Формы аттестации (контроля) по разделам — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формы аттестации (контроля) по разделам

2021-01-29 59
Формы аттестации (контроля) по разделам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всего Теорети- ческих Практи- ческих            

 

Необходимо помнить, что учебно-тематический план составляется на каждый год обучения [21].

 

Как правило, учебно-тематический план составляется на каждый год обучения по программе. Редко можно встретить вариант, когда в одной таблице объединена информация по нескольким годам обучения. Для программ, содержание которых организовано по спиральному принципу, допустим один учебно-тематический план на все годы обучения. В этом случаекаждый год усложняется изучаемый материал, что следует отразить в содержании УТП. Организация содержания по спиральному принципу характерна для спортивных, инструментальных, вокальных и хореографическихпрограмм.

    В учебно-тематическом плане следует предусмотреть:

- вводное занятие или раздел «Введение» (знакомство с группой, ознакомление обучающихся с программой, проведение инструктажа по технике безопасности);

- итоговое занятие, на котором проходит итоговая аттестация, подводятся итоги работы за год, выдаются удостоверения и свидетельства об окончании обучения;

- организационные занятия (подготовка к участию в конференциях, конкурсах, выездах, экспедициях, выставках; отчеты о поездках, встречи с интересными людьми и т.п.);

- экскурсии, выезды, экспедиции, учебно-исследовательские конференции, конкурсы, выставки, концерты, соревнования и другие мероприятия в соответствии с содержанием программы.

    При составлении учебно-тематического плана следует помнить, что в дополнительном образовании детей практические занятия должны преобладать над теоретическими. С особенным вниманием необходимо отнестись к подсчету учебных часов: итоговое количество часов за год обучения должно совпадать с указанным на титульном листе и в пояснительной записке в подразделе «Срок реализации программы».

    3.2.Содержание учебно-тематического плана.

    Исчерпывающая характеристика данного подраздела приведена в работе Н.П. Харитонова «Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей»[22]. Читателя не должно смущать, что Н.П. Харитонов называет этот подраздел «содержание программы», что соответствует действовавшей на момент издания книги нормативно-правовой базе, определявшей структуру программ дополнительного образования детей.

Содержание учебно-тематического плана программ должно быть оформлено в соответствии со следующей схемой [23]:

Раздел 1. Наименование раздела.

Тема 1.1. Название темы.

Теоретическая часть. Текст.

Практическая часть. Текст.

 

    Наименования разделов и названия тем в содержании учебно-тематического плана должны быть идентичны указанным в УТП. Разделы и темы необходимо представить в той же последовательности, что и в учебно-тематическом плане.

    Содержание учебно-тематического плана раскрывается посредством назывных предложений[24]. Описание теоретической части должно отражать характер тех знаний, которые передаются обучающимся, а именно: «основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, … проблемные вопросы теоретического характера»[25] и т.п. Описание практической части должно передавать содержание работы, совершаемой непосредственно обучающимися: выполнение упражнений, зарисовка образцов, заполнение технологической тетради, участие в викторине, решение задач и т.п. Упрощенно, описание теоретической и практической части занятий можно представить так: теоретическая часть – это то, что говорит и показывает педагог, практическая часть – это то, что делает учащийся.

    При описании содержания учебно-тематического плана важно помнить, что этот подраздел, как и весь текст программы излагается в официально-деловом стиле, а значит – лаконично и кратко,без объяснений, уточнений, примеров, излишней детализации и методических указаний.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение программы.

В данном подразделе рекомендуется привести перечень форм занятий, приемов и методов организации образовательного процесса, а также используемого дидактического материала.

Под формой занятий в данном случае имеется в виду форма организации образовательной деятельности. Существует несколько классификаций форм организации образовательной деятельности: по месту организации обучения (аудиторные и внеаудиторные), по доминирующей цели занятия (вводные, по углублению знаний, практические и т.п.), по дидактическим целям (практические, теоретические, трудовые, комбинированные), по продолжительности занятий.

В системе дополнительного образования детей используются самые разнообразные формы организации образовательной деятельности. Традиционными являются: лекция, семинар, дискуссия, конференцияи чтения, лабораторное занятие, учебная экскурсия, практическое занятие на местности и полевая практика, поход, экспедиция, концерт, выставка, конкурс, соревнование, учебно-тренировочное занятие, праздник, репетиция, игра, тренинг и др.

К менее распространенным формам организации образовательной деятельности относятся:

- презентация – публичное представление определенной темы или предмета;

- защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;

- круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;

- мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;

- ролевая игра – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации др.[26]

    Приемы и методы организации образовательного процесса определяются образовательными технологиями, под которыми понимается совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Образовательные технологии, также, как и формы организации образовательного процесса, могут быть классифицированы по разным признакам:

- по уровню применения (общепедагогические, предметные, модульные);

- по концептуальной основе (натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические);

- по доминирующему методу и средствам обучения (репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения);

- по организационным формам (лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения);

- по характеру педагогического взаимодействия (авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества)[27].

    Ведущей образовательной технологией дополнительного образования является, без сомнения, технология личностно-ориентированного обучения, что обусловлено самими целями и задачами этого вида образования.

    Под методами организации образовательного процесса в данном случае следует понимать методы обучения – т.е. способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, в результате которой происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием программы. Приемы обучения (в Положении названы приемами организации образовательного процесса) – это составные части методов, кратковременные взаимодействия педагога и учащегося, направленные на передачу конкретного знания, умения и навыка.

    По источнику изложения материала методы обучения делятся на наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, фильмов); словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой)и практические(устные и письменные упражнения, графические, лабораторные работы). По характеру образовательной деятельности – на репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. По логике изложения и восприятия материала – на индуктивные и дедуктивные[28]. В отечественной педагогической науке существуетеще множество классификаций методов обучения.

    Помимо традиционных методов обучения в дополнительном образовании детей активно используются т.н. «инновационные» методы обучения. Перечислим некоторые из них:

- АйТи-методы обучения (использование мультимедийных средств и интернет-ресурсов, обучающих программ с целью расширения информационного поля и увеличения скорости получения и обработки информации);

- кейс-стади (дискуссии с поиском решения по конкретным проблемам и случаям);

- игровое проектирование;

- методы свободных ассоциаций, инверсий, эмпатии, погружения, многомерных матриц, микрооткрытий и многие другие.

    Дидактические материалы являются особым типом учебных пособий, преимущественно наглядных. Дидактические материалы демонстрируются на занятии или же раздаются учащимся для самостоятельной работы на занятии и дома. Дидактические материалы могут быть подготовлены (изготовлены) педагогом или самими учащимися. К дидактическим материалам относятся: карты, таблицы, графики, чертежи, наборы карточек с текстом, цифрами, рисунками, слайды, подборки фотографий, аудио- и видеозаписей и др. Дидактическими материалами также называют сборники задач и упражнений.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.