По организации учебно-воспитательного процесса — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

По организации учебно-воспитательного процесса

2021-01-29 48
По организации учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение № 1

Содержание программы в зависимости от уровня сложности обучения

1-й уровень сложности   программы (начальный) «Театр Петрушки».

   2 занятия в неделю по 2 часа. Дети знакомятся с кукольным театром на основе изучения происхождения куклы, её видов, развивают актерское мастерство, образное мышление. Работают над постановкой голоса, развитием речи, умением интонировать, развивают мелкую моторику пальцев, чувство ритма. Дети приобщаются к национальной культуре через знакомство с русским театром Петрушки, разучивают частушки, скороговорки, загадки, инсценируют в основном русские народные сказки, соответствующие их возрасту по степени сложности. Осваивают технику кукловождения при работе с куклой-перчаткой, соответствующей их росту. Работают над постановкой нескольких мини-спектаклей продолжительностью не более 15 минут, инсценируют детские песенки, стихи, выполняя упражнения игровой и театральной педагогики. Преобладает развивающий и практический характер занятий, куклотерапия.

Больше внимания уделяется разделам «Культурология» и «Кукловождение». Преобладает театр перчаточных кукол. Применяется не сложный театр динамических декораций. Куклы с более сложной биомеханикой изучаются обзорно в краткой форме, приобретается первичный навык манипуляции различными видами кукол. Учащиеся выступают перед небольшой аудиторией с хорошей акустикой «вживую» на стационарной ширме для верховых кукол (высота грядки регулируется в соответствии с ростом детей).

Спектакль демонстрируется 1-2 раза после 8-9 репетиций. Главная награда для актёра - аплодисменты зрителей. Новички проходят церемонию посвящения в актёры-кукольники (см. приложение №1).

К концу начального уровня обучения дети приобретают навыки работы за ширмой, формируется навык кукловождения на грядке на нужном уровне, укрепляется мускулатура кистей рук, преодолевается страх публичного выступления, развивается речь: дикция, громкость и полётность голоса, умение интонировать.

2 уровень сложности программы (базовый) «Волшебные трости».

Пройдя 1 уровень сложности, дети уже умеют работать за ширмой, стали более дисциплинированы, научились работать в коллективе и соблюдать технику безопасности. Руки окрепли, начинается работа с более сложными в управлении куклами - тростевыми. Приобретается навык манипуляции теневыми, ручными куклами «би-ба-бо», напольными, шестовыми и др. Повышается требование к качеству выступлений. Постановки более сложны технически. Кукла и человек становятся партнёрами на сцене.  

Курс 2-го базового уровня сложности предусматривает более глубокое изучение всех 4-х разделов программы. Продолжается совершенствование актёрской речи и техники кукловождения на верховой, более сложной разновысотной ширме (с повышением и понижением плана) в выгородке с активным использованием театра динамических декораций. На ширме отрабатывается техника кукловождения основной - тростевой куклы в живую и под фонограмму. Преобладает застольная репетиционная форма обучения, этюдный тренаж. Продолжительность спектаклей 20-30 минут. Дети привлекаются к техническому обслуживанию спектакля, к работе ассистентами кукловода. Репертуар становится более современным. Для постановок спектаклей используются произведения отечественных и зарубежных авторов. Куклы учатся общаться между собой и со зрителем, кукловоды постепенно приучаются выступать без ширмы и в качестве актёров. Учатся собирать внимание зрителей, общаться с публикой, формируется актёрская смелость. Больше уделяется внимания постановке концертных номеров, для которых используются нестандартные передвижные ширмы-кулисы и верховые куклы.

В конце обучения проводятся викторины по изученным темам программы, творческие конкурсы, отчётные выступления: спектакли, номера с различными видами кукол.

3 уровень сложности обучения «Усовершенствование» «Театр кукол и масок». 2 занятия в неделю по 3 часа. Ориентир на активную концертную деятельность со спектаклями, игровыми программами, конферансом и эстрадными номерами смешанного типа. Продолжительность выступления - 40-50 минут. Околопрофессиональное обучение. Предусмотрено краткое повторение теоретического материала предыдущих уровней, максимум практики и ориентир на самообучение, взаимообучение и саморазвитие.

