Статичность, монументальность — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Статичность, монументальность

2021-01-29 196
Статичность, монументальность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

 

по теме: «Колорит как средство художественной выразительности живописи при работе на пленэре»

 

подготовил: преподаватель ДШИ им. А. А. Алябьева С. В. Алексеев

проверил: преподаватель ТГУ Н. А. Бакулина

 

г. Тобольск

2017 г.

Искусство представляет собой отражение жизни. Оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. Отображая мир, художник воплощает в произведениях свои мысли, чувства, стремления, идеалы, дает оценку явлениям жизни, выражает свое понимание мира.

Живописец отражает красоту жизни, в богатстве колористических качеств, в красоте линий, он постоянно соприкасается с природой, с самой жизнью.

В пейзажной живописи художник непосредственно обращается к натуре, передает пространство по принципам линейной и воздушной перспективы, создает подобие реальной среды и правдивое состояние освещения. Изображая пейзаж, художник стремится передать колористическое состояние природы, которое, благодаря эмоциональному воздействию на зрителя могло бы вызвать мысли и чувства, пережитые самим художником.

Передача различных состояний природы способствует выражению глубоких человеческих чувств, настроения духовного общения художника и зрителя. В художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство в передаче предметов и объектов природы - главный фактор творческого развития художника. Школа реалистического мастерства основана на строгих законах и правилах изображения, эти правила и законы необходимо изучать и вырабатывать у будущего художника.

Для того чтобы создавать «музыку для глаз» надо в совершенстве изучить «музыку», которая звучит в «природе» «музыку» света, цвета и пространства.

Школьному учителю предстоит обучать творческой деятельности своих учеников.

Для этой цели необходимо хорошо знать и преподавать детям теорию и методику изобразительного искусства, уметь грамотно объяснить правила живописного мастерства.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим проявлением красочного многообразия мира. Формирование колористического видения невозможного без изучения колорита как средства живописи.

Художник своим искусством вызывает особые эмоции. Они создаются определенным расположением цветов, игрою света, тени, гармонии линий, света, что можно назвать «музыкой картины». Это магическая гармония захватывает детей и переносит в мир чувств, подобно могущественной волшебнице, увлекая ввысь на своих крыльях. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характера, передать тончайшее изменение в природе, вечно философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах, особенно тонко и разнообразно живопись передает мир окружающей природы в жанре пейзаж. Весь мир во всей красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Цвет это один признаков видимых нами предметов, осознанно зрительное ощущение. Колорит решает первое впечатление, которое производит картина. Колорит обогащает живопись качественно, насыщает ее переливами и красочными оттенками. Колорит, является показателем мастерства и живописной культуры художника.

Колорит - важнейший компонент художественного образа произведения одно из средств художественной выразительности в живописи. Колорит связан с содержанием и общим замыслом произведения искусства, с эпохой, стилем, а также с индивидуальностью художника.

В колорите цвета соединяются по принципу соподчиненности, находятся во взаимодействии. Можно выделить главные цвета, определяющие общий колористический строй произведения, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов.

По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, радостным или мрачным.

Цвет - это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию.

Цвет воздействует на настроение, самочувствие. Красный цвет -активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, имеет согревающий эффект. Однако при этом повышение работоспособности длится не долго, так как скоро яркий красный цвет начинает вызывать усталость и раздражение.

Синий цвет оказывает тормозящее воздействие на нервную систему.

Он вызывает замедления дыхания и пульса, ослабляет чувство боли.

Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему.

Черный цвет помогает сосредотачиваться, но понижает давление, в избытке может, ухудшить душевное состояние.

Стимулирующие (теплые) цвета воздействуют как раздражители, способствуют возбуждению: желтый активизирует умственные способности, согревает, поднимает давление, пробуждает уверенность в себе, любовь к жизни, оранжевый по влиянию похож на красный, побуждает к общительности, эмоциональности, тонизирует.

Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю.

Желто - зеленый бодрит, раскрепощает.

Голубой снижает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект.

