Блок V. Формирование лексико-грамматического строя речи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Блок V. Формирование лексико-грамматического строя речи

2021-01-29 68
Блок V. Формирование лексико-грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уже на первом этапе работы необходимо включать задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Эти упражнения вырабатывают у детей практический навык использования различных частей речи. Лексический материал для этих упражнений подбирается к основной теме, т.е. к изучаемому звуку и букве или к их дифференциации. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети научаются наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени существительного

1. Отработка представления детей о живых и неживых предметах.

2. Поставьте вопрос к картинке («кто это?» или «что это?»).

3. Разложите картинки в две коробки: «кто это?» и «что это?»

4. Вставьте нужное по смыслу слово-предмет (по действию):... сторожит дом.... грызет шишку....долбит кору.... пасутся на лугу. К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»).

5. Вставьте нужное по смыслу слово:

Дует холодный... Моросит мелкий... С деревьев падают... К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»).

6. Образуйте слова, обозначающие маленький предмет с ласковым названием:

БИЛЕТ - БИЛЕТИК ТРАВА-ТРАВКА

КОТ-... СПИНА-...

ДОЖДЬ-... ГОРА-... и т.д.

7. Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа имен существительных. Измените слова по образцу:

КОТ-КОТЫ КУРИЦА-... ЧУДО-...

МУХА-... СУДНО-... НЕБО-...

ПАУК-..., ДНО-... РЕБЕНОК-...

8. Образуйте множественное число имени существительного и правильно используйте в речи. Например: В клетке сидит огромный лев. В клетках грозно рычали... Образуйте единственное число от множественного числа: КОВРЫ-... РТЫ-... и т.д.

9. Отработка употребления имен существительных в винительном падеже.

Прочитайте рассказ, заменив картинки словами:

Наступила осень. Поспели на грядках овощи. Пришел в огород Вова. Выдернул...;(морковку) и ушел. Пришла Лена. Собрала... (помидоры). Прибежал Петя. Сорвал... (огурец). Пришли другие ребята, а в огороде пусто.

10. Подберите нужное слово: нарисуй (что?)..... слепи (что?)..., нарисуй (кого?)..., слепи (кого?)..., принеси (что?)..., принеси кого?)...

11. Ответьте на вопрос по картинкам:

Кого ловит Вова? Кого ловит, кошка? Кого кормит Аня? Кого несет Миша? Что ловит Петя?

12. Подберите нужное слово.

Я пью... (чай, кефир,...). Я люблю.... (маму, конфеты,...,). Убери (что?)... (щетку, мел,...). Положи (что?)... (мыло, ручку,...).

13. Отработка употребления имен существительных в родительном падеже. Приведите предложения с отрицанием: На небе луна. - На небе нет луны, и т.д.

14. Измените слова по образцу: кленовые листья - листья клена; городские улицы -...; капустный лист...; солнечные,лучи -...; лисья нора-...; сосновый запах-... и т.д.

15. Подберите нужное слово: Я налью молоко в стакан из (миска, бидон, кувшин, графин...).

16. Что не дорисовал художник? У платья нет рукава. У часов нет стрелки и т.д.

17. Отработка употребления имен существительных в дательном падеже. Закончите предложения, ответив на вопросы «к чему?» и «к кому?»:

Лена пришьет воротник (к чеЯ обратился - за помощью к...

Я подошел к,..

18. Отработка употребления имен существительных в творительном падеже, Закончите предложения (по картинкам): Папа работает... Мама работает... Брат... Сестра.л и т.д.

19. Измените слова в скобках (или по картинкам): Брат бросал песок лопатой, а я... (совок). Моя мама работает портнихой, а я... На завтрак мы,ели рыбу с картофелем, а на ужин-мясо с...

20. Ответьте на вопросы, подобрав слова из правого столбика:

Чем пашут землю? КОМБАЙН

Чем рыхлят землю? СЕЯЛКА

Чем сеют зерно? БОРОНА

Чем убирают хлеб? ТРАКТОР

21. Закончите слова в стихотворении:

Нарядился бык утенк...,

Медвежонок - жеребенк...,

Лань-орл...,

Жук-собачк...,

Гусь-слон...,

Грач-свинь...,

Червяк-мартышк....

А индюк решил быть сразу

Льв..., слон... и дикобраз...

На веселый карнавал

Только суслик не попал.

