Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей дошкольного возраста

2021-01-29 64
Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Перечень нормативной документации………………………………………………………...2

Список педагогического коллектива реализующий АООП……………

1. Целевой раздел.........................................................................................................................7

1.1. Введение……………………………………………………………………………………..7

1.2. Пояснительная записка……………………………………………………………………..8

1.2.1 Цели и задачи реализуемой Программы…………………………………………………8

1.2.2. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………...9

1.2.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста………………10

1.3. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………...12

2. Содержательный раздел.......................................................................................................15

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка… …………………………………………………………………………...15

2.1.1. Социально – коммуникативное развитие …………………………………………..16

1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей……………………………………………………………………………………………19

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе………………19.

3. Трудовое воспитание……………………………………………………………………….20

4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста………………………………21

2.1.2 Познавательное развитие… …………………………………………………………..22

1. Развитие элементарных математических представлений………………………………..23

2. Детское экспериментирование…………………………………………………………….24

3. Ребенок и мир природы…………………………………………………………………….24

2.1.3 Речевое развитие… ……………………………………………………………………

1. Развитие словаря: освоение значений слов и уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение…………………26

2. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)…….27

3. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения………………………………………………………………………………….27

4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание)………………………………………………………………………………..27

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове………………………………………………………27

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой…………………………………………………………………27

2.1.4. Художественно – эстетическое развитие… ………………………………………….28

1. Художественно – изобразительная деятельность………………………………………….30

2.Конструирование………………………………………………………………………

3. Музыкальное развитие (слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских инструментах, творчество)…………………………………………………………..30

2.1.5.Физическое развитие …………………………………………………………………...33

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей………………………………………………………..36

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………………………………………………………………………………….37

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…41.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………….

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников..

2.7. Наиболее существенные характеристики содержания Программы……………………45

2.8. Традиции учреждения…………………………………………………………………..48

2.9. Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности (циклограммы лексических тем)……………………………………………………………49

3. Организационный раздел.................................................................................................60

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы……………………………… 60

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения……………..61

3.3. Распорядок дня, режим дня и учебный план…………………………………………..63

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………………...66

3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды…………………………..68

3.6. Психолого-педагогические условия реализации Программы…………………………70

3.7. Педагогическая диагностика и мониторинг динамики развития детей………………72

3.8. Взаимодействие ДОУ со школой и социумом………………………………………….77

 

 

Целевой раздел

Введение

Образовательная программа ДОУ как документ, определяет модель воспитательно-образовательного процесса, охватывающего все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Она представляет собой внутренний образовательный стандарт, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами родителей, а также реализуемой муниципальной программой развития образования. Программа предусматривает формы организации детей в период пребывания в детском саду – занятия как специально организованную форму обучения, нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня.

 Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

        Единое образовательное пространство специального (коррекционного) учреждения предполагает коррекционно-педагогическую деятельность, планируемую и организуемую особым образом, включает в себя диагностико-коррекционную, коррекционно-развивающую, коррекционно-обучающую, воспитательно- коррекционную, психокоррекционную деятельности, реализуемые с группами детей, имеющих различные отклонения развития. Данная деятельность направлена на компенсацию и профилактику нарушений в развитии, создание необходимых условий для формирования и развития личности ребенка, способствование полноценной интеграции в социум.

     Миссия специального ДОУ заключается в помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии, охране и укреплении их физического и психического здоровья, совершенствовании индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития, освоении воспитанниками минимума содержания учебных программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.

Пояснительная записка

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП), особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через создание рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому, а также коррекционному в соответствии с их психофизиологическими особенностями, а такжепсихологическую поддержку семьи; обеспечивает комплексный подход к решению проблем ребёнка.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 3 до 5 лет с задержкой психического развития в специальном (коррекционном) группе детском саду. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям педагогической работы и представляет собой внутренний образовательный стандарт, обусловленный логикой развитий учреждения, традициями, достижениями, возможностями, запросами социума.

       Программа предусматривает разностороннее развитие детей по образовательным областям – социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическом развитию, физическому развитию, коррекционному в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями, а такжепсихологическую поддержку семьи; обеспечивает комплексный подход к решению проблем ребёнка.

       Программа направлена на то, чтобы дети, имеющие проблемы в развитии, учились адаптироваться к жизненным условиям, интегрироваться в общество, включались в общественно полезную деятельность и могли жить более активной, полной жизнью, а значит, и более счастливо.   

  Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами: 

- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.                                                                                                                          

- Программа «Ступеньки». Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под редакцией Н.В.Серебряковой.

- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С. Г. Шевченко.

1.2.1.   Цели и задачи реализуемой Программы

Цель:   

- позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности;

- коррекция и компенсация нарушений в развитии детей на основе актуализации и реализации имеющихся возможностей.

   Задачи:

1)  охране жизни и здоровья детей с ОВЗ, приобщение  к здоровому образу жизни, использование здоровьесберегающих технологий;

2) формирование личности ребёнка, приобщение  к системе ценностей и представлений об окружающем мире, использование народной и специальной педагогику, фольклор;

3) коррекция речевых и психоэмоциональных нарушений;

4) привитие навыков общения в различных видах деятельности;

5) повышение компетентности педагогов и родителей, установление единства в подходе к воспитанию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении и дома, сотрудничество в создании образовательной среды.

6) всестороннее формирование личности ребенка с ОВЗ с учетом его психофизического развития, коррекция и компенсация нарушений в развитии;

7) способствование социальной адаптации и интеграции в общество детей  с ОВЗ на основе актуализации и реализации имеющихся возможностей;

         8) обеспечение разнообразия содержания дошкольного образования с учётом
        образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с ОВЗ.

