Результаты социологических исследований в области востребованности выпускников педагогических специальностей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Результаты социологических исследований в области востребованности выпускников педагогических специальностей

2021-01-29 103
Результаты социологических исследований в области востребованности выпускников педагогических специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обратимся теперь к рынку труда. Что говорят работодатели и выпускники о содержании подготовкивыпускников педагогических специальностей.

О том, каких личностных и профессиональных качеств не хватает сегодня учителю для успешного осуществления профессиональной деятельности, показывают проведенные социологические исследования.

Рассмотрим исследования, посвященные анализу потребностей работодателей.

По данным сравнительного анализа результатов мониторинга требований работодателей – руководителей образовательных учреждений – к качеству подготовки молодых специалистов и мониторинга удовлетворенности выпускников педагогических специальностей качеством своей профессиональной подготовки, проведенногона базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), для успешной профессиональной деятельности нынешним молодым педагогам не хватает навыков в следующих видах работ (График 2. по частоте упоминания):

· Планирование образовательной деятельности;

· Ведение документации;

· Владение современными компьютерными технологиями;

· Правовое сопровождение образовательной деятельности [21].

 

 

График 2. Навыки, слабо сформированные у молодых учителей

 

Результаты социологического опроса «Школьное образование в Москве глазами участников образовательного процесса», проведенного Институтом гуманитарного развития мегаполиса совместно с Левада –Центр в 2012 году, показывают, что в настоящее время наиболее актуальны запросы не на профессиональные качества учителя, а на коммуникативные навыки, умение создавать комфортные условия пребывания в школе. Так, лидирующие позиций в перечне желаемых качеств у учителя занимают: умение создать комфортную обстановку (38,6 %), умение заинтересовать (36, 4 %), индивидуальный подход (33,2 %).(График 3)

 

График 3. Требования к учителю. Дефицит желаемых качеств.

(по материалам доклада Авраамовой Е.М. «Школьное образование в Москве глазами директоров школ, учителей и родителей» в рамках Семинара "Актуальные исследования и разработки в области образования" ИРО ВШЭ)

 

 

И.И. Соколова, подводя итоги социально-педагогического исследования, организованного институтом педагогического образования и образования взрослых РАО, отмечает, что молодые преподаватели в начале профессионального пути испытывают недостаток следующих знаний [35]:

             Как отмечает И.И. Соколова, «Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще как-то хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Эта сторона деятельности учителя совершенно не разработана по крайней мере в практическом плане» [35].

Необходимость формирования профессиональных компетенций будущих педагогов на основе потребностей рынка труда не только подчеркивается в программных документах, но и подтверждается результатами опроса работодателей.

Так, изучая проблему формирования компетенцийна основе запросов работодателей и проведя маркетинговое исследование среди 24 образовательных учреждений Восточного управленческого округа Свердловской области,  Е.Н. Кочнова выявила востребованность профессиональных компетенций «…связанных с владением разными технологиями организации образовательного процесса, обеспечивающими метапредметные и личностные учебные достижения обучающихся, организацию обучения детей с особыми образовательными потребностями (процент выбора варьируется от 61,5 до 100), что говорит о недостаточной эффективности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов».[18]

Инструментом профессиональной подготовки учителей в рамках образовательного процесса колледжа является образовательная программа. Отношение работодателей к содержанию образовательных программ,несомненно является важным и необходимым при ее разработке. Однако, анализ социологических исследований по данной тематике показал, что таких работ не много.

Так, в рамках мониторинга востребованности бакалавров в образовательных учреждениях столицы, проведенным Московским гуманитарным педагогическим институтом, было проведено анкетирование 788 руководителей образовательных учреждений из 9 округов[10].