(А. Липатов)

22. Составьте словосочетания: бутерброд с... (сыр, колбаса, творог, петрушка, масло, джем, варенье повидло); поздороваться с (учитель, друг, мама, бабушка и т.д.).

23. Перевод имени существительного в творительном падеже единственного числа во множественное число: Большим ножом - большими ножами и т.д.

24. Отработка употребления имен существительных в предложном падеже. Ответьте на вопросы по картинкам: Где висит пальто? Где лежат книги? Где птичка? Где Аня? и т.д. Где можно купить ботинки (молоко, конверт, лекарство)...?

25. Подберите недостающее слово в предложении в нужном падеже. Вова нарисовал львов. Он показывает... маме.

26. Отработка овладения категорией рода:

27. Положи картинку в нужную коробку: ОН - ОНА - ОНО.

28. Составьте словосочетания: Он мой.. она моя... Оно мое...

29. Кто больше подберет слов-предметов к словам-признакам: Прочный..., целебная..,, серьезная...

му?).-..

30. Подберите нужное слово-предмет:

Яркое, весеннее, ласковое...

Изумрудная, шелковистая, мягкая...

Высокий, стройный, красивый...

31. Ответьте на вопрос «чей?»:

ранец - (мой)..., (твой)...;

пальто-(мой)..., (твой)...;

тетрадь - (мой)..., (твой)...

32. Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика:

ВЕСЬ СУТКИ

ВСЯ ДЕНЬ

ВСЕ УТРО

ВСЕ ВЕСНА

Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени прилагательного, причастий, наречий

1. Образование имен прилагательных. Измените словосочетания по образцу:

Разговор по телефону - телефонный разговор. Плата за квартиру -... и т.д.

2. Назовите черты характера героев сказок:

Буратино (какой?) -...;

доктор Айболит (какой?) -...; лиса (какая?) -;

Бармалей (какой?) -... и т.д.

3. Образуйте от слов-предметов слова-признаки («что?» - «какой?»):

ХОЛОД - ХОЛОДНЫЙ,

ЗНОЙ-.., ГРИБ-... ЛЕТО-...

ЛЕС-... ДОМ-...

МОРЕ-..., ЖАРА-...

4. Измените слова по образцу:

Из дерева сделаны: стол, стул, доска, рама, копье. Стол - деревянный; стул -... и т.д. Из стекла сделаны: стакан, окно, ваза. Из железа сделаны: гвоздь, лопата, копье.

5. Определите предмет по цвету: грач (какой?).,., голубь (какой?).... воробей (какой?)..., ворона (какая?)...

6. Определите предмет по цвету (по картинкам):

василек (какой?)... пальто (какое?)..

лилия (какая?).... шарф (какой?)...

роза (какая?)... платье (какое?)...

одуванчик (какой?)..кофта (какая?)...

7. Определите предмет по величине: корабль..., речка.... страна..., море...

Слова для справок: мелкая, огромная, глубокое, громадный.

8. Определите предмет по форме: стол..., вишня..., огурец... и т.д.

9. Определите предмет по вкусу: редька (какая?).... морковь..., лимон..., соль..., сахар...

10. Определите предмет по цвету, вкусу, форме: лук (какой?)..., вишня (какая?)..., яблоко (какое?)...

11. Определите предмет по материалу, из которого он сделан:

ножницы (какие?)... шерстяные

варежки... стальные

сапоги... стеклянные

трубы... железные

столы... кожаные

стаканы... деревянные

12. Сравните предметы. Охарактеризуйте их фразой с союзом А:

по вкусу: лимон и мед;

по высоте: дерево и куст;

по глубине: пруд и море.

13. Измените слова по образцу:

металл - посуда (какая?): металлическая посуда;

коллектив - работа (какая?)...;

класс-доска (какая?):...;

шоссе - дорога...; '

пассажир - вагон...;

ванна - комната...;

золото - кольцо....,

14. Подберите нужное слово. Загадайте про товарища:

нос (какой?)...;

волосы (какие?)...;

глаза...;

руки...;

лицо...;

улыбка... и т.д.

15. Расскажите, какие звери в баснях, сказках:

медведь (какой?)...;

лиса...;

щука...;

заяц...;


волк...;

осел...;

обезьяна....

16. Измените слова по образцу (падежная форма):

сок березы - березовый сок;

ветка ивы -;

нора крота -...

