ГЛАВА I .Теоретические подходы к формированиюкомпетенций учителя начальных классов, востребованных на рынке труда — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ГЛАВА I .Теоретические подходы к формированиюкомпетенций учителя начальных классов, востребованных на рынке труда

2021-01-29 61
ГЛАВА I .Теоретические подходы к формированиюкомпетенций учителя начальных классов, востребованных на рынке труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

 

на тему

Совокупность компетенций, позволяющих выпускнику педагогического колледжа быть востребованным на рынке труда

    ________________ (подпись)   ________________ (подпись)     Студент группы № 803-М Дедюхина А.А.     Научный руководитель Каспржак А.Г.  

 

Москва, 2013 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию компетенций учителя начальных классов, востребованных на рынке труда ……………………………………………………….     стр.13
1.1 Профессиональная деятельность учителя начальных классов: проблемы и перспективы …………………………..   стр.13
1.2 Профессиональная подготовка учителей в зарубежных образовательных системах ……………………………………   стр.26
1.3 Результаты социологических исследований в области востребованности выпускников педагогических специальностей ………………………………………………….   стр.35
1.4 Содержание подготовки учителя начальных классов в нормативных документах ……………………………………….   стр.42
Глава 2.Формирование компетенций, позволяющих выпускнику педагогического коллежа быть востребованным на рынке труда     стр.49
2.1Выявление профессиональных и общих компетенций учителя,  востребованных работодателями и выпускниками…     стр. 49
2.3 Разработка рекомендаций по формированию основной профессиональной образовательной программы ……………..     стр.64  
Заключение ………………………………………………………….   Приложения ………………………………………………………… стр. 82   стр. 85
Список литературы ………………………………………………… стр. 91

 

 

Введение

 

Оценкой качества деятельности учреждения профессионального образования является востребованность его выпускников на рынке труда и их адаптация на рабочем месте.

Колледж, являясь учреждением среднего профессионального образования, выступает в роли связующего звена между студентом (будущим учителем) и работодателем (школой) и должен обеспечивать соответствие подготовки квалифицированных специалистов потребностям и запросам рынка труда.

Но обеспечение профессиональной компетентности современного педагога-практика, востребованного в профессиональном сообществе,требует особого теоретического рассмотрения и практического решения.

В последнее время повышенное внимание уделяется профессиональной подготовке учителей, в том числе и учителей начальных классов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, данные многочисленных международных исследований свидетельствуют о том, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров [3,4,38].

По мнению Э. Ханушека «…ни один из измеряемых аспектов школы так не влияет на результаты как качество преподавания, качество учительского труда. Ни размер класса, ни затраты на образование, ни содержание образования не имеют такого влияния. Даже в стенах одной и той же школы некоторые учителя из года в год добиваются значительно большего прироста знаний учащихся, чем другие. Разрыв этот может быть очень велик: успешные учителя могут за год продвинуть своих учеников на 1.5 года вперед по программе, а другие – лишь на 0.5 года, или совсем ничему не научить ребенка. Если ученику не повезет на учителя в течение нескольких лет подряд, то отставание может стать необратимым»[6].

Во-вторых, опыт работы в системе педагогического образования показывает, что на сегодняшний день существует дефицит знаний о существующей реальности на рынке труда, о том, что востребовано, какие компетенции следует формировать в процессе профессиональной подготовки.Разрыв прямой и обратной связи между рынком квалификационно-профессиональных услуг и запросами работодателя не позволяет определить ориентиры, по которым можно оценить будущую востребованность выпускника по полученной специальности.

В- третьих, изменилась роль и функции учителя в современной школе в связи со сменой парадигмы образования. Роль учителя теперь направлена на помощь ученикам в поиске и анализе информации, на формирование навыков учиться, творчески мыслить, находить нестандартные решения. В школы сегодня активно внедряются современные технологии и методики развивающего обучения, усилена роль информационных технологий в обучении [4,22]

Соответственно меняются и требования к профессиональной подготовке учителей. Однако в российской системе педагогического образования еще недостаточно учитываются современные тенденции развития образования в целом.

