Распознавание обмана и предвидение агрессии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Распознавание обмана и предвидение агрессии

2021-01-29 51
Распознавание обмана и предвидение агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Серьезная поведенческая защита обязательно предполагает умение понимать истинные мотивы людей, с которыми вы общаетесь, тем более, если у них недобрые намерения. Распознавание скрытых мотивов помогает предотвратить удар, поскольку вы предугадываете его направление и можете заранее принять меры. Таким образом, распознавание можно считать ментальным контрударом по агрессивным замыслам противника, нейтрализующим их в зародыше. Распознавание важно на всех трех уровнях – и на психологическом, и на тонком, аурическом, и на духовном. Последний вид распознавания самый трудный. Человек, овладевший этим искусством, считался мудрецом. Практически все традиции подчеркивали важность этого умения. На поведенческом уровне распознавание делает человека «гроссмейстером общения», способным предвидеть и хорошо продуманные интриги, которые против него плетут недруги, и направленные против него импульсивные вспышки раздражения, которые неожиданно проявляются в поступках и речах несдержанных людей.

Величайшие мудрецы советовали людям не бежать от жизни, а погружаться в ее гущу, чтобы лучше понять законы бытия, постичь всю бездну человеческой природы и научиться искусству распознавания людских ликов, особенно важному, если в них преобладают силы зла. Рамакришна настраивал своих учеников на воспитание в себе спокойствия, терпения и глубокого распознавания, которое очень требуется при общении со злыми людьми. Об этом его притча «Общество злых людей»:

«Рамакришна: Вы должны любить всех, потому что Бог живет во всех существах. Но дурным людям лучше кланяться издали.

Биджою (с улыбкой): Правда ли, что люди порицают вас за то, что вы смешиваетесь с людьми, верующими в личного Бога, имеющего форму?

Рамакришна: Истинно преданный Богу человек должен обладать абсолютным спокойствием, его не должно тревожить мнение других. Подобно наковальне кузнеца он будет терпеть все обиды и все преследования и оставаться твердым в своей вере и всегда одинаковым. Злые люди могут говорить о вас много всяких неприятных вещей и бранить вас; но, если вы жаждете Бога, вы будете все выносить с терпением. Человек может думать о Боге даже среди самых злых людей. Древние мудрецы, жившие в лесах, могли размышлять о Боге, окруженные тиграми, медведями и другими дикими зверями. Природа злого человека похожа на природу тигра или медведя. Они нападают на невинных и причиняют им горе или вред. Вы должны быть особенно осторожны, приходя в соприкосновение, во-первых, с богатыми. Человек, обладающий богатством и имеющий много слуг, легко может причинить вред другому, говоря с ним. Иногда может даже оказаться необходимым согласиться в чем-нибудь с его мнением. Во-вторых – с собакой. Когда собака лает на вас, вы не должны бежать; говорите с ней спокойно, и она успокоится. В-третьих – с быком. Когда бык гонится за вами, вы опять можете усмирить его спокойными словами. В-четвертых – с пьяным человеком. Если вы рассердите его, он будет ругаться и называть вас нехорошими именами. Но, если вы заговорите с ним, как с дорогим родственником, он будет чувствовать себя счастливым и будет необыкновенно любезен с вами.

Когда злые люди приходят ко мне, я очень осторожен. Характер некоторых из них похож на характер змеи. Они могут укусить вас, сами не зная того за минуту. Может потребоваться много времени и понимания для того, чтобы прошло впечатление укуса. А может случиться так, что и вы захотите отомстить им. Потому необходимо время от времени бывать в обществе святых людей. Через общение с ними у человека устанавливается ясное понимание и распознавание людей («Провозвестие Рамакришны»).

Е. И. Рерих оценивала роль распознавания на духовном пути как наиважнейшее качество:

«Много ликов раскрывается перед нами, ибо распознавание ликов самое главное. Распознавание людей есть пробный камень для идущего путем великого служения человечеству. Распознавание действительности и людей есть первое требование и условие на пути истинного ученичества. Так, на известной степени духовного развития можно оккультно видеть структуру духа, окружающих нас и приближающихся к нам людей. Без приобретения этого качества не возможно рассчитывать на приближение. Ибо, как можно что-либо доверить ученику, который не может отличить свет от тьмы и друга от предателя? Все построения будут разрушены таким невежеством. Конечно, именно чувствознание так помогает в этом распознавании».

