Раздел 1. Животные в жизни человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Раздел 1. Животные в жизни человека

2021-01-29 68
Раздел 1. Животные в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Направленность программы:

естественнонаучная

Актуальность программы:

Современное развитие общества, демократические преобразования, вхождение России в мировое образовательное пространство делают необходимыми признание образования и воспитания приоритетными направлениями в политике государства.

  Познание мира человеком начинается с первых минут его жизни. Через познание природы, окружающего мира происходит познание своего «я».

Человеку при всем желании невозможно познать все многообразие окружающего мира, однако самые важные основополагающие моменты должны быть известны каждому человеку. Каждый взрослеющий человек должен знать основные явления окружающего мира, взаимодействие их с миром животных, растений и природными комплексами.

Вместе с тем, в настоящее время востребованными и актуальными являются сетевые формы реализации программ. Это обусловлено спецификой и особенностями оказания услуг в сфере дополнительного образования как на уровне города Смоленска, так и региона в целом. Проблемность ситуации заключается в недостаточно четко сформированной на сегодняшний день системе механизмов сетевого взаимодействия организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ; несоответствии инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники; ограниченного использования потенциала внебюджетного сектора. и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации материально-технической базы учреждений; наличии противоречий между запросами потребителей на новые форматы и тематику дополнительных образовательных программ, отвечающих вызовам времени, и отсутствием таковых программ. В связи с этим становится актуальным организация сетевого взаимодействия с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики для расширения ресурсных возможностей дополнительного образования.

 

Образовательные области применения программы:

психология (понятия личности, коллектива, самооценки, самопознания)

 


этнография (опыт предшествующих поколений, русские народные праздники, обряды, традиции, предметы быта)

 


путешествия, экспедиции, основы туризма

 


изучение природной среды (экология, биология, география).

Отличительные особенности данной программы:

Комплексное изучение природной среды предполагает знакомство с основами наук: экология, биология, география. Изучение естественных наук предполагает необходимость организации путешествий, экспедиций, знакомство с основами туристской техники. Однако путешествия по родному краю ведут к обязательному знакомству с историей своего народа, изучению опыта предшествующих поколений, народных праздников, обрядов, традиций, предметов быта, этнографическим исследованиям, что является программной целью деятельности Детской Лесной Республики.

(Приложения № 1 – 2)

Возраст детей: 13 - 17 лет.

Срок реализации программы: 5 лет.

Объем программы: 1080 ч.

Форма детского объединения: Научное общество учащихся.

Освоение программы «Научное общество учащихся» направлено на:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах естествознания, общебиологической символике;

овладение умениями наблюдать явления, проводить эксперимент, производить расчеты на основе формул веществ и уравнений;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к естествознанию как к одному из фундаментальных компонентов науки и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы организации занятий:

1.Теоретические формы:

- лекция;

- семинар;

- дискуссия, беседа;

- работ с архивными, библиотечными и методическими материалами.

2. Практические формы:

- конференция;

- экспедиционные мероприятия;

- практические и лабораторные работы;

- творческие мастерские.

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию. Объем материала подобран из расчета проведения занятий 6 часов, 2 раза в неделю: теория и практика. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программ.

Цели и задачи программы:

- формирование и развитие системы знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской и научно-практической работы через сетевую форму взаимодействия МБУ ДО «ДТДМ» и ФГБУ ДО «СмолГУ»;

- комплексное краеведческое изучение территории Детской Лесной Республики национального парка «Смоленское Поозерье»;

- изучение флоры и фауны Смоленской области, получение базовых знаний по экологии;

- освоение методик определения и учета позвоночных и беспозвоночных животных;

- освоение методики топографической съемки;

- получение основных навыков и умений по различным видам туризма;

- приобщение к истории и культуре родного края;

- знакомство с  русскими народными обрядами, традициями, предметами быта;

- участие в фольклорно - этнографических праздниках;

- выполнение самостоятельных исследовательских работ;

- психологическое исследование проблем личности;

- психологическое исследование проблем коллектива.

- знакомство с теоретическим материалом по разделу

«Окружающий мир природы» и реализация полученных знаний

на практике;

- развитие чувства любви к прекрасному, гуманного отношения к

миру животных и растений;

- получение знаний в области природоведения, 

экологии, краеведения, зоологии;

- развитие внимания и наблюдательности;

- воспитание трудолюбия и аккуратности;

- становление жизненных позиций и определение

интересов и увлечений.