В одном из блоков мониторинга руководителям было предложено поучаствовать в обсуждении образовательных программ педагогических вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Так, 36% всех опрошенных работодателей предложили внести в учебные планы подготовки педагогов  дополнительные дисциплины, а 9% согласились войти в рабочую группу, которая позволяла бы осуществлять обратную связь и привлекать работодателей к процессу подготовки учителей. Среди названных работодателями дисциплин лидируют те, которые так или иначе связаны с общением в коллективе (15%): этика и культура делового общения, деловой этикет, конфликтология. Многие работодатели отмечают низкую общую культуру молодых специалистов, и в первую очередь культуру коммуникативную. Преодолеть это затруднение можно, включив в учебный план подготовки бакалавров комплексную программу мероприятий по адаптации выпускников к рынку труда. Следующая по значимости группа (14%) - бизнес-дисциплины (экономика, менеджмент и маркетинг). Директора ожидают от своих работников компетентности в управлении и экономической грамотности.

Равное количество респондентов (по 13%) предлагают уделить повышенное внимание дополнительным дисциплинам психологического цикла и спецкурсам, отражающим наиболее актуальные направления учебной деятельности. При этом работодатели предлагают усилить подготовку бакалавров в области возрастной и практической психологии, которые и так входят в учебный план, и ввести отдельный курс психологической адаптации молодого специалиста на рабочем месте. Самыми актуальными направлениями учебной деятельности работодатели считают технологии работы по новым ФГОС, дифференцированный подход к обучению, проектную деятельность и компетентностный подход.

Замыкают рейтинг правовые дисциплины, дисциплины, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и связанные с информационно-коммуникационными технологиями (по 10%). Среди предложенных правовых дисциплин преобладают те, которые связаны с образовательным правом и нормативно-правовой базой современной системы образования. Важнейшими аспектами внеурочной деятельности работодатели считают работу классного руководителя, подготовку родительских собраний и дополнительное образование.

Обобщенный график выглядит следующим образом:

График 1. Дисциплины, которые необходимо включить в образовательный процесс (по мнению работодателей).

 

 

Международное исследования TEDS-M, проведенное среди студентов последнего курса образовательных учреждений профессионального образования, присваивающих квалификацию учитель начальных классов и учитель математики, выявило недостаточный уровень следующих навыков:

· организации индивидуальной работы учащихся с учетом их интересов и способностей;

· соотнесения трудности учебного материала с особенностями контингента учащихся и моделирования заданий разной трудности;

· диагностикиучебных достижений, выявления типичных ошибок и определения направлений коррекционной работы.

Сами студенты считают недостаточной свою подготовку в следующих областях: использование ИКТ, работа с трудными и немотивированными учащимися, работа в тесном контакте с другими преподавателями». [16]

Исследование подтвердило академичность и фундаментальность профессиональной подготовки российских учителей.  Однако в настоящее время произошла смена парадигмы образования, которая в современных условиях акцентирует внимание на формировании способности применять знания для решения различных проблем. При этом необходимо не потерять традиционно сильную сторону нашего образования, которая заключается в формировании научных знаний.

Исследование TEDS-M показало, почему российские школьники показывают невысокие результаты в международных исследованиях образовательных достижений при решении задач, описывающих реальные жизненные ситуации и требующих применения знаний для решения практических проблем. Такие задачи вызывают затруднение и у самих учителей.

Кроме того, результаты будущих учителей начальной школы по математике выше, чем их результаты по методике преподавания математики.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сказать, что молодые учителя и работодатели (директора школ) выделяют следующую совокупность компетенций, востребованных на современном этапе:

· умение взаимодействовать с коллегами;

· готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию

· владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ

· компетентность в области работы в разными категориями детей (как с одаренным учащимися, так и с учащимися, имеющими проблемы в развитии)

· компетентность в области оценивания, диагностики мониторинга учебных достижений.

· адаптация к меняющимся условиям деятельности

· управленческая культура

 

 

1.4Содержание подготовки учителя начальных классов в нормативных документах

Рассмотрим нормативные документы, отражающие компетенции, необходимые для ведения профессиональной деятельности в области начального образования.