Наряду с уже хорошо изученными куклами, идет усовершенствование техники кукловождения с более сложными системами открытоуправляемых кукол-трансформеров больших размеров: напольными, шестовыми, ростовыми куклами и масками.

Дети осваивают технику теневого театра и низового (для марионеток), в основном работают без ширмы. Главным персонажем на сцене становится не кукла, а человек. При постановке эстрадных номеров больше внимания уделяется пластике и ритмике с элементами хореографии. При постановке спектаклей – совершенствованию актёрских качеств, пластики. Преобладает театр современной эстрады смешанного типа, где человек сам становится куклой, маской. Преобладает репетиционная форма обучения, групповые тренинги по актёрскому мастерству, ритмике, пластике, мизансцене. Вводится разминка для разогрева мышц и подготовки вестибулярного аппарата к работе с большими куклами, релаксация (снятие мышечного и психологического напряжения) Наряду с «Техникой сценической деятельности» шире изучается раздел «Техника театра кукол». Учащиеся привлекаются к подготовке занятий, к выгородке театрального оборудования, к установке декораций, к изготовлению кукол и реквизита для новых постановок, реставрационным работам театрального фонда.

 Самые талантливые учащиеся пробуют себя в роли конферансье, ведущих концертных и игровых программ, участвуют в сольных номерах и привлекаются к научно-исследовательской деятельности (работа с одарёнными детьми; продвижение к успеху  каждого ребёнка и всего коллектива в целом). Дети, успешно овладевшие театрально-кукольным мастерством за 3 и более лет обучения, проходят тестирование по теоретическим разделам программы, итоговый мониторинг (см. приложение №5).  В программу творческого отчёта коллектива включаются сольные номера  выпускников, ведётся активная гастрольная деятельность в летний период.

 Принцип личностно-ориентированного подхода

Важен психологический климат в коллективе. Успех выступления каждого ребёнка и коллектива в целом напрямую зависит от желания детей играть предлагаемые роли, согласны ли они «примерить» их на себя и жить с ними весь период подготовки к выступлению. При распределении ролей каждый ребёнок вправе выбрать себе роль по желанию, но педагог сопоставляет желаемое с действительностью, здесь важна и оценка товарищей. Самооценка же у ребёнка может оказаться завышенной, заниженной или адекватной. Задача педагога - сформировать адекватную самооценку. Активные дети часто стремятся занять главные роли, лидируют, но им нельзя позволить всё время доминировать - иначе у них разовьётся завышенная самооценка. У тихих, спокойных детей обычно оценка занижена и они выбирают роли подобные своему характеру - незаметных, второстепенных персонажей. Главная задача педагога - не упустить из виду таких детей, вовремя помочь им раскрыться, дать шанс повысить свою самооценку. Находясь длительное время в образе, у ребёнка разовьются необходимые качества.

  Проба на роль - на начальном этапе работы над постановкой каждый ребёнок может попробовать себя на любую понравившуюся роль. Роли распределяются с учётом речевых особенностей, роста и возраста, личностных качеств, черт характера, внешности. Обычно роль получает тот, кто «попадает в маску» (при подборе куклы) и подходит под образ героя по характеру и внешности (при подборе актёрской роли).

Процесс наблюдения, изучения педагогом ученика начинается с первых занятий и продолжается на протяжении всего периода обучения в объединении. И, поскольку каждый ребёнок всё время растёт и развивается, он может раскрыться совершенно в неожиданном для себя амплуа. Роль педагога подобрать «нужное платье» каждому. Бойкому - дать роль более спокойную, а робкому - смелую и активную. То есть, соблюдается закон «золотой середины». Если по каким-либо причинам «платье не найдено», то учащийся привлекается к техническому обеспечению спектакля, ассистирует кукловодам, постепенно набирается опыта и при постановке следующего произведения  не исключается совершенно другое распределение ролей и обязанностей. Всё зависит от специфики произведения, размера кукол. Более высокие, старшие дети назначаются на сложные технические роли, низкого роста – на более лёгкие. Дети, склонные к ручному труду, рисованию –привлекаются к помощи педагогу в мастерской по изготовлению кукол и реквизита.