   Фиолетовый помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, в большом количестве угнетает нервную систему. Теплые цвета, ассоциируются с цветом огня, солнца.

К ним относятся: красный, оранжевый, желтый, желто - зеленый.

Холодные цвета напоминают о цвете воды, льда, металла. К ним относят голубовато — зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Восприятие цветов одной и той же группы относительно сине - зеленый, расположенный рядом с желто — зеленым, кажется холодным, а рядом с синим - теплым.

Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами.

При дневном освещении мы будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные как отсутствующие. Например, желтый и красный зрительно увеличивает предмет, а голубой уменьшает.

В сумерках наоборот: красный цвет создает впечатление глубины, то есть удаляется голубой, выдвигается на передний план.

Предметы  синего и фиолетового цветов при дневном цвете зрительно уменьшаются в объеме.

Лиловый успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние.

Коричневый — снижает возбудимость, как бы опускает на землю, помогает пробудить здравомыслие.

Цвета красно - жёлтой гаммы тонизируют и стимулируют жизнедеятельность организма, а холодные - успокаивают и расслабляют.

В природе красное, кажется кричащим, ярким, так как фоном красного служит зелень листвы и травы.

Если красную краску поместить на коричневый фон яркость красного пятна не будет сильно отличаться от фоновой яркости. А совсем неяркое желто

— лимонная краска будет казаться ярчайшим пятном, если ее поместить на
темно - синий фон.

Яркость играет большую роль в колористическом строе картины, часто является выразителем композиционного замысла, показателем художественного стиля.

Колорит совершенно свободно включает в себя множество цветов, но картина должна быть не случайным набором пестрых пятен, а согласованным аккордом цвета, легче всего колорит выстраивается применением близких по цвету красок. Контрастные краски также создают гармонию цветового строя, если специально обращать внимание на подбор оттенков в русле общего цветового замысла.

Колорит является показателем мастерства и живописной культуры художника.

Типы колорита

Кроме полюсных цветов, оранжевого и синего, все другие цвета оказываются холодными и теплыми в отношении с соседними цветами. Это и есть принцип цветовых отношений: сопоставление по тепло - холодности.

В реалистической живописи с натуры сама природа подсказывает степень холодности или теплоты колорита. Это зависит от погоды, освещенности, времени года и дня.

Настроение художника, его темперамент, художественная задача, наличие определенного набора красок приводит к тому, что колорит картины по тепло -холодности может быть разнообразным.

Колорит может быть и темным, и светлым, и тяжелым, и легким, он бывает всяким.

Колорит с цветовым акцентом

Ярко выраженная цветовая доминанта, выделяющая главный элемент картины из остальной массы предметов. Обязательно присутствует контраст главного и второстепенного по цветовому тону.

  Наличие художественной доминанты является желательно для многих художественных произведений.

В этом типе колорита главный элемент и остальная часть картины находятся в разных областях цветового круга: если композиционная доминанта желтая или красная, то фоновая часть сине-фиолетовая или сине-зеленая, если же цветовой акцент холодного цвета, то фоновая часть должна быть теплой, что резко выделяет доминату.

Очень важно композиционное размещение и размер цветового акцента для сохранения целостности колорита.

С точки зрения композиционной грамотности колорит с цветовым акцентом обладает несомненными достоинствами, как бы собирает композицию, концентрирует вокруг себя живописное напряжение, является солистом в оркестре.

Монохромия

Монохромная картина по колориту всегда целостна, что отвечает одному из главных принципов композиции. В этом случае художник застрахован от пестроты, от цветового хаоса, живописные качества ни в коей мере не уступают полихромии, так как из огромного количества близких по цвету нюансов и оттенков возникает нежнейший роскошный колорит. Монохромия -это тип колорита с использованием красок, близких по цветовому тону, но не обязательно с отсутствием контрастов по светлоте.

Полихромия

  Художники любят многоцветие за его неограниченные колористические возможности, за полнокровность художественного воплощения. Все правильно, только здесь прячется художественная ловушка, которую совершенно не заменяют начинающие живописцы (многие предполагают, что чем больше и ярче цветов в картине, тем она живописнее).

