Дополнительной общеразвивающей программы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Дополнительной общеразвивающей программы

2021-01-29 192
Дополнительной общеразвивающей программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН («МАТРИЦА»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

(В ПОМОЩЬ РАЗРАБОТЧИКУ ПРОГРАММЫ)

Титульный лист

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №___________

Принята на заседании Методического (педагогического совета) Протокол №________ от «____» __________20___ года «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № ____________ _______________ Приказ № ______ от «____» __________20___ года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Название программы»

Уровень программы

Направленность: ________________

Возраст обучающихся: ___ - ___ лет

Срок реализации программы: кол-во лет (общее кол-во часов) _________

Количество часов в год: ______ часа

 

 

Разработчик:

ФИО разработчика, должность

Москва-2020

 

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет ________ направленность (техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую)

1.2. Уровень программы - ___________. (вводный, ознакомительный, базовый, углубленный; уровень указывается только для программ, реализуемых на бюджетной основе)

Актуальность программы.

    Актуальность программы «Название программы» заключается в …..

Актуальность программы «Название программы» обусловлена …..

Программа «Название программы» актуальна, т.к. …..

1.4. Цель программы - … (обучение …, формирование …, развитие …)

1.5. Задачи программы (в обязательном порядке типы задач выделяются в том случае, если это утверждено локальным нормативным актом учреждения)

Обучающие:

- обучить (чему-либо, организации чего-либо);

- научить …;

- познакомить с …;

- дать (основы какой-либо области знаний, знания, представления);

 -расширить и углубить (знания, представления).

Развивающие:

- развить (способности, умения, навыки);

- сформировать (умения, навыки);

- способствовать развитию …;

- содействовать формированию...

Воспитательные:

- воспитать (черты характера, качества личности, интерес к чему-либо);

- сформировать (интерес к чему-либо, компоненты гражданственности, качества личности);

- содействовать формированию (компонентов культуры личности, качеств личности).

    1.6.Учащиеся, для которых программы актуальна.

Возраст обучающихся по данной программе: ___ – ___ лет. Группы формируются с учетом …

Количество обучающихся в группе: ___ – ___ человек.

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая (или индивидуальная).Занятия проходят ___ раз в неделю по __ часа (рекомендуется указать перерыв и продолжительность перерыва)

Структура занятия: (рекомендуется для программ, рассчитанных на дошкольников)

Срок реализации программы

Срок реализации программы – ___ лет. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: ___ часов. Количество учебных часов в год: ___ часов.

1.9. Планируемые результаты (допустимы иные варианты описания)

По итогам 1-го года обучения обучающиеся будут

Знать:

- …;

Уметь:

- …;

Получат развитие/ будут развиты следующие личностные качества обучающихся:

- …;

По итогам 2-го года обучения обучающиеся будут

Знать:

- …;

Уметь:

- …;

Получат развитие/ будут развиты следующие личностные качества обучающихся:

- …;

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.

    2.1.Формы контроля.

Реализация программы «Название программы» предусматривает входной, текущий, промежуточный контроль и итоговую аттестацию обучающихся.

    Входной контроль осуществляется в форме …

    Текущий контроль включает следующие формы: …

    Промежуточный контроль осуществляется в следующих формах: …

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке и форме проведения итоговой аттестации в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» вформе …

(формы итоговой аттестации: зачет, концертное выступление, выставка, соревнование, турнир, защита творческих работ и проектов и др.)

Средства контроля.

(допустимы иные средства контроля; ниже приведена одна из распространенных схем оценки уровня освоения программы)

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

1. …;

2. …;

    Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (низкий, средний, высокий).

    При низком уровне освоения программы обучающийся:

1. …;

2. …;

    При среднем уровне освоения программы обучающийся:

1. …;

2. …;

    При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1. …;

 

2. …;

Раздел 3. Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего Теор. Практ.
1. Введение Форма входного контроля
2. Раздел 1 Формы текущего, промежуточного контроля
2.1. Тема 1  
2.2. Тема 2  
3. Раздел 2 Формы текущего, промежуточного контроля
3.1. Тема 1  
3.2. Тема 2  
8. Итоговое занятие Форма итоговой аттестации
  Итого        

 

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.

2. Раздел 1.

2.1. Тема 1.