 В театре определяется следующая степень важности роли:

· роли 1 плана - высокий уровень доверия,

· роли 2-го плана - средний уровень доверия,

· роли 3-го плана (малодействующие персонажи, массовка, техническое обслуживание) - низкий уровень доверия.

1.2.Методические рекомендации

Приложение №2

 Структура и типы учебных занятий

Типы занятий по предметному содержанию:

Примерная структура учебного занятия. 1, 2-й уровень обучения

(продолжительность 2 часа):

1 час «Развивающий»:

1. Создание положительного эмоционального настроя. Приветствие. Игра на внимание (релаксация) - (5 мин).

2. Изложение нового материала - (10 мин.)

3. Упражнения по технике речи, задания на пластику движения рук, актёрскому мастерству(10 мин.)

4. Упражнения с куклами (этюдный тренаж) - (5 мин.)

5. Кукловождение на ширме в выгородке - (15 мин.)

Перемена-10 минут.

2 час «Практический» (по подгруппам или работа в парах):

1. Работа с текстом, читка по ролям - (10 мин.)

2. Кукловождение. Этюды. Разводки - (10 мин.)

3. Репетиция. Выполнение творческих заданий на ширме. Закрепление ЗУН - (20 мин.)

4. Анализ работы. Итоги. Оценка. Уборка помещения - (5 мин.)

 

Примерная структура учебного занятия. 3-й уровень обучения

(продолжительность 3 часа):

1 час. «Развивающий»:

1. «Разминка»: Релаксация, тренинг актерского мастерства, упражнения под музыку: пластика, дыхание, речь, движение в пространстве - (15 мин.)

2. Этюды. Творческие задания по технике сценической деятельности - (10 мин.)

3.  Кукловождение перед зеркалом - (10 минут)                                                    

Перемена или подвижная игра (5 мин.)                                      

2 час. «Практический»:

  1. Объяснение нового материала - (10минут)

2.   Выполнение творческих заданий (индивидуальная работа, мелкогрупповая, групповая) - (10 мин.)

3.  Работа с текстом, просмотр видеоматериалов - (20 мин.)

4. Анализ работы - (5 мин.)

Перемена (5 минут)

3 час. «Репетиционный»:

1.  Практическая работа, закрепление ЗУН, репетиция - (20 мин.)

2. Анализ, рефлексия - (5 мин.)

3. Работа над ошибками, повторение, мелкогрупповая, индивидуальная работа - (15 мин.)

4. Уборка помещения - (5 мин.)

 

Примечание: Структура занятий может быть другой и варьироваться в зависимости от цели и задач обучения.

       Приложение №3

3.1. Предметное содержание занятий

Примеры предметного содержания занятий.

1. Примеры технических упражнений:

· манипуляция игрушками и простейшими верховыми куклами;

· манипуляция куклой-марионеткой;

· движение перчаточной куклы вдоль грядки и в глубину сцены;

· работа кукол различных видов с предметами;

· общение кукол друг с другом и со зрителями;

· движение под музыку и танец кукол, пение кукол с механикой рта.

2. Примеры творческих заданий:

· изготовление сценического костюма;

· управление куклами в сценическом образе;

· произнесение текста, актёрская речь;

· музыкальное оформление спектакля пением, игрой на инструментах шумового оркестра, фонограммой;

· освещение спектакля;

· подготовка площадки и зрительного зала;

· сочинение текстов и реплик для этюда и спектакля.

3. Примеры тематических этюдов:

· движение кукол и актёров в различных ритмах;

· работа кукол с предметами и актёров с куклами;

· общение кукол друг с другом и с ведущими;

· танец кукол, актёров-масок;

· активная работа куклы и ведущего со зрительным залом;

· голос куклы и маски как часть сценического образа;

· световые и шумовые эффекты как часть представления.

 

Примеры тематических игр:

- на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»;

- освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик», «Тряпичная кукла»;

- воображение: «Замороженный», «Рождение фантастического существа»;

- двигательная память «Марионетка».

Примеры тренингов:

- для разогрева мышц (шеи, лица, рук, ног);

- по пластике движений (релаксация для всего тела и отдельных частей под музыку).

