Преподобный Иосиф Заоникиевский — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Преподобный Иосиф Заоникиевский

2021-01-29 67
Преподобный Иосиф Заоникиевский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дни памяти: Июнь 23 / Июль 6, Сентябрь 21 / Октябрь 4

Преподобный Иосиф Заоникиевский, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.

Преподобный Иосиф преставился 21 сентября / 4 октября  1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.

Тропарь Иосифу Заоникиевскому

Исперва житие твое, преподобне, /хитростию благоюродства от человек утаено на небесех пред Ангелы явленно, /и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше, /
но мысленными крилы на высоту возшед, /Присносущным Светом облистаемь, /
во отечествии наследова, /и земных мнящихся красных храмов не требовав, /
но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси, /ни ризами мягкими одеяся, /
но паче власяницу возлюбил еси, /и сего ради паче всех имений земных небесная сокровища приобрел еси /и на земли плотян сый со безплотными совокупляяся, /
Небесной Царице служа и Той приносимых Ангельских песней насладився, /
ихже многие людие желая насладитися не могут. /Сего ради Всевышний Творец образ Свой /
и Рождшия Его Богоматере /с высоты воздуха на руце твоя, /
яко на Херувимская носила дарова тебе. /От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни, /
и яко росоточащий облак молитвами твоими весь мир милованный напои. /
И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник во исцеление недугов устрои, /Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе, /даровати нам мир и велию милость.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе также в Свято-Успенском соборе. Службу совершал новорукоположенный священник о.Алексий Кульнев при служении диаконов о.Евгения Габова и о.Александра Лысенко. Прочие священники сослужили ему на полиелее. Хоть бдение было обычное воскресное, но служба святителя Димитрия¸ вообще-то, бденная, а значит, включает в себя и паремии, кои я ради интереса привожу.

Итак. паремии. Паремия 1. Книга Притч Соломоновых. [Главы 3 и 8.]: Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость: и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати (покупать), нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней, и лета живота в деснице (правой руке) ея: в шуйце (в левой руке) же ея богатство, и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада! честная бо реку: и блажен человек, иже пути моя сохранит: исходи бо мои, исходи живота, уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас, и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз премудрость устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо незлобивии коварство, ненаказаннии же прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая: яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих: ничтоже в них стропотно, ниже развращенно: Вся права суть разумевающим, и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа.

Книга Премудростей Соломоновых [Главы 10 - 11]: Уста праведнаго каплют премудрость: устне же мужей мудрых ведают благодать, правда же избавляет их от смерти. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда. Сын бо праведен рождается в живот и во благих своих плод правды обымет. Свет преподобным всегда, и от Господа обрящут благодать и славу. Язык мудрых – добрая совесть, и в сердце их почиет мудрость. Любит Господь преподобная сердца, приятни же вси непорочнии в пути. Мудрость Господня просвещает лице разумнаго: постигает желающия ю, прежде даже разумети ю, и удобь узрится от любящих ю. Утреневавый к ней не, не утрудится, и бдяй ея ради, вскоре без печали будет. Яко достойных ея сама обходит ищущи, и в стезях ея является им благоприемне. Мудрости никогдаже одолеет злобы. Сих ради рачитель бых доброты ея: и возлюбих ю, и поисках ю от юности моея: и взысках невесту привести себе, яко всех Владыка возлюби ю. Таинница бо есть Божия хитрости и обретательница дел Его. Труды ея суть добродетели: целомудрию и разуму та учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеческом. Аще и многаго искусства желает кто, весть древняя и бытии хотящая разсмотрит свесть извития словес и разрешения гаданий: знамения и чудеса проразумеет, и сбытия времен и лет: и всех советник есть благих, яко бессмертие есть в ней, и благословение во общении словес ея. Сего ради беседовавх ко Господу и молихся Ему и рех от всего сердца моего: Боже отцев и Господи милости, сотворивый вся словом Твоим и мудростию Твоею устроивый человека, да владеет бывшими от тебе тварьми и да управляет мир в преподобии и правде: даждь ми твоих престолов приседающую мудрость: и не отлучи от мене отроков Твоих, яко аз раб твой и сын рабыни Твоея. Посли ю с небес от Святаго жилища Твоего и от престола Славы Твоея, да сущи со мною, научит мя, что благоугодно есть пред Тобою: и наставит мя в разум, и сохранит мя во славе своей. Помышления бо смертных вся боязлива, и погрешительна умышления их.