полено осины -......;

берег моря -,

лист клена -;

сон днем -...

тропа зверя -;

17. Измените слова по образцу (предложно-падежная форма):

костюм для спорта - спортивный костюм;

шкаф для белья -; полотенце для кухни -;

шкаф для книг -.; сервиз для обеда -

чашка для чая-;

18. Составьте словосочетания:

зелен(ый) смородина;

зелен(ый) пояс;

зелен(ый) сукно;

19. «Кто больше?» подберите слова-признаки к предметам: повидло (какое?)...; кофе (какой?)...; путь...; туфля...; фасоль (какая?)... и т.д.

20. Измените слова по образцу:

сделан из камня - каменный;

сделан из соломы -... сделан из железа -...;

сделан из резины.-...; сделан из стекла-...;

сделан из бумаги -...; сделан из кожи -... и т.д.

21. Подберите нужное слово из правого столбика:

глубокая суп

дубовый лужа

большой волосы

русые пруд

гороховый стол

22. Ответьте полным предложением на вопрос:

Из чего сделан мяч? - Мяч сделан из резины. Он резиновый. Из чего сделана пирамидка? - Из чего сделано лото? - Из чего сделан мишка? - Из чего сделана машина? -

23. Спишите пословицы, дописывая окончания: Умн... книга что тепл... дождь для всходов.
Добр... слава лежит, а худ.., бежит.

24. Опишите своего друга, а мы узнаем его:

рост..., цвет волос..., глаза..., нос.... характер....

25. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и скажите, какой он. Например: он тонкий, длинный, лежит в пенале, им рисуют.

26. Найдите слова-признаки. Объясните их значение:

Кирпич - это слово тяжелое. Мяч - это слово веселое.

Флаг - это слово красное. Друг - это слово прекрасное.

27. Составление словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными (устно или по картинкам): У Коли петух. Это Колин петух. У Кати утка. Это Катина утка. У Сани самолет.

28. Образование притяжательных прилагательных. Ответьте на вопросы: Чей хвост? Чья морда? Чей хвост длиннее? Чья лапа больше? Чье ухо лучше?...

29. Образование относительных прилагательных (по образцу):

береза - (какой?) сок, (какой?) лес, (какая?) роща, (какое?) полено;

орех -...куст,... скорлупа, … ядро;

гриб -...соус, … дождь,... пора,... рагу,...пирог;

огурец -... крем,...рассол,...салат,...маска;

черешня -... варенье,... повидло,... сироп;

перец -... пластырь,... настойка;

арбуз -... корка,...сок,...семена,...варенье.

30. Образование страдательных причастий в прошедшем времени. Измените слова по образцу:

ранить - раненый солдат;

услышать-; раскрыть-......; обработать-……;

вылечить-; перевязать-

Слова для справок: рана, разговор, поле, книга, больной.

31. Образование действительных причастий настоящего времени. Измените слова по образцу:

Щеглы, которые прилетают, - прилетающие щеглы.

Птенцы, которые пищат, -......

Мальчик, который читает, - и т.д.

32. Образование сравнительной степени имен прилагательных. Сравните предметы. Например:

Красивая ручка, а эта еще красивее. Чистая тарелка, а эта … и т.д.

33. Образование прилагательных от наречий и наречий от прилагательных: быстро - быстрый,, горячий - горячо, чисто - чистый, глубокий - глубоко и т.д.

34. Образование прилагательных с ласкательным значением. Например: береза тонкая, а березка -... (тоненькая).

35. Распространите предложения, добавляя к предметам определения: На скамейке сидел кот. На деревянной скамейке сидел пушистый кот.

36. Измените прилагательное, согласуя его с существительным. Прочитайте предложение и запишите его, раскрывая скобки: (Высокий) сосны развесили свои (пушистый) лапы.

37. Распространите предложение путем введения наречий (по картинкам, по демонстрации действий). Например: Лиса крадется (как?)... (осторожно).

Упражнения для практического овладения грамматическими категориями глагола

1. «Кто как голос подает?» Собака - ГАВКАЕТ. Корова - МЫЧИТ и т.д.

2. К Названиям предметов подберите из правого столбика названия действий:

Плотник (что делает?)... красит

Маляр (что делает?)... строгает

Учитель (что делает?)... учит

3. Составьте предложения по образцу:

Крик журавлей - журавли кричат.

