Блок I. Формирование фонематического восприятия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Блок I. Формирование фонематического восприятия

2021-01-29 65
Блок I. Формирование фонематического восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Нарушения устной и письменной речи у школьников - серьезная проблема обучения, так как и письменная изустная речь является средством для получения знаний.

Основная задача логопеда школы - своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

В пособии дается система планирования первого этапа коррекции обучения учащихся с нарушениями письма и чтения, обусловленными не резко выраженным или общим недоразвитием речи. Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Предлагаются разнообразные упражнения с четко организованной системой сигналов обратной связи: символы, схемы, действия с мячом, т.е. формирование операции письма без тетради и ручки, что способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность.

Основная задача первого этапа коррекционной работы -сформировать у логопатов полноценные представления о звуковом составе слова.

Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям:

· всесторонне развивать личность логопата;

· добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

· учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

· осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

· добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

· использовать наглядность;

· строить свои занятия в соответствии с программами своего образовательного учреждения;

· быть в речевом плане образцом для детей, ибо воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным его воздействием.

Надо стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.

Задачи методической работы на логопедических занятиях состоят в обеспечении условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Учим самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Ученик должен понимать, почему он делает так, а не иначе.

Основной метод - учебное исследование, которое предполагает сопоставление разных позиций, методов, результатов.

Организация - в форме развернутого коллективного учебного диалога. Логопед организовывает, направляет и поддерживает диалог «изнутри», как один из участников. Ребенок должен почувствовать себя исследователем. Сначала учим получать результат, затем - хороший результат. Постепенно ребенок привыкает находить радость в работе.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим нарушением речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия первого этапа включаются элементы работы и по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в чисто практическом плане. Уже на первом этапе обучения необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием, используя усвоению терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Только такая работа подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному учебному высказыванию в классе.

Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка. Например, при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова; затем определить наличие изучаемых звуков; далее, преобразование слов (что получится, если в слове роса изменить с на щ); проанализировать эти слова, указав место изучаемых звуков; расположить слова по столбикам; составить с ними словосочетания и предложения.

Особенно эффективны упражнения с использованием различных видов символики, шифровок. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию внимания, памяти и способности к переключению.

Приемы: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам.

Методы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность, постепенное углубление занятий, использующих наглядно-чувствительные опоры.

Для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма, движения, сопровождаемые речью).

Графический диктант является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения другие орфограммы, «луч внимания» ребенка сужается, концентрируясь на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст). Этот вид работы позволяет закрепить членение текста на предложения, предложений - на слова, вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, так как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.

Практический материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий и расположен по степени нарастания сложности заданий.

КОНСПЕКТ ПРИМЕРНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема. Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного слухового внимания и зрительной памяти; развитие логического мышления; четкое артикулирование звуков; расширение словаря детей, практического навыка преобразования слов; отработка практического навыка преобразования слов; развитие мотивации самостоятельной речи; обучение связному рассказу с опорой на картинки и слова.

Оборудование: таблица С-Ш, предметные картинки, разрезные слоги, домики, раздаточный материал для обучения звуковому анализу и синтезу, карточки, схема предложений.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Сядет тот, кто запомнит пять-шесть картинок.

Красное Красный Красная Красные

КАШНЕ ШАРФ ШАПКА ШТАНЫ РУБАШКА ШОРТЫ

2. Как назвать все эти предметы одним словом?

Введение в тему.

1. Какой одинаковый звук в словах-признаках?

2. Какой одинаковый звук в словах-предметах?

3. Какие звуки и буквы мы будем сегодня продолжать различать?

Актуализация опорных знаний по теме.

Обобщающая беседа на повторение:

1. характеристика звуков С и Ш;

2. сравнение по артикуляции;

3. сравнение по звучанию;

4. сравнение по написанию.

5. Игра «Назови - не ошибись».

Назвать картинки, выставленные на доске, сначала с С, во второй - со звуком Ш. Картинки: сарафан, шапка, костюм, шорты, бушлат, свитер и т.д.

6. Назовите предметы на карточках по цвету. Даны синий, красный цвета.