Распознавание и предвидение – схожие свойства. Одно касается запутанного настоящего, другое – пока еще не ясного будущего. Чтобы правильно применить эти свойства для отражения ударов, надо воспитывать их целенаправленно и упорно, не рассчитывая на то, что сама жизнь вас научит. Мне приходилось сталкиваться с людьми, прожившими долгую жизнь и обладавшими именно той легковерной простотой, о которой пословица говорит, что она хуже воровства. Конечно, недалекого человека невозможно научить жизненной мудрости с помощью специальных упражнений: удары и шишки, полученные в житейских сражениях, учат гораздо эффективнее. Однако, для тех, кто умеет и хочет повысить свою способность к распознаванию, я рекомендовал бы попробовать выполнить следующие советы.

1. Сделайте в своем сознании допущение, что все люди имеют собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с вашими. Многие люди на чисто внешнем уровне неплохо относятся к вам, потому что это ни чего им не стоит, но в случае расхождения интересов меняется и их отношение. Они могут начать войну, в которой будут применять самые разнообразные методы, в том числе и обман. Если вы не хотите попадать впросак и постоянно ходить в обманутых, вы должны помнить об этом свойстве человеческой природы и не раскрывать перед людьми, которых вы недостаточно знаете, душу больше, чем требуется.

2. Подумайте, кто из ваших друзей, знакомых, сослуживцев способен предать вас в критической ситуации. Вообразите эту ситуацию и подобно опытному режиссеру, постарайтесь всех расставить на те места и роли, которые ближе всего к их природе. Представьте, как они будут реагировать на давление других людей и обстоятельств, на неизбежные соблазны, на угрозу потери важных для них вещей. Если ваше представление будет не в их пользу, то подумайте тогда, а не слишком ли доверчиво и откровенно вы ведете себя с ними сейчас. Помните, что чрезмерное сближение с ненадежными людьми чревато последующим конфликтным отдалением, в результате чего вы можете оказаться гораздо дальше, нежели до сближения.

3. Учитесь при знакомстве с людьми и при каких-либо новых серьезных начинаниях глубоко вслушиваться в себя, определяя характер первого впечатления и собственной реакции по поводу человека или дела. Первое впечатление – весьма сильный аргумент в пользу дальнейшего выбора линии поведения, хотя его нельзя абсолютизировать. Учитесь в полном бодрствовании и ясном сознании наблюдать за своим первым впечатлением на людей, события и действия, постепенно превращая смутные искры интуиции в точное и безошибочное чувствознание.

4. Старайтесь, наблюдая за ситуацией, видеть ее в целом, как бы отстраненно и без эмоций, учитывая все возможные нюансы, причины и последствия. Ставьте себя на место других людей и задавайте себе вопросы:

– Искренни ли они с вами или нет?

– Были бы искренними вы, если бы оказались на их месте?

– Почему вы безоговорочно верите им, если у вас есть колебания?

5. Приступая к подобной внутренней работе, наберитесь мужества. Для того, чтобы распознавать реальный сегодняшний обман людей и предположительный завтрашний, требуется немалое мужество. Легковерие часто происходит от недостатка мужества. Ведь распознавание приносит не только облегчение, но и сложности. Жизнь сложна, и не со всеми, кто обманывает нас, мы можем немедленно расстаться. А жить и осознавать этот обман иногда еще труднее, нежели быть слепым и доверчивым. Однако мастер защищенности предпочтет эту трудность слепой доверчивости.

6. Учитесь по внешним признакам распознавать обман. Смотрите, что излучают глаза человека, бегают ли они или нет, как часто человек отводит взгляд, как он жестикулирует. Наблюдайте также за соотношением основной мысли, которую пытается обосновать человек, с его эмоциональным состоянием и как внутреннее содержание соотносится с внешним выражением. Нет ли здесь рассогласования? Когда вы перестаете понимать, к чему клонит человек, задайте себе вопрос – в чем его истинный интерес? Речь идет не о том, что надо перестать верить людям или ввести в себя установку подозрительности. Достаточно просто быть зрячим.

