - сформулировать ту идею, которую вложил в этот рассказ И.А. Бунин.

(Ответы учащихся, обсуждение)

Как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего урока? (Ответы учащихся)

Какую цель поставим перед собой? (Ответы учащихся)

 III. Изучение нового материала (20-25)

Слово учителя

Сообщение об истории создания рассказа

В начале 1910-х годов И. Бунин много путешествовал по Франции, совершил морской круиз, побывал в Египте и на Цейлоне, провел несколько зимних сезонов Италии и на Капри. Начало первой мировой войны застало его в плавании по Волге. Эти события стали на некоторое время главной темой не только для журналистов, но и для многих писателей, но внешне не коснулись бунинского творчества. Судьба личности, судьба России и – шире – судьба мировых цивилизаций становятся ведущими темами его творчества.

В 1915 году в печати появился рассказ «Господин из Сан-Франциско» (ранняя рукопись датирована 14-15 августа этого года и называлась «Смерть на Капри»). Эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон; город крепкий!». Вот ближайший контекст этих слов в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой». (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.18, стих 10) – в позднейших переизданиях будет снят; уже в процессе работы над рассказом писатель изменил название. Однако ощущение приближающейся катастрофы, навеваемое первым вариантом заголовка и эпиграфом, пронизывает сам рассказ.

Согласно свидетельству самого писателя, непосредственным импульсом к возникновению нового замысла стало название повести немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции» (этот заголовок бросился ему в глаза, когда он рассматривал витрину книжного магазина). Томас Манн же был в восхищении от бунинского рассказа и отмечал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значимых произведений Толстого».

Максим Горький тоже восторгался рассказом. «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско», - писал он Бунину.

— Как вы думаете, почему Бунин не даёт имён главному герою и членам его семьи? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

— Какой символический смысл, на ваш взгляд, заключён в названии корабля «Атлантида»? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

Слово учителя (Историко-культурный комментарий к понятию Атлантида)

АТЛАНТИДА — по представлению древних греков, — материк, который будто бы занимал часть Атлантического океана (на запад от «Геркулесовых столбов» (Гибралтарского пролива), а впоследствии бесследно погрузился в море. Платон описывает существовавшее на этой легендарной земле за 9 200 лет до философа могучее государство, простиравшееся до Египта и Италии: оно было богато золотом и серебром, в нем процветали торговля и промышленность, материальная культура вообще, но это был, с точки зрения Платона, нездоровый организм, таивший в себе болезненные элементы разложения: эгоизм, власть денег, роскошь, честолюбие.

Священный остров, символ идеального государства. В мифологеме о золотом веке под Атлантидой подразумевалась сверхразвитая допотопная цивилизация.

Атлантида в начале рассказа символизирует роскошь, богатство, удовольствие, веселье, «игру в любовь», лицемерие, а в конце произведения – корабль. Причём этому кораблю резко противопоставлен океан. Он, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства (вместе с учащимися рассматриваем репродукции картин И. К. Айвазовского и зачитываем из рассказа Бунина описание океана).

«Атлантида» у Бунина – тот корабль, который «громаден», «стоек, тверд, величав и страшен», он построен Новым Человеком, который установил на земле антигуманные законы, заковавший себя в кандалы лживой морали.

Пароход «Атлантида» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — это обобщённый образ современного писателю деградирующего буржуазного мира, отражающий его социальную модель с противопоставлением «верхних» и «нижних» этажей жизни. Это то имя собственное, которое у Бунина становится нарицательным.

— Почему рассказ начинается и заканчивается описанием корабля? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

— Какие еще символические образы есть в рассказе? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

Групповая работа (выявление авторских социально-философских обобщений)

Группа 1

Авторское понимание «мёртвой жизни». Прочитайте два абзаца из рассказа со слов «Был конец ноября, до самого Гибралтара…» до слов «… плавает то на одном, то на другом корабле».

−     Почему жизнь пассажиров корабля подчинена строгому порядку?

−     Какую жизнь автор считает мёртвой и почему?

−     Можно ли сопоставить жизнь пассажиров на корабле с пушкинским образом «пира во время чумы»? обоснуйте свой ответ.

−     Можно ли считать это сравнение напоминанием о близкой смерти?

−     Почему рассказ заканчивается со смертью главного героя?

Группа 2

Авторское понимание «живой жизни». Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Наконец, уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров…» до слов «…господин из Сан-Франциско отпустил его кивком головы».

−     Почему автор считает «живой жизнью» жизнь естественного человека?

−     Найдите в описании событий на острове Капри черты «живой жизни».

−     Зачем автор-повествователь рассказывает о сне хозяина отеля, предсказавшем встречу героев в реальной жизни?