 

Особенности организации образовательного процесса:

     Совместная работа МБУ ДО «ДТДМ» и ФГБОУ ВО «СмолГУ» организована на принципах партнерства и творческого взаимодействия с использованием ресурсов данных организаций (кадровый потенциал, материально-техническая база, интеллектуальные и творческие ресурсы), осуществляется на основании договора о сотрудничестве. Не менее 50% учебных занятий проводится на базе СмолГУ преподавателями ВУЗа. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме совместного зачета.

Основные принципы построения деятельности:

- добровольность участия каждого в любом общем деле;

- использование индивидуальных интересов и склонностей при формировании рабочих программ и для стимулирования учебно - исследовательской деятельности;

- использование в качестве модели индивидуальной и коллективной деятельности процесса научного творчества,

- построение отношений между старшими и младшими на основе товарищества, партнерства и сотрудничества;

- принцип разновозрастности.

В качестве попытки преодоления психологических проблем, свойственных современному уровню развития подростков, предлагается применение корреляционного' сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Наиболее эффективными следует считать участие детей в экспедиционных мероприятиях детского т/к клуба «Гамаюн» и проведение психологических практикумов.

Достаточно эффективным и методически оправданным при проведении учебных занятий является принцип деления коллектива на микрогруппы с динамичным составом и временно назначаемым лидером. Следует отметить, что у каждого ребенка есть возможность оказаться в социальной роли лидера (по принципу сменяемости походных обязанностей в экспедиционных мероприятиях).

Значительная часть мероприятий и учебных занятий проводится в форме комбинированных видов организации учебно-познавательной деятельности.

При этом используются следующие методы работы:

1. Метод мотивации и стимулирования.

2. Метод организации и осуществления учебно - познавательной деятельности.

3. Метод контроля и коррекции.

4. Методы обучения (передачи знаний):

- рассказ;

- беседа;

- лекция.

5. Методы самостоятельной работы:

- наблюдение;

- эксперимент;

- работа с литературой.

6. Активные методы обучения:

- дискуссия;

- ролевые и имитационные игры.

Дидактическими основами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Применяются проблемный, частично-поисковый, исследовательский подходы в обучении.

Психологические основы: перцепция, логика, эмоциональное стимулирование, рефлексия, эмпатия.

Структура программы:

1 уровень обучения: - специализация «Естествознание» (216 ч.).

2 уровень обучения: - специализация «Зоология» (216 ч.),

                               - специализация «Ботаника» (144 ч.).

3 уровень обучения: - специализация «География» (216 ч.).

4 уровень обучения: - специализация «Психология» (216 ч.).

5 уровень обучения: - специализация «Методика исследований» (216 ч.).

Уровни обучения проходятся последовательно, специализации могут выбираться по желанию (возможна организация занятий по нескольким специализациям). По окончании каждого уровня выдается Сертификат.

Учебно-тематический план 1 года обучения

(специализация «Естествознание»)

