Во время 1-ой Мировой Войны: — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Во время 1-ой Мировой Войны:

2021-01-29 107
Во время 1-ой Мировой Войны: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Павлов

"Павловские укрепления" под Выборгом

(Крепость Выборг, Западный Тет де-Понт, Средняя позиция – Российская фортификация времен 1-ой Мировой Войны)

Введение.

Началось все с того, что в старом путеводителе по Выборгу, издания 1965 года (В.Адаскина, И.Вассель, Б.Зуев, Э.Риор, «Знакомьтесь – Выборг»), сказано о том, что пос. Выборгский, расположенный на о-ве Твердыш, образовался путем слияния трех поселков, один из которых – Павловский, был назван так потому, что в той местности ранее располагались Павловские батареи. Поскольку никто про них ничего толком не знает, в том числе, и в Выборгском Замке, то пришлось залезть в ЦГА ВМФ.  

Павловская батарея нашлась на плане крепости 1850г. [1] Но совсем не на о. Твердыш, а в составе «Рогатой крепости», напротив малого равелина, на берегу Салаккалахти. Очевидно, на современной карте это где-то между Рыбным переулком и ул.Николаева. На других картах, в том числе, на плане 1858г. [2], ее обнаружить не удалось.

Поселок Павловский обнаружился на карте Выборга 1887г., на том месте, где ему и положено – на о. Твердыш, между Короной Св.Анны и Монрепо. Таким образом, вопрос Павловских батарей на о. Твердыш остался открытым. В РГА ВМФ наткнулся на документы времен 1-й Мировой Войны, касающиеся работ по усилению Выборгской Крепости. Основная часть документов, в том числе, все планы и карты, находится в РГВИА (Москва, Бауманская ул.), посему пришлось заниматься домыслами и поисками на местности. Надо отметить, что информация о наличии фортификационных сооружений за Выборгом, включая фотографии и планы, появлялась на этом (www.around.spb.ru) и других сайтах, например, на Русском Фортификационном сайте. Также, в 11 номере Цитадели вышла статья, посвященная именно Выборгской фортификации ХХ века. Но цельной и, главное, детальной картины не было.

Перед началом 1-ой Мировой Войны:

«… заключения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военнаго округа по особому докладу (31 января 1906г), в котором признано за Выборгом значение «общегосударственной крепости, прикрывающей столицу с севера». В 1913 г. проект усиления Выборгской Крепости получил 12 января ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение, и летом особой изыскательской партией под руководством Коменданта был составлен детальный Генеральный план крепости. … Этот план … был утвержден Военным министром 6 Марта 1914г. [3] Необходимость этого плана была вызвана тем, что на момент начала 1МВ «… Сухопутные позиции состоят из: … С западной стороны из трех открытых с горжи устаревших батарей, расположенных на восточном берегу Кивисильтского пролива: две на о-ве Сорвали, одна на Линно…» [3]. Эти батареи были построены в 1860-1870 гг. в связи с угрозой англо-французской интервенции после подавления польского восстания 1863г. [6]. Валы этих батарей видны на карте (обведены фиолетовым). От батареи на Линно-саари (о. Твердыш, №3 на карте) ничего не осталось – валы были срыты при строительстве железнодорожного моста. Остатки валов «Северной» батареи (№3) на о.Сорвали находятся на территории в.ч. и хорошо видны с насыпи автодорожного моста.

В наилучшей сохранности на сегодня находится «Южная» батарея (№3). Она вполне доступна для осмотра. Для того, чтобы пройти к ней, надо свернуть с шоссе по направлению к «Гвардейским баням» (остановка «Школа») и далее пройти вдоль забора в.ч., завернуть за краснокирпичные дома, и пройти сквозь огородно-тепличный «шанхай». Сохранились как валы, так и остатки кирпичных погребов.

Внутренняя позиция – Сомер-оя – Хиетала – пехотная позиция усиленного полевого типа, длина 3 версты, удалена от переправ на 2 версты. В настоящее время в значительной своей части занята огородами.