Стук дятлов-

Писк мышат

Треск кузнечиков -

4. Измените по образцу:

Они кричат - я кричу.

Они молчат-

Они стучат-

Надо чистить - я чищу.

Надо искать-

Надо точить-

5. Измените слова по образцу:

Я стучу, (отучал, буду стучать)

ТЫ...

ОН...

ОНА...

МЫ...

ВЫ...

ОНИ...

6. Измените слова:

СЕГОДНЯ ВЧЕРА ЗАВТРА

Я рисую, Я рисовал. Я буду рисовать.

Я пью. Я... Я...

Я учу. Я... Я....

7. Выпишите из стихотворения слова, которые обозначают действия.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного,

Ветками черемух,

Пожурил за что-то.

Воробьев знакомых.

(М. Исаковский)

8. По действиям узнайте, о ком идет речь:

Ржет.... Мычит.... Лает... и т.д.

Летает, жужжит, жалит. (Кто это?)... и т.д.

9. Отгадайте загадку. Назовите слова, которые обозначают действия.

10. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:

сделать подарок - подарить; одержать победу -...;

быть гостем -...; сделать запись -...;

найти решение -...; покрыть краской -...;

положить соль -....; оказать помощь -...;

заниматься лепкой -...; излучать свет -...;

испытывать жалость -...

11. Игра «Кто больше?» (на время). Образуйте слова (с помощью приставок и т.д.) ход, лет, держать и т.д.

12. Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное. Измените слова по образцу: Аня поливает цветы. Таня поливает цветы. - Девочки поливают цветы.

13. Преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени. Измените по образцу: Девочки поливают цветы. Девочки поливали цветы.

14. Преобразование глаголов в прошедшем времени. Измените слово в скобках, чтобы действие произошло в прошлом: Папа (купить) хлеб. Мама (купить) молоко. Утро (быть) свежее.

15. Вставьте пропущенные названия действий:

Сережа долго... задачу. Он... ее только вечером. (Решал, решил).

Мама... квартиру два часа. Наконец она... ее. (Убрала, убирала).

16. Образуйте слова-действия:

СМЕХ- Я (что делаю) смеюсь.

УЛЫБКА-

РАДОСТЬ -

СОН - и т.д.

Упражнения для практического овладения навыком пользования предлогами

Формирование навыка пользования предлогами ведется по следующим направлениям:

1. уточнение понятий значений предлогов;

2. формирование у детей знаний четких лексических значений предлогов;

3. дифференциация предлогов в речи;

4. формирование навыка пользования предлогами в собственной речи.

Изучение предлогов следует увязывать с основной темой. При освоении звуков и букв предлоги изучаются в следующей последовательности.

При уточнении, накоплении лексического запаса слов можно отрабатывать употребление предлогов на лексических темах. При изучении темы дети вводят предлоги в словосочетания и фразы, отрабатывается практический навык их употребления.

Виды работ при изучении предлогов

1. Демонстрация действий логопедом.

2. Демонстрация действий с игрушками.

3. Демонстрация действий с детьми.

4. Выполнение действий по указанию логопеда.

5. Демонстрация действий на картинках с последующим составлением предложений.

6. Составление конструкций по образцу.

7. Составление предложений с данным предлогом: по карточке, по схеме.

8. Выделение предлога как отдельного слова из предложения. Использование схем предлогов.

9. Схема предложения с предлогом (выкладывание). Например: «У входа в дом стояла девочка с сумкой».

10. Исправление деформированного предложения: вставить пропущенный предлог, исправить неправильно взятый предлог.

11. Ответы на вопросы логопеда, требующие использования предлогов.

12. Составление словосочетаний существительных с разными предлогами по карточкам: ДОМ - в, на, к, над, из-за, из, от, со, под, из-под, у.

13. Составление предложений, противоположных по смыслу. Например: «Птичка села на ветку. - Птичка взлетела с ветки».

14. Составление сочетаний разных имен существительных с одним предлогом (по показу, по картинкам). Например: яблоки в корзине, дети в саду, собака на улице, стаканы на столе и т.д.

15. Составление предложений с данным предлогом и словами. Например: Предлог - ПОД, слова - МЯЧ, СТОЛ. Предложение: «Мяч лежит под столом»,

16. Составление рассказа из данных слов-предлогов и опорных картинок.