Тема Кол-во часов Примечание Ключевые компетенции
1. Структура Центра этнографии, краеведения и туризма. Детская Лесная Республика   4 Теория Детская Лесная Республика
2. Сезонные явления в жизни природы (осень)   2 Практика Фенология, методические приемы наблюдения
3. Экологические проблемы Смоленской области   4 Теория Экология
4. История края. Памятники природы и культуры   2 Теория Культурология
5. Лекарственные растения Смоленской области 4 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза)
6. Народные промыслы (экскурсия)   2 Практика  
7. Рыбы Смоленской области   4 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
8. Природно-очаговые заболевания 2 Теория Биотические связи
9. Птицы Смоленской области 4 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
10. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия 2 Теория Детская Лесная Республика, камеральная обработка результатов
11. Методика полевых наблюдений в походных условиях 4 Теория Детская Лесная Республика, камеральная обработка результатов, методика визуальных наблюдений
12. Топография и ориентирование на местности 2 Практика Топография, компас, карта, азимут
13. Движение по азимуту 4 Практика Топография, компас, карта, азимут
14. Методика ведения дневниковых записей 2 Теория Камеральная обработка результатов, методика наблюдений
15. Сезонные явления в жизни природы (поздняя осень) 4 Теория Фенология, методические приемы наблюдения
16. Обработка результатов наблюдений 2 Теория Камеральная обработка результатов, методика наблюдений
17. Беспозвоночные почвы и воды   4 Теория Беспозвоночные животные (авертебрата), таксон, вид, среда обитания
  18. Цветковые растения Смоленской области   2   Практика   Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза)
19. Особенности биологии цветковых растений 4 Теория Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
20. Низшие растения 2 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
21. Определение мхов, лишайников, водорослей   4 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
22. Млекопитающие Смоленской области 2 Теория Вид, методика визуальных наблюдений
23. Птицы 4 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
24. Подготовка индивидуальной самостоятельной исследовательской работы 2 Практика Камеральная обработка результатов, методика исследований
25. Сезонные явления в жизни природы (зима) 4 Теория Фенология, методические приемы наблюдения
26. Земноводные 2 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
27. Следы жизнедеятельности животных   4 Теория Жизнедеятельность, биотические связи
28. Рыбы 2 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
29. Беспозвоночные 4 Практика Вид, методика визуальных наблюдений
30. Методика сбора беспозвоночных животных 2 Теория Камеральная обработка результатов, методика исследований
31. Виды, занесенные в Красную книгу области 4 Теория Вид, экология, охрана природы, Красная книга
32. Национальный парк 2 Теория Вид, экология, охрана природы, Красная книга, особо охраняемые природные территории, национальный парк
33. Работа с Красной книгой России 4 Практика Вид, экология, охрана природы, Красная книга
34. Биология животного организма 2 Теория Организм, признаки отличия живого от неживого, основные процессы жизнедеятельности
35. Работа с определителем млекопитающих   4 Практика Методика работы с определителем млекопитающих (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
36. Собственный организм: норма, отклонение 2 Практика Организм, физиологические пробы работы организма
37. Работа с определителем птиц 4 Практика Методика работы с определителем птиц (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
38. Работа с определителем пресмыкающихся   2     Практика   Методика работы с определителем пресмыкающихся (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
39. Работа с определителем земноводных 4 Практика Методика работы с определителем земноводных (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
40. Эволюция живого на земле   2 Теория Эволюция, жизнь
41. Эволюция человека 4 Теория Эволюция, организм, человек
42. Работа с определителем высших растений 2 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
43. Работа с определителем низших растений   4 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция
44. Знакомство с гистологическими препаратами 2 Практика Методика наблюдений с применением микротехники, гистология, ткань
45. Изучение видов цветковых растений 4 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
46. Изучение видов деревьев и кустарников 2 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
47. Изучение видов мхов, лишайников, водорослей, грибов 4 Практика Методика работы с определителем растений (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
48. Изучение видов млекопитающих 2 Практика Методика работы с определителем млекопитающих (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
49. Изучение видов птиц 4 Практика Методика работы с определителем птиц (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
50. Изучение видов амфибий, рептилий 2 Практика Методика работы с определителем амфибий, рептилий (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
51. Изучение видов рыб 4 Практика Методика работы с определителем рыб (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии
52. Изучение видов беспозвоночных почвы и воды 2 Практика Методика работы с определителем беспозвоночных (атлас-определитель и теза-антитеза), экология, эволюция, понятие о видовом многообразии, среда обитания
53. Методика сбора беспозвоночных животных 4 Теория Методика сбора беспозвоночных животных
54. Сезонные явления в жизни природы 2 Теория Фенология, методические приемы наблюдения
55. Экологическая игра «Оптимальное решение» 4 Практика Развитие критического мышления
56. Экологическая игра «Построй город» 2 Практика Развитие критического мышления
57. Методика ведения дневниковых записей 4 Теория Камеральная обработка результатов, методика наблюдений
58. Движение по азимуту 2 Теория Топография, компас, карта, азимут
59. Методика топографической съемки 4 Теория Топография, компас, карта, азимут
60. Методика биотопического описания местности 2 Теория Топография, компас, карта, азимут, биотоп
61. Биотоп как часть целостной экосистемы 4 Теория Биотоп, экосистема
62. Физиология организма высших животных 2 Теория Физиология, организм, физиологические пробы организма
63. Физиология организма человека   4 Теория Физиология, организм, физиологические пробы организма
64. Методика физиологических тестирований 2 Теория Физиология, организм, физиологические пробы организма, тест
65. Тест «Я и мое здоровье»   4 Практика Психология, характер, темперамент, тест, роль, общение, адаптация
66. Тест «Твой творческий возраст» 2 Практика Психология, характер, темперамент, тест, роль, общение, адаптация
67. «Турград» 2 Практика Техника юного туриста
68. История Великой Отечественной войны 4 Теория Основные понятия о событиях Великой Отечественной войны
69. Экскурсия по городу «Мой Смоленск» 2 Практика Культурология
70. Особенности полевых наблюдений в летний период 4 Теория Фенология, методические приемы наблюдения
71. Подготовка к проведению самостоятельных исследовательских работ. Подготовка к летней экспедиции   2 Теория Техника юного туриста, камеральная обработка результатов, методика исследований

