Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира

2021-01-29 54
Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.И в связи с этим Тургенев предлагает читателю еще одну любовную историю: историю Павла Петровича. Павел Петрович тоже любит по-настоящему. Но в его жизни любовь стала величайшей драмой. Это чувство сломало Павла Петровича.

Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится не как вставной эпизод. Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

3. Любовью проверяются все герои романа «Отцы и дети». Но Тургенев желает сказать читателю и свои собственные мысли. Почему именно Николай Петрович находит свое счастье в браке с Фенечкой?

. Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку). То выстраданное знание, которым обладает Николай Петрович - о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, о любви, - можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов". Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью.Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию...». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.И это мысли самого автора.

  1. Источник: Ю.В. Лебедев "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"", М.: Просвещение, 1982.
  2. Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. – Л.: 1999. – 122 с.

Вопрос 4

Функции пейзажа в романе.

Многие вопросы общественной жизни XIX ушли в прошлое, но роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» не престаёт волновать читателей. Почему так? Чтобы понять замысел писателя я решила обратиться к картинам природы и проанализировать их, потому что Тургенев как истинный художник постарался максимально использовать возможности пейзажей для создания своеобразного завещания потомкам.

Пейзажей в романе «Отцы и дети» мало, что несвойственно произведениям И.С.Тургенева, но каждый из них очень важен для понимания замысла автора.

Первый пейзаж читатель воспринимает как обыкновенный фон, на котором происходит действие.  Мы видим картину природы глазами Аркадия, приехавшего к отцу в имение Марьино из Петербурга.. Обращают внимание на себя ключевые слова: «небольшие леса, усеянные редким и низким кустарником», «речки с обрытыми берегами», «деревеньки с низенькими избенками», «исхудалые коровы». Сравнения в данном отрывке создают угнетающее впечатление: «как нищие в лохмотьях»,«словно обглоданные». Данный пейзаж связан с идейным содержанием романа. Этот безрадостный вид рождает у Аркадия и у читателей мысли о «безотрадной, бесконечной зиме, с ее метелями, морозами и снегами». Однако Тургенев подготавливает почву для социального конфликта, ведь здесь представлена картина состояния крестьян современной для писателя России. Нужны ли преобразования в России? Конечно, нужны! Но в каком направлении двигаться?

Данный пейзаж яркий пример противоречий в мировоззрении писателя. Тургенев был страстным врагом крепостного права, защитником просвещения и прогресса, он понимал бесперспективность социальных преобразований с помощью реформ. Однако насильственные преобразования также отвергались писателем. Следует отметить, что И.С.Тургенев с присущим ему патриотизмом стремился найти путь к свободе, справедливости, гуманности.

Следующий пейзаж звучит совсем по-другому: «Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах...». Радостная весенняя картины природы, и слова писатель использует яркие, нежные: золотисто зеленело, тихим дыханием, звонкими струйками. Весна в литературе всегда ассоциируется с пробуждением, с надеждой, с будущим.

Возникает надежда на то, что новые, молодые силы способны на радикальные преобразования, именно им принадлежит будущее России.

Так автор произведения верит, что после метелей и бурь будет светить яркое весеннее солнце.

Но данный пейзаж выполняет и ещё одну функцию: он дан читателю в восприятии Аркадия, что подчёркивает мягкость, впечатлительность его натуры с одной стороны, с другой – поверхность нигилистических взглядов. Стоит отметить тонкий психологизм этого пейзажа, так как он становится средством характеристики героя. Читатель подмечает противоречивость в герое, тем самым писатель подчёркивает цельность другого нигилиста – Евгения Базарова.

Далее И.С. Тургенев продолжает подчёркивать борьбу нигилистических взглядов с романтической натурой Аркадия: вот герой восхищается воздухом, чудным небом, пёстрыми полями. Но случайно брошенный взгляд на Базарова, заставляет Аркадия замолчать. Читателю открывается истинное положение дел.

Таким образом, данный пейзаж выполняет несколько функций:

  • Является средством «тайной психологии»;
  • Подготавливает читателя к дальнейшим событиям;
  • Передаёт мысли автора.