7. Измените слова по образцу (устно):

слух - слушать - ты слушаешь;

спешка –

шелест-

Физминутка.

1. Развитие общей моторики.

У лисицы острый нос, (показывают руками, какой у лисы острый нос, и имитируют ее походку)

У нее пушистый хвост. (движение рук в стороны, назад)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты, («оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь)

2. Развитие мелкой моторики руки.

Хлоп, ладошка мы пошлепаем немножко

Вот у нас игра какая

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

(хлопок в ладоши;

ладони хлопают о ладони товарища;

3,4 - перекрестное похлопывание ладонями обеих рук)

Закрепление.

1. Игра «Преобразование слов» (используется «Волшебная коробка»). Дети достают картинку и по инструкции логопеда преобразуют слова-названия. Например: МИСКА - МИШКА, КРЫСА - КРЫША, СТУК-КУСТ и т.д:

2. Полный анализ и шифровка предложения: «Саша услышал смешн(...) историю».

3. Чтение с ускорением потешек с закрытой нижней половиной строчки. Текст второй записать в тетради.

МАША СПЕШИТ К ОКОШКУ С ПУШИСТОЙ КОШКОЙ.

ШАШКИ НА СТОЛЕ.

ШИШКИ НА СОСНЕ.

ШАПКОЙ САШКА ШИШКИ СШИБ.

4. Работа над составлением рассказа:

· чтение начала рассказа (на доске даны предложения из слов и картинок);

· составление предложений, продолжающих рассказ по цепочке (каждому ребенку дается конверт со словами и картинками; дети восстанавливают логическую последовательность событий);

· чтение составленных предложений;

· чтение составленного рассказа;

· пересказ составленного рассказа;

· расшифровка рассказа.

Итог.

Над чем дети работали на занятии?

Поощрение детей.

ЛИТЕРАТУРА

 

Закономерности психического развития дошкольника

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Воронеж; 1995.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник. Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

3. Воронкова В. З. Обучение грамоте и правописанию в 1-3 классах вспомогательной школы. М., 1995.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. А.А. Венгерка. М., 1973.

5. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1978,1985.

6. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение: Пособие для логопедов и родителей. Спб., 1997.

7. Матвева Н. П. Развитие логического мышления у детей 6-7-летнего возраста на логопедических занятиях: Из опыта работы учителя-логопеда. М., 1993.

8. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и родителей. М, 1995.

9. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра: Учебно-методическое пособие. Шахты, 1994.

10. Ткаченко Т. А. Если школьник плохо говорит. Спб, 1997.

11. Цвынтарский В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1997.

Развитие речи

1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: Учебник для 4 классов вспомогательной школы. М., 1991.

2. Аксенова А. К., Якубовкая Э. В. Русский язык: Учебник для 3 класса вспомогательной школы. М., 1991.

3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1998.

4. Бебешина Н. Н., Свириденков В. П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы: Из опыта работы / Под ред. Смирновой З. Н. М., 1978.

5. Гадасина Л. Я.,Ивановская О. Г. Увлекательные игры со звуками. Спб., 1996.

6. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. Спб., 1997.

7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. М., 1984.

8. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1989.

9. Журова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

10. Журжина Д. Т., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс: Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. 2-е изд. М.,1989.

11. Иващенко С. Ф. Формирование восприятия у детей с тяжелыми нарушениями произношения: Книга для учителя. М., 1984.

12. Каше Г. А, Никашина Н. А, Шуифер Р. Й., Евлахова Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. П. Е. Левиной. М., 1960.

13. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Пособие для логопедов. Серия «В помощь логопеду». М., 1998.

14. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами; Пособие для воспитателей и родителей. Серия «Опыт работы практического педагога». М., 1999.

15. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у дошкольников: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пединститутов. М., 1983.

16. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1983.

17. Логопедия / Под ред. проф. Волкова Л. С. М., 1989.

18. Методы обследования речи у детей. Ч. I / Под общей ред. Власенко И. Т., М., 1992.

19. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих (2-е отделение): Учебное пособие для учащихся / Под ред. Слезиной Н. Ф. М., 1986.

20. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Книга для учителя. М., 1983.