 

Разминка для кистей рук

«Петушок»

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

(Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

Пришёл Петя-петушок

И ключом открыл замок.

(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

Концентрация внимания Задание: найти пустую колбочку – кто вперед.

БИГ-МАК»

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

КОМПЛИМЕНТЫ»

Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч.

Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.

КОЛДУНЫ»

Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.

Для перемены

ПОИСК БУМАЖЕК НА ЭТАПЕ»

Заранее режутся бумажки. Затем они прячутся на этаже корпуса: в чемоданной, в коридоре, палатах, душе, комнате 5го питания, на сушилке. Потом дети делятся на две команды и ищут эти бумажки, каждая на своей стороне. Выигрывает та команда, которая найдет больше бумажек.

ПРИДУМАЙ, РАССКАЖИ»

Задание: Инсценировать разговор героев:
100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.

ДЕЛИМСЯ ПО ПРИЗНАКУ»

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ»

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
8.«СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой – это ещё интереснее, поскольку показывает, чьё мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть “скульптором”, которому предстоит увековечить группу в “монументальной скульптуре”. У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция. Скульптура группы должна как-то “воплотится в камне”, а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. “Ты – скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом – скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и “высекай” из нас всё, что угодно. А потом расскажешь, что ты хотел сказать своим произведением.” Скульптор начинает работать. “Скульптуры” при этом могут получиться разные: всё зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как её видит участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног построить поднявших на него глаза безоговорочно следующих за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля и т. д. Потом следует комментарий “скульптора”. Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определённые роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких “скульптурных портретов” разными участниками.

ПУТАНКА»

Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».

Приложение №4

4.1. Кукловождение

Этапы работы с куклой

1 этап:

1. Всестороннее знакомство с куклой (техническое устройство, способы управления).

2. Манипуляция, импровизация различных движений. Изучение выразительных средств куклы перед зеркалом.

3. выполнение упражнений с куклой перед зеркалом.

 

2 этап:

1. Работа на ширме под наблюдением руководителя. Выполнение упражнений. Кукловождение.

2. Выполнение этюдов: одиночных, парных, групповых. Взаимодействие. Импровизированный текст.

3 этап. Работа куклы с реквизитом в выгородке ширмы с декорациями. Репетиция с текстом и музыкальным сопровождением по кускам.

4 этап. Генеральный прогон со светом и фонограммой с использованием всех технических средств. Распределение обязанностей по обслуживанию.

5 этап. Выступление. Анализ выступления.

                                              

 

4.2. Остновы кукловождения

Приложение № 5

Текущий контроль уровня ЗУН

Оценка знаний

Показатели уровня знаний

ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тесты для выпускника театра кукол и масок «КУЛИСКА»

 

Фамилия, имя выпускника ________________________________________________________

 

Дата заполнения «_____________» _____ г.

 

1. Муза театра_________________________________    

2. Кто такой Кулиска__________________________

3. Инструмент кукловода____________________

4.Первая перчаточная кукла на Руси__________

5 Передвижная ширма для Петрушечных представлений на ярмарках______________________                                                                                           

6 Сколько лет русскому Петрушке?____________

7. Основатель современного русского кукольного театра _________________________________

8. Сцена для кукольного театра_____________      

9. Передняя линия ширмы, по которой движутся куклы ___________________________________________________________________________

10Как называется передняя часть ширмы, которая скрывает кукловода от зрителей?__________________________________________________

11Как называются шторы, которые закрыты во время антракта?___________________________________________________________________

12Как называются боковые стены по обе стороны от сцены, За которые помещаются занавесы?

