Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования

2021-01-29 81
Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомившись с большим количеством литературы и выдвинув гипотезу, поставила перед собой следующие задачи:

1. Составить пакет методик, выявляющих основополагающие страхи у детей.

2. Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

3. Составление коррекционной программы и ее проведение.

Для диагностики выбраны следующие методики:

- «Опросник спектра страхов» А. И. Захарова

Цель: выявить основополагающие страхи. Были опрошены дети и их родители.

- «Неоконченное предложение» Г. Я. Кудрина.

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью.

- Проективная методика «Рисунок семьи» Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Инструкция: нарисуй свою семью красками или карандашами.

- Проективная методика предложенная А. И. Захаровым «Что мне сниться страшное».

По результатам диагностики («Опросника страхов» Захарова А. И.) получены следующие данные: у 50% детей слишком большое количество страхов и повышенная тревожность. У 50% детей страх соответствует возрастным особенностям детей (то есть сумма баллов не превышает девяти).

Это подтверждает и методика «Неоконченное предложение». Результаты показали высокий уровень тревожности у 16 детей: это составляет 57% и средний уровень тревожности 12 детей – 43%. Если рассмотреть ответы на каждое «неоконченное предложение», то получится неутешительный результат. Так на вопрос «Мои сны…» 50% детей отвечают: «боюсь», «страшные». На предложение «Боюсь…» 45% детей отвечают: «страшилок, приведений». А на два вопроса «Не люблю, когда меня…» и «Плачу, когда…» дети отвечают однозначно: «Бьют и ругают» - 63%.

Наглядно эти проценты может показать проективная методика «Рисунок семьи» (дальше в исследовании участвуют те 50% детей, у которых с помощью двух перечисленных выше методик выявлены страхи).

71% детей нарисовали семью разрозненно (предметы между членами семьи, самого себя рисуют с растопыренными руками, как бы защищаясь; сильная частая штриховка; себя рисуют очень маленькими по отношению к другим фигурам; у детей нет твердой почвы под ногами – они не уверены в себе; рисуют не всех членов семьи, в большинстве упускают отца, отвечая на вопрос: «А он на работе», «Он ушел к другой тете», «Не хочу рисовать») – все это указывает на неблагоприятные межличностные отношения ребенка с семьей.

29% - детей рисуют семью взявшись за руки, общий эмоциональный настрой рисунка – положительный, но выдает всю эту картину штриховка, что говорит о тревожности.

Из методики «Что мне снится страшное» видно, больше всего детей беспокоит «быть уничтоженным во время нападения чудовищ», одиночества, боли, то есть страх смерти, который дети начинают осознавать в 6-8 лет.

Из этих рисунков так же выявляется напряженность во взаимоотношениях детей и родителей.

После завершения обследования составил коррекционную группу – экспериментальная и контрольная группа: по 7 детей. В экспериментальную группу включены дети, которые набрали (по опроснику Захарова А.И.) свыше 17 баллов – можно предположить о развивающемся неврозе. В контрольную группу включены дети, которые набрали большое количество баллов (свыше 9, но меньше 17).

Полученные данные по методике А. И. Захарова.

Задача: сравнить средний уровень страха в экспериментальной группе до коррекционной работы со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Математические вычисления показали, что наблюдаемое больше критического: Z набл > Z крит (3,4 > 2,32).

экспериментальная группа

А группа контрольная показала по истечению двух месяцев: Z набл < Z крит (0,4 < 2,32)

Можно сделать вывод: в экспериментальной группе уровень страхов понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно (то есть подвижная игра и изодеятельность отреагируют детские страхи).

Результаты обследования детей приведены в таблице №1

По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхи:

Страх… Кол-во детей ответившие положительно Процентное соотношение %
Одиночества 8 28,5
Нападения 15 53,5
Заболеть, заразиться 12 42,8
Умереть 24 85%
Смерти родителей 23 82,1
Каких – то людей 10 35
Мамы и папы 4 14,2
Того что накажут 9 32,1
Сказочных героев 12 42,8
Опоздать 5 17,8
Перед сном 11 39,2
Страшных снов 13 46,4
Темноты 12 42,8
Животных 14 50
Транспорта 9 32
Стихии 11 39,2
Высоты 13 46,4
Глубины 11 39,2
Замкнутого пространства 6 21,4
Воды 12 42,8
Огня 5 14,8
Пожара 13 46,4
Войны 7 25
Открытого пространства 5 17,8
Врачей 10 35
Крови 13 46,4
Уколов 7 25
Боли, неожиданных звуков 6 21,4

Задача: Сравнить средний уровень страха в группе до коррекционной работы, со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Обозначения: Хдо – средний уровень страхов в группе до эксперимента

Хпосле – средний уровень после коррекционной работы.

Если: Хдо < Хпосле - работа не эффективна.

Хдо > Хпосле - работа эффективна.

Формула: Хдо = i=1 xi - аналогично Х после n находится.

 

Экспериментальная группа.

ребенок Хдо Хпосле
Шм… 25 13
Хр… 19 9
Ак… 19 10
Бр… 19 9
Щег.. 18 8
Ив… 19 10
Гр… 20 12

 

Контрольная группа

Ребенок Хдо Хпосле
Ан… 15 15
Ло… 16 15
Си… 15 14
Лю… 14 15
Фе… 16 15
До… 15 15
Ко… 13 13

 

Вывод: т. к. Zнабл. > Zкрит. (3,4 > 2,32) в экспериментальной группе, то Хдо > Хпосле; (0,4 < 2,32) контрольная группа т.е. средний уровень страха понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно.


Заключение

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства, чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики.

В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которых могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, опасностью. Играя, ребенок может получить травму, испугаться. Впоследствии этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

Данная работа показала, что уровень страхов у детей понизился и следовательно данная коррекционная работа составлена эффективно.

В этой работе удалось преломить данные установки.


Список использованной литературы

1. Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;

2. Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М.,1996 г.

3. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993;

4. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000;

5. Изард К. «Эмоции человека» - М.,1980 г.

6.Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» – С-П.,1997 г.

7.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г.

8. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2000.

9. Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М., Т.Ц. «Сфера»,1996г.

10. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000;

11. Спиваковская Алла «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000;

12. Чистякова М., «Психогимнастика»

13. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.

14. Каган В. Е. Аутизм у детей.— Л., 1981.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.