Так, результаты международного исследования TEDS-M, показали, что российские студенты показывают в области математической подготовки результаты, превышающие средний международный показатель (таблица 1). Однако в рамках исследования выявлены и недостатки в подготовке учителей начальной школы. Это «… организация индивидуальной работы учащихся с учетом их интересов и способностей, соотнесения трудности учебного материала с особенностями контингента учащихся и моделирование заданий разной трудности, диагностики учебных достижение, выявление типичных ошибок и определения направлений коррекционной работы. Сами студенты считают недостаточной свою подготовку в следующих областях: использование ИКТ, работа с трудными и немотивированными учащимися, работа в тесном контакте с другими преподавателями» [16]. Т.е. при высоком уровне предметной подготовки, отмечается низкий уровень сформированности компетенций в области развития, индивидуального подхода, использования ИКТ.

Таблица 1. Результаты будущих учителей начальной школы стран-участниц исследования TEDS-M (Методика преподавания математики)

Страна Средний балл по международной шкале Ошибка измерения
Сингапур 593 3,4
Тайвань 592 2,3
Норвегия 545 2,4
США 544 2,5
Швейцария 537 1,6
Россия 512 8,1
Тайланд 506 2,3
Малайзия 503 3,1
Германия 502 4,0
Испания 492 2,2
Польша 478 1,8
Филиппины 457 9,7
Ботсвана 448 8,8
Чили 425 3,7
Грузия 345 4,9

 

 

Ряд исследований мнения работодателей также подтверждает недостаточность содержательной подготовки учителейпо ряду направлений.

Так, в рамках мониторинга востребованности бакалавров в образовательных учреждениях столицы, проведенного Московским гуманитарным педагогическим институтом, 36% опрошенных работодателей предложили внести в учебные планы подготовки педагогов дополнительные дисциплины, т.к. в процессе наблюдения за их деятельностью отмечено отсутствие сформированности некоторых компетенций, необходимых в профессиональной деятельности (Таблица 2). А 9% согласились войти в рабочую группу, которая позволяла бы осуществлять обратную связь и привлекать работодателей к процессу разработки программ подготовки учителей[10].

Таблица 2. Дисциплины, которые необходимо включить в образовательный процесс (по мнению работодателей).

  Дисциплины                                                           %
 этика и культура делового общения, деловой этикет, конфликтология (дисциплины, связанные с общением в коллективе) 16
адаптации выпускников к рынку труда 15
бизнес-дисциплины (экономика, менеджмент и маркетинг). 14
дисциплины психологического цикла 13
спецкурсы, отражающим наиболее актуальные направления учебной деятельности(технологии работы по новым ФГОС, дифференцированный подход к обучению, проектную деятельность и компетентностный подход.) 13
правовые дисциплины 10
дисциплины, связанные с информационно-коммуникационными технологиями 10
Дисциплины, связанные с внеурочной деятельностью 10

 

 

В связи с этим, большую актуальность приобретает согласование подготовки квалифицированных специалистов с  потребностями рынка труда, что  затрагивает интересы и работодателей (школ, обеспечивающих качество подготовки учащихся) и образовательного учреждения, которое, чтобы оставаться активным игроком на рынке образовательных услуг, должно ориентироваться на актуальные запросы рынка труда.

 

 

В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика"заявлено, что «…возрастная структура педагогического корпуса не оптимальна, практически не происходит его обновления, существующая система подготовки молодых учителей не решает актуальных задач и не обеспечивает профессиональную компетентность учителя на необходимом уровне»[31].

Об этом свидетельствуют и невысокие результаты нашей страны в международном исследования PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), представленные на рисунке 1 

 

Рисунок 1. Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования PISA (По материалам учебного курса «Образовательные теории и образовательные реформы», ИРО ВШЭ)

Следует заметить, что ситуация в начальном образовании складывается лучше. Согласно результатам исследования PIRLS, в 2006 году российские школьники четвертых классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. Более 60 % российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19 % — самого продвинутого уровня читательской компетентности[37]. Это позволяет говорить одостоинствах начального образования, а соответственно и фундаментальной подготовки учителей начальной школы в этом направлении.

Актуальность данной работы обусловлена также проблемой определения места педагогических колледжей в системе российского педагогического образования.

В настоящее время много говорится о планах по модернизации педагогического образования: создании профессионального стандарта для учителя, реорганизации сети педагогических вузов и т.д. Однако  о судьбе среднего педагогического образования умалчивается. При этом система среднего педагогического образования в России насчитывает около 300 педагогических колледжей. Каково их место в структуре педагогического образования?

В настоящее время рассматриваются разные траектории развития педагогических колледжей: создание на базе колледжей прикладного бакалавриата, слияние с педагогическими вузами, закрытие, объединение.