Начинающие художники, работая на пленэре, начинают писать деревья ядовитой зеленой краской с ультрамариновым разломом неба. О колорите здесь речи вести и не приходится.

Великие мастера эпохи Возрождения не писали крону деревьев зеленой краской, а использовали краски охристой группы для сохранения колорита. Таким образом, полихромия как тип колорита не каждому по силам, это не простая вещь.

В любой даже самой яркой контрастной работе должен преобладать тот или иной цвет, не конкретный красный, синий, коричневый а цветовая гамма.

В полихромии не могут в одинаковой мере преобладать цвета из разных по тепло - холодности зон цветового круга. В картине преобладают тона, расположенные в цветовом круге рядом, например, красно - оранжево -желтые, сине - зеленые.

Если колорит картины серебристый - это означает холодную гамму, золотистый - означает теплые оттенки и в насыщенном горячем колорите, могут присутствовать и синие, и зеленые, и любые цвета.

Задачи художника является их верное дозирование. В полихромии не редко употребляется понятие валёра (от французского - ценность).

Под валёром понимают разработку тональных изменений элементов изображения в живописи от светлого до темного при сохранении цветового богатства.

Овладение принципами валёра позволяет написать светлый предмет в тени темными красками так, чтобы ощущение светлоты предмета сохранялось.

Можно написать яркий предмет темными красками таким образом, что он не потеряет яркость.

Валёр - это каждый из оттенков цвета, передающие градации света и тени в пределах этого цвета, т.е. мира оттенков. С помощью валёров передается цвето- и свето-воздушная среда и взаимосвязь цвета предметов с пространством картины. Валёры являются показателями тонкостей живописных - отношений.

В полихромии художники идут двумя путями.

Первый путь - яркая, чистая палитра, сознательно избирается. Яркий заданный колорит, где самые кричащие краски уравновешиваются общим цветовым единством.

Второй путь - используются уравновешенные по насыщенности, сдержанные цвета, художники отказываются от спектральной яркости красок, сознательно приглушают все цвета, добиваясь единства колорита.

Понятие живописного колорита (от лат.со1ог - цвет) есть прежде всего понятие о взаимоотношениях цветов — об их сходстве и различии, согласии и не согласии.

Полная аналогия цветов означала бы отсутствие колорита как такового. Колористический принцип связан с контрастом, колорит можно определить как принцип организации цветовых контрастов.

Рисунок и колорит в картине - два плана единого целого, как это осуществляется в делении психической жизни на разум и чувство.

Цвет - самый гибкий инструмент в руках художника. Он способен волновать, управлять пространством, создавать атмосферу, выражать эмоции и представлять иллюзию реальности.

При создании художественного произведения можно выделить следующие задачи:

1. передача пространства

2. выделение цветом

3. объединение цветом

4. уравновешивание

5.         статичность, монументальность

6. передача движения, динамичность

7. яркость, цветность

8. материальность

9. эмоциональная выразительность

Передача пространства

Воздушное пространство (от латинского ясно). Все ближние предметы воспринимаются четко, со многими деталями и фактурой, а удаленные -обобщенно без подробностей. Контуры близких предметов выглядят резко, а удаленных мягко. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее. Все близкие предметы, обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими, цвета всех удаленных предметов из - за воздушной дымки становятся менее насыщенными и приобретает цвет этой дымки - голубой, молочно - бледный или фиолетовый.

Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными.

Необходимо учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности - важных качеств пленэрной живописи. Эффект пространства может быть передан и теплыми красками, если вдали будет закатное небо и удаляющиеся предметы как бы растворяются в золотистых тонах неба.

Для переднего плана художники выбирают контрастные по светлоте сочетания. Чем дальше от нас пространство, тем меньше контраст и насыщенность цвета.

Выделение цветом

В композиции выделение цветом, наиболее убедительный прием для определения главного и прекрасное средство для сохранения целостности картинного поля. Это типичный колорит с цветовым акцентом помогает усилить ощущение пространственной глубины. Контраст может строиться цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

Колорит с цветовым акцентом отличается от монохромного колорита своеобразным ритмом цветовых пятен.