                                                                            Итого: 216 ч.

Основные базовые понятия:

- Детская Лесная Республика;

- психология;

- характер;

- темперамент;

   - тест;

- роль;

- общение;

- адаптация;

- экология;

- эволюция;

   - позвоночные животные;

- беспозвоночные животные;

- Красная книга;

- генетика;

- эмбриология;

- национальный парк.

 

Литература:

1. Брэм А. Э. жизнь животных. – М.: Терра, 1992.

2. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и

      сказках. – М.: Центрполиграф, 2001.

3. Потресов А. С. Спутник юного туриста. – М.: Физкультура и спорт,

    1967.

4. Реми А. П. Жизнь и нравы насекомых. – М.: Сельхозгиз, 1960.

5. Сосновский А. А. Спутник краеведа. – Симферополь: Таврия, 1978.

6. Формозов А. Н. Спутник следопыта. – М.: изд. Московского

    Университета, 1990.

7. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская

    энциклопедия, 1989.

8. Красная книга Смоленской области. – Смоленск: СГПИ, 1997.

9. Чтения памяти профессора В. В. Станчинского (сборник). – Смоленск:

    СГПИ, 1995.

Учебно-тематический план 2 года обучения

(специализация «Зоология»)

№ п/п Наименование разделов Всего часов Теория Практика Примечание
1. Животные в жизни человека 20 20 - Сентябрь
2. Водная среда и ее обитатели 80 46 34 Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь
3. Почвообразующие животные 62 32 30 Январь, февраль, март
4. Животные – обитатели суши 54 30 24 Март, апрель, май

                                                                                      Итого: 216 часов

Содержание

Методическое обеспечение

Формы организации занятий:

1.Теоретические формы:

- лекция;

- семинар;

- дискуссия, беседа;

- работ с архивными, библиотечными и методическими материалами.

2. Практические формы:

- конференция;

- экспедиционные мероприятия;

- практические и лабораторные работы;

- творческие мастерские.

Учебно-методическая работа

№ п/п Содержание Сроки
1.     2.   3.   4.   5.   6.     7. Оформление материалов комплексных туристско-краеведческих сборов: личные отчеты, камеральные итоги исследований.   Подготовка тестовых и исследовательских материалов: методики изучения личностного роста, состав насекомых-жужелиц различных биотопов.   Разработка экскурсионных материалов: биологические экскурсии в различные биотопы, энтомофауна.   Подготовка природных материалов: ботанический гербарий, коллекция насекомых.   Подготовка туристского инвентаря   Пополнение гербарных и коллекционных материалов   Проведение открытых занятий, массовых мероприятий Ноябрь, январь, март, май, июль   Сентябрь, октябрь   Декабрь   Сентябрь, май   В течение года   Июнь, июль

Перечень основных публикаций отражен в Приложении № 9.

Формы контроля: текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения заданий); тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); итоговый контроль (оценка результатов изучения программы, оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов).

Формы аттестации воспитанников:                                                                              1. Контрольные и открытые уроки.                                                                                2. Участие в мастер-классах, семинарах, конференциях.                                                 3. Творческие отчеты, защита исследовательских работ.                                 4. Полевые практики естествоиспытателей.                                                    5.Участие в зачетных, итоговых мероприятиях, осуществление диагностических процедур, работа с контрольно-измерительными материалами.

(Приложение № 10).  