Теоретическая часть. …

Практическая часть. …

(выполнение, заполнение, исполнение, зарисовка, решение чего-либо; участие в чем-либо и т.п.)

2.2. Тема 2……...

3. Раздел 2.

3.1. Тема 1.

Теоретическая часть. …

Практическая часть. …

3.2. Тема 2 …

8. Итоговое занятие.

Теоретическая часть. Подведение итогов.

Практическая часть.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения

Реализации программы

Учебно-методическое обеспечение программы

Реализация программы «Название программы» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: … (формы организации образовательной деятельности приводятся в виде перечня)

    При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: …

    Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:

    1. …

2. …

КОММЕНТАРИИК РАЗВЕРНУТОМУ ПЛАНУ («МАТРИЦЕ»)

Направленность программы.

В Законе «Об образовании в РФ» закреплено следующее определение понятия «направленность (профиль) образования»: «направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» [5].

В соответствии с современным законодательством в сфере образования дополнительные общеразвивающие программы могут иметь следующие направленности:

- техническую,

- естественнонаучную,

- физкультурно-спортивную,

- художественную,

- туристско-краеведческую,

- социально-педагогическую [6].

 

    Из определения направленности (профиля) образования, зафиксированного в Законе «Об образовании в РФ», следует, что ключевым критерием для отнесения программы к той или иной направленности является ее ориентация на конкретные области знания и виды деятельности. Т.е. направленность программы определяется ее содержанием.

    Содержание программ технической направленности относится к предметному полю технических наук, эти программы ориентированы на занятия техническим творчеством. Тематика программ технической направленности: цифровые технологии, техническое моделирование и конструирование, электроника, робототехника, транспортные средства и управление ими.

    Содержание программ естественнонаучной направленности относится к предметному полю естественных наук, эти программы ориентированы на формирование целостного естественнонаучного мировоззрения, экологических ценностей. Тематика программ естественнонаучной направленности: астрономия, физика, химия, математика, биологические науки, науки о Земле.

    Программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на занятия различными видами спорта, общую физическую подготовку обучающихся.

    Программы художественной направленности ориентированы на занятия различными видами художественного творчества. Тематика программ художественной направленности: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, инструментальное исполнительство, вокал, театральное и цирковое искусство, киноискусство, хореография, художественное слово, литературное творчество.

    Программы туристско-краеведческой направленности ориентированы на занятия всеми видами туризма, а также краеведением.

    Содержание программ социально-педагогической направленности относится к предметному полю общественных и гуманитарных наук. Тематика программ социально-педагогической направленности: история, культурология, лингвистика, журналистика, психология, игровая деятельность.

    Программы социально-педагогической направленности ориентированы, в первую очередь, на личностное, социальное, интеллектуальное развитие обучающихся. Поэтому часто программы, рассчитанные на дошкольников, относят именно к этой направленности, что не является ошибкой.

Указание направленности не нуждается в дополнительных разъяснениях разработчика программы. Направленность или определена правильно и соответствует содержанию программы, или определена неправильно и содержанию программы не соответствует.

Рекомендуется воспользоваться следующей универсальной формулировкой:

Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет _______ направленность.

        

    1.2.Уровень программы.

    Данный подраздел Пояснительной записки актуален только для дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на бюджетной основе в г. Москве.

 

Приказами Департамента образования г. Москвы [7] установлены уровни дополнительных общеразвивающих программ,реализуемых образовательными организациями в рамках выполнения государственного задания: вводный, ознакомительный, базовый и углубленный. В этих же приказах зафиксирован ряд формальных признаков, позволяющих отнести программу к тому или иному уровню. Характеристики уровней дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с приказами ДОНМ приведены в Приложении 1.

 

Указание уровня программы не нуждается в дополнительных разъяснениях разработчика программы.Рекомендуется воспользоваться следующей универсальной формулировкой: Уровень программы - _____________.

    Исходя из понимания образования как линейного и поступательного процесса, представляется возможным переосмыслить уровни дополнительных общеразвивающих программ и дать им содержательную (не формальную) характеристику.

    Так, к программам вводного уровня следует отнести, в первую очередь, краткосрочные программы, планируемые к реализации в каникулярное время. Эти программы могут быть ориентированы на знакомство обучающихся с совершенно конкретным предметом или видом деятельности.

