Рациональная психотерапия в сочетании с гинекологическим обследованием — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рациональная психотерапия в сочетании с гинекологическим обследованием

2021-01-29 47
Рациональная психотерапия в сочетании с гинекологическим обследованием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гинекологическое обследование производят с целью исключения локальных факторов, которые могут рефлекторно вызвать вагинизм. При ригидной девственной плеве или наличии аномалий входа во влагалище выполняют гименэктомию, расширение входа во влагалище или соответствующее оперативное вмешательство, но рефлекторный спазм может оставаться и после этого. Поэтому пациентке объясняют рефлекторную природу вагинизма, демонстрируют анатомическую схему, корригируют неправильные представления о болезненности и опасности пенетрации, и постепенно страх перед пенетрацией снижается при расширении любовной игры без насильственных попыток к проведению полового акта. Это может быть эффективно лишь в тех случаях, когда расстройство еще не столь прочно зафиксировалось, а также в случаях, когда в его возникновении преимущественную роль играет непреодолимый стыд или недостаточное сексуальное влечение. У партнеров, которые обычно достигают полового возбуждения и оргазма внекоитальным путем, достичь ликвидации вагинизма при помощи этого метода трудно.

Патогенетическая психотерапия

Патогенетическая психотерапия заключается в систематической работе над выяснением отношения женщины к сексуальности, собственной женской роли, к мужчинам вообще и к собственному партнеру. Параллельно определяют ее отношение к родителям, характер полового воспитания в семье, узнают о первой сексуальной информации, первых эротических связях, перенесенных сексуальных травмах. Уточняют характер противоречивых отношений к мужчинам и к сексуальности. Все эти вопросы могут быть выяснены с помощью специального схематического опросника, предложенного Friedmann (1963). Уточняют, чего женщина ожидает в сексе от партнера, какое поведение партнера ей приятно, а какое отталкивает. Используют терапевтические механизмы разъяснения, отреагирования и эмоциональной коррекции незрелых установок, связанных с прошлыми переживаниями.

Этот метод можно использовать в виде индивидуальных бесед, а также в рамках систематической групповой терапии [Kratochvil, 1976].

Систематическая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация является методом, при котором применяют релаксацию и направленные представления для ликвидации фобии перед пенетрацией [Kratochvil, 1976]. Женщина после ряда занятий обучается полной релаксации, затем в релаксированном состоянии она представляет различные фазы подготовки к пенетрации, пока не станет способна без неприятных ощущений вообразить пенетрацию и половой акт.

Более эффективно проведение десенсибилизации in vivo, в реальной ситуации с партнером; десенсибилизация в представлениях может быть для них удобным предварительным шагом в процессе лечения.

Гипнотерапия

Fuchs и соавт. (1975) сообщили о применении гипноза при систематической десенсибилизации по поводу вагинизма. Они проводили 8-10 сеансов, во время которых внушали пациентке переживание ситуаций, вызывающих у нее страх, пока она не становилась способной воображать с положительными эмоциями в состоянии гипноза половой акт. По мнению авторов, гипноз более перспективен, так как он позволяет добиться большей релаксации и интенсивности переживаний и представлений.

Наш собственный опыт применения гипноза у пациенток с функциональными сексуальными расстройствами свидетельствует о том, что у гипнабельных женщин не возникает значительных проблем при достижении приятного переживания полового акта, внушенного в гипнозе. Обычно для этого достаточно 2–3 занятий. У так называемых активных гипнотических субъектов переживание внушения ясно отражается в мимике, дыхании и движениях. Пассивным субъектам для ориентации в том, что с ними происходит, мы предлагали сигнализировать поднятием пальца одной руки, если переживания приятны, или поднятием пальца другой руки, если переживания неприятны. Проблемы скорее возникают при переходе от переживаний в состоянии гипноза к реальной ситуации; они обычно не очень легко устраняются, несмотря на повторную постгипнотическую суггестию. Гипнотическим внушением мы подкрепляли мотивацию, подчеркивали в суггестии, что пациентка сама хочет, чтобы интимные отношения дошли до пенетрации, что она не будет ей препятствовать и даже, наоборот, будет ей способствовать. Мы внушали, что при представлении полового члена мужа ее ноги непроизвольно раздвигаются, а вход во влагалище «автоматически» расширяется. В ряде случаев мы пробовали давать в постгипнотической суггестии следующее «аутостимулирующее» внушение: если пациентка прижмет большой палец к указательному, ее тотчас же покинет страх и вход во влагалище станет совершенно свободным.