Группа 3

Группа 4

Обобщающая беседа

1.    Какие вечные проблемы поднимет Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

2.    Какой смысл заключён в том, что в рассказе соседствуют образы Дьявола и Богоматери?

3.    Какие образы рассказа связаны с мотивами Апокалипсиса?

4.    Почему Бунин сначала включил в рассказ эпиграф из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», а при следующих публикациях снял его?

5.    Почему «Господина из Сан-Франциско» иногда называют притчей?

Итоговый вопрос

Почему рассказ можно назвать рассказом-предупреждением?

 

V. Домашнее задание (1-2)

1. Заполнить цитатную таблицу (рабочий лист)

2. Письменно ответить на итоговый вопрос урока

3. Выполнить работу со словарём литературоведческих терминов (рабочий лист)

4. Прочитать рассказ «Чистый понедельник»

Групповое задание

Прочитать рассказы «Грамматика любви»,»Лёгкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и подготовить сообщение об одном из них.

Индивидуальное задание

Провести учебное исследование на одну из тем:

1.    Музыкальные образы рассказа «Господин из Сан-Франциско»

2.    Роль цвета, звуков и запахов в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

3.    Пушкинский образ «пира во время чумы» в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

 

 

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.

И. Бунин «Сны Чанга»

 

Рабочий лист

Группа Вопросы
1 −Почему жизнь пассажиров корабля подчинена строгому порядку? −Какую жизнь автор считает мёртвой и почему? −Можно ли сопоставить жизнь пассажиров на корбале с пушкинским образом «пира во время чумы»? обоснуйте свой ответ −Можно ли считать это сравнение напоминанием о близкой смерти? −Почему рассказ заканчивается со смертью главного героя?
2 −Почему автор считает «живой жизнью» жизнь естественного человека? −Найдите в описании событий на острове Капри черты «живой жизни». −Зачем автор-повествователь рассказывает о сне хозяина отеля, предсказавшем встречу героев в реальной жизни?
3 −Докажите, что реальный мир, изображённый в рассказе, автор проецирует на мир бесконечного пространства −Какие образы и детали подчёркивают масштабность, космизм повествования, величие природного мира? −Прочитайте описание природы и жителей Капри в финале рассказа; Какими они изображены? −Почему автор противопоставляет цивилизацию естественной жизни рядом с природой?
4 −Можно ли определить временные рамки рассказа? −За счёт чего автору удаётся расширить историческое время повествования, измерить его тысячелетиями? −Как соотносятся в рассказе прошлое и современность? −С какой целью автор упоминает историю римского императора Тиверия? −Есть ли, по мнению автора, прогресс в человеческой истории?

 

Итоговый вопрос

Почему рассказ можно назвать рассказом-предупреждением?

Найдите в рассказе приёмы художественной выразительности и объясните их смысловую роль. Заполните цитатную таблицу.

Приёмы худ.выразительности Цитатные примеры
Образы-символы  
Метафора  
Ирония  
Оксюморон  
Звукопись  
Приёмы ритмизации текста  

 

Оборудование:

− рабочий лист

− текст произведения

− репродукции картин

 

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.

И. Бунин «Сны Чанга»

Ход урока

I. Организационный момент (1мин.)

Приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку

II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний и умений. (7-10 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Ивана Алексеевича Бунина.

Назовите основные события его жизни, которые повлияли на творчество писателя? (ответы учащихся)

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете? (Ответы учащихся)

Дома вы прочли рассказ «Господин из Сан-Франциско» и попытались ответить на некоторые вопросы. Обсудим их вместе.

1.    Первоначальный вариант заглавия этого рассказа - «Смерть на Капри».Попробуйте предположить, почему Бунин отказался от него и назвал произведение «Господин из Сан-Франциско».

2.    В каком году написан рассказ? Важно ли учитывать эту информацию для понимания смысла текста или она несущественна? Есть ли в рассказе какие-то аллюзии (намеки) на недавние или происходящие тогда события?

3.    Постарайтесь кратко - в одном-двух предложениях - сформулировать ту идею, которую вложил в этот рассказ И.А. Бунин.

(Ответы учащихся, обсуждение)

Как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего урока? (Ответы учащихся)

Какую цель поставим перед собой? (Ответы учащихся)

 III. Изучение нового материала (20-25)

Слово учителя

Сообщение об истории создания рассказа

В начале 1910-х годов И. Бунин много путешествовал по Франции, совершил морской круиз, побывал в Египте и на Цейлоне, провел несколько зимних сезонов Италии и на Капри. Начало первой мировой войны застало его в плавании по Волге. Эти события стали на некоторое время главной темой не только для журналистов, но и для многих писателей, но внешне не коснулись бунинского творчества. Судьба личности, судьба России и – шире – судьба мировых цивилизаций становятся ведущими темами его творчества.