_________________________________________

13Укороченная штора над сценой, скрывающая механизмы крепления занавесов_________________________________________ ___________

14  Сценическое пространство, попадающее в поле зрения зрителей, ограниченное портальной

аркой и грядкой__________________________________________________

15 Как называется самая дальняя декорация или драпировка?_____________________________

16 Перечислите три вида декораций, различающихся по объему_________________________

____________________________________________________________________________

17 Могут ли декорации служить кулисами?_______

18 Как называется театр, с постоянно перемещающимися декорациями? _______________________________________________________________________________

19 Как называется замена декораций без участия занавесов во время спектакля, где замена декораций - часть постановки?__________________________________________________________________

20 Как называется стойка на колесах для крепления декораций?_________________________________

21 Какие еще 2 вида уровней ширм вы знаете?________________________________________________         

22 Картонная трубочка для крепления пальцев к голове и к рукам перчаточной куклы______________

2 3 Как называется тело перчаточной куклы, которую можно переодевать?________________________

24 Чем кукла «смотрит»?__________________________

25 Какой термин применяет режиссер, когда видит, что кукловод держит куклу ниже, чем нужно, что кукла делает?_________________________________

26 Если кукла не живет, не двигается на ширме, то она какая?______________________________________

27 Во что должен попадать актер, при передаче характера и речевых особенностей куклы?

«попал в____________________________________

28 Перечислите речеобразующие

органы_______________________________________________ ___________________________________________

29 Перечислите три основные типа кукол по способу их управления в пространстве_______________________________________________________________________________

30 Перечисли три основные вида верховых

кукол__________________________________________

31 Как называется крестовина, к которой крепятся нити марионетки ____________________ 

32 Как называется основная трость, несущая голову и туловище тростевой куклы?_____________________

33 Трости для управления руками куклы_____________

34 Родина тростевой куклы___________ ;____________

35 Перечисли виды кукол, различных по биомеханике

1 ________________________

2 _________________________

3 _________________________

4_________________________

5_________________________

6_________________________

7_________________________

8_________________________

9_________________________

10________________________

11________________________

12________________________

36 Как называется эстрадный номер, сопровождающийся музыкальными фрагментами________________

37 Как называеся мини-спектакль, цепочка событий, тренировочный репетиционный материал, объединенный в один сюжет____________

38 Кроме кукольного театра какие еще виды театров бывают?

1________________________

2________________________

3________________________

4________________________

5________________________

6________________________

39                                                                                            Как называется техника изготовления кукол с применением
бумаги и клейстера?___________________________

40 Каким способом изготавливать папье-маше быстрее: позитивным или негативным?___________________________________________

41 Перечисли 4 компонента из которых приготавливают клейстер

1_________________________

2________________________

3________________________

4________________________

42 Самый легкий набивной материал_______________

43 Чем отличается тростевая кукла от куклы на шестах_________________________________________

44 Как называется перчаточная кукла без патронки в голове_____________________________________

45 Что крепится к телу марионетки кроме лесок и ниток для более точного управления движениями

________________________________

46 Из какого материала в древности вырезали куклы для теневого театра____________________________

47 Как называется рождественский ящик, предшественник механического театра _____________________

 

48 Как называется место перед сценой, куда выходит ведущий, когда занавесы закрыты_________________

 

48 Как одним словом назвать: тальк, мыльные пузыри, фонарик_____________________________________

49 Финальная сцена в спектакле, выход всех актёров (слово из 4-х букв) ___________________________

50 Мораль пьесы, главная суть произведения (слово из 6 букв)______________________________________

                                                          

Общая сумма баллов за правильные ответы                                Максимальное количество баллов-68

Приложение № 6

Приложениие №7

Уровень обучения

Для развития творческих способностей необходимы следующие средства:

  1. Сцена для кукольного театра: кулисы, занавесы, задник и разборная ширма для верховых кукол стандартного образца с регулировкой высоты, соответствующей росту детей (1м.10 см.-1м.20см.);
  2. верховые куклы можно использовать и самодельные и из набора ВТО, но обязательно нужно подогнать патронки в перчатках кукол по руке ребёнка. Предпочтение отдаётся перчаточным куклам, так как она может выполнять множество действий: кувыркаться, брать предметы, почёсываться и т.д. В ней спрятана живая актёрская рука, непосредственно управляющая движением куклы. Дополнительно используются куклы-чучела, несложные тростевые куклы весом не более 300 гр.
  3. реквизит к инсценированию сказок в зависимости от содержания, шумовые инструменты;
  4. визуальные пособия; зеркало; аудио и видеотека;
  5. театр динамических декораций;
  6. фурки и консоли, катурны для выравнивания роста
  7. вешалки и коробки для хранения кукол и реквизита
  8. аудио, видео и фотоаппаратура;
  9. ноутбук, сценарные материалы
  10. . складское помещение
  11. Световое оборудование, спецэффекты (тальк, мыльные пузыри, фонарики)