Fuchs и соавт. (1975) описали метод гипнотической десенсибилизации in vivo, когда перед введением все более крупных гинекологических расширителей пациентка сама вызывает у себя состояние аутогипноза.

Советские авторы [Иванов Н. В., 1974] используют обычную гипнотерапию, в рамках которой сначала применяют успокаивающие формулы, а затем внушают информацию о правильном реагировании при половом акте, мотивируя это тем, что в состоянии гипноза было достигнуто «укрепление нервной системы».

Функциональный тренинг

Речь идет о прямом постепенном восстановлении нарушенной функции. В случае вагинизма проводят соответствующие тренировки в сочетании с расширением входа во влагалище путем введения расширителей все большего размера; расширители оставляют в течение определенного времени во влагалище. Степень расширения влагалища должна соответствовать размерам полового члена. Женщина может с применением зеркала вводить расширители сама или привлечь к сотрудничеству партнера, а в дальнейшем перейти к попыткам введения полового члена партнера. Лечение начинают с гинекологического обследования.

Masters, Johnson (1970) считают, что при генерализованном вагинизме необходимо проведение такого обследования в присутствии мужа, который, надев перчатки, должен вместе с женой удостовериться в том, что патология заключается в констрикции мышц вокруг нижней трети влагалища, которая возникает и при попытке введения пальцев. Другие авторы, наоборот, не рекомендуют проводить обследование в присутствии партнера [Ellison, 1973]. Затем следуют задания для домашних упражнений.

Masters, Johnson рекомендуют использовать расширители Гегара, другие врачи применяют резиновые катетеры различных размеров. Annon (1974), Kaplan (1974) информируют партнеров о возможности применения пальцев рук — от мизинца до большого пальца, а затем и двух или трех пальцев, которыми растягивают влагалище. Позже можно использовать различные заменители полового члена, например продолговатый гладкий вибратор. При дальнейших занятиях пациентка может попробовать наседать на дилятатор, который она держит в вертикальном положении. Это наиболее выгодное направление введения, которое в дальнейшем можно использовать при наседании на половой член в положении сидя сверху на партнере (эрекцию она по мере необходимости может вызывать сама путем мануальной стимуляции).

Для того чтобы при первой половой пенетрации преодолеть сопротивление девственной плевы (если перед этим использовались расширители, размеры которых не превышали размер отверстия в девственной плеве) можно принять положение, которое обозначают как дефлорационное. В этом случае женщина ложится навзничь на край ложа, ноги свешивает на пол, мужчина стоя или находясь на коленях вводит половой член, направляя его от лонной кости кверху во влагалище, причем женщина может помогать своими пальцами раскрывать его [Sipova, Mellan, 1978]. Этот метод можно использовать в той стадии вагинизма, когда рефлекторный защитный спазм будет ликвидирован. Как предупредительная мера перед возможным возникновением боли за полчаса до полового акта можно применить цинхокаиновую мазь.

Как следует из сказанного выше, в лечении вагинизма основным фактором является изменение отношения и поведения женщины при попытках пенетрации. Пенетрация невозможна при настоянии партнера, поэтому все шаги в этом направлении, сопровождающиеся элементами насилия, запрещены. Сначала используют расширители или пальцы руки, а затем эрегированный член партнера, который ни к чему женщину не принуждает, ничего от нее не требует. Женщина сама должна быть активной, сама отвечать за успех полового акта. На каждом этапе она проводит упражнения столько раз, сколько может. Применяется также десенсибилизация in vivo.

Kaplan (1974) рекомендует женщинам с вагинизмом не избегать полностью неприятных ощущений, объяснить ей, что Они будут, но она должна быть готова к этому, а потом эти ощущения исчезнут, ома с ними справится. Речь идет об использовании одного из принципов гештальт-терапии, заключающегося в том, что во время терапии пациент не должен избегать неприятных ощущений, что он можете посоветовать преодолению их и разрешению трудных ситуаций.

Во время всех занятий следует смазывать расширители и половой член желе, кремом или растительным маслом либо использовать смазанный кондом.

Рекомендуется несколько раз в день проводить тренировку мышц газового дна по методике, предложенной Kegel [Kaplan, 1974], что может способствовать произвольному контролю над мышцами, которые судорожно сокращаются при вагинизме. Этого произвольного контроля быстрее можно достичь путем чередования сокращений и релаксации, чем упражнением одной лишь релаксацией [Fertel, 1977].