В 1915 году в печати появился рассказ «Господин из Сан-Франциско» (ранняя рукопись датирована 14-15 августа этого года и называлась «Смерть на Капри»). Эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон; город крепкий!». Вот ближайший контекст этих слов в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой». (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.18, стих 10) – в позднейших переизданиях будет снят; уже в процессе работы над рассказом писатель изменил название. Однако ощущение приближающейся катастрофы, навеваемое первым вариантом заголовка и эпиграфом, пронизывает сам рассказ.

Согласно свидетельству самого писателя, непосредственным импульсом к возникновению нового замысла стало название повести немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции» (этот заголовок бросился ему в глаза, когда он рассматривал витрину книжного магазина). Томас Манн же был в восхищении от бунинского рассказа и отмечал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значимых произведений Толстого».

Максим Горький тоже восторгался рассказом. «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско», - писал он Бунину.

— Как вы думаете, почему Бунин не даёт имён главному герою и членам его семьи? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

— Какой символический смысл, на ваш взгляд, заключён в названии корабля «Атлантида»? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

Слово учителя (Историко-культурный комментарий к понятию Атлантида)

АТЛАНТИДА — по представлению древних греков, — материк, который будто бы занимал часть Атлантического океана (на запад от «Геркулесовых столбов» (Гибралтарского пролива), а впоследствии бесследно погрузился в море. Платон описывает существовавшее на этой легендарной земле за 9 200 лет до философа могучее государство, простиравшееся до Египта и Италии: оно было богато золотом и серебром, в нем процветали торговля и промышленность, материальная культура вообще, но это был, с точки зрения Платона, нездоровый организм, таивший в себе болезненные элементы разложения: эгоизм, власть денег, роскошь, честолюбие.

Священный остров, символ идеального государства. В мифологеме о золотом веке под Атлантидой подразумевалась сверхразвитая допотопная цивилизация.

Атлантида в начале рассказа символизирует роскошь, богатство, удовольствие, веселье, «игру в любовь», лицемерие, а в конце произведения – корабль. Причём этому кораблю резко противопоставлен океан. Он, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства (вместе с учащимися рассматриваем репродукции картин И. К. Айвазовского и зачитываем из рассказа Бунина описание океана).

«Атлантида» у Бунина – тот корабль, который «громаден», «стоек, тверд, величав и страшен», он построен Новым Человеком, который установил на земле антигуманные законы, заковавший себя в кандалы лживой морали.

Пароход «Атлантида» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — это обобщённый образ современного писателю деградирующего буржуазного мира, отражающий его социальную модель с противопоставлением «верхних» и «нижних» этажей жизни. Это то имя собственное, которое у Бунина становится нарицательным.

— Почему рассказ начинается и заканчивается описанием корабля? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

— Какие еще символические образы есть в рассказе? (ответы учащихся, обсуждение вопроса)

Групповая работа (выявление авторских социально-философских обобщений)

Группа 1

Авторское понимание «мёртвой жизни». Прочитайте два абзаца из рассказа со слов «Был конец ноября, до самого Гибралтара…» до слов «… плавает то на одном, то на другом корабле».

−     Почему жизнь пассажиров корабля подчинена строгому порядку?

−     Какую жизнь автор считает мёртвой и почему?

−     Можно ли сопоставить жизнь пассажиров на корабле с пушкинским образом «пира во время чумы»? обоснуйте свой ответ.

−     Можно ли считать это сравнение напоминанием о близкой смерти?

−     Почему рассказ заканчивается со смертью главного героя?

Группа 2

Авторское понимание «живой жизни». Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Наконец, уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров…» до слов «…господин из Сан-Франциско отпустил его кивком головы».

−     Почему автор считает «живой жизнью» жизнь естественного человека?

−     Найдите в описании событий на острове Капри черты «живой жизни».

−     Зачем автор-повествователь рассказывает о сне хозяина отеля, предсказавшем встречу героев в реальной жизни?

Группа 3

Авторское понимание проблемы «Человек-природа-космос».

−     Докажите, что реальный мир, изображённый в рассказе, автор проецирует на мир бесконечного пространства

−     Какие образы и детали подчёркивают масштабность, космизм повествования, величие природного мира?

−     Прочитайте описание природы и жителей Капри в финале рассказа; Какими они изображены?

−     Почему автор противопоставляет цивилизацию естественной жизни рядом с природой?

Группа 4


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.