Работа в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ по русскому языку. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Работа в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ по русскому языку.

2021-01-29 78
Работа в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ по русскому языку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ по русскому языку.

 

Тема: Категория одушевлённости – неодушевлённости и способы её выражения.      Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные. (1ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- способы выражения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

- основные группы существительных по значению;

уметь:

- определять на основе лексико-грамматических признаков одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разряды существительных по значению.

Тип лекции: интерактивная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко.

Содержание занятия

План:

1. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

2. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные.  

1. Составление опорной схемы (интеллектуальной карты)

  Имена существительные могут называть предметы и явления окружающего мира, живые существа, вещества, события. Их объединяет общее значение предметности.

В зависимости от смысловых значений и связанных с ними грамматических особенностей все существительные объединяются в лексико-грамматические разряды. Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые                                                        Вспомни и запиши в тетрадь таблицу:

2. Творческая работа (выполненное упражнение прислать по электронной почте)

Упр. 241.

Пожалуйста, выполняйте упражнение САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Составление тезисов

- Познакомьтесь с информацией. Запишите отличительные признаки каждой группы, тематические группы вещественных и собирательных существительных.

Существительные – это, с одной стороны, все вещи, предметы, явления объективной действительности, а с другой – понятия. Соответственно с этим нарицательные существительные делятся на конкретные и отвлечённые (абстрактные).

Конкретные существительные обозначают живые существа и предметы, они могут подвергаться счёту (человек, сердце, стрела, книга).

Отвлечённые существительные обозначают понятия – свойства, качества, действия и состояния, они употребляются только в единственном числе (любовь, молитва, чтение, храбрость, новизна, борьба, радость). Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлечённых качеств и действий: маленькие радости, красоты природы. Они не сочетаются с количественными числительными. Образуются при помощи суффиксов -ость, -есть, -к-, -от-, -тв-, -изн-, -ев-, -ин-, ниj-, -тиj-, -отн-, -ств-, -изм- и др.

Среди конкретных существительных можно выделить вещественные, собирательные и единичные существительные.

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества (однородную массу чего-либо), материалы, которые делятся на части, сохраняя свойства целого, и которые можно измерять (но не считать): тесто, глина, мясо, железо, молоко, курятина.

Выделяются следующие тематические группы:

1) названия химических элементов и их соединений: водород, вода, соль;

2) названия пищевых продуктов, кормов: сыр, картофель, крупа, говядина, сено, дрожжи;

3) названия растений, плодов и ягод: лебеда, мох, рожь, алыча, голубика, шиповник;

4) названия лекарств: аспирин, валерьянка;

5) названия различных видов материалов, сырья, тканей: нефть, хлопок, бронза.

Вещественные существительные обладают следующими грамматическими признаками:

а) не изменяются по числам, употребляются или только в форме ед. ч., или только в форме мн. ч.;

б) могут иметь форму мн. ч., которая обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу веществ: смазочные масла, белые и красные глины, минеральные воды;

в) не допускают счёта, не сочетаются с количественными числительными;

г) сочетаясь со словами, выражающими меру, употребляются в форме ед.ч.: ведро воды, мало соли; ср.: стопка книг (мн.ч.);

д) в р.п. могут иметь окончания –у, -ю: кг сахару.

Собирательные существительные обозначают неопределённое множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодёжь, мебель, листва.

Тематические группы – слова, обозначающие:

1) названия лиц: знать, родня, профессура;

2) названия животных: мошкара, вороньё;

3) названия растений: листва, березняк;

4) названия предметов: аппаратура, хлам.

Собирательные существительные обладают следующими грамматическими признаками:

а) неизменяемость по числам, форма только ед.ч.;

б) неспособность сочетаться с количественными числительными.

Большинство собирательных существительных – производные слова, образованные бессуффиксным способом (зелень, мелочь, голь) или суффиксальным способом с помощью суффиксов –ур-, -j-, - ств- и др.: агентура, сырьё, родня, учительство. Непроизводных собирательных существительных немного: хлам, сор, дрянь и некоторые другие.

     4 Выработка умений и навыков

Распределительный диктант.

 Выполнить упражнения, проверить в парах.

- Записать существительные в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые.

  Актриса, бактерия, воробей, дама, дитя, егоза, енот, ёрш, жук, зверь, кенгуру, кукла, лицо, мертвец, микроб, «Москвич», народ, овод, «Овод», робот, рысь, спутник, студент, студенчество, труп, туз, туша, учёный, учительство, чёрт, «Школьник» (велосипед), щенок, эгоист, юноша, ябеда.