Средняя позиция – п-ов Ронгас – Юкспэ – Рунолинна (в других материалах – Хака - Юкспэ – Лавола). Длина ок.12 верст, удалена от переправ на 4-6 верст. Состоит из 4-х Опорных Пунктов, удаленных друг от друга до 3-х верст и промежуточных окопов. ОП имеют солидные бетонные убежища и бетонные брустверы.

Внешняя позиция – Вахваниеми – Котолампи (оз.Заречное) – Юстила (Брусничное) длиною около 20 верст, удалена от переправ на 8-9 верст, делится на два резко отличных участка: Вахваниеми – Котолампи и Котолампи – Юстила.

Уч-к Вахваниеми – Котолампи состоит из 2-х полос и смычной позиции. Групповой характер. Имеются убежища и пулеметные капониры (бетон не упоминается. В.И.Калинин, признанный специалист по истории отечественной фортификации, на форуме Русского Фортификационного сайта сказал, что скорее всего пулеметные капониры представляли из себя укрытия полевого типа, защищенные со стороны противника естественным рельефом местности.) Сам я бетона там тоже не нашел. Но прошел ее не всю.

Уч-к Котолампи – Юстила - у Юстила «вполне законченная группа окопов с убежищами.» [4]

Пещеры, обозначенные на всех картах, были вырублены также для использования в качестве пороховых хранилищ. В настоящее время пещеры восточнее Рапатти не используются и их можно посетить. Для этого достаточно сесть на 12 автобус и выйти у поворота на пос.Калинина, а там полтора километра по дороге и у знака ж.д. переезда свернуть налево. В пещерах севернее фирма «Выборгский компаньон» выращивает шампиньоны. К непрошенным визитерам там относятся крайне неодобрительно. Замечу, кстати, что в отличие от «Выборгских компаньонов», абсолютное большинство местных жителей, узнав о краеведческих целях наших прогулок, проявляло искренний и доброжелательный интерес и желание нам помочь - рассказать и показать все, что знают.

Средняя позиция.

На схеме Средняя позиция весьма условно нарисована пульверизатором, кружочками обозначены ОП с элементами долговременной фортификации. В силу того, что местность представляет собой гранитные возвышенности, разделенные болотистыми низинами, сплошного фронта на позиции нет – она состоит из отдельных опорных пунктов «полевой профили» на вершинах или по склонам господствующих

1 - бетонный пороховой погреб с лабораторией;

2 - туннельный пороховой погреб у мызы Хертуала;

3 – позиции устаревших батарей 1860-1870-х гг;

4 - опорный пункт литер "А", усиленный элементами долговременной фортификации;

5 - группа ОП Юкспэ (или Юкспяя) (Лит. "Б");

6 - группа форта №3;

7 - ОП у Наулсаари (Фриеденгоф);

8 - ОП лит. "Д" у дер.Расалахти(?);

9 - "... группа между Юкспяя и Пиени-Мерийоки - полевого характера, протяженностью около 1 и 3/4 версты, с ОП той же профили у дороги из Суур-Мерийоки (Липовая Аллея) к Фридрихсгамскому шоссе. Назначение - запирать промежуток между ОП Юкспэ и фортом «№3»" [2]. Нарисована предположительно.

Над местностью высот. Эти ОП представляют собой вырубленные в граните окопы по окружности высоты, в центре как правило один или несколько котлованов под убежища, соединенные между собой и с окопами ходами сообщения. Поскольку окопы существенно отличаются от современных – они много шире, то многие принимают их за каменоломни. По моим домыслам, окопы стали гораздо уже после того, как во время 1МВ появились минометы – широкие окопы с успехом защищают от настильного огня артиллерии, но попадание в такой окоп мины будет иметь самые печальные последствия.