Занятия производят с помощью методики, не вызывающей чрезмерного возбуждения y женщины. Как уже было сказано, преодолеть страх можно при помощи сильного сексуального возбуждения, достигаемого при любовной игре с ласками и стимуляцией половых органов. Следует научиться достигать оргазма у женщины при проведении поверхностной мануальной стимуляции с попыткой ввести пальцы во влагалище перед наступлением оргазма, во время или после его наступления, когда ощущение страха подавлено сильным возбуждением или посторгастическим расслаблением [Annon, 1974].

Замечания о диспареунии

Под диспареунией подразумевают появление неприятных или болевых ощущений во время полового акта при отсутствии вагинизма (Hynie, 1970; Masters, Johnson, 1970]. Она возникает в результате аномалий, травм, дегенеративных или воспалительных изменений наружных или внутренних половых органов. Они чаще являются предметом гинекологического лечения, чем сексологической психотерапии, поэтому мы не уделяем в работе значительного внимания этой проблеме.

Правда, в некоторых случаях могут иметь место психосоматические расстройства, возникающие или поддерживаемые психогенными факторами. Тогда следует комбинировать специфическую гинекологическую терапию с психотерапией [Hock, 1973]. К психогенным факторам могут относиться негативное отношение женщины к конкретному партнеру или к сексу вообще. Первично возникший органический симптом может удерживаться по механизму вторичной выгоды, которым для женщины является возможность из-за болезненного состояния избегать половой близости с партнером, к которому она испытывает отвращение, или по крайней мере существенно ограничить ее.

Боли, возникающие во влагалище, преимущественно в начале полового акта, могут быть просто следствием ею недостаточного увлажнения. Для коррекции этого нарушения рекомендуется: а) продлить любовную игру, чтобы возникло достаточное увлажнение стенок влагалища, а транссудат в достаточном количестве достиг его входа; б) исключить неблагоприятные психические влияния, т. е. отрицательные эмоции, особенно чувство страха, которые могут блокировать выделение транссудата, а у мужчин подавить эрекцию. Если все же выделение транссудата недостаточное, то следует использовать желе или смазанный кондом.

144. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Острое стрессовое расстройство развивается в пределах четырех недель после травмирующего события и длится, как минимум, два дня, а как максимум - четыре недели. Если симптоматика сохраняется дольше, то исходом будет посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). ПТСР - это специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным, или повторяющимся воздействием стресс- факторов, выходящих за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемые, как необычные, и вызывающие сильные эмоциональные реакции.

ПТСРвозникает, когда индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали два следующих аспекта:

- человек пережил, или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением - угрозой физической целостности своей или других людей.

- событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

Основными признаками ПТСР являются:

· - психогенная амнезия- неспособность вспомнить о важных аспектах травмы;

· - нарушения сна (затруднение засыпания);

· - раздражительность или вспышки гнева;

· - затруднение концентрации внимания;

· - навязчивые воспоминания;

· - повторные переживания горя при воздействии ситуаций, ассоциирующихся со стрессором.

· - стремление избегать ситуаций, напоминающих стрессор.

· - повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, постоянное ожидание угрозы;

· - гипертрофированная реакция испуга;

· - чувство отсутствия перспективы в будущем;

· - чувство отстраненности, или отдаленности от других людей.

 

У большинства пострадавших возникают непатологические реакции: растерянность, невозможность осмыслить то, что происходит вокруг. Эти расстройства чаще всего кратковременны и следуют сразу же после воздействия катастрофических событий. После осознания опасности у людей развиваются невротические реакции, проявляющиеся тревогой, двигательным беспокойством, или наоборот вялостью, задумчивостью. Таким пострадавшим не требуется немедленная госпитализация. Обычно через некотор

