Блок II. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Блок II. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов

2021-01-29 56
Блок II. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Последовательность работы

1. Выделение звука из ряда других звуков.

· Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА...

· Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.

· Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т. д.

· Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).

· Определение первого звука в ряду гласных звуков.

· Определение последнего звука в ряду гласных звуков.

· Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.

· Определение количества звуков в ряду.

· 2. Выделение согласного звука из слога

· Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.

· Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.

· Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ- ХА.

· Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путем изменения одного звука типа ОТ, УТ, АТ,

3. Фонематический анализ слова

· Выделение последнего согласного звука в слове.

· Выделение первого звука в слове.

· Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.

· Выделение ударного гласного звука после согласного.

· Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры (по классам).

· Работа над схемами слов.

· Чтение и печатание слов.

Связать звук с буквой.

Упражнения с разрезной азбукой.

4. Выделение звука из предложения

Определение места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.

Виды работы

1. Развитие фонематического восприятия, звуко - буквенного анализа звука

· Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков, слогов.

· Зашифровать нужный звук в ряду звуков.

· Показать букву, соответствующую звуку.

· Цифрой указать количество звуков.

· Цифрой указать место звука в ряду звуков.

· Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?

· Повторить песенку из звуков.

2. Развитие навыка анализа и синтеза слога

Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие губ. Дети должны научиться выделять гласный звук из слога (флажок, кружок и другая символика).

Выделение гласного звука из слога:

· определить, какой звук спел свою песенку (А или О);

  поднять гласную букву на соответствующий звук; · «зашифровать» (или записать) гласные буквы из слогов; · придумать слог с заданным гласным звуком; · определить место главного звука в слоге, указать в схеме Выделение гласного звука из слова: · назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции); · записать только гласные буквы данного слова. Например, вместо слова · ОКНА - ОА или О…А. · выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы; · проартикулировать гласные звуки в слове; · разложить картинки (ДОМ, МАК, СУП...) под соответствующими гласными буквами; · разложить картинки под определенным сочетанием гласных (двусложные слова). Например, -А -А (РАМА), -У-А (РУКА) и т.д.; · составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы; · изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (УМ-МУ); · разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА-СО-СУ-СЫ), чтение лабиринтов:   СА ЛА ЛИ · чтение, анализ лесенок: ЛИ | | ЛО - СИ | | ПЫ | СА; · самим составить, записать слоги, выложить их схемы.
   

Последний этап работы над слогом - все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова

1. Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие, место рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом только на основе своего произношения, потом в умственном плане, т.е. по слухо-произносительным представлениям.

2. Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на заданный звук, не называя их.

3. Собрать слово из первых (из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».

4. Игра «Паровозик» (три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце названия картинок).

Далее звук связывается с буквой:

· показать букву, если в слове есть соответствующий звук;

· «зашифровать» слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет – поставить прочерк;

· отобрать названия картинок на заданный звук (или букву);

5. Игра «Лото». На большом наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.

«звукоедик» съел первый звук в словах названий насекомых. Каких?

Восстанови слово:...уха,...са,...аук.

«Звукоедик» отгрыз последний звук в названиях фруктов:

арбу..., слив... –

Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Последовательность в работе

1. Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия (хлопки, фишки, условные значки, шифровки и др.).

2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза в речевом плане.

3. Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).

Упражнения

· Подобрать слово с заданным количеством звуков.

· Отобрать картинки с заданным количеством звуков.

· Цифрой указать количество звуков в слове.

· Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове.

· Разложить картинки в стопки по 4,5,6 звуков в их названиях.

· Определить, к какому слову относится схема.

· «Буква заблудилась». Верни ее домой: РОАЗ, КАРН,...

· Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, 3, Р, О (РОЗЫ).

· «Буква потерялась». Найди ее. ДУ -...

Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова

1. Составить слова разной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.

2. Вставить в данные слова пропущенные буквы.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т. д. месте.

4. Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву.

ПА (р) ПА (р,к) ПА (р, о, м) и т. д.

5. Подобрать слова с определенным количеством звуков.

6. Подобрать слова на каждый звук исходного слова:

Р У Ч К А

рак ус чай кот ария

рыба ухо чудо крот аист

7. Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т. д. звукам).

8. Преобразовать слова:

· добавляя звук в начале слова (РОТ- КРОТ);

· изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН-СОК-СОР-...)

· переставляя буквы в слогах (ЛИПА - ПИЛА);

· какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ и др.);

· собрать цепочку слов: ДОМ - МАК - КОТ - ТОПОР - РЫБА-АИСТ-ТУМАН-...

· назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН-НОС, КОТ-ТОК...

· какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ - МЕХ, КРОТ - КОТ.

9. Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки. Это может быть фрукт или овощ и т. д.

10. Заполнить схемы:

11. Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?

12. На слух из первых звуков слов собрать новое слово.

13. Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово.