Обозначены далеко не все ОП – они есть практически на каждой высотке. Ряд ОП на высотах, господствующих над долинами рек Lautalanjoki (Селезневка) и Пиен-Мерийоки (Липовка) соединяет Среднюю позицию с Передовой.

В документах времен 1МВ упоминаются один форт «№3» и три ОП, усиленных элементами долговременной фортификации. По моим предположениям при постройке в военное время первоначальные проекты были существенно упрощены, что и послужило основанием для «разжалования» из фортов в ОП. Очевидно, были исключены такие элементы, необходимые для того, чтобы называться фортом, как подбрустверные галереи, капониры и кофры для фланкирования рвов, etc.

Правый сектор средней позиции – От Сайменского канала до Вильмандстрандского шоссе (на схеме обозначен желтым). Вильмандстрандское шоссе ныне почти заброшено и используется только местными жителями и дачниками. «Группа ОП литер «А» (высота 22.6) протяжением около 2-х верст по фронту расположена по высотам между дорогой от селения Rapattila к Raasia, и болотистой равниной, по которой протекает ручей к мызе Пиетиля. Центр группы на скалистом массиве с отметкой 22,6 (все размеры в саженях). В тылу залив Суоменведенпохья. "На высоте 22,6 строится ОП, усиленный элементами долговременной фортификации." [5]. Строительство ОП литер «А» было начато в самом начале июля 1915.

ОП литер «А»  охватывает окопами вершину высоты, северная часть окопов выполнена в бетоне, имеет бетонные брустверы и укрытия. Протяженность бетонных окопов более сотни метров, качество работ, в отличие от убежищ, весьма высокое. Через определенные промежутки как банкеты, так и сами окопы разделены траверсами, препятствующими продольному прострелу. В трех местах линию окопов прерывают интересные конструкции – узкая и глубокая шахта, в бруствере над которой специфическая, открытая сверху амбразура. Для стрельбы это явно не предназначено. Единственно правдоподобное объяснение – для перископов.

В центре ОП, на самой высоте 22,6, два «больших» убежища, одно из них производит впечатление «центрального», второе выдвинуто к линии окопов и оборудовано банкетом для стрелковых позиций, крыша его выполняет роль стрелкового бруствера. На восточном фланге 2 «маленьких» убежища. На западном фланге, через который мы прошли в мае, вырублены окопы и котлован под убежище, которое, очевидно просто не успели построить.

По сравнению с остальными сооружениями Средней позиции, убежища ОП литер «А» производят неизгладимое впечатление халтурной работы – с потолка отваливаются куски бетона, свисают гнилые бревна. В крыше «центрального» убежища огромная дыра. Ни о каком непрерывном бетонировании и речи нет. Но если в «центральное» убежище еще можно войти, то в «передовое» входить не хочется совершенно – весь пол завален обвалившимися кусками потолка. Особо тягостное впечатление оставляют «маленькие» убежища – вместо бетона просто куски гранита, кое-как скрепленные раствором, местами из потолка вываливаются… бочки с цементом. Из стены руками легко выковыриваются куски крошащегося бетона

Средний сектор средней позиции (на схеме обозначен красным): группа ОП Юкспэ (или Юкспяя) (Лит. «Б») – это тот самый форт, что частично прорезан объездной дорогой, при строительстве которой сковырнули бульдозером часть бетонного бруствера. Доехать до него от Выборга можно на 12 автобусе, выйдя у ж.д. переезда – бетонный бруствер отлично виден из окна автобуса.

ОП литер «Б» единственный из всех четырех, который успели почти полностью построить – кроме двух убежищ сооружены бетонный стрелковый бруствер по всей окружности, а также ров перед ним. В гранитном массиве вырублены широкие и глубокие ходы сообщения, соединяющие стрелковые позиции с убежищами. В убежищах противооткольные покрытия потолка, состоявшие из сплошного слоя рельс с асфальтовой прослойкой между ними и бетоном, полностью уничтожены.