Приложение № 1 «Детская Лесная Республика Дворца творчества

Приложение № 2 «Этапы реализации круглогодичного эколого-туристического проекта «Детская Лесная Республика»

Название этапа Содержание деятельности Сроки реализации
Подготовительный Разработка положений и планов основных мероприятий программы   Составление планов работы действующих групп в зависимости от специфики коллективов и направления работы руководителя   Координационная работа с администрацией Национального парка «Смоленское Поозерье»   Привлечение общественных организаций, государственных структур и частных лиц для содействия в организационном и финансовом обеспечении лагеря   Психолого – педагогические консультации для родителей    Подготовка материально –  технической базы Проводится перед каждым полевым мероприятием
Осенний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник «Золотая осень»      2. Учебно – тренировочные походы выходного дня   3. Туристско – краеведческие сборы       «Осень» в народном календаре; состояние природы   Фенологические наблюдения   Реконструкция русских народных          обрядов и традиций   Конкурс осенних букетов    «Турград»   Техника пешеходного туризма    Обучение основам туристического быта   Работа с компасом, картой    Природные и исторические объекты маршрута, фото -, видеосъемка     Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря   Формирование органов самоуправления     Адаптация участников лагеря к природно – климатическим условиям   Разведка, географическое изучение и освоение территории ДЛР.     Школа юного туриста   Творческая мастерская «Народные ремесла» (работа с берестой, лыком, деревом)     Конкурс стенгазет «Рибшевские новости»   Лесной театр: праздник «Проводы Лешего», этнографический праздник «Черная курица»         Октябрь   Октябрь     Ноябрь (школьные каникулы), 8 – 10 дней.  
Зимний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник «Колядки»   2. Туристско – краеведческие сборы «Рождество в Рибшево»       3. Лыжная экспедиция «Сказки зимнего леса»   4. Учебно – тренировочные походы выходного дня     Зима в народном календаре   Святочные посиделки   Реконструкция зимних народных обрядов и традиций   Игровая программа «Новогодний хоровод» Экскурсия в музей «Смоленские Украсы» Творческие встречи с родителями   Радиальные маршруты, видеосъемка природных ландшафтов    Шефская помощь жителям д. Рибшево   Поздравление местных жителей с зимними праздниками    Этнографический праздник «Рождество Снегурочки»     Техника лыжного туризма    Правила обустройства лагеря в зимнем лесу   Изучение и описание ландшафтных особенностей территории ДЛР   Фенологические наблюдения     Изучение видового состава зимней фауны, следов на снегу, топографическая съемка   Рождественский вечер: обряды, песни, подарки   Обучение техническим приемам и навыкам лыжного туризма    Топография и ориентирование на местности   Уход за снаряжением и его ремонт в походных условиях   Практические наблюдения: лес зимой, следы на снегу, птицы       Декабрь   Январь (школьные каникулы), 8 – 10 дней   Школьные каникулы, 10 дней   Февраль
Весенний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник «Масленица»   2. Туристско – краеведческие сборы «Здравствуй, Весна!»   3. Экспедиция «Речка в сказочном краю»     4. Туристско – краеведческие сборы.   5. Слет туристско – краеведческого клуба «Гамаюн»     6. «Вахта памяти»     Весна в народном календаре    Проводы зимы; праздничное представление, реконструкция весенних народных обрядов и традиций   Игровая программа «Штурм зимней крепости»   Конкурс скульптур «Снежные Масленицы»     Фольклорно – этнографический праздник «Сороки»; реконструкция народного обряда    Фенологические наблюдения   Экологическая тропа «Путешествие под алыми парусами»    Лесной театр: праздник «Проводы Снегурочки»   Техника водного туризма в весеннее половодье    Байдарочное прохождение фрагмента древнего водного пути «Из варяг в греки»    Комплексное экологическое    исследование р. Гобза     Сельско - хозяйственные работы на приусадебном участке     Оформление альпинария, клумб, цветников   Исследовательско - натуралистическая работа    «Тропа именинников»     Фольклорно – этнографический праздник «Красная горка»    Лесной театр: праздник «Встреча Лешего»   Игровой маршрут «Путешествие в страну «Детская Лесная Республика»   Тропа посвящения в туристы     Благоустройство воинских захоронений   Поздравление ветеранов с Днем Победы, митинг в Рибшево   Военно – патриотический маршрут «Партизанскими тропами»       Февраль- март   Март, (школьные каникулы), 8 – 10 дней     Апрель     Май, 8 – 10 дней   Май     Май  
Летний цикл: 1. Туристско – краеведческие сборы     2. Комплексная экспедиция «Вниз по речке Василевке в сказку озера Сапшо», посвященная памяти Н.М.Пржевальского   3. Конференция «Детская Лесная Республика - источник творческого вдохновения и созидательного преобразования»       Лето в народном календаре   Торжественное открытие летних                    сборов   Благоустройство территории лагеря, стоянок ДЛР   Этнографические исследования   д. Рибшево: история, топонимия   Спортивные соревнования: полоса туристской техники, волейбол, футбол   Работа творческих лабораторий по проблемным темам   Игровой познавательный фольклорно – этнографический маршрут «Сказки Русского Леса»    Праздник «Троицкая березка»    Праздник «Ивана Купала»   Байдарочное прохождение маршрута       Оценка экологического состояния  р. Василевка   Сбор краеведческого материала    Расчистка русла реки от завалов   Топографическая съемка объектов маршрута   Описание створов реки   Описание биологических сообществ   Знакомство с археологическими объектами   Радиальные выходы на оз. Лошамье, Зарайское, к Святому колодцу   Экскурсии в музеи поселка Пржевальское   Фото- и видеосъемка   Защита самостоятельных исследовательских работ   Творческие отчеты участников программы     Выставка «Я и Детская Лесная Республика»         Июнь, 14 - 21 день     Июль, 14 - 21 день     Июль
Подведение итогов Обработка, анализ, систематизация материалов, накопленных в ходе реализации программы   Оформление летописи, фотоальбомов, создание видеофильмов Представление исследовательских работ на городских и областных конференциях   Обсуждение перспектив деятельности, внесение предложений по развитию программ лагеря   Анализ личностных качеств участников и уровня развития коллектива     Проводится после каждого полевого мероприятия

