Индивидуальной программы развития. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальной программы развития.

2021-01-29 77
Индивидуальной программы развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

 

Учебно-тематический план

Занятия планируются с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния обучающегося. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитания включает следующие разделы:

- чтение – 2 часа;

- письмо – 2 часа;

- математика – 2 часа;

- окружающий мир – 1 час;

- хозяйственно-бытовой труд - 1 часа;

- ручной труд – 2 часа.

 

 

 

Содержание программы, тематический план

по предмету Чтение – 68 часов.

«Чтение» телесных и мимических движений (16 часов)

Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирование речевого дыхания.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц.

Показ движений взрослым и выбор учащимся игрушки, соответствующей образу. Выполнение имитационных движений учениками с ориентацией на игрушку или картинку (Кто это? Как говорит? Как идет?).

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Например, «Беги ко мне», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

Например, «Покажи, как подметают шваброй», «Возьми карандаш, покажи, как им рисуют», «Возьми тряпку, покажи, как ею вытирают» и т. п. Покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит и т. д.).

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах (22часа)

Упражнения с фотографией или картинкой: показ частей тела на фотографии (картинке) и на себе.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке».

Например, у зайца есть ноги (хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

Например, «Внимательно рассмотри зайца и медведя, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...» (учитель показывает на уши зайца — учащийся называет их или выбирает картинку с их изображением).

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения».

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию, по отдельным деталям, по звукам, на ощупь.

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (два-три наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинки, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учеником игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Работа с пиктограммами из серии «Игрушки».

Знакомство с пиктограммами «кубики», «барабан», игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки» и др.

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм из серии «Игрушки».

«Аудиальное чтение» (30 часов)

Звуки окружающей действительности (неречевые звуки).

Звуки речи. Игра «Чей голосок?».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды; голоса птиц и зверей).

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка

Слушание потешек, сказок, песенок, детских стишков. Рассматривание презентаций.

Слушание и рассказывание сказки «Репка». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

Слушание и рассказывание сказки «Колобок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

Слушание и рассказывание сказки «Теремок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

 

Содержание программы, тематический план

по предмету Письмо– 68 часов.

Упражнения для развития тонкой моторики рук (33 часа)

Упражнения на развитие движений кистей рук (сжимание, разжимание и т. п.). Упражнения: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Упражнения на формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащихся при зрительном восприятии.

Упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо».

Раскрашивание готовых заготовок, штриховка предметов (вертикальная и горизонтальная);

Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу, демонстрируемому учителем).

Работа со шнуровкой.

Изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек.

Изображение по образцу, по инструкции.

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики.

Упражнения с природным материалом.

Например, «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки — еловые и сосновые по корзинкам», и т. п.

«Рисуночное письмо» (9 часов)

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками, фломастерами.

По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов и закрашивание с помощью учителя (мяч, неваляшка, светофор).

Рисование красками, используя приемы примакивания (трава, заборчик, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Распустились листочки»).

Составление узоров из точек и мазков на полоске.

«Письменные упражнения» (23 часа)

- «Письмо» линий пальцем на манке, песке.

- «Письмо» на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

(выполнение различных заданий)

- «Письмо» вертикальных линий разной длины.

- «Письмо» вертикальных линий от начальной точки.

- «Письмо» горизонтальных линий.

- «Письмо» горизонтальных линий по начальной точке разной длины.

Например, «Покати мяч по дорожке и т. д.

- «Письмо» вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).

- Произвольное «письмо» наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

- «Письмо» прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Солнышко»).

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

- «Письмо» вертикальных и горизонтальных линий по заданию учителя.

«Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета».

Ритмические упражнения (3 часа)

- Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

Намочить палец в воде — поставить пальцем точку на бумаге и т. д. по словесной инструкции учителя (при необходимости речевая инструкция сопровождается жестовой) рисовать.

- Письмо точек пальцем под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

Письмо точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

Содержание программы, тематический план

по предмету Математика – 68 часов.

Количественные представления (22часа)

Основные цвета. Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета.

