Тема 7 . криминалистическое документоведение — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 7 . криминалистическое документоведение

2021-01-29 102
Тема 7 . криминалистическое документоведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подделка бланка документа

 

Изготавливают поддельные бланки документов при помощи средств оперативной полиграфии (копировальной техники), компьютеров - путем сканирования или подбора соответствующего шрифта.

Существуют и "традиционные" средства подделки бланков документов: рисование, гравировка клише. Характерны признаки подделки: нестандартный шрифт, неравномерная толщина штрихов, изломы в овальных элементах знаков, извилистость строки, зеркальное изображение знаков и т.п.

Для клише, изготовленного фотоцинкографическим способом, присущи утолщение слоя краски по краям штрихов и вдавленность штрихов букв, изменение размеров оттиска относительно оригинала, недостаточная четкость мелких штрихов и деталей, неровные края и разрывы в штрихах, образование округлостей углов в результате травления кислотой.

Конечно, все вышесказанное относится к бланкам одностраничных документов, не имеющих корешков, например справок. Паспорт, диплом, трудовую книжку подделать невозможно (в принципе подделать можно любой документ, если есть в наличии подпольная типография, необходимые материалы и технология). Но возможен интеллектуальный подлог, когда на купленных (сворованных) бланках документов подделывают реквизиты.

Чтобы защитить бланки документов от подделки, необходимо вести их строгий учет при изготовлении, хранении и выдаче. Бланки документов (незаполненные трудовые книжки, дипломы об образовании, пенсионные удостоверения, пропуска, удостоверения личности, гербовые или негербовые бланки документов (писем, приказов, распоряжений, постановлений и др.)), печати, штампы являются полиграфической продукцией, подлежащей строгому учету.

Бланки изготавливаются только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

На бланках, изготовленных типографским способом или нумератором (в случае если это бланк приказа), проставляют порядковые номера, а при необходимости, и серии этих номеров. Учет бланков ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме (карточке, журнале) по реквизитам.

 

Реквизиты учета бланков

 

При поступлении бланков (печатей, штампов) в организацию: При выдаче бланков:

- наименование вида бланка (печати, штампа);

- дата поступления;

- номер сопроводительного документа;

- наименование организации- поставщика бланков (печатей, штампов);

- количество экземпляров;

- серия и номера бланков (не касается печатей и штампов) - наименование вида бланка (печати, штампа);

- количество экземпляров;

- серия и номера бланков (не касается печатей и штампов);

- наименование структурного подразделения организации, фамилия и инициалы должностного лица - получателя бланков (печатей, штампов);

- расписка в получении;

- примечание (отметка об уничтожении и т.д.)

 

Бланки и печати хранят в надежно запираемых и опечатываемых шкафах. Уничтожение бланков осуществляют по акту с отметкой в учетно-регистрационной форме.

Контроль за использованием и хранением бланков документов возлагается на службу документационного обеспечения организации или подразделения, отвечающую за использование и хранение по видам бланков и печатей. Например, учет, использование и хранение бланков пропусков и удостоверений личности в некоторых организациях возлагается на службу безопасности или хозяйственную службу. Лица, персонально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются распорядительным документом руководителя организации.

Регистрационно-учетные формы включают в номенклатуру дел организации.

Проверку наличия, использования и хранения бланков проводят не реже одного раза в год комиссией, назначаемой руководителем организации.

О проведенных проверках делают отметки в учетно-регистрационных формах после последней записи. В случае обнаружения нарушений при изготовлении, учете, хранении и использовании бланков комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляют актом и доводят до сведения руководителя организации.

Допускается тиражирование средствами оперативной полиграфии организации приказов, распоряжений, постановлений, предназначенных для рассылки, при условии заверения каждой копии документа печатью организации.

 

Замена фотографий

 

Наиболее распространенные приемы:

- полная замена фотографии;

- монтаж фотоснимка (на документе оставляется часть прежней фотографии с имеющимся на ней оттиском печати, а к ней подклеивают фотографию другого лица);

- нанесение на подложку старой фотографии части эмульсионного слоя другой фотографии.