 

 

Приложение № 3 «Психолого – педагогические аспекты

 деятельности Детской Лесной Республики»

Для формирования личности человека большое значение имеет участие его в конкретном практическом деле, вызывающее у человека удовлетворение и дающее возможность ощутить свою собственную

значимость. Очень важно, чтобы дело, в котором участвует подросток, имело социально – положительную окраску.

    В этом отношении возникает проблема поисков видов деятельности, которые могли бы быть массовыми, полезными и, вместе с тем, приносили эмоционально – положительный настрой. Следует полагать, что решение данной проблемы состоит в следующем:

1. Поиск конкретного практического дела (его общественная значимость обязательно должна осознаваться ребенком).

2. Организация работы с учетом индивидуально – психологических особенностей, в том числе их физических, психических возможностей.

3. Деятельность детей должна строиться таким образом, чтобы обязательно присутствовал эмоционально – положительный настрой.

4. Ребенок не может и не должен быть включен в данную деятельность непрерывно. Следовательно, работа должна организовываться поэтапно, но содержание деятельности в разные периоды времени должно быть логически связано друг с другом. Развитие глубины содержания строится по принципу преемственности.

Приложение № 4 «Годовой план проведения комплексных

 эколого-краеведческих сборов «Школы юного исследователя»

Зимние сборы. Темы:

- «Сказки зимнего леса»;

- «Народный календарь»;

- «Следы животных на снегу»;

- «Штурм снежной крепости».

 

Мартовские Сороки. Темы:

- «Народный календарь»;

- «Весеннее равноденствие»;

- «Фенологические наблюдения»;

- конкурс снежных скульптур.

Майская Вахта памяти. Темы:

- «Вахта памяти» (благоустройство братских могил, проведение митинга);

- «Фенологические наблюдения».

 

Майская программа учебных семинаров, теоретических и научно-практических занятий по следующим направлениям:

- народная культура и духовность;

- туристско-краеведческая работа и экологическое воспитание.

Июньская летняя программа. Темы:

- «Народная культура» (творческий семинар);

- «Славянская мифология и русские народные сказки»;

- «Народный календарь. Летние праздники»;

- прохождение фольклорно-этнографического маршрута «Сказки русского


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.