Там, где семьей столпились ивы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Там, где семьей столпились ивы

2021-01-29 115
Там, где семьей столпились ивы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И пробивается ручей,

По дну оврага торопливо,

Запел последний соловей.

Что это? Радость обновленья,

Иль безнадежное прости?..

А вдалеке неслось движенье

И гул железного пути.

И небо высилось ночное

С невозмутимостью святой

И над любовию земною,

И над земною суетой...


 Мысли свои поэт и в этом, и во многих других стихах, словно «сокрыл» в образе природы, показав Вечную Красоту. И ещё очень важно, что ручей только «пробивается». З начит, символизируют он зарождающуюся жизнь. А может быть, и  зарождающуюся мысль, идею – потому что В.С.Соловьёв не только поэт, но и философ – вернее, прежде всего философ. И, конечно, образ природы при всей любви к ручью и ивам  прежде всего «даёт повод» для размышления о Вечном:

Что это? Радость обновленья,

Иль безнадежное прости?..

 В чём же антитеза «радости обновления» и «безнадёжного прости». Обновление  - это ещё один приход весны, а значит, «приход» жизненных сил, вдохновения. Так было и год назад. И так будет всегда! Это - Вечный цикл Мироздания!

 А почему же тогда «безнадёжное прости»?! Потому, наверное, что «последний соловей» напомнил о том, что кончается весна, уходит юность. И о том, что в отличие     от Вечного Мироздания, каждый из нас ещё на один год приблизился к концу земной жизни...

 И всё же ради чего создано стихотворение?! Ведь главная мысль  чаще всего бывает выражена в последнем четверостишии.  В финале говорит нам поэт и философ В.С.Соловьёв:  проходя через все препятствия, через все трудности жизни – земной суеты, душа устремляется ввысь - к небесам: «С невозмутимостью святой» воспарит она «и над любовию земной, и над земною суетой».                               А понять разумом и  всем сердцем ощутить это помогает нам образ русской природы – скромные ивы и пробивающийся, почти незаметный ручей.

А ещё, конечно, такой любимый каждым русским человеком и русской поэзией образ маленькой птички – соловья. Соловьи поют и в стихотворении А.А.Фета,                               и В.С.Соловьёва, и не только, конечно…

Глава Шестая «Божья Весна» русского сердца»


Ты запой, соловей,

Ты запой, мой родной

Средь зеленых ветвей

Песни Господу пой.

Пой о радостном дне

И о встрече с весной,

О ночной тишине

И о жизни иной.

Ночь весны хороша.

Так зачем же молчать?

Пусть больная душа

Перестанет страдать!

Пусть теперь улетит

Она к жизни другой,

Где мир зла царит,

Где любовь, где покой...


  Эти строки создал покинувший земной мир почти перед наступлением двадцать первого века Архидиакон Роман. (Очень рано, к сожалению). И названо стихотворение очень просто и ясно - «Соловей».

В этом стихотворении, как и в тех, о которых мы уже говорили, звучит песнь соловья –            и пение этой маленькой птички, не оставляющее никого равнодушным, снова символизирует музыку мироздания, о которой ведётся наша беседа. Музыку, звучащую из ночного мрака и берущую за душу человека. И, наверное, образ соловья здесь несколько больше значим. Здесь Ангельской Песне – Песне Небес вторит прежде всего эта маленькая, на первый взгляд, незаметная птичка. Незаметная, пока не запела свою главную песню - Песню о весеннем обновлении, «о Жизни Иной» - «Песню Господу».   Словно от всего Мироздания!                              


Пусть на сердце весна

Всегда Божья царит.

Пусть и в ночь среди сна

 Мое сердце не спит...


Божья весна символизирует Мир Иной, Мир Небесный, где царит добро и Свет; где нет зла и тьмы.  Этот мир, мир который живёт и всегда будет жить в наших сердцах!                              В сердцах всех верующих людей!!!

Как и в произведениях родившегося почти на полтора столетия раньше А.А.Фета, образ весны, когда заливается соловей, символизирует оживление природы, душевный                       и духовный подъём человека, посланное ему Свыше вдохновение. Образ весны в этой песне, как и во многих произведениях, по сути и передаёт глубинный смысл – самое главное, ради чего создана эта песня. Вне времени и пространства!