 - Выпишите существительные, не являющиеся собирательными.

Вариант 1: крестьянство, коллектив, тряпьё, молодожёны, стая, стадо, молодёжь, груда, сосняк, труппа.

Вариант 2: интеллигенция, народ, бельё, родители, толпа, отряд, юношество, куча, осинник.

 

Тема: Категория рода имён существительных и способы её выражения. Трудные случаи в установлении рода у существительных. Колебания в роде у отдельных существительных. (1 ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- лексико-грамматические признаки категории рода;

- основные средства выражения категории рода имён существительных;

уметь:

- определять род имён существительных, в том числе несклоняемых географических названий, сложносокращённых слов и существительных прилагательного склонения.

Тип лекции: интерактивная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко, толковые словари, словари иностранных слов.

Содержание занятия

План:

1. Грамматическое содержание категории рода и средства её выражения.

2. Распределение существительных по родам.

3. Определение рода несклоняемых географических названий, сложносокращённых слов и существительных прилагательного склонения.

4. Колебания в роде имён существительных.

Категория рода – наиболее характерный морфологический признак имён существительных. Категорией рода не обладают лишь существительные, употребляемые только во множественном числе: ворота, Валуйки.

- Как определить род имён одушевлённых существительных?

Задание на дом

Упр. 248.

 

Задания выполняете в тетради для практических работ по методике русского языка.

 

Практическая работа (2 ч.)

Текущий и периодический учет навыка чтения; оценка знаний и умений учащихся на уроках классного и внеклассного чтения. Специфика уроков чтения в малокомплектной школе. Использование средств наглядности на уроках литературного чтения

Студент должен:

знать:

систему и критерии оценивания по литературному чтению в начальных классах;

критерии оценивания знаний и умений учащихся;

виды безотметочного оценивания знаний и умений по литературному чтению; классификацию ошибок и недочётов;

принципы планирования и организации уроков литературного чтения в малокомплектной школе;

средства наглядности на уроках литературного чтения;

уметь:

планировать и проводить уроки литературного чтения в малокомплектной школе.

организовать контроль знаний и умений по литературному чтению.

Содержание заданий и инструкция по их выполнению

1. В Законе РФ «Об образовании» о системе оценивания в современной школе указывается: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 15 п. 3 Закон РФ «Об образовании»). Изучите особенности организации контроля по литературному чтению. Составьте тезисы или опорную схему.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Существуют специальные требования, предъявляемые к чтению в каждом классе, их можно представить в виде таблицы. Таблицу запишите.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Соблюдение интонации, пауз, логического ударения и темпа чтения. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Информация для изучения:

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами).

2. Изучите классификацию ошибок и недочётов. Запишите кратко. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

– неправильная постановка ударений (более 2);

– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; – неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

– неумение выделить основную мысль прочитанного;

неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

– не более двух неправильных ударений;

– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

– неточности при формулировке основной мысли произведения;

– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

3. Проанализируйте критерии оценивания знаний и умений учащихся по литературному чтению, скопируйте, распечатайте и поместите в портфолио.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

Составьте список наглядных пособий и технических средств обучения, которые можно использовать на уроках литературного чтения. Изучите различные источники информации, а также используйте собственные наблюдения, полученные во время практики наблюдения и показательных уроков.

Сфотографируйте ТОЛЬКО выполненные задания 5, 6, 7 и пришлите по электронной почте ОДНИМ файлом.

 

 

Работа в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ по русскому языку.

 

Тема: Категория одушевлённости – неодушевлённости и способы её выражения.      Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные. (1ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- способы выражения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

- основные группы существительных по значению;

уметь:

- определять на основе лексико-грамматических признаков одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разряды существительных по значению.

Тип лекции: интерактивная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко.

Содержание занятия

План:

1. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

2. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные.  

1. Составление опорной схемы (интеллектуальной карты)

  Имена существительные могут называть предметы и явления окружающего мира, живые существа, вещества, события. Их объединяет общее значение предметности.

В зависимости от смысловых значений и связанных с ними грамматических особенностей все существительные объединяются в лексико-грамматические разряды. Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые                                                        Вспомни и запиши в тетрадь таблицу:

2. Творческая работа (выполненное упражнение прислать по электронной почте)

Упр. 241.

Пожалуйста, выполняйте упражнение САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Составление тезисов

- Познакомьтесь с информацией. Запишите отличительные признаки каждой группы, тематические группы вещественных и собирательных существительных.

Существительные – это, с одной стороны, все вещи, предметы, явления объективной действительности, а с другой – понятия. Соответственно с этим нарицательные существительные делятся на конкретные и отвлечённые (абстрактные).