21. Ткаченко Т. Д. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Спб., 1998.

22. Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 150 уроков. Ч. I, II / Под. ред. Воронцовой В. В. М., 1992.

23. Шумаева Д. Т. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. Серия «Из опыта педагога». Спб., 1998.

24. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе: Инструктивно-методическое письмо. М., 1996.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нарушения устной и письменной речи у школьников - серьезная проблема обучения, так как и письменная изустная речь является средством для получения знаний.

Основная задача логопеда школы - своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

В пособии дается система планирования первого этапа коррекции обучения учащихся с нарушениями письма и чтения, обусловленными не резко выраженным или общим недоразвитием речи. Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Предлагаются разнообразные упражнения с четко организованной системой сигналов обратной связи: символы, схемы, действия с мячом, т.е. формирование операции письма без тетради и ручки, что способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность.

Основная задача первого этапа коррекционной работы -сформировать у логопатов полноценные представления о звуковом составе слова.

Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям:

· всесторонне развивать личность логопата;

· добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

· учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

· осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

· добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

· использовать наглядность;

· строить свои занятия в соответствии с программами своего образовательного учреждения;

· быть в речевом плане образцом для детей, ибо воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным его воздействием.

Надо стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.

Задачи методической работы на логопедических занятиях состоят в обеспечении условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Учим самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Ученик должен понимать, почему он делает так, а не иначе.

Основной метод - учебное исследование, которое предполагает сопоставление разных позиций, методов, результатов.

Организация - в форме развернутого коллективного учебного диалога. Логопед организовывает, направляет и поддерживает диалог «изнутри», как один из участников. Ребенок должен почувствовать себя исследователем. Сначала учим получать результат, затем - хороший результат. Постепенно ребенок привыкает находить радость в работе.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим нарушением речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия первого этапа включаются элементы работы и по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в чисто практическом плане. Уже на первом этапе обучения необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием, используя усвоению терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Только такая работа подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному учебному высказыванию в классе.

Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка. Например, при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова; затем определить наличие изучаемых звуков; далее, преобразование слов (что получится, если в слове роса изменить с на щ); проанализировать эти слова, указав место изучаемых звуков; расположить слова по столбикам; составить с ними словосочетания и предложения.

Особенно эффективны упражнения с использованием различных видов символики, шифровок. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию внимания, памяти и способности к переключению.

Приемы: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам.

Методы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность, постепенное углубление занятий, использующих наглядно-чувствительные опоры.

Для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма, движения, сопровождаемые речью).

Графический диктант является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения другие орфограммы, «луч внимания» ребенка сужается, концентрируясь на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст). Этот вид работы позволяет закрепить членение текста на предложения, предложений - на слова, вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, так как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.

Практический материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий и расположен по степени нарастания сложности заданий.

БЛОК I. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедической работе на шестом этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Б в словах: бык, лампа, батон, лобик, палка, бритва.,

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове, например, какой первый звук в слове сыр? Последний звук в слове малый? Место звука Р в слове «марка» (в начале, середине или конце слова)?

3. Вычленение первого ударного гласного из слова, например: определить первый звук в словах Ася, ослик.

4. Вычленение первого согласного из слова, например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

5. Определение конечного согласного в слове. Начать надо с закрытых слогов: ам, уп и т. д., Затем - сам, суп и т. д.

6. Определение последовательности звуков в слове. Например: книга: К - первый звук, Н - второй звук, И - третий звук, Г- четвертый звук, А - пятый звук.

7. Формирование функций фонематического анализа проходит три этапа:

8. формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства;

9. формирование действия фонематического анализа в речевом плане;

10. формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

1. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Найди игрушку».

Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание.

Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т. п. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Игра «Где колокольчик?».

Дети встают в круг и передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий отгадывает, за спиной какого ребенка звенит колокольчик.

Игра «Громко-тихо».

Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.

Дети закрывают глаза... Воспроизводятся громкие и тихие удары. Дети должны угадать, кто стучал.

Игра «Что звучит?».

Цель: научить определять предмет по звуку. Используются озвученные игрушки и разнообразные предметы (от 2 до 7).