    Программы ознакомительного уровня ориентированы на знакомство с определенной областью знаний и (или) видом творчества, на выявление познавательных предпочтений, включение обучающихся в образовательную деятельность в системе дополнительного образования.

    Программы базового уровня ориентированы на формирование устойчивого интереса к определенной области знаний и (или) виду творчества; развитие умений и навыков, углубление знаний в избранной предметной области; дальнейшее творческое самоопределение обучающихся.

    Программы углубленного уровня направлены на формирование профессиональных интересов; углубление знаний, формирование специальных навыков и умений в избранной предметной области; активное включение в практико-ориентированную деятельность.

    1.3.Актуальность программы.

    Определение «актуальность» включает два принципиальных для правильного понимания этого слова смысловых значения: важность (значительность) и современность (злободневность). Т.е. актуальность программы является обоснованием важности реализации программы в настоящий момент. Запоминающееся определение предлагает Л.Н. Буйлова: «актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа»[8].

    Актуальность программы может быть обусловлена:

- развитием культуры, науки, техники, технологий; появлением нового знания и новых отраслей знания, новых технических средств;

- краткосрочными и долгосрочными задачами государства в сфере образования;

- государственным заказом (приоритетными направлениями развития) в сфере дополнительного образования;

- необходимостью профилактики и решения социальных проблем;

- состоянием рынка труда – востребованностью определенных профессий;

- социальным заказом (в т.ч. на территориальном уровне);

- запросом со стороны родителей и детей на овладение знаниями и умениями в определенной области науки и искусства и др.

    Найти хороший пример лаконичной, конкретной исодержательной формулировки актуальности программы достаточно сложно. Зачастую в данном подразделе пояснительной записки приводится пространное описание тематики программы: в программах по декоративно-прикладному творчеству – истории керамического ремесла, в программах физкультурно-спортивной направленности – правил видов спорта, инвентаря. Другая стандартная ошибка заключается в том, что разработчик излагает свою субъективную позицию относительно определенной социальной проблемы, решение которой ему видится в реализации собственной программы.

    Обосновывая необходимость внедрения в образовательную практику дополнительной общеразвивающей программы, следует обратиться к концептуальным документам, касающимся направлений и перспектив развития общества. В первую очередь, это Концепция развития дополнительного образования детей[9]. Во втором разделе Концепции перечислены целевые ориентиры содержания дополнительных образовательных программ, которые могут являться обоснованием актуальности той или иной программы. Так, актуальность программы может заключаться в:

- создании необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

- удовлетворении индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

- формировании и развитии творческих способностей учащихся, выявлении, развитие и поддержке талантливых учащихся;

- обеспечении духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

- формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья учащихся.

Конкретизировав любое из этих положений с учетом специфики программы, можно сформулировать актуальность программы, отвечающую задачам государства в сфере дополнительного образования.

Примеры: «Актуальность программы «Детский фитнес» заключается в  формировании культуры здорового образа жизни и укреплении здоровья обучающихся дошкольного возраста».

Или«Актуальность программы обусловлена необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством в сфере радиоэлектроники».

Или«Программа «Художественный мир» актуальна, т.к. направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

    Следует учитывать, что актуальность должна быть сформулирована лаконично и конкретно, отражать специфику программы, соответствовать современной социокультурной ситуации, не противоречить действующему законодательству в области дополнительного образования.

Цель программы.

Обобщенно цель можно определить как предполагаемый результат осознанного действия. Исходя из данной формулировки, цель образовательной программы должна отражать предполагаемый результат образовательной деятельности. Поэтому логичным кажется совет представить себе учащегося, завершившего обучение по программе, и попробовать описать те способности, умения, личностное качества, которые он приобрел в процессе обучения[10]. Другими словами, в формулировке цели программы должныбыть зафиксированы качественные изменения в творческом и интеллектуальном развитии учащегося, в его ценностных ориентирах, в объеме и характере приобретенных знаний.

Как правило, цель программы состоит из двух смысловых частей: общей (или обобщенной) и конкретной (или конкретизирующей).

Общая (обобщенная) часть содержит указание на ту грань личности обучающегося, которая должна измениться в ходе обучения по программе. Так, цельдополнительной общеразвивающей программы может быть направлена на:

- развитие учащегося в целом;

- личностное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, эстетическое, художественное, творческое, физическое развитие учащегося;

- формирование и развитие каких-либо определенных способностей;

- формирование и развитие нравственных и моральных ценностей, личностных качеств;

- сохранение и укрепление физического, психического, интеллектуального, эмоционального, нравственного, социального здоровья;

- формирование профессиональных интересов.