Понятие о количестве: много, мало, один.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

Объединение одинаковых по цвету, величине, форме предметов в различные множества (один-много, много-мало).

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), форму (шар, квадрат, круг), величину (большой - маленький) предметов.

Выполнение различных действий: один — много хлопков, и т. п., совместно с взрослым, подражая действиям учителя.

Действия, направленные на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков и т. д. по словесной инструкции).

Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета.

Педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов.

Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без пересчета путём наложения и приложения.

Закрепление материала по теме «Количественные представления».

Представления о форме (17 часов)

Представления о форме: (шар) круг. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Прокатывание предметов круглой формы по поверхности.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячи, клубки и т. п.).

Обводка по трафаретам, штриховка круга, называние и показ.

Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, форму, величину.

Выделение формы: квадрат. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Обводка по трафаретам, штриховка квадрата, называние и показ.

Группировка предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, величину и форму.

Выделение формы (шар), круг, квадрат. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур. Игры с плоскостным конструктором.

Закрепление материала по теме «представления о форме».

Представления о величине (12 часов)

Понятие о величине: большой – маленький. Штриховка предметов различной величины.

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине, используя приемы наложения и приложения.

Выделение больших - маленьких предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

Например, большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб; пройти через большие ворота; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прицепки к большому - маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины, вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.

Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на величину предметов.

Раскрашивание, штриховка изображения различной величины.

Закрепление материала по теме «представления о величине».

При формировании представлений о величине педагог обязательно предлагает детям как минимум два предмета с целью дать им об относительности величины на наглядном уровне. Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве (9 часов)

Представления о пространстве: показ на себе основных частей тела и лица.

(Руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле крупного размера.

По мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.

Пространственные представления: верх – низ, вверху – внизу, вперед – назад.

Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

Ориентирование относительно своего тела: впереди, позади, рядом.

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

Упражнения выполняются по подражанию, действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.).Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Закрепление материала по теме «представления о пространстве».

Временные представления (8 часов)

Временные представления: узнавание, называние и изображение с помощью имитационных действий простейших явлений погоды.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

Временные представления: солнце и луна (день и ночь).Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток.

(По подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции).

Закрепление материала по теме «Временные представления».

 

Содержание программы, тематический план по предмету

Окружающий мир - 34 часа.

Я — в школе (3 часа)

Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними. Знакомство с пиктограммами.

Мои игрушки (4 часа)

Мои игрушки. Предметные игры с игрушками.

Усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание новых игрушек по описанию. Показ картинки по названию.

Мои игрушки. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами – заместителями.

Игры с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, и др.). Называние (показ) картинки с изображением соответствующего предмета.

Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы».

Например, помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Побуждение учащихся объяснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем).

Одежда и обувь (4 часа)

Одежда. Уход за одеждой. Работа с пиктограммами.

Обувь. Уход за обувью. Работа с пиктограммами.

Материал для изучения: пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта; ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши.

Сад и огород (4 часа)

Огород: морковь, лук. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

Сад: яблоко, груша. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу. Работа с пиктограммами: «морковь», «лук»; «яблоко», «груша».

Моя семья (2 часа)

Моя семья. Беседа о маме.

Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, бабушка, тётя).

Занятия с пиктограммами «мама», «ребенок», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Явления природы (8 часов)

Признаки осени. Наблюдения за погодой.

Зима. Признаки зимы.

Весна. Признаки весны.

Экскурсии в парк: признаки осени, зимы. Сбор природных материалов.

Экскурсии в парк: наблюдения за сезонными изменениями в природе весной.

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).Зима (холодно, снег, лёд, мороз).Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).

Ежедневные наблюдения за погодой (идёт дождь, снег). Уточнение представлений учащегося о дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Мир животных (9 часов)

Домашние животные: кошка; собака. Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.

Знакомство с пиктограммами «собака», «кошка».

Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи). Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, показ пиктограмм.

Имитационные игры, игры на звукоподражание (гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных и птиц.

 

Содержание программы, тематический план по предмету


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.