Различные эксперименты проходят по всей стране. Но пока педагогические колледжи набирают абитуриентов и выпускают специалистов, содействие трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников является приоритетным направлением их деятельности и будет являться таковым  при реализации любых программ педагогического образования.

 

Говоря о системе СПО в целом, можно сказать, что востребованность среднего профессионального образования является достаточной высокой. Анализируя результаты рейтинга региональных систем среднего профессионального образования с позиции востребованности их услуг семьями и работодателями, М.Л. Агранович, отмечает, «…что вопреки ожиданиям наличие в регионе развитой системы высшего профессионального образования оказывает очень незначительное влияние (негативное) на интерес к системе СПО со стороны рынка труда и семей. В регионах, где большая доля работающих занята в образовании, здравоохранении и связи система СПО в большей степени востребована учащимися».[44]

Рейтинг специальностей СПО на московском рынке труда показывает низкий уровень индекса востребованности (0,11). При этом московский регион находится на предпоследнем месте, а в ряде регионов индекс востребованности достаточно высок. (Республика Алтай – 0,87, Республика САХА (Якутия)-0,79, Астраханская область-0,75, Московская агломерация – 0,18). Показатели Московского региона не отражают общую тенденцию востребованности системы СПО.

Поэтому вопросы качества подготовки специалистов в системе СПО являются актуальными на современном этапе.

В качестве одной из целей действующей программы «Развитие образования Москвы» («Столичное образование») на 2012-2016 декларируется «… создание средствами образования условий для формирования личной успешности детей и молодежи в обществе».

В части формирования содержания профессиональных образовательных программ это выражается во внедрении модульно-компетентностного подхода, усилении  роли работодателей в формировании содержания подготовки и оценке результатов обучения, ориентация на потребителей образовательных услуг.

При этом, неоспорим тезис, о том, что только успешный педагог способен создавать благоприятные условия для достижения успешности обучающихся. Еще А.Дистервег говорил: «Чего не имеешь сам, того не передашь другим». Не может учитель, сам не стремящийся к успеху, вести к нему своих воспитанников.[7]

Рассуждая о профессиональном стандарте учителя, Е. Ямбург отмечает, что стремительно меняющаяся жизнь ставит перед школой новые задачи, решать которые не приходилось раньше. Поэтому востребованными сегодня становятся компетенции, выходящие за рамки квалификационных характеристик, отражающих минимум профессиональных требований. «Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества работника как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, умение работать в команде»[43].

Однако в настоящее время имеет место несоответствие качественных характеристик выпускаемых специалистов потребностям общества, динамике современного рынка труда.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, чтообразовательные программы подготовки учителей не способствуют формированию компетенций, востребованных на рынке труда

Какова же совокупность этих компетенций и отражена ли возможность их формирования в образовательных программах подготовки учителей начальных классов? Ответить на эти вопросы призвана данная работа.

Развитие профессиональной успешности проходит уже в процессе трудовой деятельности. Но и в период обучения можно влиять на востребованность в  будущей профессиональной деятельности молодых педагогов через совершенствование структуры и содержания образовательных программ.

Отсюда вытекает цель исследования: выявить совокупность компетенций, позволяющих выпускнику педагогических специальностей быть востребованным на рынке труда и на их основе сформулировать рекомендации к разработке образовательных программам подготовки будущих учителей начальных классов.

Задачи исследования:

1. Выявить требования к подготовке учителей начальных классов;

2. Проанализировать тенденции развития педагогического образования зарубежных образовательных систем;

3. Выявить совокупность компетенции, позволяющих молодым специалистам быть востребованными на рынке труда;

4. Проанализировать ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных классах на предмет возможности формирования выделенной совокупности компетенций;

5. Разработать рекомендации к разработке рабочих профессиональных образовательных программ подготовки специалистов в области начального образования.

В работе предстоит ответить на следующие исследовательские вопросы:

1. Каковы современные требования к подготовке учителей начальных классов?

2. Какого учителя хотят видеть работодатели (директора школ)?

3. Каковы пути совершенствования педагогического образования в наиболее эффективных образовательных системах зарубежных стран?

4. Какие компетенции выпускника - молодого учителя влияют наего востребованность в профессиональной деятельности?

5. Попадают ли выделенные компетенции в рамки образовательного стандарта и профессиональных образовательных программ?

6. Каким требованиям должны отвечать образовательные программы подготовки специалистов, чтобы они могли обеспечить востребованность профессиональной деятельности выпускника.

