Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

2021-01-29 203
Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ  

 

  1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).  

 

  2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)  

 

  3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Особенности развития мышления «Четвертый лишний» (наглядный материал) «Четвертый лишний» (словесный материал) «Последовательные картинки» «Продолжи ряд» «Сюжетные картинки» Понимание литературных текстов Особенности развития памяти Зрительная непроизвольная память Зрительная произвольная память Слуховая произвольная память Особенности волевого развития Раскрашивание кружков Особенности развития внимания Отыскивание чисел (таблицы Шульте) «Запомни и расставь точки» Особенности развития восприятия Оценка восприятия Особенности развития мотивации Мотивация учения Экспертная оценка Самооценка учебы и поведения Особенности развития речи Исследование артикуляторной моторики Исследование фонематического слуха «Чтение схем – слов» Изучение уровня речевой коммуникации Изучение уровня связной речи детей Изучение словарного запаса детей Изучение грамматической стороны речи Изучение состояния звуковой стороны речи Изучение уровня практического осознания элементов речи  

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

                               

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

 

Особенности развития памяти

 

Слуховая произвольная память

Назначение. Определение объема слухового запоминания словесного материала.

Стимульный материал. Набор из 10 слов.

1. Гора      6. Мыло

2. Звезда   7. Весна

3. Окно     8. Очки

4. Булка    9. Книга

5. Ручка    10. Белка

Инструкция. Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура. Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно — окна).

Оценка результатов.

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень – 9 – 8

3 уровень – 7 – 6                                           

4 уровень – 5 – 4                                            

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

  Картинка Воспроизведение

 

1. гора  

 

2. звезда  

 

3. окно  

 

4. булка  

 

5. ручка  

 

6. мыло  

 

7. весна  

 

8. очки  

 

9. книга  

 

10. белка  

 

Уровень выполнения задания _______

 

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

3   уровень – отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

Источник: Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2004. – 694 с.

 

Особенности волевого развития

 

Раскрашивание кружков

Назначение. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

Стимульный материал. Тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм (рис. 1), простой мягкий карандаш.

Рис. 1

 

Инструкция. Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп».

Процедура. Ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп».

Обработка. Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:

4  балла – закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления;

3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные;

2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;

1 балл – штриховка кружка параллельными линиями.

Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков

Количество закрашенных кружков

Первичная оценка Количество кружков Сумма баллов

 

По 4 балла    

 

По 3 балла    

 

По 2 балла    

 

По 1 баллу    

 

Оценка результатов

1 уровень – 60 – 59 баллов  

2 уровень – 58 – 40 баллов                  

3 уровень – 39 – 21 балл                

4 уровень – 20 – 11 баллов

5 уровень – 10 баллов и ниже

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

1   уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.

2   уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.

3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.

4 уровень – отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.

5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляциии. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

Оценка восприятия

Назначение. Исследования способности ребенка к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

Стимульный материал. Таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1, 2) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки, жука, рис. 3).

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Инструкция. Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы: «Дорисуй треугольники» и т. п. Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21x30 см.

Оценка результатов. Наблюдение за действиями ребенка во время работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о его способности к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.

Интерпретация результатов

1 уровень – принятие принципа работы, успешное дорисовывание предметов.

2 уровень – при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

3 уровень – детипридорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) они испытывают трудности в понимании принципов работы, Допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.

Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.

 

 

Мотивация учения

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив). Рис. 1 (а, б)

 

 

Рис. 1 (а, б)

 

Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив). Рис. 2 (а, б)

 

 

Рис. 2 (а, б)

 

Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив). Рис. 3 (а, б)

 

 

 

Рис. 3 (а, б)

 

Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости). Рис. 4 (а, б)

 

Рис. 4 (а, б)

 

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы). Рис. 5 (а, б)

 

Рис. 5 (а, б)

 

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив). Рис. 6 (а, б)

 

 

 

Рис. 6 (а, б)

 

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха). Рис. 7 (а, б)

 

Рис. 7 (а, б)

 

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все, равно учился бы». Выкладывается карта 2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

 

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?     

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?        

4. На какой картинке нарисован ты? Почему? 

Ответы ребенка записываются в протоколе.

          

Обработка. Мотив определяется па основе выбора карты.

1 карта—внешний мотив

2 карта — учебный мотив

3 карта — игровой мотив

4 карта — мотив взрослости

5 карта — отрицание мотива учения                    

6 карта — социальный мотив

7 карта — мотив успеха                                                                   

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.

Определяются осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым 1(2) раз.

Протокол обследования

Вопросы Ответы ребенка

 

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  

 

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?  

 

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?  

 

4.На какой картинке нарисован ты? Почему?  

 

Ведущий мотив _______ Устойчивость _______ Неустойчивость ______

 

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» т. п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2 уровень – отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.

3 уровень – отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично.

4 уровень – отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5 уровень – отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированность какого – либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

Экспертная оценка

Назначение. Получение экспертной оценки учителя об успеваемости и поведении ребенка.

Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами (рис. 1),

карандаш.

Рис. 1

 

Инструкция. Вам предлагаются две шкалы: «Учеба» и «Поведение». Отметьте на первой шкале место ребенка по успеваемости, а на второй – по поведению.

Процедура. Учитель отмечает черточкой положение ребенка на шкалах. В соответствии с его успеваемостью и поведением.

Обработка. Каждая из шкал делится на три равные части, которые определяют диапазон высокой, средней и низкой успешности учебы и поведения учащихся.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов.