 

Замена листов в документе

 

Замена листов встречается при подделке трудовых книжек, паспортов и иных документов, состоящих из нескольких листов. Признаки замены: различие в оттенке и качестве бумаги разных листов; несовпадение нумерации страниц; несовпадение серии и номера листов, размеров и конфигурации краев листов; различие в типографическом тексте замененного листа с остальными.

Криминалистический учет поддельных документов ведут органы МВД. Основное назначение такого учета состоит в обнаружении поддельных документов и пресечении преступной деятельности использующих их лиц, в установлении лиц, занимающихся подделкой документов.

Учету подлежат бланки поддельных документов, изготовленных с использованием полиграфической или иной множительной техники, клише, набора типографских литер. Ведение подобного учета позволяет установить единый источник прохождения поддельных документов, отпечатанных с одного набора, клише или с использованием одного и того же множительного аппарата.

Признаки письменной речи

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Выделяют следующие признаки письменной речи:

1. лексические, характеризующие общий словарный запас и особенности его лексики. К особенностям лексики относятся:

а) неологизмы – новые, не вошедшие в словарный фонд слова;

б) вульгаризмы – грубые, нелитературные выражения и слова;

в) архаизмы – старые, вышедшие из употребления выражения;

г) диалектизмы – слова из местного наречия;

д) профессиональныетермины и выражения;

е) жаргонные слова;

2. грамматические, в которых отражается владение исполнителем грамматическими правилами письма. Наличие повторяющихся орфографических, синтаксических, морфологических ошибок являются идентификационным признаком. В зависимости от частоты и характера встречающихся ошибок уровень грамотности подразделяется на: а) низкий; б средний; в)высокий;

3. стилистические, характеризующие манеру изложения мыслей, способность автора пользоваться многообразием средств письменной речи (официально-деловой, производственно-технический, разговорно-бытовой), а также композиционное построение рукописи. В текстах, встречающихся в следственной практике, о стиле изложения удается судить по составу слов и построению предложений;

4. топографические:

а) особенности размещения текста на бумаге;

б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;

в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;

г) особенности размещения подписи и даты;

д) особенности размещения текста адреса на конверте;

е) способ подчеркивания некоторых частей в тексте;

ж) способ написания даты;

з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

На автороведческую экспертизу отправляют:

1. документы;

2. научные разработки;

3. статьи;

4. методические пособия;

5. рукописные и машинописные, полиграфические тексты.

 

Подготовка материалов в судебно-почерковедческой и судебно - автороведческой экспертиз: свободные, условно свободные и экспериментальные образцы, особенности отбора образцов при экспертизе измененного письма, подписей и цифрового письма.

Почерковедческая экспертиза

Почерк – это навык, приобретенный человеком в ходе его обучения. Под ним понимается система условно-рефлекторной связи, обеспечивающая движение и его соответствие поставленной задаче при повторном движении в сходных условиях.

В процессе расследования преступления нередко приходится сталкиваться с фактом отрицания обвиняемым или подозреваемым выполнения рукописного текста документа – вещественного доказательства. В таких случаях для установления факта назначается почерковедческая экспертиза.

Предварительное исследование, как и экспертное, производится путем сравнивания данного текста с образцами почерка лица, предположительно исполнившего данный текст. В ходе сравнительного исследования рекомендуется составление таблиц-разработок общих признаков почерка. Лист бумаги делят пополам, слева срисовываются признаки почерка, проявившиеся в тексте документа, а справа – признаки, отобразившиеся в образцах почерка. Сравнение производится с учетом общих и частных признаков почерка.

Очень часто при помощи экспертизы почерка приходится решать задачу по установлению лица, исполнившего рукописный текст документа. Вместе со спорным документом на экспертизу необходимо обязательно направить сравнительные образцы.