Огнем промежуточного капонира этот ОП должен был поддерживать форт №3. Где этот промежуточный капонир? По другую сторону строящейся окружной дороги, чуть ближе к ж.д., сохранился используемый ныне местными жителями для хранения картошки пример постройки мобилизационного периода – в качестве противооткольного покрытия использованы бревна, прямо на которые уложен бетон. Напоминает «маленькие» убежища ОП литер «А», но качество бетонирования несравнимо выше. Между этим «картофелехранилищем» и дорогой сохранилась стрелковая или пулеметная позиция с бетонной амбразурой.

Левый секторсредней позиции (на схеме обозначен синим):

1. группа форта «№3» (выс.11,5), форт должен запирать Фридрихсгамское шоссе у высоты 11,5 и доступ на п-в Ронгас. Форт начали строить еще до начала 1МВ, в период мобилизации (с 18 июля 1914г) постройка была приостановлена. По сост.на авг.1916г. [5] одно убежище было готово, другое в работе, валы форта насыпаны почти полностью. Три убежища хорошо сохранились. Их крыши служат стрелковыми брустверами для стрелков. Убежища отличаются от сооружений ОП лит. «А» и «Б» более развитой системой входов-выходов – если у убежищ первых двух ОП были только входы типа сквозник с горжевой стороны, то на форту №3 есть и дополнительные выходы из двух убежищ непосредственно к стрелковым позициям. Для защиты этих выходов сделаны стрелковые амбразуры. А поскольку достроить не успели, то в амбразурах осталась опалубка.

Пожалуй именно сохранность опалубки производит наиболее сильное впечатление на этом ОП – девяносто лет прошло, а дерево как новое!

Также обращает на себя внимание форма стен – к потолку они утончаются. Это результат добычи металла – выдирали металлические швеллера или рельсы, использованные в качестве противооткольного покрытия. Кое-где на потолке видны следы асфальтовой прослойки между противоотколом и бетоном.

Неподалеку от форта №3 в лесу есть ряд интересных сооружений – стрелковая позиция, на первый взгляд более напоминающая общественный туалет, но без «очков», бетонная позиция для пушки или пулемета, большое бетонное убежище. Последнее интересно тем, что в документах написано – окопы от форта №3 до ОП у Наулсаари совсем не имеют убежищ. А оно есть!

2. ОП у Наулсаари (Фриеденгоф) – 2 бетонных убежища были в 1916г. готовы, три – в работе [5].

Также в [3] упоминается о том, что в начале июля 1915г. было приступлено к постройке ОП «лит. «Д» у дер. Расалахти,. Мне кажется, что ОП у Наулсаари и ОП «лит. «Д», нигде более не упоминаемый, - это один и тот же ОП. Тем более, что негде ставить ОП у Расалахти.

Окопы ОП кольцом охватывают вершину высотки. Бетонные брустверы на обращенной к неприятелю западной части, с востока и юга окопы не бетонированы. Убежища расположены непосредственно на линии окопов. Еще два убежища расположены чуть западнее.

Еще один ОП расположен южнее ОП у Наулсаари, на высотке, что за дорогой на Зеленый Остров. Окопы, окопы, глубокие ямы под убежища, куски бетона, положенного по бревнам, и одно бетонное убежище. Противооткол, как и почти везде, выдран.

Источники

ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.199

ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.200

А. Павлов

"Павловские укрепления" под Выборгом

(Крепость Выборг, Западный Тет де-Понт, Средняя позиция – Российская фортификация времен 1-ой Мировой Войны)

Введение.

Началось все с того, что в старом путеводителе по Выборгу, издания 1965 года (В.Адаскина, И.Вассель, Б.Зуев, Э.Риор, «Знакомьтесь – Выборг»), сказано о том, что пос. Выборгский, расположенный на о-ве Твердыш, образовался путем слияния трех поселков, один из которых – Павловский, был назван так потому, что в той местности ранее располагались Павловские батареи. Поскольку никто про них ничего толком не знает, в том числе, и в Выборгском Замке, то пришлось залезть в ЦГА ВМФ.  