Следует отметить, что пейзажи в романе характеризуют почти каждого персонажа. Так следующая картина природы дана глазами Николая Петровича Кирсанова. После спора с сыном и его другом герой выходит в сад, он подавлен разъединением с сыном. Николай Петрович чувствует преимущество молодого поколения, но ему трудно во всём согласиться с ними. Он оглядывается: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля... Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени...» (5 стр.53) Трудно не любоваться чудной картиной летнего вечера.

Тургенев не раз подчёркивал мечтательность, сентиментальность Николая Петровича, он настоящий эстет, поэтому Тургенев «доверил» ему этот пейзаж, с помощью которого писатель полемизирует с Базаровым, утверждающим, что «природа не храм, а мастерская». Грубому, материалистическому взгляду автор противопоставляет чудную картину летнего вечера.

Этот пейзаж не только характеризует героя (Николая Петровича), но и одновременно раскрывает взгляды самого автора произведения.

А вот отношения главного героя романа, Евгения Базарова, с природой сложны. Вначале природа для него — «пустяки», любование ее красотами, по его мнению, — это не что иное, как романтическая чепуха. Мы не встречаем ни одного пейзажа в его восприятии. И только любовь к Одинцовой меняет героя, делает его поэтом. Читатель ещё далек от страниц, на которых Базаров изображён романтиком, а пейзаж готовит его к новому повороту в сюжете.

Писатель «рисует» усадьбу Анны Сергеевны Одинцовой: «от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью alfresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе», «смуглый воин в шишаке». За церковью с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами, «дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом», «аллея стриженых елок вела к подъезду». Безусловно, данный пейзаж создаёт фон для последующих событий: объяснение между Одинцовой и Базаровым, изменения в судьбе героев. Он настраивает читателей на романтический лад. В то же время чувствуется какая- то искусственность, театральность, которая характеризует Одинцову, ведь читателю остаются не понятны её чувства к Базарову. Сад Одинцовой - “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны.

Симпатии читателей на стороне главного героя: Базаров вовсе не так сух и рационален, как это кажется на первый взгляд. Любовь к Одинцовой делает Базарова поэтом, и природа открывается ему своей неизведанной стороной. «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха», «...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание». Этот пейзаж сопровождает объяснение героя с Анной Сергеевной.

Таким образом, мы можем отметить следующие функции данных пейзажей:

  • Создают фон;
  • Характеризует героев, показывает изменения в их восприятии мира;
  • Подготавливает читателей к дальнейшим событиям.

С образом Базарова связан и другой пейзаж романа. Это описание жаркого летнего полдня в деревне, где живут родители Евгения. «Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне... да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы».

Здесь для нас очень интересен разговор героев, сама тематика его. Базаров и Аркадий разговаривают о природе. Знаменательно, что талисманом героя была осина — дерево, на котором повесился Иуда, предавший Христа. Так в повествование вводится мотив Иуды. Этот мотив намечается в отношениях к Базарову Аркадия, который разрывает с ним в финале романа. Однако здесь данный мотив лишь намечен.

Отрицая вечные законы природы (стремление человека к счастью, потребность в любви), герой отрицает саму Вселенную. Всеобъемлющее отрицание Базарова во многом было обусловлено философскими взглядами Тургенева, который как будто хотел показать нам обреченность человеческой гордыни, бесплодность попыток человека возвыситься над природой, пренебречь ею.

Смерть Базарова в финале напоминает нам самоубийство, создается ощущение, что герой искал ее. Иуда в библейской притче перед смертью раскаялся в содеянном. Раскаялся ли Базаров в своей гордыне? Поняв неизбежность смерти, он становится простым и человечным, утешает родителей, трогательно прощается с любимой женщиной.

Тоскливый мотив возникает в заключительном пейзаже романа — описании сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Мысль писателя обретает философские глубины. Тургенев размышляет о судьбе своего героя и величии бесконечной, равнодушной к человеку природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии „равнодушной природы"; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». В этом пейзаже выразились философские воззрения писателя, его мысли о вечном противостоянии жизни природы и бренного человеческого бытия.

Тургенев, глубоко проникнув в сущность бытия, понял, что природа равнодушна ко всем идеалам людским — справедливости, разуму, добру, общему благу, что они никогда не проявятся в ней с присущей им божественной силой».

Последний пейзаж - это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

  1. Источник: В.А.Никольский «Природа и человек в русской литературе XIX века» Изд.Калининскийгосуд.университет, 1973.

Вопрос 5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.