7. Проанализируйте свое настоящее с точки зрения количества жизненных ударов, получаемых от людей и обстоятельств. Много их или мало, но в любом случае они являются закономерным результатом ваших прошлых дел и устремлений. Ваше настоящее – следствие вашего прошлого, а ваше будущее – следствие настоящего. Те удары и шишки, которые посыплются на вас в будущем, заработаны сегодня. Подумайте, какие сегодняшние ошибки могут сделать уязвимым ваше будущее с точки зрения возможных ударов и агрессии, чтобы заблаговременно к ним подготовиться.

 

Молчание

В отличие от игнорирования, которое предполагает продолжение жесткого диалога (как будто вы не заметили, что вас атаковали), молчание – это реакция вполне отчетливая. Вам нанесли удар, вы это прекрасно заметили и решили действовать именно таким образом. Сжатые губы, прекращение неприятного разговора призваны подчеркнуть, что вам не нравится, как на вас нападают, и вы не желаете продолжать такое общение. Только очень важно, какого рода молчание вы выберете – молчание силы или молчание слабости. Если вам кажется, что вы сильны, а ваш противник решит, будто вы молчите от слабости, и продолжит атаку, то вы проиграли ситуацию. Потому, применяя этот метод, озаботьтесь двумя вещами: 1) молчание должно быть наполнено вашей силой, непоколебимой мощью и чувством справедливости; 2) ваше молчание должно быть подкреплено какими-то внешними жестами, свидетельствующими о вашей силе и достоинстве.

Помимо полного молчания, эффективным методом защиты является молчание частичное, которое можно назвать сдержанностью. Сдержанный человек, скупой на слова, придает им особую силу и мощь, потому он кажется гораздо более защищенным, нежели болтливый, теряющий энергию и неубедительный в своем многословии. Древние учения придавали словесной сдержанности исключительное значение. Вот свод советов, данных суфийским источником «Большая книга жизненных правил» Ибн-аль-Мукафы:

«Не будь жадным на слова и скупым на приветствия, но не расточай перед всяким речей и не улыбайся направо и налево, ибо первое припишут высокомерию, а второе – глупости и легкомыслию.

Лучше промолчать, чем сказать неудачно, ибо одно слово, сказанное вовремя и к месту, лучше сотни слов, не достигших цели. Поспешное слово бывает часто необдуманным и ошибочным, даже если на первый взгляд кажется удачным и красноречивым.

Не хвались повсюду разумом и красноречием, храни их про запас, ибо показывать разум и красноречие там, где не подобает, признак неразумия.

Если хочешь, чтобы тебя почитали и любили и знатные люди, и простолюдины, то, обладая ученостью, уподобляйся скромностью невежде и, будучи красноречивым, молчаливостью превосходи косноязычного.

Презирают того, кто щедр на обещания, но скуден на их исполнения, почитают того, чьи слова не расходятся с делами.

Знай, что язык подобен обнаженному мечу в руках гнева, страстей и несдержанности, побеждающих разум и всякую осмотрительность. Не давай воли языку, не то он погубит тебя. Подчини его разуму, и он станет тебе другом: если же им овладеют страсти, то он твой злейший враг и причина всяческого несчастия.

Если сможешь подчинить себе свой язык, то он охранит тебя: если ты потеряешь над ним власть, то он станет твоим врагом».

 

Ирония

Данный вид защиты универсален и может быть использован в любой ситуации и вместе с любым другим методом. Ирония представляет собой демонстрацию несерьезности удара и поведения агрессора, обесценивание значимости удара для потерпевшей стороны. Она как бы уменьшает размеры образа того, кто нападает, превращая его в карикатурный персонаж. С биоэнергетической точки зрения, включение метода иронии в систему защитных реакций человека перед нападением означает, что к жизни вызваны новые энергии и задействованы новые энергетические центры, например, канал ума, интеллекта. Почему примитивный грубиян или забияка в общении нередко пасуют перед умной и жесткой иронией своей потенциальной жертвы, которая отказалась быть отданной на психологическое заклание и успешно парировала удар? Потому что и грубиян, и драчун добиваются результата за счет неистового напора воли и игры без правил, которая не украшает любое общение, и совершенно не используют потенциал ума и сознания. Потому что они не привыкли всерьез о чем-либо думать во время спокойного общения и тем более в процессе активного конфликта.