 И вообще, образ природы в поэзии словно «предназначен» для того, чтобы раскрывать глубинный смысл произведений. Особенно природы русской. А раскрывается он, как было уже сказано, чаще всего в финале – потому что это - что-то вроде «подведение итогов». «Итогов» размышления о Вечном.

И у лирика девятнадцатого века, и у мыслителя рубежа девятнадцатого и двадцатого веков, и у того, кого можно считать почти нашим современником. 

             Глава Седьмая «Звуки, снизошедшие с Небес»                                     

И потому, как было обещано,  возвращаемся к А.А.Фету – к финалу стихотворения                       о весне, вечере, соловье  и ручье.


Мы замолкнем, что в кустах


Хоры эти, -
Придут с песнью на устах
Наши дети;
А не дети, так пройдут
С песнью внуки:
К ним с весною низойдут
Те же звуки



А.А.Фет через образ весенней природы отразил вечный цикл Мироздания. Каждый год, весной оживает природа – а вместе с ней - душа человека.                «А не дети, так пройдут с песнью внуки» - потому что так было и будет всегда!

И, конечно, невозможно представить русскую лирику, изображение поэтами природы без музыки – музыки в самом высоком, вечном понимании, о чём уже не раз говорилось. Музыка вечна, как и всё прекрасное! Потому и к детям, и к внукам   «с весною низойдут те же звуки».

«Низойдут»! Откуда?! Конечно же, с Небес!

Музыка наполняет всю жизнь человеческую! Потому что она, наверное, более всех связует землю с Небесами!

«Песнь» ручья, хоть и еле слышная, звучит и в строках В.С.Соловьёва – потому что ручей не «петь» не может!

А теперь снова вспомним  стихотворение, с которого была начата беседа. Конечно,                  не везде как в нём,  «слышна» молитва – но всё же и оба стихотворения А.А.Фета,                         и строки В.С.Соловьёва похожи главным - похожи своим глубинным смыслом, отражённом в образе природы. Всё мироздание радуется и возносит к небесам молитву – и потому  наполняется вдохновением! Вдохновением, которое может быть рождено только  Духом!  И потому дающим избранным Творцом дар созидать великие произведения искусства. 

    Глава Восьмая «Звон, к покаянию зовущий»


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною,-

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...


  В этом стихотворение А.К.Толстого «Благовест» сполна отразилось сердце русского человека - горячее сердце, в котором живёт истинная вера и безграничная любовь к родине – К России.  И Музыка Мироздания, слившаяся с колокольным звоном.

Родина для лирического героя – и вообще для русского человека что-то   Таинственное, Божественное - и потому  под звон колоколов душа словно «расцветает».

  Колокола есть, конечно, и на Западе, но только у нас звучат они особой древней музыкой, словно льющейся с Небес. (Ведь не звучали же увезённые в Америку колокола Свято-Даниловой Обители. Зазвучали, только когда вернулись на Родину. А когда стояли они, ещё не поднятые на колокольню, у Собора Святых Отцов Семи Вселенских, люди подходили и прикасались с благоговением. Прикасались к возвращённой Святыне!).

Звон русских колоколов призывает православных помнить и любить Творца. Этот звон перекликающихся и звучащих в согласии  колоколов помогает русскому народу воссоединиться с Небом, чтить Заповеди Божьи, не забывать о своей Родине.                                  Эти поющие на всю округу колокола зовут и малых, и старых. Они воплощают русскую соборность.

И лирического героя, как, наверное, всякого истинно русского человека манят колокольные звоны в родной край – в дубраву родной России.             Где бы ни был человек, звон колоколов всегда звучит в душе его и тянет на родину. И помогает в трудную минуту. На пение колоколов откликается душа. Оттого и говорит поэт                                      о «Благодатном крае». Летят «сквозь пространства» мечты, летит сквозь земное время душа!  

   И «плачет», слыша песнь колоколов, от «непонятной тоски» душа! Плачет, желая «отречься от дела злого», принести покаяние за всё  «сотворённое» в прошлом.