Объекты исследования

- запросы рынка труда к содержанию  подготовки учителя начальных классов

-  структура и содержание образовательных программ подготовки учителя начальных классов

Предмет исследования - связь запросов рынка труда к содержанию подготовки учителя начальных классов и совокупности компетенций, сформированных в процессе освоения образовательной программы по данной специальности.

Гипотеза исследования - выпускник педагогического колледжа будет востребован в профессиональном сообществе, если при разработке образовательных программ учитывать запросы рынка труда.

Методы исследования. Изучение работ Ерофеевой Е.В., Киселевой Н.Л., Космодемьянской С.С.,Жемуховой Л.З., Катковой Л.В. и др. занимающихся вопросами профессиональной деятельности учителя позволило  выявить проблемы и пути развития подготовки учителей начальных классов в нашей стране. Анализ зарубежного опыта подготовки учителей, представленный в работах Дмитриевой Е.В., Клоковой Л.А., Мартыновой О.В., Николаевой М.В., показал  требования к подготовке учителей за рубежом. Изучение международных исследований (TEDS-M, Teachermatter)показало «слабые» места российского педагогического образования. Обобщение результатов анкетирования выпускников педагогических колледжей и результатов исследований востребованности российских выпускников проведенных ранее исследований позволиловыявить пробелы в содержании подготовки учителей на местах. Анализ нормативных документов показал несоответствие содержания образования актуальной ситуации на рынке труда.

Врезка 3

Профессиональный стандарт педагога ФГОС СПО · Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности · Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. · Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. · Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). · Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).   «ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.»  

 

 

В профессиональном стандарте также представлен широкий спектр компетенций в области классного руководства, который на порядок выше зафиксированного и отраженного в содержании ФГОС СПО.

 

Профессиональный цикл

588

Общепрофессиональные дисциплины

288
ОП.12Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии Использовать знания о коррекционно-развивающем потенциале различных видов деятельности школьников;о программе и методике педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений;о коррекционно-развивающем потенциале различных видов деятельности школьников в организации обучения детей   108
ОП.14Современные образовательные технологии - знания о целях, содержании, формах, методах и технологиях индивидуального и группового педагогического воздействия и взаимодействия,  - умения и навыки проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса с использованием традиционных и новых педагогических технологий; - знания теоретических основ современных образовательных технологий.   72
ОП.15 Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании Осуществлять педагогический контроль, диагностику, мониторинг учебных достижений, оценивать процесс и результаты обучения. 108

Профессиональные модули

300

ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования

180
МДК 03.01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является 36
МДК 01.10Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями Осуществлять работу с  одаренными учащимися; Работать в условиях реализации программ инклюзивного образования. Организовывать работу с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении 144

ПМ.03 Классное руководство

60
МДК 03.01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя · Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. · Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления · Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. · Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).   60

ИТОГО

936

 

Исследование запросов работодателей и молодых специалистов целесообразно проводить не реже одного раза в три года и на основе полученных результатов корректировать рабочие учебные планы в рамках вариативной части. Тогда вариативная часть программы будет являться инструментом обеспечения востребованности выпускников на рынке труда в соответствующий период развития образования.

Т.е. необходимо внедрение системы мониторинга требований работодателей (руководителей образовательных учреждений)  к качеству подготовки молодых специалистов и мониторинга удовлетворенности выпускников педагогических специальностей качеством своей профессиональной подготовки.Такой анализ позволит выявить проблемные области в качестве подготовки специалистов и своевременно внести необходимые изменения в содержательные компоненты образовательного процесса.

Другим возможным путемучета потребностей рынка труда может являться включение о ОПОП подготовки учителя начальных классов нового вида профессиональной деятельности. Таким видами могут являться:

· Преподавание по программам начального общего образованияв начальных классах и начальных классах компенсирующего икоррекционно-развивающего образования.

· Преподавание в одной из областей дополнительного

образования детей (с указанием области деятельности).

· Социальная работа с семьей и детьми;

· Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Освоение данных видов деятельности может дать необходимые знания и практические навыки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.При этом содержание новых осваиваемых видов деятельности отражено в ФГОС других специальностей СПО педагогического профиля. При введение нового вида деятельности потребуется анализ педагогических, материально-технических ресурсов.

Таким образом, за время получения основной педагогической квалификации студент получит дополнительную квалификацию, что расширит возможность его трудоустройства, возможность применения новых  знаний и умений в процессе основной педагогической деятельности.

Также в процессе обучения возможно получение дополнительных компетенций на курсах различной предметной направленности, организованных колледжем или другими организациями.