Уровни обучения

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства:

1. Сцена - для 3-го уровня обучения; зеркало;

2. Для 2 уровня обучения - разборная ширма –трансформер для верховых кукол стандартного образца с регулировкой высоты, соответствующей росту детей, оборудование для повышения и понижения плана, эстрадная подвижная ширма, фурки и консоли; зеркало;

3. аудио, видео и фото аппаратура, микрофоны, мультимедийная аппаратура;  

4. ноутбук, постановочный материал, презентации по темам;                                                       

5. наборы кукол, соответствующие репертуару, декорации, реквизит;

6. рабочие шкафы и складские помещения для хранения кукол, реквизита и декораций;

7. вешалки и ящики для кукол и реквизита;

8. образцы различных кукол и масок, костюмы, парики и обувь для выступлений, перчатки;

9. грим, парики;

10. форма: водолазка, черные и белые чешки и чёрные и белые брюки для работы с открытоуправляемыми куклами;

11. световая аппаратура: светофильтры, параблайзеры, лазерные спецэффекты, фонарики и тп.

 

Приложение № 1

Содержание программы в зависимости от уровня сложности обучения

1-й уровень сложности   программы (начальный) «Театр Петрушки».

   2 занятия в неделю по 2 часа. Дети знакомятся с кукольным театром на основе изучения происхождения куклы, её видов, развивают актерское мастерство, образное мышление. Работают над постановкой голоса, развитием речи, умением интонировать, развивают мелкую моторику пальцев, чувство ритма. Дети приобщаются к национальной культуре через знакомство с русским театром Петрушки, разучивают частушки, скороговорки, загадки, инсценируют в основном русские народные сказки, соответствующие их возрасту по степени сложности. Осваивают технику кукловождения при работе с куклой-перчаткой, соответствующей их росту. Работают над постановкой нескольких мини-спектаклей продолжительностью не более 15 минут, инсценируют детские песенки, стихи, выполняя упражнения игровой и театральной педагогики. Преобладает развивающий и практический характер занятий, куклотерапия.

Больше внимания уделяется разделам «Культурология» и «Кукловождение». Преобладает театр перчаточных кукол. Применяется не сложный театр динамических декораций. Куклы с более сложной биомеханикой изучаются обзорно в краткой форме, приобретается первичный навык манипуляции различными видами кукол. Учащиеся выступают перед небольшой аудиторией с хорошей акустикой «вживую» на стационарной ширме для верховых кукол (высота грядки регулируется в соответствии с ростом детей).

Спектакль демонстрируется 1-2 раза после 8-9 репетиций. Главная награда для актёра - аплодисменты зрителей. Новички проходят церемонию посвящения в актёры-кукольники (см. приложение №1).

К концу начального уровня обучения дети приобретают навыки работы за ширмой, формируется навык кукловождения на грядке на нужном уровне, укрепляется мускулатура кистей рук, преодолевается страх публичного выступления, развивается речь: дикция, громкость и полётность голоса, умение интонировать.

2 уровень сложности программы (базовый) «Волшебные трости».

Пройдя 1 уровень сложности, дети уже умеют работать за ширмой, стали более дисциплинированы, научились работать в коллективе и соблюдать технику безопасности. Руки окрепли, начинается работа с более сложными в управлении куклами - тростевыми. Приобретается навык манипуляции теневыми, ручными куклами «би-ба-бо», напольными, шестовыми и др. Повышается требование к качеству выступлений. Постановки более сложны технически. Кукла и человек становятся партнёрами на сцене.  