Объединение цветом

В монохромии объединение цветом происходит автоматически, в этом сама природа колорита.

При полихромии, многоцветий, объединять приходится или все поле картины или отдельные предметы, используя в первую очередь тон и насыщенность,

Этот композиционный прием чаще всего приводит к колориту теплому или холодному. Общее у них одно доминирующий цветовой тон (индивидуальный для каждой картины).

Уравновешивание

Художники виртуозно используют цвет, пятно в качестве полноправного средства композиции.

Близкие по тону и светлоте цветовые пятна использовал для уравновешивания Ван Гог в «Морском пейзаже в Сен - Мари», где перекликаются теплый цвет берегов и цвет гребней волн.

Яркость, цветность

Эжен Делакруа, глава романтической школы в живописи, нашел главный принцип светотени: свет и тень лежат по разные стороны цветового круга, т.е. передаются дополнительными (противоположенными) цветами.

Освещенные солнцем сторона бело - желтая, тени - холодные сине -фиолетовые.

Материальность

В реалистической живописи задача материальности изображаемых предметов представляется одной из важнейших.

Прозрачное небо, густая листва деревьев, терракота кирпича - всему
соответствует свои краски и свои технические приемы. Ощущение
прозрачности куполообразного неба чаще всего передается

ненасыщенными, светлыми красками, причем светлота и теплота цвета увеличивается с приближением к земле. Пример А.Рылов «В голубом просторе».

Тщательная проработка деталей, конечно же, важна при работе над материальностью.

Пример И.Шишкин «Корабельная роща».

Прозрачность воды в озере изображается повторением цвета реального предмета в его отражении, а также гладкостью письма И. Левитан «Сумерки», в неспокойной воде отражение рассыпается, фактура может быть более пастозной, по форме повторяющей рябь или волны, в этом случае цвет отражения связан скорее с небом, чем с предметами на берегу.

Вывод

Живопись - как музыка где лучше знать ноты, чем играть на ощупь. Колорит решает первое впечатление, которое производит картина. Спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением. Этому очень способствует широта единообразных и чистых красок. Колорит в более обширном смысле - общая гармония целого полотна, гармония не выдуманная, а отвечающая законам сочетания дополнительных цветов. Художник — колорист будет тот человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть или какой он большему числу людей кажется. Колорит - понимается как богатство и характер оттенков, введенных в живописное произведение и его отдельные части как подбор тонов в картине, он определяет также насыщение оттенками широких живописных пятен. Колорит обогащает живопись качественно, насыщает ее переливам и красочными оттенками. Каждая работа может колористически богатой или колористически бедной. Колорит является показателем мастерства и живописной культуры художника.

Примеры колористического построения живописных произведений:

Исаак Левитан (1860-1900)

Картина «Март». Основана она двух цветовых гармонических парах. Основная гармоническая пара: яркое голубое небо, контрастирует со светло-желтым фрагментом стены. Второстепенная гармоническая пара: темная зелень деревьев - красновато-коричневая, рыжевато-коричневатые пятна лошадки, фрагмента крылечка, дорожки и вкрапления рыжевато-красного на верхушках деревьев. При этом цветовые доминанты, эмоционально смысловой кульминации можно назвать желтый фрагмент стены - это именно он задает в картине ощущение весеннего настроения. Прекрасно написан снег, переливающийся множеством рефлексов от окружающего пространства. Он дышит, мерцает, в нем отражается солнце, небо, зелень сосен.

«Озеро» («Русь») сложно и богато цветовое решение картины. В основе ее красочной гаммы лежит сочетание сине-голубых, коричнево-зеленых и желтых тонов и, наконец, фиолетовых (где фиолетовый - желтый и коричневато-красный - зеленый, контрастные цвета). Картина написана в ярких и чистых цветах, и даже белые облака пишутся цветно - они желтоватые в освещенных и фиолетовые в затемненных местах.