Подготовка учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных классах, который предоставляет достаточно свобод образовательному учреждению в разработке содержания образовательных программ, в том числе формулировке новых компетенций.В ФГОС СПО сформулированы компетенции общие и профессиональные, необходимые выпускнику для профессиональной деятельности. Но позволит ли подготовка только в соответствии с ФГОС подготовить специалиста, востребованного на рынке труда?

Требования к учителю отражены в разных нормативных документах.

В действующих квалификационных характеристиках сформулированы следующие требования к компетенции учителя [Врезка 1].

Врезка1. Выдержки из квалификационной характеристики учителя · Информационная компетентность учителя (ИКТ-компетентность) · Правовая компетентность учителя · Социально-коммуникативная компетентность учителя · Методическая компетентность учителя · Повышение квалификации педагога · Знание дидактики

 

 

Данные требования представляют собой скорее общие направления работы учителя в процессе осуществления профессиональной деятельности, т.е. требования, без которых в принципе нельзя осуществлять педагогическую деятельность.

Для разработки содержания подготовки учителей образовательное учреждение должно четко понимать запросы рынка труда, ожидания выпускников. Квалификационные характеристики не отражают требования современных тенденций развития образовательной системы России. К тому же они являются обобщенными для всех категорий учителей.

На подготовку специалистов оказывают влияние ряд факторов: доступность педагогического образования для молодежи с низкой академической успеваемостью приводит  к снижению качества педагогического образования; информатизация образования и жизни общества в целом накладывает дополнительные требования к подготовке; функционирование школ в   новых экономических условиях; внедрение систем Е-learning; становление нового культурного типа личности: активной, компетентной, конкурентоспособной, мобильной.

В связи с этим, в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт педагога, в котором будут прописаны требования к педагогу, в том числе, с учетом специфики работы в начальной школе[Врезка 5].

Кроме того, разрабатываемый в настоящее время профессиональный стандарт педагога предусматривает наличие новых компетенций, не включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт квалификационные характеристики учителя [Врезка 2].

Обусловлено это рядом причин. И.И. Соколова, анализируя результаты социально-педагогического исследования, проведенного РАОи ссылаясь на доклад Д.И. Фельдштейна (апрель 2010, исследования РАО) отмечает произошедшие в последние годы изменения детей в социальном, психологическом и физиологическом аспектах, которые влекут за собой изменения в сфере начального образования:

· Понизилась креативность, энергичность мышления, волевые качества;

· Вырос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки,

· Наблюдается рост психических заболеваний детей;

· 25 % младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей;

· Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще, дети стали хуже понимать тексты;

·
Врезка2. Выдержки из Проекта профессионального стандарта учителя Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: · Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. · Знание дидактики
Появляется все больше одаренных детей в личностной, интеллектуальной, художественной сфере, в спортивном направлении»[35]

 

Таким образом, подтверждается необходимость формирования новых профессиональных компетенций.

Обширный перечень компетенций, отраженных в профессиональном стандарте педагога, представляет требования к  воспитательной работе учителя. В соответствии с определенными в ФГОС видами профессиональной деятельности можно распределить компетенции по этим видам: Организация внеурочной деятельностии общения младших школьников [Врезка 3]и Классное руководство[Врезка 4].

Междисциплинарные курсы по основам организации внеурочной работы по предмету направлены на изучение содержания и особенностей реализации методов и форм внеурочной работы, контроля результатов, связанных со спецификой предметных областей и слабо отражают воспитательную компоненту, предусматривающую роль внеурочной деятельности в воспитании личности ребенка

 

Врезка 3

Профессиональный стандарт педагога ФГОС СПО · Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности · Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. · Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. · Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). · Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).   «ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.»  

 

 

В профессиональном стандарте также представлен широкий спектр компетенций в области классного руководства, который на порядок выше зафиксированного и отраженного в содержании ФГОС СПО.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.