2. Различение слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру.

Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Кто назвал?».

Дети по очереди произносят «Ау», водящий отгадывает, кто произнес.

Игра «Близко-далеко».

Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок, играет дудочка и т. п.

Игра «Три медведя».

Логопед произносит реплику, а дети отгадывают, какой из медведей говорит.

Игра «Маленький-большой».

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. Логопед произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит (например, мама-кошка или котенок). Затем хором проговаривают слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ - так мяукает мама-кошка, а так котенок - МЯ, мё, МЮ, МИ, МБ. «А теперь я буду кошка, а вы котята». Кошка зовет - МА, а котята отвечают - МЯ и т. д.

Можно использовать в игре большой мяч: логопед бросает мяч одному из детей, произнося - МА, ребенок должен ответить - МЯ и бросить мяч обратно, второму - МО, ребенок —МЁ и т. д.

Или: первый ряд - большие кошки, второй ряд - маленькие: МА-МЯ,МО-МЁ...

Животные и произносимые ими звуки варьируются.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «Кто внимательнее?».

Цель: развитие внимания, памяти, фонематического слуха.

Логопед показывает картинку и называет изображение. Затем произносит название картинки, изменив первый звук. Услышав ошибку, дети хлопают в ладоши, поднимают сигнал.

Игра «Найди свою картинку».

Логопед произносит слова, которые звучат похоже, а дети на столах раскладывают картинки в называемом порядке. После того как картинки разложены, производится проверка по цепочке, исправляются и объясняются ошибки. Работа проводится самими детьми с помощью наводящих вопросов логопеда. Затем предлагаются новые слова и картинки. Проверяет один из детей. Ошибки поясняются детьми. Следить, чтобы дети объясняли развернутыми фразами.

Например: второе слово КОСА, а у тебя КОЗА. Эти слова отличаются звуками С - 3.

Игра «Подбери слово к схеме».

Логопед выставляет слова, составляются схемы этих слов.

На столах у детей картинки. Ребенок должен назвать картинку и объяснить, к какой схеме она подходит. Например, слово МУХА подходит ко второй схеме. В этом слове два слова МУ-ХА. Или: в слове МУХА четыре звука: М- согласный, У- гласный, Х- согласный, А - гласный.

4. Дифференциация слогов.

Цель: научить различать оппозиционные слоги, развивать слуховое внимание и память.

Игра «Поймай лишний слог»

Логопед произносит слоги на первых занятиях медленно, затем темп ускоряется. Дети определяют лишний слог, хлопая в ладоши («поймали»)

Слоги: БА-ПА-ПА-БА-ТА-ПА.

Хлопок на слог ТА. Он лишний

Игра «Одинаковые или разные?»

Логопед говорит на ухо водящему ребенку слог, ребенок повторяет его. Затем логопед показывает или тот слог, или оппозиционный. Дети реагируют хлопками, поднятием кружочков и т.д.

5. Дифференциация фонем.

Цель: учить различать фонемы родного языка, связывая с мелкой моторикой руки.

Звук С - песенка водички. Дети имитируют движением руки умывание, не касаясь рукой лица.

Звук 3 - песенка комара. Руку на локоть, движение кистью - «отгоняем комара».

Звук Ш - движение рукой - «ползет уж».

Звук Ц - песенка синички. Движение кистью руки в сторону, так синичка делает хвостиком, когда поет песенку.

Звук Ж - обе руки на локоть, движения пальцев, имитирующие, как жуки шевелят лапками.

Варианты:

1. логопед произносит звук, дети показывают сигнал движением руки;

2. логопед показывает сигнал, дети произносят звук. Затем то же со слогами и словами.

6. Звуковой анализ.

Цель: формирование и развитие навыков элементарного звукового анализа.

1. Отхлопывание слов разной сложности, назвать их количество

2. Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.

3. Игры с перекидыванием мяча «Две сороки», «Зайчиха и зайчонок», «Сороки и зайцы».

