Тема. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

2021-01-29 386
Тема. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лит. 11 гр

Тема. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

Цель урока: познакомить с главными тенденциями в русской литературе ХХ века в качестве вводной информации, представить сложность и самобытность литературы данного периода

 

Задачи:

Дать общее понятие о литературе Серебряного века, её хронологических параметрах. Её наиболее известных авторов, основные направления, стилевые течения, условия возникновения и развития.

Развивать умение находить связь между явлениями литературы и общественной жизни.

Показать взаимное влияние литературы и общественной жизни на примере эпохи рубежа XIX – XX веков. Ввести в атмосферу культурной жизни России рубежа веков, показать значимые события и явления этого времени. Охарактеризовать различные проявления духовного кризиса рубежа столетий и основные черты нового мироощущения. Дать представление о новой концепции мира и человека, сформировавшейся на рубеже XIX – XX веков, раскрыть факторы её возникновения.

 

Ход урока.

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Литература XX века.

На уроке используйте приёмы конспектирования лекции

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные её вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые даёт лектор по материалу.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?

 

Ожидаемые ответы от учеников:

Россия пережила 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.);

Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.

Гражданскую войну.

 

Обобщение учителя

Очевидна была необходимость перемен, перестройки уже в начале века. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Следовательно, выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого ещё не видела история» (А.П. Столыпин), и «снизу»,путём «ожесточенной, кипучей волны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути, например, были манифест 17 октября 1905 г., учреждение Думы. Средствами второго – теоретическая подготовка революции и террор.

 

Характеристика духовной культуры. (вводится понятие «декаданс»)

В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершённости культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира.

О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» (Отто Шпенглер, 1918 – 1922).

Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр.

Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира – страдание».

Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличением христианства как помехи на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию «с переоценкой ценностей», его учением «о воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). то есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо богочеловека нужен новый «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль.

Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества.

Модернизм и реализм.

^ Модернизм как реакция направленная против реализма. Он включал в себя такие течения как

 - импрессионизм (Франция)

 - экспрессионизм (Германия)

 - футуризм (Италия, Россия)

 - имажинизм

 символизм (Франция, Россия)

 акмеизм

 конструктивизм

 сюрреализм

 

Знакомство с понятиями Модернизм и Символизм.

Термин «модернизм» (от франц. «новейший, современный») в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы XX века, отошедших от традиций внешнего подобия. Основой чертой методологии модернизма в различных течениях искусства является метафорическое построение образа по принципу ответвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.

А теперь обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить их между собой.

 

Лит. 11 гр

Тема. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

Цель урока: познакомить с главными тенденциями в русской литературе ХХ века в качестве вводной информации, представить сложность и самобытность литературы данного периода

 

Задачи:

Дать общее понятие о литературе Серебряного века, её хронологических параметрах. Её наиболее известных авторов, основные направления, стилевые течения, условия возникновения и развития.

Развивать умение находить связь между явлениями литературы и общественной жизни.

Показать взаимное влияние литературы и общественной жизни на примере эпохи рубежа XIX – XX веков. Ввести в атмосферу культурной жизни России рубежа веков, показать значимые события и явления этого времени. Охарактеризовать различные проявления духовного кризиса рубежа столетий и основные черты нового мироощущения. Дать представление о новой концепции мира и человека, сформировавшейся на рубеже XIX – XX веков, раскрыть факторы её возникновения.

 

Ход урока.

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.