 1.2.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии с обновленными идеологическими положениями в ФГОС ДО выделяются  принципы формирования АООП:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным у участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОО с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы  построения образовательного процесса

1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.

3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, педагог-психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в коррекционную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике.

6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

  Подходы к формированию АООП

Культурно – исторический подход определяет развитие ребенка как «Процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»

Личностный подход исходит из положения что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельностый подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психологического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

 

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Социально-коммуникативное развитие. Адаптируется в условиях группы. Готов к взаимодействию со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Стремится к

общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры. Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий, если воображаемую ситуацию создает взрослый.

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Становится более самостоятельным в некоторых бытовых и игровых действиях, настойчивее стремится к результату, особенно при эмоциональной поддержке взрослого. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет действия с ними с незначительной помощью взрослого.

Речевое развитие. Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из 2-3-х звеньев. Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. Расширяется запас пассивного словаря: понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами. Включается в диалог – отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма, используя не только отдельные слова, но и простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут дополняться жестами. Строит простые распространенные предложения несложных моделей. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Познавательное развитие. Может заниматься, не отвлекаясь, в течение пяти -десяти минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три плоскостные геометрические фигуры, а также шар и куб, некоторые детали конструктора. Сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой «(«самый маленький»), вы страивает сериационный ряд (строит матрешек по росту. Включает элемент в ряд). На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает по предметы форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. п.), величине (недифференцированные параметры: большой – маленький), идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет некоторые цвета спектра. Использует приемы зрительного примеривания при обследовании предметов, выделяя их признаки и свойства.

Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого.

Усваивает сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь), солнечную и дождливую погоду.

Осваивает пересчет предметов до 5, называет итоговое число. Ориентируется в телесном пространстве, определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; понимает и правильно употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов – на, в. из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами.

Физическое развитие. Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Обладает навыками практической ориентировки и перемещением в пространстве. Учится реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним. Выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Стремится принимать активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с конструктором «Лего «, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.

Художественно-эстетическое развитие. Рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает несложные изобразительные навыки, владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Доступен предметный рисунок.

 Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагировать. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.

Целевые ориентиры образовательной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей, но НЕ подлежат непосредственной оценке.

Освоение воспитанниками с ЗПР основного содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в образовательной организации возможно при условии своевременно начатой коррекционной работы.

Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми 4-5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Дети могут самостоятельно придумать

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

 

Содержательный раздел

      Содержание Программы определяется основными направлениями образовательной работы - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, коррекционное, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей, а также абилитацию и адаптацию к жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     В целях наиболее эффективного построения педагогического процесса следует ориентироваться на психологическую теорию деятельностного подхода к развитию личности ребенка, которая нашла свое выражение в личностно ориентированной педагогике, ставящей своей целью развитие личности каждого ребенка с его недостатками, проблемами, комплексными дефектами. Воспитательная работа строится с учетом основных мотивов деятельности, характерной для каждой возрастной группы, и ведущей – игровой деятельности.

  Используя традиционную для дошкольного образования деятельную интеграцию, образовательный процесс осуществляется в следующих видах детской деятельности:1) игровой, 2) речевой, 3) коммуникативной, 4) познавательно-исследовательской, 5) музыкально-художественной, 6) продуктивной; 7) трудовой, 8) двигательной.

 

Основные направления развития воспитанников реализуются в детской деятельности, что соответствует стандартным образовательным областям ФГОС ДО:

Образовательные области Детская деятельность Основные направления работы
Физическое развитие Двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная Физическое развитие, Здоровьесберегающие технологии
Социально-коммуникативное развитие Игровая, речевая, трудовая, коммуникативная Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Трудовое воспитание.  
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская, речевая, игровая Развитие элементарных математических представлений. Детское экспериментирование. Ребенок и мир природы.
Речевое развитие Речевая, коммуникативная, игровая Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя. Развитие связной речи. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Художественно-эстетическое развитие Музыкально-художественная, продуктивная, речевая Художественно-изобразительная деятельность. Конструирование. Музыкальное развитие Чтение художественной литературы
Коррекционное развитие Во всех вышеуказанных Во всех вышеуказанных

Познавательное развитие

Данное направление предполагает интенсивное психическое развитие ребенка, формирование у него восприятия и целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, создание основы для овладения словарем и подготовку ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений.

       Познавательное развитие ребенка предполагает сенсорное воспитание, ознакомление с явлениями социальной жизни, предметным миром, природой (живой и неживой) и явлениями природы. Тем самым обогащается чувствительный опыт ребенка, он учится быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания: ощущений, восприятия, представлений. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия по ознакомлению с окружающим миром является не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социально-нравственного воспитания. При развитии детей с недостатками в развития важное место занимает развитие элементарных математических представлений, что предусматривает у детей развитие представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций. На занятиях по подготовке к освоению математических представлений дети учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь. Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Занятие по ознакомлению с окружающим миром проводит учитель-дефектолог.   

     Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность. Поисково-исследовательская деятельность влияет на познавательный интерес дошкольника, который в свою очередь проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Задачи:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- осуществление коррекции недостатков в развитии психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти) и способствование их дальнейшему формированию.

Основные направления реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

1. Развитие элементарных математических представлений.

2. Детское экспериментирование.

3. Ребенок и мир природы.

 

Детское экспериментирование

Цель: формирование первичных знаний детей с ОВЗ об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях.

Задачи:

- поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

- развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщени


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.