Книга Премудростей Соломоновых [Главы 4, 6, 7 и 2]: Похваляему праведнику возвеселятся людие: бессмертие бо есть память его, яко от Господа познавается и от человек и угодна Господеви душа его. Возлюбите, убо, о мужие, мудрость, и поживете: восхощите ея и наказании (научены) будете: начало бо ея любы и соблюдения Закона. Почтите мудрость, да во веки царствуете. Возвещу вам и не скрыю от вас таин Божиих: яко той мудрости есть наставник, и мудрых исправитель, и всякому делу хитрец. И всем смыслом научит мудрость, есть бо в ней дух разумен и свят, и сияние света присносущнаго, и образ Благости Божией. Та други Божии и пророки устрояет: благолепнейши же есть солнца и всякаго сотворения: свету сосуждаема, обретается первейши. Та угождающия ей от болезни избави и настави на стези правыя: даде им разум имети свят и сохрани я от ловящих, и подвиг крепок подаде им, да разумеют вси, яко сильнее всего есть благочестие: и никогда же переможе (победит) злоба мудрости, ниже прейдет злыя, обличая суд. Рекоше же в себе, помыслившее неправедно: насильствуем праведному, и не пощадим преподобства его, ни усрамимся седин старости многолетны, будет бо нам крепость закон: и уловим праведнаго, яко неугоден нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам отпадение Закона, и обличает нам согрешения и наказания нашего: возвещает нам разум имети Божий и отрока Господня себе именует. Бысть нам на обличение помышлений наших и тяжек нам есть, и видим, яко неподобно иным житие его, и изменены стези его. В поругание вменихомся ему и удаляется от путей наших, яко от нечистот и блажит последняя преподобных. Увидим убо. аще словеса его истинна, искусим, яже сбываются ему. Руганием и мукою истяжем ему, да разумеем кротость его, и искусим беззлобство его: смертию безобразною осудим его: будет бо посещение словес его. Сия помыслиша и прельстишася: ослепи бо я злоба их, и не разумеша таин Божиих, и не рассудиша, яко ты еси Бог един, живота имеяй и смерти власть, и спасаяй во время скорби, и избавляй от всякаго зла: щедр и милостив, и дая преподобным своим благодать, и своею мышцею гордым противляяся.

В последней явно речь идет о Христе, но увы, такая участь ждала и ждет доселе всех, желающих жить по Божию установлению, тем более, сейчас, когда интенсивное церковное строительство вызывает озлобление врагов Церкви. Желающих жить по установлению Божию гонению ждут всегда, ибо «слово о кресте для погибающей – безумие», как пишет апостол Павел……

Евангелие на бдении: 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

В отсутствие ключаря собора о.Андрей Пашин напомнил о том, что в день преподобного Сергия Радонежского в городе состоится крестный ход от собора к месту закладку будущего морского кафедрального собора и молебен, дабы Господь милостью своей помог совершить благое дело строительство нового храма (которое вызвало такое озлобление в миру)….

Литургия.