Так, с целью формирования профессиональной ИКТ-компетентности в период обучения в педагогическом колледже № 18 «Митино», студенты проходят учебный курсы в компании SMART Technologies по обучению работе с программным обеспечением интерактивных досок с получением соответствующего сертификата. С компанией налажено сотрудничество по обучение студентов выпускных групп и преподавателей.

Подобные курсы, помогающие слушателям освоить функциональные возможности различных комплексов интерактивного оборудования, таких производителей как: Promethean, Smart, Sanako, Pasco и др. проводит и учебный центр компании «Полимедиа». Занятия, разработаны для категорий слушателей разного уровня, стремящихся научиться создавать собственные уроки. Таким образом, если для формирования некоторых компетенций недостаточно ресурсов образовательного учреждения, возможно и необходимо привлекать специалистов в данном направлении.  Такие шаги могут повлиять на успешность формирования ИКТ-компетентности, выделенной при исследовании как сформированной на недостаточном уровне.

В части ресурсного обеспечения ОПОП, для учета запросов работодателей можно приглашать школьных практиков для чтения отдельных тем междисциплинарных курсов. Так, отдельные темы МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя может читать заместитель директора по воспитательной работе, осветив актуальные в настоящее время проблемы и пути развития работы классного руководителя.

Для чтения дисциплины ОП.15 Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании может быть привлечен заместитель директора по УР, который осветит практику организации внутришкольной системы оценки качества образования,  проведения независимых диагностик, опыт сотрудничества с московским центром качества образования и др.

В рамках дисциплины ОП.14 Современные образовательные технологии представитель работодателя может поделиться опытом использования современных образовательных технологий.

Данный шаг способен повысить эффективность выстраивания связи теории и практики в процессе подготовки учителя. Привлечение представителей работодателей актуально и в связи с требованиями участия работодателей в  оценке освоения образовательных программ.

Кроме того, учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. Так, например, в школах активно реализуется проектная деятельность. При этом, подготовка учителя не предполагает освоения компетенции организации проектной деятельности.

В связи с тем, что меняется позиция учителя, содержание педагогического образования должно обеспечивать возможность развития профессиональных компетенций через деятельность.Важным фактором формирования выделенных компетенций является использование активных методов обучения, переживание ситуаций, которые необходимо будет создавать в процессе педагогический деятельности. В связи с этим, необходимым становится использование активных методов обучения в процессе подготовки учителя, таких как:

• Тренинг

• Кейс-технологии

• Учебная дискуссия

• Круглый стол

• Игровое обучение

• Деловые игры

• Моделирование и выполнение проектов

и др.

Данные методы можно применять на любой дисциплине, МДК в процессе педагогической практики.

С помощью активных методов обучения можно развить в будущих учителях способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, обосновывать собственное мнение, принимать ответственность за себя и коллег, т.е. влиять на развитие как профессиональных качеств, так и личностных.

Особое внимание следует уделять программам педагогической практики, используя новые формы и механизмы, в том числе формы сетевого взаимодействия. 

ФГОС СПО по педагогическим специальностям отводят на педагогическую практику достаточный объем времени. При этом, зачастую, студены в период прохождения практики видят только одну школу и работу одного учителя, что явно недостаточно для формирования общего представления о системе школьного образования. Следовательно, практику надо планировать так, чтобы студенты видели и осуществляли педагогические «пробы» в разных школах, использующих различные методики, технологии обучения.

С целю формирования компетенции в области работы с различными категориями детей, часть учебной (ознакомительной) практики целесообразно проводить в школах, реализующим адаптированные образовательные программы, в школах для одаренных детей, таких как Вальдорфская школа № 1060, Полиэтническая школа 1650, Гендерная школа № 1257, Центр образования N 1447 имени Николая Островского, где дети с ограниченными возможностями (как физическими, так и интеллектуальными) занимаются наравне с обычными детьми, Школа самоопределения 734 и др.  Знакомство с работой подобных школ целесообразно включать в программу практики, при условии их согласия обмена опытом.

Заключение

В условиях быстро меняющихся реалий в жизни общества и системе образования в частности, требования к учителю дополняются новыми компетенциям. Чтобы осуществлять подготовку учителя, востребованного на рынке труда, образовательному учреждению, реализующему программы педагогического образования необходимо осуществлять постоянную связь с работодателями  и работающими выпускниками.