В практике почерковедческой экспертизы используются сравнительные образцы трех видов:

1. свободные – образцы письма, которые были выполнены до возбуждения уголовного дела. Они могут быть обнаружены по месту работы, учебы, дома, у родственников и т. д. В качестве свободных образцов могут выступать документы личной и служебной переписки, автобиографии, заявления, конспекты и т. д.;

2. условно-свободные – образцы, выполненные в связи с данным уголовным делом, но не для экспертизы (заявления);

3. экспериментальные – образцы, выполненные специально для экспертизы, либо под диктовку следователя, либо при помощи переписывания какого-либо текста, предложенного следователем.

При экспертизе предпочтение отдается свободным образцам.

Свободные образцы перед направлением на экспертизу проверяются. У подозреваемого выясняется, выполнил ли он данный документ. В экспериментальных образцах следует использовать такие же материалы, которые использованы в документе. Когда текст пишется под диктовку, то в него следует включить такие же предложения и слова, которые находятся в исследуемом документе.

Для исследования подписи на экспертизу направляются тексты и подписи подозреваемого лица. Если исследуемый текст выполнен печатными буквами, следует вместе с обычными образцами представить образцы, которые будут выполнены печатными буквами. Каждый свободный образец снабжается пояснительной запиской, в которой указываются фамилия, имя, отчество лица и его подпись.

Задачи почерковедческой экспертизы:

1. установление тождества;

2. установление объектов, при которых исполнялись рукописные тексты.

К объектам почерковедческой экспертизы относятся:

1. рукописные тексты;

2. документы;

3. фрагменты текста, краткие заметки;

4. цифровые записи;

5. подписи.

Тема 7. криминалистическое документоведение

1. Правила обращения с документами - вещественными доказательствами

Документ-вещественное доказательство - это документ, имеющий какие-либое материально зафиксированные следы. Например, CD-диск, на поверхности которого имеется след пальца руки, накладная со следами дописки.

 

Основные правила обращения с документами – вещественными доказательствами.

1. Необходимо произвести подробное описание документа в протоколе процессуального действия, а также его фотографирование.

2. Нельзя делать на документах каких-либо пометок, подчисток, подчеркиваний, других исправлений и поправок.

3. Хранить документы рекомендуется в развернутом виде, в случае, если это невозможно, то складывается документ либо по старым складкам, либо таким образом, чтобы в складки не попали письменные знаки, подписи, оттиски печатей и штампов, и другие реквизиты документов.

4. В дело следует подшивать не сами документы, а пакеты, в которых они находятся. На пакете должно быть указано точное наименование вложенного в него документа и основные реквизиты, надписи на конверте желательно делать до помещения в него документа.

5. Для прочтения текста документа следует применять методы, которые не видоизменяют документ, в процессе осмотра документа нельзя применять мощные ультрафиолетовые и другие излучатели.

6. Необходимо оберегать документы от длительного воздействия солнечного света, влажности и высокой температуры.

7. При работе с сильноизмененными, ветхими, разорванными, сожженными документами следует соблюдать специальные рекомендации и для этого необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Правила обращения с документами заключаются в следующем. Исследуемые документы не должны подвергаться изменениям, они должны сохраняться в неизменном виде. При ознакомлении с документами нельзя на них делать какие-либо надписи, пометки и так далее, нельзя облучать документ длительное время, так как это может повлечь изменение или утрату физических свойств материала документа.

Документы – вещественные доказательства нельзя подшивать к материалам дела, сначала их нужно положить в конверт, а потом уже подшивать к делу. Также документы рекомендуется сгибать только по имеющимся уже сгибам. Разорванные документы следует помещать между прозрачными пластинками. Так как на документах могут остаться какие либо следы (рук), микрочастицы, запаха и так далее, то брать документы в руки следует в резиновых перчатках или пинцетами.

 

2. Признаки изменений текста и подделок других реквизитов документа.