Психотерапия является обязательным компонентом комплексного лечения посттравматического расстройства, которое проводится в несколько этапов. На первом, подготовительном этапе устанавливаются доверительные отношения между врачом и пациентом, без которых невозможно полноценное лечение. Психолог в доступной форме предоставляет сведения о сущности заболевания и об основных методах терапии, настраивая больного на положительный результат. Затем приступают к собственно лечению ПТСР. Большинство психологов считает, что в основе развития посттравматического синдрома лежит нарушение переработки жизненного опыта экстремальной ситуации, так что вместо того, чтобы стать достоянием памяти, прошлое продолжает существовать одновременно с реальностью, мешая пациенту жить и радоваться жизни. Поэтому, чтобы избавиться от навязчивых воспоминаний, пациенту следует не избегать а, наоборот, принять и переработать этот тяжелый жизненный опыт. Существует множество методик, помогающих пациенту помириться со своим прошлым. Хорошие результаты приносят психотерапевтические сеансы, в ходе которых пациент повторно переживает экстремальную ситуацию, рассказывая о деталях событий психологу-профессионалу. Кроме того, достаточно популярны методы поведенческой психотерапии, которые имеют целью обезвредить инициирующие приступы ключи-триггеры, постепенно "приучая" к ним пациента. Для этого сначала с помощью пациента проводят своеобразную градацию триггеров по степени воздействия на психику. А затем в безопасной обстановке врачебного кабинета провоцируют приступы, начиная с ключей самой малой инициирующей способности. К новым перспективным методам борьбы с приступами навязчивых воспоминаний можно отнести специально разработанную технику быстрых движений глаз или метод ДПДГ (десенсибилизация и переработка движениями глаз). Параллельно проводится психокоррекция чувства вины, приступов агрессии и самоагрессии. Кроме индивидуальной работы пациента с психологом, успешно используются групповые сеансы психотерапии, представляющие собой лечебное взаимодействие врача и группы пациентов, объединенных общей проблемой – борьбой с посттравматическим стрессовым расстройством. Разновидностью групповой психотерапии является семейная психотерапия, которая особенно показана самым маленьким пациентам. В отдельных случаях можно добиться довольно быстрого и стойкого успехи в лечении ПТСР у детей при помощи нейро-лингвистического программирования. Как вспомогательные методы психотерапии чаще всего используются: гипноз (внушение); аутотренинг (самовнушение); методы релаксации (дыхательные упражнения, глазодвигательные приемы и т.п.); лечение при помощи изобразительного искусства (специалисты считают, что положительный эффект от данного метода связан с тем, что пациенты избавляются от своих страхов, изображая их на бумаге). Одним из характерных признаков социальной дезадаптации при посттравматическом стрессовом расстройстве является отсутствие у пациента каких-либо планов на будущее. Поэтому завершающим этапом психотерапии ПТСР является консультативная помощь психолога в создании картины будущего (обсуждение основных жизненных ориентиров, выбор ближайших целей и методов их осуществления). Следует отметить, что после завершающего этапа многие пациенты продолжают посещение групп психотерапии для больных с ПТСР с целью закрепления результатов лечения и взаимопомощи товарищам по несчастью.

145.    Неврастения

При лечении неврастении необходимо в первую очередь содействовать больному в правильной оценке его трудовых возможностей, а также рационально организовать режим труда и отдыха.

Здесь психотерапия может быть показана в основном как успокаивающая терапия, отвлекающая больного от различных ипохондрических опасений, внушающая чувства уверенности в силах и возможностях.

У невротиков-гиперстеников с преобладанием возбудительных процессов режим должен быть направлен прежде всего на повышение тормозных процессов и устранение моментов, поддерживающих состояние возбуждения. Для этих больных необходимо создать покой, который может быть достигнут удлинением сна, пассивным отдыхом, спокойными физическими упражнениями, тепловыми процедурами и т. п. Возбудимым, “ушедшим” в болезнь, у которых наблюдаются очаги застойного возбуждения и патологическая инертность, показано, как справедливо указывают X. М. Фрейдин и Л. Н. Канавец, направление интересов на активные формы отдыха с использованием движений, трудотерапии и всего комплекса лечебных (курортных) факторов. С подобными больными в большей степени, чем с другими, обслуживающему персоналу необходимо обращаться дружески, внимательно, терпеливо, наладить взаимопонимание и контакт.

Невротикам-гипостеникам, у которых преобладают тормозные корковые процессы, нужно назначать терапию сном (фармакосон, электросон, условнорефлекторный сон, гипносон). Это очень эффективное средство восстановления нарушенного равновесия основных нервных процессов — торможения и возбуждения. В таких случаях показана терапия по павловскому принципу (“теория двух приводов”) — назначение малых доз брома и кофеина. В дальнейшем показаны стимулирующая терапия и соответствующий режим, прохладные водные процедуры, физкультура, массаж и др.