Вода написана сложным сочетанием основного голубого цвета с синей рябью и разноцветными (фиолетовыми, зеленоватыми, сероватыми) отражениями берегов, облаков. В изображении камышей мы видим также тонкие соотношения желто-коричных, зеленоватых тонов.

Картина «Владимирка». Колористический строй картины Левитана всегда играет главную роль в создании настроения пейзажа. Голубовато-серые, и серо-фиолетовые оттенки беспросветно облачного ненастного неба определяют ее тоскливое настроение, поддерживаемое и приглушенное темными тонами буровато-серые равнины с холодно - синеющими вдали перелесками. Это голубовато-серые и серо-фиолетовые оттенки ненастного неба противопоставляются охристым горячим оттенком первого плана. Главную роль в колорите пейзажа, конечно же, всегда играет небо. Его цветовая тоновая, яркостная характеристика является определяющим началом пейзажа.

Небо в пейзаже и является тем ключевым моментом определения и колористического строя и эмоционального настроения картины.

Картина «Золотая осень» написана широкими обобщающими мазками в несколько в декоративной манере. Картина строится на тоновой и на двух цветовых гармонических парах: золотисто-желтой -синей и красно-зеленой.

М.Г. Полков

Основная тематика художника - сибирская деревня с покосившимися домами, живописными дорогами, вечерними закатами. Диапазон меняющейся красоты Иртыша с белокаменным кремлем от могучих симфонических звучаний до легких лирических состояний дает постоянный толчок к творчеству. Среди Тобольских художников Михаил Полков ярко отличается по живописному темпераменту, высокому профессионализму и особой романтической восприимчивости мира. Это точно чувствующий живописец, сумевший найти свою, богатую и привлекательную форму выражения, наполненную неподдельным поэтическим чувством. Палитра богатая по цвету оживает в тонких нюансировках, а в целом холст удивительно сгармонирован в одной тональности серовато — жемчужной с приглушённым розово — сиреневым, Художник работает в монохромном колорите.

Пейзажи Н.И. Ситько поражают искренностью в передаче чувств,
подлинностью живых впечатлений. Автор любуется неприметными, на первый взгляд, уголками старого Тобольска, с его бревенчатыми домишками под темными крышами, не мощеными улочками. Сдержанный колорит, дополненный яркими выплесками цвета («Над Иртышем», «Балки»), плотная живопись придает весомость и значимость изображаемым предметам.

Основы реалистической школы живописи формировались выдающимися зарубежными и русскими художниками на протяжении многих веков. Каждый талантливый художник, проходя свой творческий путь длиною в жизнь, приносил в искусство свои большие или малые новаторские идеи, приемы, новое понимание, трактовку живописных проблем, тем самым, расширяя возможности живописи и поднимая на новой качественный уровень изобразительное искусство в целом.

Пейзажная живопись обладает огромной силой эмоционального воздействия и поэтому способна развивать у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость мира прекрасного. В процессе работы обязательно учитывается действие законов цельности и контрактов. Особенно важно помнить о тоновых и цветовых контрастах форм и размеров. Создать живописный пейзаж - это чудесный мир художественных образов, живущих в пространстве, организованном художником по законам и правилам композиции. Композиция - это есть творческий процесс художника, искусство передавать другим свои мысли. Композиция латинское слово, в переводе означает составление. В создании живописной работы использовалось пространственное смешение цветов. К каждому цвету, к каждому его оттенку ложился рядом дополнительно, гармоничный с ним цвет. Используя принцип пуантилизма, вводится дополнительный к красному - зеленый, к желтому - фиолетовый, к синему - оранжевый. Если два цвета граничат друг с другом, они кажутся ярче, особенно если цвета не слишком резки, а светлота их одинакова или почти одинакова. Это явление называется одновременным контрастом цветов. Для усиления впечатления глубины пространства, проводится деление композиции на планы, от теплого к холодному, вглубь картины.

Главную роль в колорите пейзажа играет небо. Его цветовая, тоновая характеристика является определяющим началом в пейзаже. Небо в пейзаже является ключевым моментом в определении колористического строя, и эмоционального настроения картины.