Конкретная (конкретизирующая) часть содержит указание на предмет, тематическое поле, содержание программы.

Приведем несколько примеров:

Цель программы –эстетическое воспитание и активное творческое развитие посредством обучения основам рисунка, живописи и декоративных техник.

Цель программы – личностное развитие, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья посредством вовлечения обучающихся в разноплановые познавательные, досуговые, игровые мероприятия, объединенные новогодней тематикой.

Цель программы – формирование математического мышления и развитие интеллектуальной активности посредством обучения анализу и решению нестандартных задач по математике.

Цель программы – формирование профессиональных интересов посредством обучения секретам оформительского искусства и совершенствования пластической культуры в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем.

Задачи программы.

Задачи конкретизируют цель программы, указывают пути её достижения. Задачи отражают способ действия, т.е. совокупность шагов, которые обеспечивают преобразование объекта для достижения поставленной цели. Применительно к дополнительной общеразвивающей программе задачи должны показывать,что необходимо сделать педагогу, чтобы в системе знаний, умений, навыков учащегося, а также в его личности произошли те качественные изменения, которые зафиксированы в цели программы.

Исходя из того, что образование выполняет функции обучения, развития и воспитания человека, в дополнительных общеразвивающих программах задачи часто группируются следующим образом: обучающие, развивающие и воспитательные. Следует отметить, что подобное деление задач в программе желательно, т.к. организуетмысль и является своего рода инструментом самоконтроля разработчика.

 

В обязательном порядке выделять три типа задач (обучающие, развивающие, воспитательные) следует только в том случае, если это утверждено локальным нормативным актом учреждения.

 

Исчерпывающая характеристика задач приведена в работе Н.П. Харитонова «Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей»[11]. К обучающим Н.П. Харитонов относит задачи, направленные на приобретение определенных знаний; к развивающим – направленные на развитие мышления, воображения, восприятия, а также активной познавательной деятельности; к воспитательным – направленные на формирование качеств личности[12]. Упрощенно задачи программы можно определитьтак: обучающие задачи – это знания, развивающие задачи – это способности и умения, воспитательные задачи – это личность.

В помощь разработчику программы Н.П. Харитонов приводит ключевые слова - глаголы, с которых начинается описание задач. Перечислим их:

- обучающие задачи: обучить (чему-либо, организации чего-либо, владению чем-либо), научить, познакомить, дать (основы какой-либо области знаний, знания, представления), сформировать систему теоретических знаний о чем-либо, расширить и углубить (знания, представления);

- развивающие задачи: развить (способности, умения, навыки), сформировать (умения, навыки), способствовать развитию, содействовать формированию;

- воспитательные задачи: воспитать (черты характера, качества личности, интерес к чему-либо), сформировать (интерес к чему-либо, компоненты гражданственности, качества личности), содействовать формированию (компонентов культуры личности, качеств личности).

    При определении задач важно помнить, что они должны быть выполнимы, а значит, соответствовать возрасту обучающихся, сроку реализации программы и, конечно же, её содержанию.

 

    1.6.Учащиеся, для которых программа актуальна.

    В данном подразделе непременно указываетсявозраст учащихся. Он может разниться в зависимости от года обучения по программе.       

Пример:На обучение по данной программе принимаются дети в возрасте от 10 до 14 лет:

1 год обучения – 10-12 лет;

2 год обучения – 11-13 лет;

3 год обучения – 12-14 лет.

При определении возраста учащихся следует учитывать общий срок реализации программы. Так, в приведенном примере, на 1-й год обучения нельзя зачислить подростка 13 лет, т.к. на третьем году обучения ему исполнится 15 лет, а верхний возрастной порог для обучающихся по данной программе составляет 14 лет.

 

 

К важным характеристикам программы помимо возраста учащихся также относятся: численность учащихся в группе, условия зачисления на обучение по программе, принцип комплектования групп.

 

Основанием для определения количества учащихся в группе являются:локальный нормативный акт учреждения и СанПиН 2.4.4.3172-14, в котором приведены требования к площади учебного помещения в расчете на одного учащегося в зависимости от направленности занятий [13].