17. Различение предлогов в речи, их дифференциация на слух (в стихотворениях во время физминуток). Например: Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок.

18. Слуховые диктанты с зашифровкой предложений и предлогов в них.

Схемы наиболее употребительных предлогов

Упражнения для уточнения и расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами и синонимами, с многозначностью слов

1. Прочитайте стихотворения и найдите близкие по смыслу

Я к лесничеству

Утром иду напрямик.

Меня в лес на коне

Провожает лесник.

Далеко мне дорога

Лесная видна.

Конь мой чует лисицу,

Ежа, кабана.

(Н. Юркова)

Нашумела, нагрешила,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.

2. Образуйте новые слова.

Сыр - сырок -... (сырки, сырники, сырная).

3. «Кто на чем играет?», «Кто с чем играет?» (по картинкам).

4. Ответьте на вопросы. Назовите одним словом. Кто учит детей? Кто рубит лес? Кто разводит пчел? Кто лечит людей?

5. Вставьте нужное слово. Назовите одним словом.... добывает уголь.... варит сталь.... шьет одежду.... водит поезда.

6. От каких слов получились названия профессий: каменщик, летчик, таксист, тракторист, связист, пианист, учитель, водитель?

7. Отгадайте профессию. Мой папа водит автобус. Он... (шофер). Моя мама фотографирует людей. Она....

8. Как называют спортсмена, который играет: в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы?

9. Ответьте на вопросы: Что делает шофер? Шахтер? Стекольщик?

10. Образуйте слова-признаки, ответив на вопросы: Как называют человека, который: любит трудиться? относится ко всем по-дружески? стремится много узнать?

Слова для справок: трудолюбивый, дружелюбный, любознательный.

11. Образуйте слова по образцу:

ОДИН МНОГО КАКОЙ?

муравей муравьи муравьиный

соловей

воробей

12. Игра «Эхо». Образование сложных слов (по образцу):

листья падают - листопад;

снег падает-... (снегопад);

вода падает -... (водопад);

звезды падают -... (звездопад);

разводит сады -... (садовод);

перевозит лес -... (лесовоз);

сам катит -... (самокат);

сам летит-... (самолет);

сам варит-... (самовар);

сам ходит-... (самоход);

пыль сосет -... (пылесос).

13. Образуйте слова-действия и слова-признаки от слов-предметов:

ЧТО? ЧТО ДЕЛАТЬ? КАКОЙ?

гроза грозить грозный

мир

свет

синька

белила

14. Образуйте слова-действия и слова-предметы от слов-признаков:

КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО?

синий синеть синева

черный

красный

белый

желтый

зеленый

15. Образуйте слова-предметы, ответив на вопросы:

Как называют: человека, плавающего в морях? сосуд для чернил? смелого человека? то, чем удят? коробку для мыла? еловый лес? машину для косьбы? утренний спектакль?

Слова для справок: моряк, чернильница, смельчак, удочка, мыльница, ельник, косилка, утренник.

16. Образуйте словосочетания по образцу.

Нарукавная повязка - повязка на рукаве.

Нагрудный значок -...

Довоенные годы -...

Настенный календарь -...

Пришкольный сад -...

Заработная плата -...

Подводные камни -...

Заречная сторона -...

Загородная поездка - …

Подземный переход -...

Предрассветный час -...

17. Согласование числительных с существительными. Посчитайте от 1 до 10: одно большое яблоко и т.д;

18. Посчитайте и скажите, сколько предметов нарисовано на картинке.

19. Составьте словосочетания с предлогом:

работать на (фабрика, завод);

работать в (школа, киоск, театр);

кататься на (лодка, лошадь);

провожать в (школа, поход);

выйти из (автобус, комната);

подходить к (остановка, дом);

переходим по (мост, дорога);

уходим к (брат, сестра);

напишет письмо к (друг, дедушка).

20. Подберите нужное слово и составьте предложения:

Это (мой) плащ, кофта, кашне.

Это (мой) одежда.

Это (твой) стакан, тарелка, блюдце.

Это (твой) посуда.

Это (свой) варенье, джем, компот.

Это (свой) еда.

21. Образуйте по вопросам словосочетания:

23. Закончите предложения, заменив картинки словами и добавив нужные слова. (Детям даются картинки на обобщения.)

24. Игра «Назовите одним словом».