На сей раз о том, как будет проходить служба, не было сказано ничего, а потому я пошел в храм к 8.30, впрочем, по немощи своей, несколько опоздав. Как выяснилось, архиерейское богослужение все-таки ожидается – ворота, ведущие во двор, открыты настежь, а у входа в пономарку дежурят иподиаконы. Вхожу в храм и нахожу, что здесь уже читается 6 час (вот что значит опоздание). В центре и в самом деле стоит архиерейский амвон. Орлецы, аналои на амвоне и прочее, все уже приготовлено. 6 час уже читается, а уже начинается благовест, свидетельствующий о приближении архиерея. Заканчивается 6 час и при последних его молитвах духовенство выходит в притвор – о.Алексий Кульнев – с подносом с напрестольным крестом и прочее духовенство (о.Сергий Лукин и.оАндрей Пашин) и иподиаконы с мантией, а также архиерейским жезлом. Минут через десять выходят диаконы – на сей раз это о.Евгений Габов и о.Александр Лысенко. Третьего диакона, как накануне, нет. В этот момент начинается трезвон. Вскоре трезвон прекращается, что свидетельствует, что архиерей уже здесь. Премудрость!» - Возглашает о.Александр в меру возможностей голоса, и оба диакона начинают кадить, одновременно хор начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Диакон Евгений Габов вслух читает ирмос 9 песни праздничного канона и прочее: «Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего архиерея, после чего под пение праздничного задостойника[2] праздника идет в сам храм для чтения входных молитв. В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая под ней жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. возгласа второго диакона: «Господу помолимся!», почти не слышно и хор еще продолжает петь, а о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». На сей раз хиротонии не ожидается и сразу начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Сергий Лукин) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен.

 «Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» стоит ли опять повторять уже несколько раз вложенные в мое повествование рассуждения об этом Благословенном Царстве, коим именуется и храм Господень (если б трудящиеся здесь это понимали, возможно и я сам не до конца осознавал ЭТО, потому я и не нахожусь в числе их). После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

На сей раз антифоны поются обычные – изобразительные (есть еще повседневные, но они поются у нас не так часто – преимущественно, в будние дни). Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

На сей раз обе ектении произносит о.Александр. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения, произносимая все тем же диаконом. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают жития мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем оба молодых диакона с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре, кое-кого строит сам архиерей. Перед тем, как они все выстраиваются в центре, какая-то маленькая девочка преподносит архиерею цветы, которые сейчас же уносятся. Наконец, о.Евгений Габов испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.»[3] При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…»[4], после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Тропари и кондаки на сей раз поются только воскресный и праздника Воздвижения, относящиеся же к храмовому празднику опускаются. Последним поется кондак Кресту Господню и ему, как всегда, поет духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно обоими хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое, на сей раз греческим распевом.

Возглашает прокимен и читает апостольские послания о.Александр. Сначала привожу чтения Недели по Воздвижении и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Закон Моисеев дал человеку множество повелений, но все дела Закона не оправдали человека – ценой делам этим было то, что все люди от Адама и до Моисея, равно как и после явления Закона и до крестных страданий Христа, шли во ад. Человек согрешает непрестанно и никакие дела не способны исправить этот грех, но лишь сам Бог по милости своей, прощает и разрешает эти грехи. Беда в том, что и каясь, человек уничтожает свое покаяние новым грехом, подчас тут же. Поэтому и Христос пришел и пострадал ради нас, дабы Им мы обрели искомое разрешение грехов….

И рядовое чтение. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,- не говорю "вы",- похвалившись с такою уверенностью.

5Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

12Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

15Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

О милостыне и пожертвованиях на нужды Церкви и верных чад ее, нуждающихся в помощи. Здесь уже ничего не прибавишь, а остается лишь ужасаться своей скупости, не желающей расстаться даже с малым земным ради чего-либо доброго. А за то, что сделал человек ради ближнего, он ответит на Суде и тут нам остается думать о том, как бы нам не быть неверными Слову Господню….

И принципиально привожу чтения праздника святителя Димитрия, хоть фактически они не читались. Итак, отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий. На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие: 27И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана,

потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Господь пришел пострадать на Кресте и предрекает страдания и тем, кто желает последовать за Ним. Здесь, когда Петр отговаривал Его от этого, то Господь этими словами говорил, дабы никто не противился этому пути, но шел за Ним. Верные Богу будут терпеть от мира гонения и лишения, но Господь призывает к мужеству и с


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.