Например: ЛУК-СТОЛ(Л),

КИНО-ИРА(И),МЕЛ-МЫШЬ(М),
ОКНА - ДОМ(О), НИТЬ - НОС(Н).

14. Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.

15. Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок на полотне с заданным звуком.

16. Подобрать слова к графической схеме.

17. Игра «Найди слово в схеме» (на карточке дана схема и несколько слов).

Назвать деревья (цветы, животных, одежду и т. д.), названия которых соответствуют данной схеме.

21. Найти и доказать ошибки в схемах:

МИШКА О●●О

МЫШКА ●О●●О

22. Зашифровать и расшифровать слова.

Развитие навыка анализа и синтеза предложения.

Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.

2. Придумать предложение с заданным количеством слов.

3. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.

4. Составить графическую схему предложения

5. Показать, какой схеме соответствует каждое предложение (предложения и схемы даны).

6. Составить предложения по схеме, опираясь на картинку:

7. Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово:

8. Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.

9. Дописать предложения подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.

«Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли •ОФФО

10. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

11. Распространение предложений словами с заданным звуком.

12. Шифровка предложений.

Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков

1. Выделение звука.

Методическая установка. Каждый смешиваемый звук сначала изучается на речевом материале без оппозиционного звука.

· Уточняется его артикуляция с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия и кинестетические ощущения; звук выделяется из ряда звуков.

· Звук выделяется на фоне слога (наличие, место в слоге).

· Учим определять наличие, место звука в слове, связывать его с буквой.

· Выделение слов со звуком из предложения.

Упражнения:

· прослушать слова (какой звук у них общий?);

· зашифровать слова, а затем расшифровать их;

· назвать с заданным звуком птиц (ягоды, мебель, посуду и т. д.);

· распределить (или отобрать) картинки, где изучаемый звук на первом, втором, третьем и т. д. местах.

2. Сопоставление звуков по парам (смешиваемые). Основная цель - различение звуков.

Методическая установка. Дается речевой материал на пары звуков.

Дифференциация изолированных звуков (и букв):

· по артикуляции;

· по характеристикам;

· по произношению;

· по звучанию;

· по написанию.

Сравниваются изолированные звуки в слогах, в словах-паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме.

Упражнения

· Определение звука по беззвучной артикуляции.

· Определение звука при закрытой экраном артикуляции.

· Дифференциация звуков в слогах (в слуховом и произносительном сопоставлении):

Повторение слогов с оппозиционными звуками сначала с одинаковым гласным звуком, затем с разными гласными звуками:

ЗА ЖА ЗА

ЖО ЖУ ЗУ

ЗОЖ ЗУЖ ЗАЖ

Чтение слогов:

· поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;

составить слоги с заданными звуками;

· преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;

· диктанты слогов со смешиваемыми звуками;

· шифровка (и расшифровка) слогов.

Дифференциация звуков в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слова):

· определить, какой звук в слове - П или Б, поднять соответствующую букву;

· определить место звука в слове (начало, середина, конец);

· подобрать самим слова с заданными звуками;

· работа со словами-паронимами;

· разложить картинки в две стопки (Л и Р) под соответствующие буквы;

· выборочно записать слова только со звуком С;

· записать слова в два столбика (Ц и Ч);

· составить графические схемы слов;

· вставить значки-символы ▲,□,○ вместо пропущенных букв;

· игра «Заселим дома» (отобрать картинки-жильцов по наличию звуков Т и Д);

· игра «Закрой картинку нужной буквой»;

· шифровка слов;

· составление слов из разрезанной азбуки;

· отгадывание загадок, анализ отгадок;

· игра «Дежурный звук» (подберите с дежурным звуком названия птиц, растений и т. д.);

· игра «Не торопись, подумай, что не так»: Незнайка ошибся, а Знайка его исправляет. Серый вол (волк) голодный, злой ходит по лесу зимой.

· подобрать в рифму слово с рабочим звуком: Мы от страха все притихли. На аренду вышли... (тигры);

· назови слово с другим звуком (в ответ предложенное слово дети называют слово с оппозиционным звуком;

· диктанты слов на смешиваемые звуки,

Дифференциация звуков в предложениях;

· придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;

· назвать из предложения (стихотворения, загадки, текста) слова с заданными звуками (или звуком);

· вставить в слова в предложениях на месте пропущенные букв символы (▲,□,○ и т. д.);

· выборочный диктант (только с одним звуком);

· добавить в предложения слова с заданным звуком. Например, со звуком Р:

«В аквариуме плавают

Во дворе каркает

На лугу паслась....

· составить предложения, включив в них данные словосочетания;

· послушать стихотворение, запомнить слова со звуком 3 или С; записать;

· придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.

Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи:

· пересказать текст, выделить слова с рабочими звуками;

· составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с оппозиционными звуками;

· диктанты, насыщенные оппозиционными звуками (зрительные, предупредительные, объяснительные, слуховые, творческие);

· выборочное письмо;

· шифровка текстов.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.