Покаяние значит «изменение сознания», «изменение ума». Без него невозможен жизненный путь христианина. Без покаяния никогда не попасть в Царство Небесное.                Без покаяния мы в плену гордыни - в плену дьявола, который улавливает душу, внушая человеку самомнение, как было это с Адамом и Евой. «Человеку свойственно падать,               а дьяволу - не каяться». Об этом вдруг напомнил колокольный звон, что так «дивно» звучит над дубравой, проникая в душу каждого. Человек                           не должен, не может уподобляться отцу лжи, пребывать                               в состоянии сатанинской гордыни. Человеку, должно каяться, плакать о грехах своих и исправляться. И звучит над дубравой, над рекой, над могильными крестами: «Только кающемуся подаётся благодать». И потому плачет и кается и лирический герой, и каждый искренне верующий человек. И вслед за звоном устремляется душа его в «пространства небесные».     

  А «край благодатный», о котором вроде забыл, но под колокольный звон вспомнил,               о котором  плачет душа, в который душа устремляется, где же он?! Конечно, это                     не просто какое-то место на земле, где был счастлив. Этот «край благодатный» -                        и  хранимое в сердце человека детство, когда душа была чиста, когда всё вокруг казалось добрым и прекрасным. Это – и Мир духовный. Потому что к Небесам летят звоны,                         к Небесам устремляется очистившая от «дела злого» душа!

                       

                        Глава Девятая «Глас, к Небесам зовущий».

И, приближаясь к финалу, обратимся к удивительным строкам поэта, родившегося                         в окаянные тридцатые годы двадцатого века, но истинно русской души не утратившего – Н.М.Рубцова. К строкам, посвященным хорошо известной каждому русскому человеку     и одной из самых любимых картин «Вечерний звон» великого И.И.Левитана.  


В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн,-

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…


 И через сто с лишним лет уцелевший в годы воинствующего безбожия колокольный звон зовёт на Родину к «бревенчатым лачугам» и «колокольчиковому лугу», над которым возвышается уцелевший сельский храм. Не к безликим улицам города, исторические названия которых поменяли на безликие, безжизненные, желая сделать безликими, не помнящими корней своих и нас. А именно к русскому пейзажу, к корням нашим, от колокольного звона неотделимого.

Колокольный звон созывает народ ради очищения души его. Люди понимают колокольный звон как собственный язык – неслучайно у колокола есть язык, а также уши и плечи, как у человека. Колокол - Глас Божий, обращённый к людям. Он словно «смотрит» на людей как на трудолюбивых муравьёв. На людей, которые льют колокола, совершая Дело Божие.

 Когда-то хотели запретить колокольный звон -  вроде бы ради спокойствия – на самом же деле – для того, чтобы «отлучить» людей от Неба, от Создателя. Законы времён безбожника Хрущёва, запрещавшие звон колоколов, были отменены – колокольный звон звучал ещё при Советской власти. Отменены, прежде всего, самой жизнью! Вера, Церковь, созданная Самим Спасителем, превыше всего. И не земным правителям решать, куда душе «направляться».

И сейчас, к сожалению, иногда встречаются такие, спокойствию которых  «мешают» колокольные звоны, но таких немного.  И поют колокола – и в селе, и в городе.

Без веры в Жизнь Вечную и жизнь земная лишается смысла. И звон колокольный, призывный Благовест нам о том напоминает.

Этот звон проникает глубоко в душу человека и дарит радость. Дарит, как                                 и в стихотворении А.К.Толстого. И во многих других произведениях русской литературы, духовный фундамент которой – Православие.  

И хочется побывать  на просторах Руси, увидеть красоту Родного Края.

Давай не забывать о своей Родине, о своих корнях - ведь только мы можем поддержать её, дать ей жить и процветать. И сделать так, чтобы больше не разрушались храмы                        и не умолкал колокольный звон.

 

                                Литература.

1. Фет А.А. Сборник «Вечерние огни».

2. Сборник «Слово и дух».

3. Сборник «Песнь любви»

4. «Даниловские колокола». Издание Свято-Данилова Монастыря

5. Журнал «Русский дом». Март 2011 года

6. Гайкова Н.Н. Статья «Лето Господне русской природы».

7. Гайкова Н.Н. Статья «Воскресшая Святая Русь».

8. Гайкова Н.Н. Цикл очерков «Душа любви взыскует»

https://cloud.mail.ru/public/6B7K/3bUV8bSMY


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.