Изучение водной глади

Отражение на спокойной глади воды уходит в глубину вертикальными, темными, расплывчатыми полосами, прерывается горизонтальной рябью. Водная гладь имеет рефлексы от голубого купола неба, теплого солнечного освещения. Отражение в воде всегда более теплое и темное по тону. Все контрасты, отражаясь в воде, сближаются.

Изучение деревьев

У тополя ветви располагаются вертикально, а у ивы ниспадают вниз. Форма у тополя — пирамидальная, у ивы веерно - раскидистая.

Кроны деревьев необходимо изображать цельными объемами, трехмерно. Изображая общий силуэт на дальнем плане обобщенно, на переднем подробная узорчатость абриса. Важная особенность прорисовка в кружеве форм ветвей, красивого общего силуэта, мягкого контура. Дерево имеет 4 плоскости (освещенную солнцем, натуральный цвет листвы, тень, теплый рефлекс). Каждая плоскость имеет рефлекс неба (в солнечный день голубого).

Убедительность и правдивость пейзажного этюда зависит от верно найденных цветовых отношений между отдельными объектами, участками и планами пейзажного мотива, определение в натуре общего тонового и цветового состояния. При построении цветовых отношений используются светлые и яркие краски палитры. Выполняя живописную работу надо учитывать общую тональность, создаваемую силой освещения. Этому должны быть подчинены, прежде всего, светлота и насыщенность цвета всех предметов. Передавая цветовые отношения натуры необходимо иметь ввиду цветовое единство. При вечернем освещении желто - оранжевые оттенки, цвета охватывают все предметы, образуется цветовое единство и родство. Передача цветовых отношений живописного пейзажа природы с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности является основой живописи пейзажа. Сначала решается общее тоновое и цветовое состояние освещенности, тем самым создается основа, затем отношения между деталями пейзажа. Эмоциональность колорита, сила его воздействия наиболее сильно проявляется в том случае, когда живописная работа правдиво воспроизводит колористическое состояние природы. Живописные этюды ведутся способом наложения раздельных мазков красок один к другому (живопись алла прима – техника прямой живописи). Тени прокладываются жидко прозрачными красками. Самые сильные цвета наносятся пастозными красками. Работая над пейзажем, начинается с целого, а не с деталей. В начале, наносится общая форма, а затем идет проработка деталей. Построение основных отношений - цветовых различий между главными объектами пейзажа (небом, землей, водой, передним, средним, дальним планами). Правильно взятые основные отношения этих объектов пейзажей облегчат дальнейшее цветовое построение, проработку деталей. Выполнение живописного этюда с натуры методов тоновых и цветовых отношений практически начинается с определения в натуре наиболее светлых, интенсивных и теплых световых пятен. Промежуточные по силе тона света сравниваются с ними. В природе всегда существует зависимость между спектральным составом отношений и колористическим состоянием натуры. Вечернее солнце придает всем предметам оранжевый и красный оттенок. Цветовое многообразие пейзажа приводится к единству и гармонии, соответствующих колористическому состоянию освещения. Цветотоновые отношения устанавливают общий колорит картины, находят взаимодействия света и тени, лепится форма предметов.

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к богатству и красоте окружающего мира. Уроки изобразительного искусства способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности. На занятиях формируется такие свойства личности как самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают живописные умения и навыки, учатся наблюдать, предметы и явление окружающего мира.

Дети знакомятся с понятием локальный цвет, тон, колорит гармония с цветовыми отношениями, взаимодействие цветовых пятен, цветовой композицией. Учатся гармонировать цветовые сочетания.