Курс 2-го базового уровня сложности предусматривает более глубокое изучение всех 4-х разделов программы. Продолжается совершенствование актёрской речи и техники кукловождения на верховой, более сложной разновысотной ширме (с повышением и понижением плана) в выгородке с активным использованием театра динамических декораций. На ширме отрабатывается техника кукловождения основной - тростевой куклы в живую и под фонограмму. Преобладает застольная репетиционная форма обучения, этюдный тренаж. Продолжительность спектаклей 20-30 минут. Дети привлекаются к техническому обслуживанию спектакля, к работе ассистентами кукловода. Репертуар становится более современным. Для постановок спектаклей используются произведения отечественных и зарубежных авторов. Куклы учатся общаться между собой и со зрителем, кукловоды постепенно приучаются выступать без ширмы и в качестве актёров. Учатся собирать внимание зрителей, общаться с публикой, формируется актёрская смелость. Больше уделяется внимания постановке концертных номеров, для которых используются нестандартные передвижные ширмы-кулисы и верховые куклы.

В конце обучения проводятся викторины по изученным темам программы, творческие конкурсы, отчётные выступления: спектакли, номера с различными видами кукол.

3 уровень сложности обучения «Усовершенствование» «Театр кукол и масок». 2 занятия в неделю по 3 часа. Ориентир на активную концертную деятельность со спектаклями, игровыми программами, конферансом и эстрадными номерами смешанного типа. Продолжительность выступления - 40-50 минут. Околопрофессиональное обучение. Предусмотрено краткое повторение теоретического материала предыдущих уровней, максимум практики и ориентир на самообучение, взаимообучение и саморазвитие.

Наряду с уже хорошо изученными куклами, идет усовершенствование техники кукловождения с более сложными системами открытоуправляемых кукол-трансформеров больших размеров: напольными, шестовыми, ростовыми куклами и масками.

Дети осваивают технику теневого театра и низового (для марионеток), в основном работают без ширмы. Главным персонажем на сцене становится не кукла, а человек. При постановке эстрадных номеров больше внимания уделяется пластике и ритмике с элементами хореографии. При постановке спектаклей – совершенствованию актёрских качеств, пластики. Преобладает театр современной эстрады смешанного типа, где человек сам становится куклой, маской. Преобладает репетиционная форма обучения, групповые тренинги по актёрскому мастерству, ритмике, пластике, мизансцене. Вводится разминка для разогрева мышц и подготовки вестибулярного аппарата к работе с большими куклами, релаксация (снятие мышечного и психологического напряжения) Наряду с «Техникой сценической деятельности» шире изучается раздел «Техника театра кукол». Учащиеся привлекаются к подготовке занятий, к выгородке театрального оборудования, к установке декораций, к изготовлению кукол и реквизита для новых постановок, реставрационным работам театрального фонда.

 Самые талантливые учащиеся пробуют себя в роли конферансье, ведущих концертных и игровых программ, участвуют в сольных номерах и привлекаются к научно-исследовательской деятельности (работа с одарёнными детьми; продвижение к успеху  каждого ребёнка и всего коллектива в целом). Дети, успешно овладевшие театрально-кукольным мастерством за 3 и более лет обучения, проходят тестирование по теоретическим разделам программы, итоговый мониторинг (см. приложение №5).  В программу творческого отчёта коллектива включаются сольные номера  выпускников, ведётся активная гастрольная деятельность в летний период.

 Принцип личностно-ориентированного подхода

Важен психологический климат в коллективе. Успех выступления каждого ребёнка и коллектива в целом напрямую зависит от желания детей играть предлагаемые роли, согласны ли они «примерить» их на себя и жить с ними весь период подготовки к выступлению. При распределении ролей каждый ребёнок вправе выбрать себе роль по желанию, но педагог сопоставляет желаемое с действительностью, здесь важна и оценка товарищей. Самооценка же у ребёнка может оказаться завышенной, заниженной или адекватной. Задача педагога - сформировать адекватную самооценку. Активные дети часто стремятся занять главные роли, лидируют, но им нельзя позволить всё время доминировать - иначе у них разовьётся завышенная самооценка. У тихих, спокойных детей обычно оценка занижена и они выбирают роли подобные своему характеру - незаметных, второстепенных персонажей. Главная задача педагога - не упустить из виду таких детей, вовремя помочь им раскрыться, дать шанс повысить свою самооценку. Находясь длительное время в образе, у ребёнка разовьются необходимые качества.

  Проба на роль - на начальном этапе работы над постановкой каждый ребёнок может попробовать себя на любую понравившуюся роль.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.