Хорошая ирония создает для человека эффект отстраненности от борьбы, помогает взглянуть на ситуацию с позиции «над схваткой», что помогает более свободно находить аргументы в споре, отражающие давление, оскорбление и манипуляцию. Человек, защищающийся от ударов и подключающий к защите острый ум, всегда более успешен, нежели тот, кто действует одним напором и волей.

 

Ответный удар на удар

Если следует такая реакция, следовательно, есть риск, что началась эскалация конфликта, а значит, примирение отодвигается. Мы должны пристально взвесить ситуацию и ответить на два вопроса: а) стоит ли вообще отвечать психологическим ударом на удар, и б) если да, то какой силы должен быть ответ. Важно также выбрать форму ответа, который может быть выражен словами, а может быть и без слов, в виде молчаливой паузы; может быть серьезным, а может шутливым и т. д. Причем ситуация может быть столь жесткой, что компьютер сознания должен перебрать предложенные варианты защитной реакции с огромной скоростью. Но если решение принято – действуйте по выбранному направлению, не меняя его, пока всерьез не убедитесь, что оно ошибочно. Важно понять, каким должен быть удар, какие последствия он вызовет. Потому, готовясь ответить на удар, который нанесли вам, сверьте свои мотивы с такими понятиями как совесть и справедливость. Помните, что, хотя «добро должно быть с кулаками», ответные удары, лишенные совести, возвращаются к вам в виде возмездия за ошибки.

Важно понять, какова правильная технология нанесения ответного справедливого удара. Действовали вы когда-нибудь подобным образом, парируя удар со стороны врага, или у вас в подсознании нет ни малейшего представления, что именно надо сделать, ни образа (или, как сказал бы буддист, «отпечатка образа») вашей реакции, как это можно сделать лучше всего? Попробуйте задуматься, а есть ли у вас подобный образ и опыт или нет, и в случае его отсутствия попробуйте создать такой образ в своем сознании заранее, тогда действовать будет гораздо легче. Образ должен быть очень ярким и целостным, а все сомнения в его успехе – просто помеха успешности. Потому полезно тренировать себя следующим образом: быстро создав яркий образ защищающего действия, тут же отпустите его наружу, воплощая в поступок. Для этого надо уметь вкладывать в свой словесный или безмолвный ответ энергию, уметь опираться на собственное тело, как на некий трамплин для прыжка, включать интуицию и подсознание.

 

Разрядка с помощью юмора

Если ирония – это продолжение борьбы другими средствами, причем иногда предполагающее ее обострение, то юмор относится к методам, разряжающим накаленную атмосферу психологической войны. Произнося заряженную юмором фразу, мы как бы даем понять противнику: вместо смертельной схватки на ножах можно перейти к борьбе на кулаках, если вовсе не закончить дело миром. Важно, чтобы ваш юмор был понятен оппоненту, ибо когда ваш юмор слишком слаб, его не замечают, и схватка продолжается, а когда он слишком назойлив, то либо переходит в насмешку, вызывающую еще большую ярость, либо выглядит глупо. Юмор как метод борьбы относится к сильнодействующим и даже тонким средствам, но чтобы его применить, надо обладать соответствующим свойством, которое называют чувством юмора. И конечно, учиться этому свойству (если ему в принципе можно научиться) нужно не в момент конфликта, а гораздо раньше.

Юмор – это не какой-то специальный ответ, а некая смягчающая сила, которая может быть присоединена к любому из перечисленных способов отражения нападения. Чаще всего юмор помогает разрядке, но это происходит не всегда – либо попадается противник с атрофированным чувством смешного и просто не слышит вас, либо он принимает юмор за иронию и насмешку и разъяряется еще сильнее, либо предпочитает не замечать ваших попыток смягчить ситуацию, ибо сам заинтересован в ее обострении. Тогда вам ничего не остается, как вновь перейти ко вполне серьезному бою.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.