Конкретные существительные обозначают живые существа и предметы, они могут подвергаться счёту (человек, сердце, стрела, книга).

Отвлечённые существительные обозначают понятия – свойства, качества, действия и состояния, они употребляются только в единственном числе (любовь, молитва, чтение, храбрость, новизна, борьба, радость). Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлечённых качеств и действий: маленькие радости, красоты природы. Они не сочетаются с количественными числительными. Образуются при помощи суффиксов -ость, -есть, -к-, -от-, -тв-, -изн-, -ев-, -ин-, ниj-, -тиj-, -отн-, -ств-, -изм- и др.

Среди конкретных существительных можно выделить вещественные, собирательные и единичные существительные.

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества (однородную массу чего-либо), материалы, которые делятся на части, сохраняя свойства целого, и которые можно измерять (но не считать): тесто, глина, мясо, железо, молоко, курятина.

Выделяются следующие тематические группы:

1) названия химических элементов и их соединений: водород, вода, соль;

2) названия пищевых продуктов, кормов: сыр, картофель, крупа, говядина, сено, дрожжи;

3) названия растений, плодов и ягод: лебеда, мох, рожь, алыча, голубика, шиповник;

4) названия лекарств: аспирин, валерьянка;

5) названия различных видов материалов, сырья, тканей: нефть, хлопок, бронза.

Вещественные существительные обладают следующими грамматическими признаками:

а) не изменяются по числам, употребляются или только в форме ед. ч., или только в форме мн. ч.;

б) могут иметь форму мн. ч., которая обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу веществ: смазочные масла, белые и красные глины, минеральные воды;

в) не допускают счёта, не сочетаются с количественными числительными;

г) сочетаясь со словами, выражающими меру, употребляются в форме ед.ч.: ведро воды, мало соли; ср.: стопка книг (мн.ч.);

д) в р.п. могут иметь окончания –у, -ю: кг сахару.

Собирательные существительные обозначают неопределённое множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодёжь, мебель, листва.

Тематические группы – слова, обозначающие:

1) названия лиц: знать, родня, профессура;

2) названия животных: мошкара, вороньё;

3) названия растений: листва, березняк;

4) названия предметов: аппаратура, хлам.

Собирательные существительные обладают следующими грамматическими признаками:

а) неизменяемость по числам, форма только ед.ч.;

б) неспособность сочетаться с количественными числительными.

Большинство собирательных существительных – производные слова, образованные бессуффиксным способом (зелень, мелочь, голь) или суффиксальным способом с помощью суффиксов –ур-, -j-, - ств- и др.: агентура, сырьё, родня, учительство. Непроизводных собирательных существительных немного: хлам, сор, дрянь и некоторые другие.

     4 Выработка умений и навыков

Распределительный диктант.

 Выполнить упражнения, проверить в парах.

- Записать существительные в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые.

  Актриса, бактерия, воробей, дама, дитя, егоза, енот, ёрш, жук, зверь, кенгуру, кукла, лицо, мертвец, микроб, «Москвич», народ, овод, «Овод», робот, рысь, спутник, студент, студенчество, труп, туз, туша, учёный, учительство, чёрт, «Школьник» (велосипед), щенок, эгоист, юноша, ябеда.

 - Выпишите существительные, не являющиеся собирательными.

Вариант 1: крестьянство, коллектив, тряпьё, молодожёны, стая, стадо, молодёжь, груда, сосняк, труппа.

Вариант 2: интеллигенция, народ, бельё, родители, толпа, отряд, юношество, куча, осинник.

 

Тема: Категория рода имён существительных и способы её выражения. Трудные случаи в установлении рода у существительных. Колебания в роде у отдельных существительных. (1 ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- лексико-грамматические признаки категории рода;

- основные средства выражения категории рода имён существительных;

уметь:

- определять род имён существительных, в том числе несклоняемых географических названий, сложносокращённых слов и существительных прилагательного склонения.

Тип лекции: интерактивная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко, толковые словари, словари иностранных слов.

Содержание занятия

План:

1. Грамматическое содержание категории рода и средства её выражения.

2. Распределение существительных по родам.

3. Определение рода несклоняемых географических названий, сложносокращённых слов и существительных прилагательного склонения.

4. Колебания в роде имён существительных.

Категория рода – наиболее характерный морфологический признак имён существительных. Категорией рода не обладают лишь существительные, употребляемые только во множественном числе: ворота, Валуйки.

- Как определить род имён одушевлённых существительных?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.