В учреждении на данный моментлокального нормативного акта, регламентирующего численность учащихся в группах по дополнительным общеразвивающим программам, нет.

 

Количество обучающихся в группе может разниться в зависимости от года обучения. Как правило, группы 1-го года обучения более многочисленны, чем группы последующих годов обучения.

На обучение по программе могут быть зачислены как все желающие (актуально для программ вводного и ознакомительного уровней), так и дети, имеющие определенную подготовку (актуально для программ базового и углубленного уровней).

Обучение по программам, предусматривающим физические нагрузки (спорт, туризм, хореография), возможно только в случае отсутствия медицинских противопоказаний, подтвержденного соответствующей медицинской справкой.

Как правило, учебные группы комплектуются или по возрастному принципу (одновозрастные и разновозрастные группы), или по уровню начальной подготовки. При этом следует иметь в виду, что разновозрастной группа может быть в том случае, если это обусловлено содержанием программы и педагогической целесообразностью.

 

Формы и режим занятий.

 

При описании режима занятий следует указать периодичность (количество занятий в неделю) и продолжительность занятий.

 

Другим нормативно-правовым документом, регламентирующим периодичность и продолжительность занятий, является СанПиН 2.4.4.3172-14. В СанПиН’е приводится рекомендуемый режим занятий в зависимости от направленности образовательной деятельности, а именно число занятий в неделю и число и продолжительности занятий в день [14].

 

    Продолжительность занятий указывается в часах. Согласно положениям СанПиН 2.4.4.3172-14, после 30 – 45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут[15]. Таким образом, упрощенно структура часового занятия может выглядеть так: 45 минут непосредственно образовательной деятельности + 15 минут перерыва.

При описании режима занятий рекомендуется воспользоваться следующим шаблоном: Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом продолжительностью 15 минут в течение каждого часа.


Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста определяет СанПиН 2.4.1.3049-13. Согласно этому документу, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:

- для детей от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня – 30 минут;

- для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня – 40 минут;

- для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня – 45 минут;

- для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня – 1,5 часа.

Занятия с детьми младшего дошкольного возраст (3-5 лет) следует проводить в 1-й половине дня; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) допустимо проведение занятий во второй половине дня [16].

 

Между периодами непосредственно образовательной деятельности дошкольников следует делать перерывы на: физкультурные минутки, проветривание помещения, подготовку рабочего места к выполнению нового задания, игру и т.п.Принимая во внимания специальные требования к режиму занятий для дошкольников, рекомендуется привести в данном подразделе описание структуры занятия.

Пример [17]:

1. Построение в коридоре, выполнение минизадания педагога (в присутствии родителей) - 5 мин.

2. Развитие речи(игры и упражнения)- 7-10 мин.

3. Проверка домашней работы. Выставка работ. -   5 мин.

4. Основная тема урока. Вспоминание пройденного. Новая тема. - 15-20 мин.

5. Игровое закрепление нового материала - 5 мин.

6. Ручная деятельность (ИЗО, лепка, творческая работа, графика, письмо и т.п.)-15-20 мин.

7. Беседа с родителями - 5 мин.

    1.8.Срок реализации программы.

    Р екомендуется указывается срок реализации программы:

- в учебных годах (месяцах, неделях),

- в учебных часах, запланированных на весь период обучения,

- в учебных часах в год.

    Допустимо воспользоваться следующей схемой описания:       

Срок реализации программы – 5 лет. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 1196 часов. Количество учебных часов в 1-й и 2-й года обучения: 184 часа, количество учебных часов в 3-й, 4-й и 5-й года обучения: 276 часов.

Планируемые результаты.

Определение результатов дополнительного образования детей является актуальной проблемой современной педагогической науки. Исследователи предлагают разные пути ее решения: от полного отрицания возможности определения результатов образования до попыток оценить результативность образовательного процесса по таким формализованным показателям как достижения обучающихся (призовые места в различных мероприятиях), причем в количественном выражении.Т.к. дополнительное образование направлено, прежде всего, на личностное развитие, то его результаты должны фиксировать процессы развития учащихся, изменения ценностных ориентаций, интересови проч., что представляется практически невыполнимым.