Красный цвет - это символ солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом, но он же означает тревогу, опасность для жизни. Белый цвет - символизирует свежесть, чистоту, молодость, но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - «все ночное», не доброе, враждебное человеку. У цвета много секрета. Учитель на уроке знакомит с многими из них. Для живописца объект видится сквозь призму цвета, при несомненной важности линий, объема. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразий явлений. В ней он ощущает способность и пространство мира и места человека в нем, через нее художник выражает тончайшее движение чувств, с трудом поддающееся расшифровке словами. Велика гибкость и сила воздействия живописи, полнота ее эмоциональных переживаний. Они связаны с органической тягой человека к цвету. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов мира. Цвет, как и пространство - объективные координаты предметов. Обычно, если мы вглядываемся в какое-нибудь художественное произведение, то замечаем определенную закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое цельное впечатление. Взаимодействие цвета в пределах одной картины и будет называться колоритом. В живописи цвет определяет всё, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Цвет - душа живописи. Живопись это не протокольный отчет о наших знаниях, об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях. Из жизненного опыта мы знаем, что снег в природе вроде белый, но если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатление снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков - розовых, золотистых, голубых, фиолетовых. Посмотрим, например, как написан снег в картине «Март» И.И.Левитана, как верно передано цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов. Все решают верно найденные в картине отношения цветов. Совсем не надо стремиться подобрать краску, совпадающей с окраской предмета. Нужно подобрать, найти такой цвет, какой на картине, в окружение других цветов, будет убедительно приниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Художник берёт краски так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом также как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее, или холоднее, чем им кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, т.к. в ней правильно соблюдены все цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

На наше восприятие цветов, на образование живописного цвета, влияет освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть соседство разноокрашенных предметов. Так в условиях очень интенсивного освещения, например в яркий летний полдень, на освещенных местах цвета теряют свою насыщенность, выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени, цвета наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков.

Иногда начинающие живописцы делают наоборот, в сильном свету пишут самыми яркими красками, а в тенях применяют для затемнения чёрную краску. Весь секрет живописи в тенях и полутонах.

Кроме освещения, на восприятие цветов влияет расстояние, воздушная прослойка.

В живописи важно не только точно передавать цвет, предметы, но сделать его элементом новой художественной формы.

Художник пользуется цветом в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.

Общее цветовое решение картины называется колоритом.

Колорит — система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира. Одним из средств передачи является приём валёра - передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достичь особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Колорит может быть тёплым (преимущественно красные, жёлтые, оранжевые тона), и холодным.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым, по степени насыщенности и яркости цвета - ярким и блеклым, светлым и тёплым.

Создание колорита - настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами были Д.Веласкес, Тициан, В.Суриков, И.Левитан.

Понятие о цветовой гармонии

Важнейшая задача художника, использующего цвет - найти наиболее эффективные гармоничные цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично). Цветовые гармонии - это комбинация немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке:

1. Двухцветная гармония - сочетание противоположенных в цветовом
круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато - контрастно.

2. Трехцветная гармония - цветовой круг точно делиться на три части.
Взяв любой один цвет, находят к нему два других.

3. Четырехцветная гармония - круг делится на четыре части. Из
четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все
цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также
гармоничным.

Практические рекомендации для лучшего сочетания цветов

1. Лучшие цветовые сочетания — в больших интервалах по цветовому
кругу.

2. Более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо
брать в меньших количествах (по площади пятна).

3. Хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими.

Тёплые - лучше с темно-серыми, холодные - лучше светло-серыми. Некоторые цвета, соседствующие с другими, кажутся нам или выступающими вперед или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светло и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные, ненасыщенные. В каждом конкретном случае играет характер и величина пятен, контур. Картина не имеет реальной глубины - она расположена на плоском холсте. Но искусство художника таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения. Чем больше мы вглядываемся в картину К.А.Коровина «Зимой», тем больше мы воспринимаем ее художественные особенности, глубже проникаем в ее содержание. Главным в творчестве К.А.Коровина является колорит, чтобы он не писал: жаркое солнце юга или серенький русский денек нашей природы - везде во всем его живопись соткана из тончайший красочных соотношений. Картина К.А. Коровина «Зимой» сыграла большую роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Снег - это не   положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна, избы, изгородь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.

Основные достоинства пейзажной работы передача определенного состояния освещенности природы, влияние воздушной среды и пространства. Этих качеств пейзажной живописи добиваются методом работы цветовыми отношениями с учетом воздушной перспективы


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.