Блок IV. Формирование навыков чтения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Блок IV. Формирование навыков чтения

2021-01-29 82
Блок IV. Формирование навыков чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обследование чтения

1. Узнавание названных букв в алфавите: Аа, Бб, Вв, Гг... Какие буквы смешивают и с какими?

2. Чтение отдельных слогов, отметить - сливают сразу звуки-буквы или набирают по буквам:

МА, АМ, ПА, АП, ТА, АТ, ША, АШ, МО, ОМ, ПО, ОП, ТО, ОТ, ШО, ОШ, МУ, УМ, ПУ, УП, ТУ, УТ, ШУ, УШ.

3. Чтение слов побуквенное, слоговое.

Читают ли только короткие слова или делают даже в них ошибки?

Характер ошибок - перестановка или пропуски букв и слогов (отметить, каких).

Смешение букв и слогов (каких?).

Чтение более длинных и сложных слов.

Искажение окончаний слов, чтение по догадке.

Правильно ли ставят ударение? Понимают ли, прочитанное? (После чтения должны показать соответствующую картинку.)

4. 4.Чтение текста: беглое, четкое, смазанное, зеркальное. Понимание прочитанного текста.

За грибами

Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные лукошки. Вышли на поляну и стали считать, кто сколько собрал. Вдруг в кустах что-то зашумело. Дети испугались. Бросили грибы и убежали. Они решили, что это волк. А это был всего-навсего серый зайчишка..

Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам:

· пропуск букв, слогов и предлогов;

· замена и перестановка букв;

· искажение слов;

· чтение по догадке;

· нанизывание букв.

Виды работ по чтению

Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слова на слоги и звуки (на слуховой анализ):

· выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами;

· дописывание второго слога в слове и письмо по слуху;

· придумывание учащимися слов в два слога.

Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (И-РА, О-СЫ). Работаем так же, как и с двумя открытыми слогами.

Слова в один слог дают детям понятие, что не все слова можно делить на слоги (ДОМ, ШАР, СОМ).

От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов по схемам (синтез), которые облегчают детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение по подобию).

Навыки чтения формируются у логопедов практически на каждом занятии (при автоматизации звуков, их дифференциации, в практических заданиях по формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.).

При необходимости в занятия включаются специальные упражнения по коррекции чтения, которые приводятся ниже. Они могут использоваться как на первом, так и на втором этапах обучения.

1. Чтение слоговых таблиц.

· Чтение слогов на определенный звук:

СА СО СУ СЫ НОС НЮС НЫС НЯС
АС ОС УС ЫС НЕС НЮС НИС НЕС
ЯС ЕС ЮС ИС САТ СОТ СУТ СЫТ
СЯ СЕ СЮ СИ СЯТ СЕТ СЮТ СЕТ
САС СОЕ СУС СЫС СЕТ КАС КОС КУС
СЯС СЕС СЮС СИЕ КЫС КАС КЕС КЮС
СЕС САК СОК СУК ТУС ТЫС ТЯС ТЕС

 

СЫК СЯК СЕК СЮК ТЮС ТИС ТЕС СЕТ

СИК СЕК САН СОН СТА СТО СТУ СТЫ

СУН СЫН СЯН СЕН СТЭ СТЕ СТЮ СТИ

СЮН СИН СЕН НАС СТЕ СЕТ СТУ СТЫ

СЮК ТЮС ТИС СТЮ СТИ

СОН СТА СТО НАС ТЕС СЕН СТЭ и.т.д.


 

сал хар

гу фет ница

са се

Здесь можно дать по два слога, а третий, общий для всех, надо найти самому.

Чтение слов по подобию:

СОМ ДАША ПАПКА

К______ _ М_ _ _ Ш_ _ _ _

Л______ _. С___ Л_ _ _ _

3. Упражнения подстановочные:

· Чтение слов с наращиванием: ТО - СТО-СТОЛ - СТОЛБ - СТОЛБИК.

· Чтение слов, отличающихся одной буквой: КОТ-КОЛ, МУКА-МУХА, ТАК-КАК, СЛЕДЫ-СЛЕЗЫ.

· Чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой:

ЛЕС - ЛЕСОК - ЛЕСИСТЫЙ - ЛЕСНИЧИЙ;

УВИДЕЛ - УВИДАЛ - УВИДЕЛСЯ;

КРАСНО - КРАСНЫЙ - ПРЕКРАСНЫЙ - КРАСИВЫЙ.

· Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот: СПЕЛ, СЪЕХАЛ, СДЕЛАЛ, СЧИТАЛ, СПИСАЛ; СПЕЛ, ЗАПЕЛ, ПРОПЕЛ, ДОПЕЛ, НАПЕЛ.

· Чтение слова, в котором заменяется одна буква, изменяющая все его значение: ТОК-ТОМ-ТОЛ.

· Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных: ПРЯМО, ПРЯДИ, ПРЯНИК, ПРЯХА, ПРЯЖА; ПРУТ, ПРУТИК, ПРУЖИНА, ПРУДОВИК; ПРОСТО, ПРОХОД, ПРОТЕСТ, ПРОПАСТЬ; ПРЕДЕЛ, ПРЕЛЕСТЬ, ПРЕЛЮДИЯ, ПРЕКРАСНАЯ, ПРЕВОЗМОЧЬ; ПРАВДА, ПРАВИЛО, ПРАДЕД, ПРАВЕДНИК, ПРАЗДНИК.

· Чтение слов по догадке:

С_Н, С_Н, С _ Н и т.д. (сон, сын, сан), далее переходим к чтению предложений со словами в два слога:

У ок-на сто-ят сто-лы.

Ал-ла, Лю-ся, То-ля, Ле-на и Э-ля и-дут в шко-лу.

Затем к чтению предложений со словами в три слога:

Ле-те-ли со-ро-ки. Кря-ка-ет у-точ-ка. У А-ли-ны как-ту-сы.

Далее читаем рассказы по слогам. Сначала даем двусложные слова в текстах, затем трехсложные, далее четырехсложные:

У Са-ши на ли-це са-жа. Ма-ма мы-ла ли-цо Са-ши. Не бе-ри, Са-ша, са-жу и не ша-ли.

Са-ши-на сес-трич-ка - порт-ни-ха. Порт-ни-ха ку-пи-ла и-гол-ки. На при-мер-ке и-гол-ки у-дер-жат скла-доч-ки на ю-боч-ке А-ли-ны. Кра-си-во вы-гля-дит А-ли-на в но-вень-кой ю-боч-ке.

Нас-ту-пи-ла хо-лод-ная по-го-душ-ка. По-са-ди-ли че-ре-ноч-ки смо-ро-ди-ны. Ре-бя-тиш-ки у-теп-ля-ли кус-тар-ни-ки смо-ро-ди-ны.У-че-ни-ки на-у-чи-лись у-ха-жи-вать за кус-тар-ни-ка-ми.

Следующий этап в работе - чтение смешанных текстов по слогам. Например:

У нас рос-ли ро-зо-вы-е и крас-ные ро-зы. Кус-ты роз бы-ли о-чень кра-си-вы-е.

Нон-на ут-ром сре-эа-ла ро-зо-вы-е бу-то-ны. О-на по-ста-ви-ла ро-зы в ва-зу. Вош-ла ма-ма. «Ма-ма, вот рр-зы. На, ма-ма, вазу». Ма-ма пос-та-ви-ла а-ро-мат-ные ро-зы на стол,. Ка-ки-е ве-ли-ко-леп-ны-е ро-зы.

Овладев навыками чтения, дети с удовольствием читают, пересказывают, проводят диалоги по следующим произведениям:

1. «Кто живет в часах?»

2. М. Горький. «Сыну».

3. В. Осеева. «Три товарища».

4. Д.Хармс. «Тигр на улице».

5. А. Шибаев. «Всегда вместе».

6. В. Хмельницкий. «Сообразительный паучок».

7. Н. Надеждина. «Почему ее назвали капустой?»

8. Л.Толстой. «Белка и волк».

9. В. Драгунский. «Заколдованная буква».

10. К. Ушинский. «Наше Отечество».

11. Г. Циферов. «Как цыпленок рисовал».

12. Г. Сапгир. «Душа природы».

13. «АХ и ОХ». - «Книга обо всем на свете».


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.