Основными признаками подделки документа являются:

- несоответствие формы, цвета бланков и его реквизитов;

- противоречивость содержания, орфографические ошибки, нестандартный шрифт, использование вышедших из употребления бланков, печатей и т.д.;

- следы механического воздействия;

- дописка или внесение записей на месте удаленного текста (можно обнаружить посредством выявления логических противоречий при изучении содержания документа, а также с помощью лупы или микроскопа);

- композиционные следы подделки - вклейка цифр, переклейка фотографий или частей и т.п. (определяется визуально);

- следы подделки методами рисования и черчения;

- следы поддельных клише;

- следы при монтаже аудио- и видеомагнитных лент.

 

Словарь кадрового делопроизводства.

Дописка - это изменение первоначального содержания документа путем внесения на свободные места новых букв, цифр, слов и их сочетаний. Признаки дописки: различия в цвете и оттенках штрихов первоначальных и новых записей, в ширине штрихов и выработанности почерка (сжатые или увеличенные промежутки между буквами, словами, строками); наличие примесей в одних штрихах, отсутствие их в других и пр.

Подчистка текста документа - это механическое удаление штрихов с целью изменения его первоначального содержания.

Травление текста документа - это удаление записей или их части путем обесцвечивания красителя штриха химическими реактивами (кислоты, щелочи, окислители).

Смывание - это удаление штрихов с поверхности документа посредством различных растворителей.

 

Подделка может быть полной (изготовление полностью поддельного документа с соблюдением внешних признаков документа) - интеллектуальный вид подлога, или частичной (внесение в подлинный документ изменений) - материальный вид подлога.

При интеллектуальном подлоге изложенные в документе сведения не соответствуют действительности. Например, документ, выданный от имени не существующей организации, поддельный бланк диплома о высшем образовании (который, кстати, можно купить в переходах метро), ложные данные о работе.

Материальный подлог - приписка, подчистка, травление текста документа, например, в трудовой книжке - с целью увеличения стажа работы, его неразрывности, присвоения более высокой квалификации, должности, специальности. Первое, что необходимо сделать работнику при сомнении в подлинности представляемого документа или записи в нем, - обратиться в организацию, где был выдан документ.

Подчисткой называют механическое удаление штрихов с целью изменения его первоначального содержания. Признаки подчистки: нарушение структуры верхнего слоя бумаги, в результате чего она становится более шероховатой и тонкой, что выявляется при рассмотрении документа на просвет. При подчистке нередко повреждаются штрихи линовки, защитной сетки и находящихся рядом письменных знаков. В то же время остается рельеф удаленного текста, проявляющийся в виде вдавливаний с лицевой и выпуклостей с оборотной стороны листа. Вновь написанные буквы, цифры имеют неровные края штрихов, образующиеся из-за увеличения впитывающей способности шероховатой бумаги.

Бывают случаи, когда проявляются остатки штрихов первоначального текста в виде частиц красящего вещества. Следы механического воздействия порой маскируются приглаживанием, в результате чего могут образоваться характерные трассы от предметов, применявшихся для приглаживания.

При травлении текстов документов происходит удаление записей или их части путем обесцвечивания красителя штриха химическими реактивами (кислоты, щелочи, окислители). Признаки травления проявляются в нарушении проклейки бумаги, матовости или изменении цвета бумаги в местах травления. Бумага в этих местах нередко приобретает желтоватый оттенок; образуются трещины, наблюдается обесцвечивание или изменение записей, наличие остатков слабовидимых штрихов первоначального текста, различие в люминесценции подвергавшегося травлению участка и остальной поверхности документа. Признаки травления выявляются с помощью лупы, микроскопа, исследований в ультрафиолетовых лучах, контрастирующей фотосъемки, съемки видимой и инфракрасной люминесценции и т.д.

Смывание как способ подделки документов состоит в удалении штрихов с поверхности документа посредством различных растворителей. Например, реквизиты документа (реквизиты бланка, оттиск печати, сам текст документа и т.д.), изготовленные при помощи лазерного или струйного принтера, подделывают следующим образом. Наносят спирт на интересующий фрагмент документа, и когда спирт испарится, сдувают порошок картриджа. Затем дописывают, вставляют нужную информацию.