В зависимости от отметки учителя можно судить о завышенной, адекватной или заниженной самооценки школьника.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

Особенности развития речи

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех использования методики изучения умственного развития детей и правильность выводов об его уровне в большой мере определяется соблюдением целого ряда требований, предъявляемых к обследованию. Так, обследование должно представлять собой не экзамен, а совместную деятельность ребенка и экспериментатора. При этом функция экспериментатора состоит не только в том, чтобы довести до понимания ребенка содержание задания, но и помочь ему его выполнить, используя разные приемы помощи. Такое сотрудничество помогает ребенку мобилизовать имеющиеся у него знания и умения, а экспериментатору – выявить его возможности. Во время обследования контактировать с ребенком должен только один человек, который намечает план опроса ребенка, устанавливает контакт с ним, нередко затрачивая на это много усилий.

Обследование младших школьников нужно начинать с легких, игровых заданий. Смысл таких заданий в установлении контакта с обследуемым. Выполнив их, ребенок охотно принимает следующие задания, положительное отношение к деятельности мобилизует испытуемого, помогает выявить его возможности. Это важно особенно для детей с задержкой психического развития, которые переживают свои неудачи, быстро истощаются, не могут собраться, вспомнить нужные сведения и поэтому показывают результаты ниже своих возможностей. Постепенно по мере обследования сложность заданий возрастает.

Для результативности обследования ребенка важны правильная последовательность предъявления заданий из всего набора и их объем. Дефицит времени на комиссиях при обследовании детей приводит к тому, что все пробы не могут быть использованы, а чаще всего в этом нет необходимости. Поэтому очень важно, чтобы из всего набора заданий были выбраны именно те, которые необходимы в каждом конкретном случае.

При обследовании детей не может быть показателем время выполнения заданий. Объясняется это тем, что среди аномальных есть дети с диаметрально противоположным, патологически обусловленным темпом деятельности. С одной стороны, это заторможенные дети, медленно реагирующие на любые раздражители, с другой, – двигательно расторможенные, импульсивно действующие при каждом задании. При этом в обоих случаях темп выполнения заданий прямо не связан с уровнем умственного развития ребенка.

Чтобы определить состояние развития ребенка, необходимо сопоставить результаты выполнения им разных заданий, так как данные об одном из них, как положительные, так и отрицательные, могут оказаться случайными, не отражающими истинных его возможностей. Для вывода о том, какое отклонение в умственном развитии наблюдается у ребенка, необходимо, чтобы в процессе выполнения большинства заданий проявились те особенности, которые характерны для детей с нарушениями интеллекта.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.

2 Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.

3 Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.

4 Волкова Г.Л. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993. – 354 с.

5 Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М., 1994.

6 Гаврилушкина О.П.Воспитание и обучение умственно дошкольников/ О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М., 1998.

7 Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

8 Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. Пособие. / Под ред. О.А. Ушаковой. – К.: изд. РАО, 1997. – 138 с.

9 Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.

10 Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

11  Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.

12  Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.

13  Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.

14  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002. – 368 с.

15  Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М: Медицина, 1995.

16  Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

17  Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М., 1989.

18  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001.

19  МастюковаЕ.М.Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997.

20 Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. – 432 с.

21  Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1969.

22  Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

23  Певзнер М.С. Дети – олигофрены / М.С. Певзнер. – М.: Изд-во АПН, 1959.

24  Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998.

25  Поваляева М. А. Справочник логопеда. М: Изд – во Феникс, 2002. –135 с.

26  Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2004. – 694 с.

27  Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

28  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

29  Психолого – педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2003. 320 с.

30  Семаго И.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001.

31  Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

32  Стребелева, Е.А. Наглядно – действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1991. - № 3. - С. 77-82.

33 Щуркова Е.Н. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ  

 

  1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).  

 

  2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)  

 

  3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Особенности развития мышления «Четвертый лишний» (наглядный материал) «Четвертый лишний» (словесный материал) «Последовательные картинки» «Продолжи ряд» «Сюжетные картинки» Понимание литературных текстов Особенности развития памяти Зрительная непроизвольная память Зрительная произвольная память Слуховая произвольная память Особенности волевого развития Раскрашивание кружков Особенности развития внимания Отыскивание чисел (таблицы Шульте) «Запомни и расставь точки» Особенности развития восприятия Оценка восприятия Особенности развития мотивации Мотивация учения Экспертная оценка Самооценка учебы и поведения Особенности развития речи Исследование артикуляторной моторики Исследование фонематического слуха «Чтение схем – слов» Изучение уровня речевой коммуникации Изучение уровня связной речи детей Изучение словарного запаса детей Изучение грамматической стороны речи Изучение состояния звуковой стороны речи Изучение уровня практического осознания элементов речи  

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

                               

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные во всех странах мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

В нашей стране учебно – воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно – воспитательная работа по специальной программе.

Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому столь актуальна задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения.

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.

Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития детей с умственной отсталостью вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у детей с умственной отсталостью имеются довольно грубые изменения в условно – рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Особенности психики детей с умственной отсталостью исследованы достаточно полно (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Для них характерно недоразвитие познавательных интересов (Я.Г. Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у детей с умственной отсталостью на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из – за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К.А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям с умственной отсталостью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Дети с умственной отсталостью выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую – то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для детей с умственной отсталостью характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8 – 9 – летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. д. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Так, по данным Ж.И. Шиф, в 14 % случаев к образцу темно – синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно – зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как пока


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.