Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-01-29 | 217 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать»
Цель:
• рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
• показать причины возникновения конфликтов;
• отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Подготовка
• Найти соответствующий материал по теме. Подготовить учащихся с докладами.
• Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.
Содержание классного часа
Часть первая. Теоретическая
Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
|
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
«Роль посредника в конфликтах»
Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.
|
Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).
Часть вторая. Практическая
Тема «Тренажер общения»
Выработка групповых правил
Типичные правила:
1. «Конфиденциальность» — то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
2. «Стоп» — если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.
Упражнение 1 «Триады»
Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник», «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».
Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Заключение
Учитель: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.
|
Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»
Основные понятия
• «Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты»-утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я»-утверждение.
• «Мы»-утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».
• «Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь».
• «Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.
• Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
• Альтернатива (от лат. «попеременный») — выбор одного из двух единственно возможных решений.
• Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.
• Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.
|
• Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.
• Перефразирование — не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.
Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать»
Цель:
• рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
• показать причины возникновения конфликтов;
• отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Подготовка
• Найти соответствующий материал по теме. Подготовить учащихся с докладами.
• Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.
Содержание классного часа
Часть первая. Теоретическая
Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
|
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
«Роль посредника в конфликтах»
Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.
Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!