Данная необходимость обусловлена и тем, что процесс разработки нормативных документов  имеет тенденцию к запаздыванию относительно изменений, происходящих в обществе.

В ходе исследования выявлена совокупность компетенций, позволяющих выпускнику педагогических специальностей быть востребованным на рынке труда и на их основе сформулированы рекомендации к разработке образовательных программам подготовки будущих учителей начальных классов.

В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты и выводы:

1. Проведенное теоретическое рассмотрение научной литературы, социологических следований, публикаций в профессиональных журналах по вопросу профессиональной подготовки учителя начальных классов позволило сформулировать  современные требования к содержанию подготовки учителей начальных классов, которые заключаются в совокупности личностных качеств и профессиональных компетенций.

2. Проведенный анализ профессиональной подготовки учителей в зарубежных образовательных системах позволил выделить основные направления совершенствования педагогического образования.

3. Рассмотрение действующих в настоящий момент нормативных документов, регламентирующих подготовку учителей начальных классов и разрабатываемый проект профессионального стандарта педагога, позволил сделать вывод, что  в настоящее время нет единства в подходе к содержанию подготовки и содержанию профессиональной деятельности учителя.

4.  Проведенноеанкетирование выпускников педагогических колледжейи работодателейпозволило выявить  «слабые» места профессиональной подготовки выпускникови сформулировать совокупность компетенций, недостающих молодым специалистам для успешной профессиональнойдеятельности в области начального образования.

Сравнив полученные данные с результатами аналогичных исследований, проведенных в других регионах России, были выделены следующие компетенции, наиболее востребованные на рынке труда на данный момень:

· Владение ИКТ-технологиями;

· Умение взаимодействовать с различными категориями детей;

· Компетентность в области оценивания, диагностики мониторинга учебных достижений;

· Умение взаимодействовать с коллегами, родителями (деловое общение).

5.   С целю определения причин, по которым выделенные компетенции формируются на недостаточном уровне был проведен анализ   ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных классах, который показал, чтосодержание ФГОС СПО не отражает в полной мере формирование компетенций, которые необходимы молодому учителю, по мнению работодателей и самих выпускников.

6. Были рассмотрены возможные пути учета запросов ранка труда при разработке образовательных программ и сформулированы шаги, которые могут быть предприняты для формирования недостающих компетенций:

a) Распределение вариативной части ФГОС на усиление тех дисциплин, содержание которых направлено на формирование выделенных компетенций (см. Таблица 4);

b) Введение новых дисциплин и МДК, затрагивающих выделенную совокупность характеристик,  за счет вариативной части (см. Таблица 4);

c) Получение новой квалификации через введение в ОПОП нового вида профессиональной деятельности;

d) Организация учебных курсов для студентов по формированию дополнительных компетенций за счет сетевого сотрудничества;

e) Привлечение представителей работодателей к чтению дисциплин и МДК для усиления связи теории с практикой;

f) Использование активных методов обучения на протяжении всего периода обучения;

g) Включение в программу педагогической практики знакомство и «пробы» работы в «особенных» школах;

Алгоритм проведенного исследования можно представить в следующем виде:

На входе Что получили? Почему так? Что делать?

Мониторинг требований работодателей (руководителей образовательных учреждений) к качеству подготовки молодых специалистов и удовлетворенности выпускников педагогических специальностей качеством своей профессиональной подготовки

(157 выпускников, 47 директоров школ, подобные исследования в регионах)

 

Совокупность компетенций, позволяющих выпускнику педагогического колледжа быть востребованным на рынке труда: Почему не формируются выделенные компетенции? Рекомендации по разработке ОПОП
  1. Владение ИКТ технологиями 2. Умение взаимодействовать с различными категориями детей 3. Компетентность в области оценивания, диагностики мониторинга учебных достижений 4. Умение взаимодействовать с коллегами, родителями (деловое общение) · ФГОС СПО не отражает в полной мере формирование компетенций, востребованных на рынке труда; · Не реализуется деятельностный подход, нет системного применения активных методов обучения; · Программы педагогической практики не позволяют осуществить педагогические «пробы» в школах, реализующих разные образовательные технологии; · Техническое и программное оснащение школ опережает оснащение колледжей. · Распределение вариативной части ФГОС на усиление дисциплин (табл. 4); · Введение новых дисциплин и МДК за счет вариативной части (табл. 4); · Получение новой квалификации через введение в ОПОП нового вида деятельности; · Организация курсов для студентов по формированию дополнительных компетенций (сетевое взаимодействие); ·

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.