История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-01-29 | 56 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Последовательность работы
1. Выделение звука из ряда других звуков.
· Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА...
· Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.
· Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т. д.
· Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).
· Определение первого звука в ряду гласных звуков.
· Определение последнего звука в ряду гласных звуков.
· Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.
· Определение количества звуков в ряду.
· 2. Выделение согласного звука из слога
· Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.
· Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.
· Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ- ХА.
· Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путем изменения одного звука типа ОТ, УТ, АТ,
3. Фонематический анализ слова
· Выделение последнего согласного звука в слове.
· Выделение первого звука в слове.
· Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.
· Выделение ударного гласного звука после согласного.
· Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры (по классам).
· Работа над схемами слов.
· Чтение и печатание слов.
Связать звук с буквой.
Упражнения с разрезной азбукой.
4. Выделение звука из предложения
Определение места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.
Виды работы
1. Развитие фонематического восприятия, звуко - буквенного анализа звука
· Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков, слогов.
· Зашифровать нужный звук в ряду звуков.
· Показать букву, соответствующую звуку.
· Цифрой указать количество звуков.
· Цифрой указать место звука в ряду звуков.
· Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?
· Повторить песенку из звуков.
2. Развитие навыка анализа и синтеза слога
Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие губ. Дети должны научиться выделять гласный звук из слога (флажок, кружок и другая символика).
Выделение гласного звука из слога:
· определить, какой звук спел свою песенку (А или О);
поднять гласную букву на соответствующий звук;
· «зашифровать» (или записать) гласные буквы из слогов;
· придумать слог с заданным гласным звуком;
· определить место главного звука в слоге, указать в схеме
Выделение гласного звука из слова:
· назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции);
· записать только гласные буквы данного слова. Например, вместо слова
· ОКНА - ОА или О…А.
· выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы;
· проартикулировать гласные звуки в слове;
· разложить картинки (ДОМ, МАК, СУП...) под соответствующими гласными буквами;
· разложить картинки под определенным сочетанием гласных (двусложные слова). Например, -А -А (РАМА), -У-А (РУКА) и т.д.;
· составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы;
· изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (УМ-МУ);
· разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА-СО-СУ-СЫ), чтение лабиринтов:
СА ЛА ЛИ
· чтение, анализ лесенок: ЛИ | | ЛО - СИ | | ПЫ | СА;
· самим составить, записать слоги, выложить их схемы.
|
Последний этап работы над слогом - все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова
1. Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие, место рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом только на основе своего произношения, потом в умственном плане, т.е. по слухо-произносительным представлениям.
2. Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на заданный звук, не называя их.
3. Собрать слово из первых (из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».
4. Игра «Паровозик» (три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце названия картинок).
Далее звук связывается с буквой:
· показать букву, если в слове есть соответствующий звук;
· «зашифровать» слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет – поставить прочерк;
· отобрать названия картинок на заданный звук (или букву);
5. Игра «Лото». На большом наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.
«звукоедик» съел первый звук в словах названий насекомых. Каких?
Восстанови слово:...уха,...са,...аук.
«Звукоедик» отгрыз последний звук в названиях фруктов:
арбу..., слив... –
Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Последовательность в работе
1. Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия (хлопки, фишки, условные значки, шифровки и др.).
2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза в речевом плане.
3. Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).
Упражнения
· Подобрать слово с заданным количеством звуков.
· Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
· Цифрой указать количество звуков в слове.
· Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове.
· Разложить картинки в стопки по 4,5,6 звуков в их названиях.
· Определить, к какому слову относится схема.
· «Буква заблудилась». Верни ее домой: РОАЗ, КАРН,...
· Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, 3, Р, О (РОЗЫ).
· «Буква потерялась». Найди ее. ДУ -...
Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова
1. Составить слова разной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т. д. месте.
4. Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву.
ПА (р) ПА (р,к) ПА (р, о, м) и т. д.
5. Подобрать слова с определенным количеством звуков.
6. Подобрать слова на каждый звук исходного слова:
Р У Ч К А
рак ус чай кот ария
рыба ухо чудо крот аист
7. Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т. д. звукам).
8. Преобразовать слова:
· добавляя звук в начале слова (РОТ- КРОТ);
· изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН-СОК-СОР-...)
· переставляя буквы в слогах (ЛИПА - ПИЛА);
· какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ и др.);
· собрать цепочку слов: ДОМ - МАК - КОТ - ТОПОР - РЫБА-АИСТ-ТУМАН-...
· назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН-НОС, КОТ-ТОК...
· какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ - МЕХ, КРОТ - КОТ.
9. Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки. Это может быть фрукт или овощ и т. д.
10. Заполнить схемы:
11. Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?
12. На слух из первых звуков слов собрать новое слово.
13. Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово.
Например: ЛУК-СТОЛ(Л),
КИНО-ИРА(И),МЕЛ-МЫШЬ(М),
ОКНА - ДОМ(О), НИТЬ - НОС(Н).
14. Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.
15. Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок на полотне с заданным звуком.
16. Подобрать слова к графической схеме.
17. Игра «Найди слово в схеме» (на карточке дана схема и несколько слов).
Назвать деревья (цветы, животных, одежду и т. д.), названия которых соответствуют данной схеме.
21. Найти и доказать ошибки в схемах:
МИШКА О●●О
МЫШКА ●О●●О
22. Зашифровать и расшифровать слова.
Развитие навыка анализа и синтеза предложения.
Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.
2. Придумать предложение с заданным количеством слов.
3. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
4. Составить графическую схему предложения
5. Показать, какой схеме соответствует каждое предложение (предложения и схемы даны).
6. Составить предложения по схеме, опираясь на картинку:
7. Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово:
8. Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.
9. Дописать предложения подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.
«Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли •ОФФО
10. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
11. Распространение предложений словами с заданным звуком.
12. Шифровка предложений.
Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков
1. Выделение звука.
Методическая установка. Каждый смешиваемый звук сначала изучается на речевом материале без оппозиционного звука.
· Уточняется его артикуляция с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия и кинестетические ощущения; звук выделяется из ряда звуков.
· Звук выделяется на фоне слога (наличие, место в слоге).
· Учим определять наличие, место звука в слове, связывать его с буквой.
· Выделение слов со звуком из предложения.
Упражнения:
· прослушать слова (какой звук у них общий?);
· зашифровать слова, а затем расшифровать их;
· назвать с заданным звуком птиц (ягоды, мебель, посуду и т. д.);
· распределить (или отобрать) картинки, где изучаемый звук на первом, втором, третьем и т. д. местах.
2. Сопоставление звуков по парам (смешиваемые). Основная цель - различение звуков.
Методическая установка. Дается речевой материал на пары звуков.
Дифференциация изолированных звуков (и букв):
· по артикуляции;
· по характеристикам;
· по произношению;
· по звучанию;
· по написанию.
Сравниваются изолированные звуки в слогах, в словах-паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме.
Упражнения
· Определение звука по беззвучной артикуляции.
· Определение звука при закрытой экраном артикуляции.
· Дифференциация звуков в слогах (в слуховом и произносительном сопоставлении):
Повторение слогов с оппозиционными звуками сначала с одинаковым гласным звуком, затем с разными гласными звуками:
ЗА ЖА ЗА
ЖО ЖУ ЗУ
ЗОЖ ЗУЖ ЗАЖ
Чтение слогов:
· поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;
составить слоги с заданными звуками;
· преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;
· диктанты слогов со смешиваемыми звуками;
· шифровка (и расшифровка) слогов.
Дифференциация звуков в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слова):
· определить, какой звук в слове - П или Б, поднять соответствующую букву;
· определить место звука в слове (начало, середина, конец);
· подобрать самим слова с заданными звуками;
· работа со словами-паронимами;
· разложить картинки в две стопки (Л и Р) под соответствующие буквы;
· выборочно записать слова только со звуком С;
· записать слова в два столбика (Ц и Ч);
· составить графические схемы слов;
· вставить значки-символы ▲,□,○ вместо пропущенных букв;
· игра «Заселим дома» (отобрать картинки-жильцов по наличию звуков Т и Д);
· игра «Закрой картинку нужной буквой»;
· шифровка слов;
· составление слов из разрезанной азбуки;
· отгадывание загадок, анализ отгадок;
· игра «Дежурный звук» (подберите с дежурным звуком названия птиц, растений и т. д.);
· игра «Не торопись, подумай, что не так»: Незнайка ошибся, а Знайка его исправляет. Серый вол (волк) голодный, злой ходит по лесу зимой.
· подобрать в рифму слово с рабочим звуком: Мы от страха все притихли. На аренду вышли... (тигры);
· назови слово с другим звуком (в ответ предложенное слово дети называют слово с оппозиционным звуком;
· диктанты слов на смешиваемые звуки,
Дифференциация звуков в предложениях;
· придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;
· назвать из предложения (стихотворения, загадки, текста) слова с заданными звуками (или звуком);
· вставить в слова в предложениях на месте пропущенные букв символы (▲,□,○ и т. д.);
· выборочный диктант (только с одним звуком);
· добавить в предложения слова с заданным звуком. Например, со звуком Р:
«В аквариуме плавают
Во дворе каркает
На лугу паслась....
· составить предложения, включив в них данные словосочетания;
· послушать стихотворение, запомнить слова со звуком 3 или С; записать;
· придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.
Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи:
· пересказать текст, выделить слова с рабочими звуками;
· составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с оппозиционными звуками;
· диктанты, насыщенные оппозиционными звуками (зрительные, предупредительные, объяснительные, слуховые, творческие);
· выборочное письмо;
· шифровка текстов.
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!