Используются картинки, игрушки, шапочки, маски, таблица, где гласные расположены по рядам. Например: «Большая сорока пела твердую песенку - СА, а маленькая - СЯ». Вначале практикуется хоровое проговаривание, затем логопед произносит слоги с гласными первого ряда, а дети («маленькие сороки») - с гласными второго ряда. «Сорока - СА, а маленькие сороки - СЯ» и т. д. Затем игра проводится детьми: первый ряд - СА, второй - СЯ и т. д.»

Игра «Чья песенка?»

С - песенка водички, сигнал - умывание, З - песенка комара - прогоняющее движение кистью руки.

Варианты:

1. Логопед произносит звуки, слоги, слова, а дети сигналом показывают, какую песенку слышат.

2. Ведущий ребенок показывает сигнал, а дети произносят звук, поднимают картинки.

3. Преобразование слов:

· сайка-зайка

· сойка - Зойка

· роса - роза

· коса - коза

· суп-зуб

· сев - зев

· сыпь - зыбь

Составление предложений с этими словами.

4. Добавить слог ЗА, образуя новое слово:

Солить - засолить, вязать -..., светить -..., стелить -..., возить-...

Составить предложения с этими словами.

 - С, ▲ - З.
5. Шифровка слов

Сазан, созрела, занавеска, слезы, засуха, зависть, записка, засада, стрекоза, замок.

Логопед задает вопрос так, чтобы ответом было одно из слов, которые надо зашифровать. Например: как называется насекомое с прозрачными крылышками и похожее на вертолет? (Стрекоза). Если дети не догадываются, то используются картинки или показ действия. Вместо слова стрекоза дети чертят ▲ и т. д. Зашифрованная запись прочитывается, составляется предложение.

По беззвучной артикуляции определить последний звук: ИУ, УИ и т.д.

4. Определить место звука в слове - начало, середина, конец. Сигналы: хлопки, условные знаки.

5. Определение количества звуков в слове. Берутся слова, у которых количество звуков и букв равно.

6. Определение последовательности звуков в слове, используя акцентированное проговаривание.

7. Выделение гласных из слога, слова. Цель: устранить и предупредить пропуски и добавления гласных.

8. Дифференциация гласных и согласных по наличию или отсутствию преграды.

9. Определение играемого звука в слове.

10. Составление графических схем слова. Например: - а - а (САША)

11. Звуковой анализ по Гальперину. Предлагается картинка, например: МАК.

· МАК - из букв разрезной азбуки;

· О О О - схема из кружков одного цвета выкладывается по одному с акцентированным проговариванием: М-О А-О К-О

12. Формируем анализ:

· с опорой на средства и действия;

· в речевом плане - громко;

· затем тихо - перевод в план умственных операций;

· в умственном плане: схемы выкладываются самостоятельно.

На примере знакомства с буквой, дифференциацией парных согласных звуков можно - проследить, как усложняется работа с детьми по формированию у них фонематического восприятия.

С' - З'

С - С'

Выставляются картинки, в названии которых звуки С или С в разных позициях.

Задание:

1. Назвать картинку, определить, какой звук, его позицию. Детям раздаются картинки: ЛЕС, СЕНО, ГУСЬ.

Например: в слове ЛЕС звук С в конце слова; в слове СЕНО звук С в начале слова; пишем букву Е, произносим - Э; в слове ГУСЬ звук С' на конце слова, в нем три звука, четыре буквы, так как Ь не обозначает звука. Определить в этих же словах число звуков и букв.

2. Расположить картинки в два столбика, записать слова в столбики с проговариванием. Проверка по цепочке. Составление предложений с этими словами.

3. Предложение для записи и анализа. Вася сел в автобус

Логопед проговаривает предложение один раз, предупредив об этом. Хоровое проговаривание предложения с детьми. Запись с проговариванием. Чтение предложения одним ребенком. Разбирает второй ребенок:

В этом предложении четыре слова:

Первое - Вася - пишем с заглавной буквы, потому что это начало предложения и имя мальчика. Второе - сел, третье - в, четвертое - автобус. В конце предложения ставим точку.

В слове Вася звук С' в середине слова.

Подчеркивание букв С' и С,

4. Назвать слова со звуком С и со звуком С'? Дети зачитывают предложения, а затем слова с заданными звуками. У Сони косы. У Аси косички. Сема поймал усатого сома. Десятый котенок был полосатый.