В дополнительном образовании детей результатами образовательной деятельности традиционно считается совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, а также личностных качеств, которые приобретает учащийся в процессе обучения по программе. Поэтому описание планируемых результатов, как правило, строится по следующей схеме:

По итогам освоения программы обучающиеся будут

знать: (далее перечисляются приобретенные знания);

уметь: (далее перечисляются приобретенные умения и навыки).

Получат развитие следующие личностные качества обучающихся: (далее перечисляются личностные качества).

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы должны:

- соответствовать задачам программы. Причем, эта связь может быть предельно очевидной, что демонстрирует пример: «задача – дать знания о стилях и направлениях современного танца, результат – обучающиеся будут знать стили и направления современного танца».

- быть проверяемыми (описание способов определения результативностинепременно приводится в программе);

- отражать развитие личностных качеств, творческих способностей, качественные сдвиги в общей культуре учащегося;

- быть сформулированы по каждому году обучения.

        

Формы контроля.

В дополнительном образовании детей контроль может быть: входным (первичная диагностика), текущим, промежуточным, тематическим и итоговым (итоговая аттестация).

Входной контроль направлен на выявление интересов и увлечений обучающихся, их мотивации к занятиям по данной программе, определение уровня подготовки (владение базовыми и специальными знаниями, умениями, навыками),характера, темперамента и проч. Входной контроль особенно актуален для программ базового и углубленного уровня, содержание которых рассчитано на учащихся, имеющих начальный (или базовый) уровень подготовки.

Текущий, как и промежуточный, и тематический, контроль направлен на проверку усвоенияматериала, выявление пробелов в знаниях и последующую корректировку методики преподавания.

Итоговый контроль или итоговая аттестация обучающихся позволяет оценить реальные результаты освоения образовательной программы и соотнести их с ожидаемыми (планируемыми) результатами.

Итоговый контроль является неотъемлемой частью образовательнойдеятельности. Образовательным учреждением должен быть принят локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения итоговой аттестации по образовательным программам.

 

Как правило, в учреждении порядок проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам регулирует Положение о порядке и форме проведения итоговой аттестации.

 

Формы контроля определяются самим педагогом – разработчиком программы. Традиционными формами контроля являются: собеседование, опрос, тестирование, творческие, проектные, учебно-исследовательские работы, доклады, зачеты, спортивные соревнования, походы, викторины, интеллектуальные состязания и игры, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры,прослушивания, спектакли, концерты, выставки, итоговые занятия и др.

Средства контроля.

Средства контроля позволяют зафиксировать степень достижения учащимися планируемых результатов. Как правило, средства контроля разрабатываются для конкретной программы. Исключение составляют программы физкультурно-спортивной направленности, основным результатомкоторых является сдача норматива на спортивный разряд.

Приступая к разработке средств контроля, в первую очередь, необходимо определить критерии оценки. Такими критериями будут являться те знания, умения, навыки, компетенции и личностные качества, которые приобретет учащийся в процессе обучения по программе.

Например, в программе «Развитие актерских способностей» [18] (художественная направленность, углубленный уровень), определены следующие критерии оценки:

1. Теоретическая подготовка:

1.1. Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана.

1.2. Владение специальной театральной терминологией.

2. Практическая подготовка:

2.1. Практические умения и навыки по разделам учебно-тематического плана.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

2.3. Творческие навыки.

3. Общеучебные умения и навыки:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения: умение анализировать художественную литературу для сценического воплощения; умение пользоваться компьютерными источниками информации; умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.

3.2. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение вести концертную программу, участвовать в выступлениях на открытых сценических площадках.

3.3. Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; умение аккуратно выполнять работу.

4. Достижения обучающегося:на уровне детского театрального коллектива;

на уровне школы; на уровне района, города; на межрегиональном, всероссийском, международном уровне.

    Следующий шаг в разработке средств контроля – определение оценочной шкалы. В дополнительном образовании детей традиционно используется уровневая шкала. В этом случае образовательные результаты оцениваются по уровням: низкий, средний, высокий или минимальный, допустимый, приемлемый, оптимальный; возможны иные варианты. Встречаются примеры использования бинарной (дихотомической) шкалы, когда образовательные результаты оцениваются по системе «зачет – незачет». Применяется также количественная шкала, ярким примером которой является система школьных оценок.

    Самый трудоемкий этап разработки средств контроля заключается в описании каждого критерия оценки образовательных результатов в соответствии с параметрами оценочной шкалы.

    Пример[19]: ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.