25. Игра «Исключите четвертый лишний».

26. Образуйте название предмета (по образцу): сахар-сахарница; суп-...; соус-...; хлеб-..; мыло-...; горчица-... и т.д.

27. Образуйте от выделенных слов слова, обозначающие предметы:

медвежья берлога - берлога медведя;

московская улица -;

карандашная Фабрика -;

ребячьи голоса -;

морозный день-;

воронье гнездо -;

коровье молоко -;

пчелиный мед -

28. Объясните значение слова ЗОЛОТОЙ в словосочетаниях: золотой характер, золотое кольцо, золотая осень, золотые руки, золотое сердце, золотые часы.

29. Объясните значение слова ГОЛОВА в словосочетаниях:

выбросить из головы (постараться забыть);

светлая голова (умный, думающий человек);

как снег на голову (неожиданно, внезапно);

ходить на голове (озорничать, шалить);

отвечать головой (взять на себя ответственность).

30. Из данных слов составьте словосочетания:

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода);

смуглый, темный (небо, лицо);

старый, пожилой (книга, человек);

свежий, прохладный (газета, погода);

вороной, черный (конь, пятно).

31. Добавьте слово с противоположным значением:

Я люблю говорить, а товарищ....

У меня конец рассказа, а у товарища....

Я пою редко, а сестра....

32. Подберите противоположные по смыслу слова:

Встать -...; зажигать -...; добро -...; выходить -...; разрешать - …; включать -...; вспоминать - …, встречать -...; белеть - …; короткий -...; горячо -...; маленький -...; светло -...; тихий -...; дорого -...; грустный -...; хорошо -...; дешевый -...; удлинить -..;.сыты -...; заболеть -...; сырой -...; печалиться - …; старый - …; молчать -...

33. В словосочетаниях замените прилагательные по смыслу:

грубый голос - нежный голос; грубый ответ - вежливый ответ;

густой лес-...; густой суп-...;

кислая ягода-...; кислое мол око-...;

слабый ветер-...; слабые знания -..;

чистый пол-...; чистое небо -...;

горький сок-...; горькая доля-...

34. Образуйте словосочетания с противоположным значением:

на гору - с горы; к норе -;

на работу -; к дороге -

35. Замените словосочетания одним словом, близким по смыслу:

очень сильный мороз - трескучий;

очень известный писатель...;

очень маленькая туфелька-...;

очень жаркое лето -...;

очень неаккуратный вид -...;

очень худой человек -...;

очень густой лес -...;

очень холодная вода -...;

очень большой завод-....

Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студеный, гигантский, знаменитый.

36. К словам из первого столбика подберите близкие по смыслу слова из второго столбика:

метель прохлада,

буран битва,

свежесть школьники,

ребята вьюга,

работа пурга,

дети война,

холодок труд..

37. Подберите близкие по значению слова:

прочный металл - твердый, крепкий

мокрый луг-...;

дремучий лес-...;

интересный рассказ -...;

робкий человек-...

38. Замените в предложениях слово СТОЯЛА близким по значению словом из правого столбика.

Сосна стояла на крутом берегу. была

Избушка стояла у дороги. росла

Стояла теплая погода. поднималась

Стеной стояла спелая рожь. находилась

39. Замените в предложениях слово БЕГУТ близким по значению словом из правого столбика.

По дороге бегут машины. текут

Быстро бегут часы летней ночи. едут

По канавкам бегут ручейки. проходят

40. Замените выделенные слова близкими по смыслу из правого столбика:

Грязный, неумытый ребенок боится воды и мыла, чудесная

Витя хоть и маленький, но заботливый и добрый, чуткий

Стояла тихая, солнечная погода. чумазый

41. Замените слово ЗЕМЛЯ близким по смыслу словом из правого столбика.

Ракета облетела вокруг Земли. Суша

Зерно сеяли во влажную землю. Родина

Нет ничего дороже нашей земли. почва

Моряки издали увидели землю. планета

42. Подберите близкие по смыслу слова из правого столбика:

ухаживать любезный

приказывать загораться

зажигаться зной

жара тяжелый

грузный безжалостный

ужас заботиться

жестокий распоряжаться

вежливый боязнь

43. Решите кроссворды, подобрав близкое по смыслу слово.

44. Решите кроссворды, подобрав и вписав противоположные по смыслу слова.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.257 с.