З-З'

1. Проводится игра «Зайчики и заинька». Запись слов, букву 3, обозначающую звук 3', выделить зеленым цветом.

ЗА - ЗЯ замок - зяблик

ЗО - ЗЕ зонт - зёрна

ЗУ - ЗЮ зубы - изюм

ЗЭ - ЗЕ зебра

ЗЫ – ЗИ музыка - зима

2. Из ряда картинок выбирается та, в названии которой есть сочетание ЗА, проговаривается слово, делается запись, затем с ЗЯ и т. д.

Составление предложений с этими словами.

Назвать слоги (слова) со звуком 3 (3').

Какие буквы обозначают мягкость согласного звука З1?

Какие звуки они обозначают?

Слова для записи и анализа дифференциации согласных звуков 3-3': зайка, замок, магазин, корзина, зебра, забор, вокзал, зеркало, музей, незабудка, береза, газета, язык, земляника.

Предложения для записи и анализа:

Зайку бросила хозяйка. У забора Тузик. Во дворе Трезор.

Текст для записи и анализа:

Друзья

Зина и Зоя - друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются в озере. Пасут козу на зеленой травке. Возят на возах арбузы и зерно.

Т-Ц

1. Шифровка слов О - т, О - ц.

Узнай предмет по описанию: теплица, таблица, столица, пятница, отцы, птенцы, концерт, полотенце.

Составление предложений.

2. На столах у детей разрезные карточки, на каждой по одному слову в начальной форме:

У КОШКА ТРИ КОТЁНОК

Задания:

· расположить слова в правильном порядке;

· составить с ними предложения, изменив окончания;

· прочитать и записать, выделяя букву Т;

· анализ предложений:

У утки пять утят. У курицы семь цыплят. Мы видели двух цапель. Катя пасет телят. У Вити два котенка. Мыло лежит в мыльнице.

3. Подчеркнуть Т и Ц. Назвать слова с Т, затем с Ц (по картинкам).

Звук Ш, буква Ш

1. Выбрать картинки, в названии которых звук Ш - в начале, в середине и в конце слова. Уточнение правописания слов, запись, чтение по столбикам с объяснением:

· ковш шина

· шапка шарф

· мышь камыш

· катушка лягушка подушка

2. Игра «Один - много».

Цель: уточнение правописания слов со звуком Ш, образование формы родительного падежа множественного числа:

шуба - шуб шахматы - шахмат

вишня - вишен уши - ушей

шашка-шашек катушка - катушек

шкаф - шкафов лягушка -лягушек

Первый ребенок: «У меня шуба». Второй: «А у меня много шуб» и т. д.

3. Воспроизведение рассказа.

Алеша

Алеше купили две игрушки. Алеше дали машину. У Алеши был Мишка. Алеша катает Мишку в машине.

А(е)-2-ш.

А(е)-

УА(и)-

А -

д _

Логопед рассказывает и одновременно шифрует рассказ на доске. Затем проговаривание рассказа хором, затем двумя-тремя детьми. Запись с выделением Ш. Чтение рассказа детьми.

4. Составление предложений по картинкам и наводящим вопросам:

Наташа вышивает подушку.

Мышка убегает от кошки.

Школьники подошли к школе.

Маша шьет кукле шубку.

5. Запись с проговариванием.

6. Шифровка предложений: плюшев(ый) - мышка кошка игрушки мышонок

Даша у душа моет шею и уши (III v III - III v III). Тише, мыши, не шумите, кошку Машку не будите. Мышонок упал в кувшин.

Воспроизведение предложений по следам шифровки.

7. Составление словосочетаний.

8. Чтение зашифрованного рассказа логопедом, хоровое воспроизведение рассказа. Воспроизведение и запись рассказа по предложениям.

Плюшевые игрушки

Алеше купили плюшевую кошку, а он хотел плюшевого мышонка. Наташа завязала бант плюшевой кошке и взяла ее в школу. Ни у кого не было плюшевых мышат. У Даши плюшевый Мишка. Плюшевому Мишке Даша не штопает штанишки.

Шифровка этого текста:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.