Павловская батарея нашлась на плане крепости 1850г. [1] Но совсем не на о. Твердыш, а в составе «Рогатой крепости», напротив малого равелина, на берегу Салаккалахти. Очевидно, на современной карте это где-то между Рыбным переулком и ул.Николаева. На других картах, в том числе, на плане 1858г. [2], ее обнаружить не удалось.

Поселок Павловский обнаружился на карте Выборга 1887г., на том месте, где ему и положено – на о. Твердыш, между Короной Св.Анны и Монрепо. Таким образом, вопрос Павловских батарей на о. Твердыш остался открытым. В РГА ВМФ наткнулся на документы времен 1-й Мировой Войны, касающиеся работ по усилению Выборгской Крепости. Основная часть документов, в том числе, все планы и карты, находится в РГВИА (Москва, Бауманская ул.), посему пришлось заниматься домыслами и поисками на местности. Надо отметить, что информация о наличии фортификационных сооружений за Выборгом, включая фотографии и планы, появлялась на этом (www.around.spb.ru) и других сайтах, например, на Русском Фортификационном сайте. Также, в 11 номере Цитадели вышла статья, посвященная именно Выборгской фортификации ХХ века. Но цельной и, главное, детальной картины не было.

Перед началом 1-ой Мировой Войны:

«… заключения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военнаго округа по особому докладу (31 января 1906г), в котором признано за Выборгом значение «общегосударственной крепости, прикрывающей столицу с севера». В 1913 г. проект усиления Выборгской Крепости получил 12 января ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение, и летом особой изыскательской партией под руководством Коменданта был составлен детальный Генеральный план крепости. … Этот план … был утвержден Военным министром 6 Марта 1914г. [3] Необходимость этого плана была вызвана тем, что на момент начала 1МВ «… Сухопутные позиции состоят из: … С западной стороны из трех открытых с горжи устаревших батарей, расположенных на восточном берегу Кивисильтского пролива: две на о-ве Сорвали, одна на Линно…» [3]. Эти батареи были построены в 1860-1870 гг. в связи с угрозой англо-французской интервенции после подавления польского восстания 1863г. [6]. Валы этих батарей видны на карте (обведены фиолетовым). От батареи на Линно-саари (о. Твердыш, №3 на карте) ничего не осталось – валы были срыты при строительстве железнодорожного моста. Остатки валов «Северной» батареи (№3) на о.Сорвали находятся на территории в.ч. и хорошо видны с насыпи автодорожного моста.

В наилучшей сохранности на сегодня находится «Южная» батарея (№3). Она вполне доступна для осмотра. Для того, чтобы пройти к ней, надо свернуть с шоссе по направлению к «Гвардейским баням» (остановка «Школа») и далее пройти вдоль забора в.ч., завернуть за краснокирпичные дома, и пройти сквозь огородно-тепличный «шанхай». Сохранились как валы, так и остатки кирпичных погребов.

Во время 1-ой Мировой Войны:

По проекту «То, что называется крепостью Выборгом представляет из себя … двойной Тетъ–де-понтъ, прикрывающий переправы через Кивисильтский и Салакалахтинский проливы…» [4]. Тет-де-понт – «голова перед мостом» (фр.) – предмостное укрепление. Восточный Тет-де-понт мы здесь не обсуждаем – это отдельная тема. Также, как и Приморский отдел обороны расположенный на островах Тронгзундского архипелага. Приморскому отделу посвящены работы В.В.Дмитриева – сайт «Морские укрепления крепости Выборг» и статья в сборнике «Выборг. Фортификация», Выборг, 2006. Впрочем, в этих материалах есть далеко не все…

Итак, «Западный Тет-де-понт состоит из:

a) 3-х концентрических пехотных позиций;

b) нескольких центральных пороховых хранилищ, расположенных главным образом у Кивисильтских проливов;

c) нескольких батарей, вооруженных крепостными орудиями.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.