Сегодня при помощи средств вычислительной техники, программного обеспечения и периферийного оборудования (сканеры, принтеры, включая цветные) вполне возможно на высоком уровне подделать все реквизиты документа, включая герб или товарный знак, подобрать нужный шрифт текста документа, подделать подпись или оттиск печати, изготовить поддельное клише печати или штампа.

Рассмотрим основные формы подделки реквизитов документов - подделка бланка документа, подделка подписи, подделка печати и штампа, замена фотографии, замена листов в документе.

 

Подделка бланка документа

 

Изготавливают поддельные бланки документов при помощи средств оперативной полиграфии (копировальной техники), компьютеров - путем сканирования или подбора соответствующего шрифта.

Существуют и "традиционные" средства подделки бланков документов: рисование, гравировка клише. Характерны признаки подделки: нестандартный шрифт, неравномерная толщина штрихов, изломы в овальных элементах знаков, извилистость строки, зеркальное изображение знаков и т.п.

Для клише, изготовленного фотоцинкографическим способом, присущи утолщение слоя краски по краям штрихов и вдавленность штрихов букв, изменение размеров оттиска относительно оригинала, недостаточная четкость мелких штрихов и деталей, неровные края и разрывы в штрихах, образование округлостей углов в результате травления кислотой.

Конечно, все вышесказанное относится к бланкам одностраничных документов, не имеющих корешков, например справок. Паспорт, диплом, трудовую книжку подделать невозможно (в принципе подделать можно любой документ, если есть в наличии подпольная типография, необходимые материалы и технология). Но возможен интеллектуальный подлог, когда на купленных (сворованных) бланках документов подделывают реквизиты.

Чтобы защитить бланки документов от подделки, необходимо вести их строгий учет при изготовлении, хранении и выдаче. Бланки документов (незаполненные трудовые книжки, дипломы об образовании, пенсионные удостоверения, пропуска, удостоверения личности, гербовые или негербовые бланки документов (писем, приказов, распоряжений, постановлений и др.)), печати, штампы являются полиграфической продукцией, подлежащей строгому учету.

Бланки изготавливаются только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

На бланках, изготовленных типографским способом или нумератором (в случае если это бланк приказа), проставляют порядковые номера, а при необходимости, и серии этих номеров. Учет бланков ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме (карточке, журнале) по реквизитам.

 

Реквизиты учета бланков

 

При поступлении бланков (печатей, штампов) в организацию: При выдаче бланков:

- наименование вида бланка (печати, штампа);

- дата поступления;

- номер сопроводительного документа;

- наименование организации- поставщика бланков (печатей, штампов);

- количество экземпляров;

- серия и номера бланков (не касается печатей и штампов) - наименование вида бланка (печати, штампа);

- количество экземпляров;

- серия и номера бланков (не касается печатей и штампов);

- наименование структурного подразделения организации, фамилия и инициалы должностного лица - получателя бланков (печатей, штампов);

- расписка в получении;

- примечание (отметка об уничтожении и т.д.)

 

Бланки и печати хранят в надежно запираемых и опечатываемых шкафах. Уничтожение бланков осуществляют по акту с отметкой в учетно-регистрационной форме.

Контроль за использованием и хранением бланков документов возлагается на службу документационного обеспечения организации или подразделения, отвечающую за использование и хранение по видам бланков и печатей. Например, учет, использование и хранение бланков пропусков и удостоверений личности в некоторых организациях возлагается на службу безопасности или хозяйственную службу. Лица, персонально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются распорядительным документом руководителя организации.

Регистрационно-учетные формы включают в номенклатуру дел организации.

Проверку наличия, использования и хранения бланков проводят не реже одного раза в год комиссией, назначаемой руководителем организации.

О проведенных проверках делают отметки в учетно-регистрационных формах после последней записи. В случае обнаружения нарушений при изготовлении, учете, хранении и использовании бланков комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляют актом и доводят до сведения руководителя организации.

Допускается тиражирование средствами оперативной полиграфии организации приказов, распоряжений, постановлений, предназначенных для рассылки, при условии заверения каждой копии документа печатью организации.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.