Конечно, как режим, так и само лечение необходимо строго индивидуализировать. Это касается не только неврастеников, но и психастеников и истериков. Режим может быть назначен только на основании всестороннего изучения индивидуальных особенностей больного (типологические особенности, характер, привычки, склонности, характер течения болезненного процесса).

Для больных неврозами необходима спокойная обстановка, они нуждаются в ласковом и гуманном обхождении.

Нельзя забывать, что некоторые неврозы — истерия, невроз навязчивых состояний, ипохондрические и гипостенические формы неврастении — могут принять затяжное течение.

При затяжных неврозах гипноз и убеждение часто оказываются малоэффективными. Хорошие результаты могут принести комплексное лечение, соматическая терапия — седативная, стимулирующая, общеукрепляющая (особенно фармако- и электросон, гипогликемические дозы инсулина и пр.).

При этом врачу необходимо стремиться разрушить состояние патологической инертности, застойного торможения, упрочившихся патологических рефлексов и тем самым перевести психическую деятельность “на другие рельсы”, иначе говоря, выработать новый динамический стереотип.

Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое распространение различных форм психотерапии прежде всего при этой группе заболеваний. Само же содержание психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт.
В отечественной литературе последнего периода наибольшее число работ посвящено психотерапии неврозов, опирающейся на принципы патогенетической концепции, основанной на психологии отношений (Мясищев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1990). Согласно этой концепции невроз представляет собой психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека. Психологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы. Основная цель психотерапии - изменение нарушенной системы отношений больного, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которой является осознание больным причинно-следственных зависимостей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Это, в свою очередь, требует от психотерапевта глубокого и всестороннего изучения личности больного, эмоционального реагирования, знания индивидуального своеобразия его мотиваций, структуры и функционирования системы отношений и, следовательно, важнейшего звена этиопатогенетических механизмов возникновения и сохранения патологического состояния.
В последние десятилетия отмечается смещение акцента с индивидуальной психотерапии неврозов к разработке системы групповой психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности, играющие роль в патогенезе неврозов, и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения - познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Вопросам личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, возникшей на основе патогенетической психотерапии Мясищева, посвящены многочисленные работы его учеников и последователей (Либих С. С., 1974; Мягер В. К., 1976; Исурина Г. Л., 1983; Ташлыков В. А., 1984; Карвасарский Б. Д., 1985; Александров А. А., 1992; Абабков В. А., 1993; Тупицын Ю. Я., 1993, и др.). В этих работах освещены основные аспекты психотерапии неврозов с позиций указанной концепции; место ее в системе лечебных воздействий при неврозах, проблема соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в психотерапии; взаимоотношения врача и больного, соотношение личностно-ориентированной и симптоматической психотерапии при неврозах; критерии и методы оценки эффективности психотерапии.
Опыт групповой психотерапии неврозов обобщен В. А. Мурзенко (1975), Е. В. Кайдановской (1982), Г. Л. Исуриной (1983), А. П. Федоровым, Э. Г. Эйдемиллером (1984) и др. Применению психотерапии при неврозах посвящены многочисленные работы представителей психодинамической, экзистенциальной и других школ (Карпова Э. Б., 1979; Липгарт Н. К. и др., 1979; Бакирова Г. X., 1983; Голынкина Е. А., 1991; Простомолотов В. Ф. 1989; Менделевич В. Д., 1991; Ялов А. М., 1992; Чехлатый Е. И., 1994; Moreno J. L, 1965; Hock K., 1976; Leder S., 1976; Kratochvil S., 1978; Aleksandrowicz J. W., 1983; Thoma H., Kachele H., 1988).
При неврозах используется широкий спектр форм групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, психопантомима, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, двигательная терапия и др. Психотерапия проводится как в открытых, так и в закрытых группах численностью 25-30 (большие группы) или 8-12 человек (малые группы). Чаще всего организуются группы, гомогенные в этиопатогенетическом отношении (определяющая роль психогенного фактора в развитии заболевания) и гетерогенные в прочих (форма невроза, пол, возраст, синдром). Реже объединяются в группы больные с аналогичными симптомами (чаще с фобиями), в которых тренирующие, применяемые в реальных проблемных ситуациях терапевтические методы, центрированы на симптом. Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях к групповой психотерапии для больных неврозами, хотя и существует ряд определенных требований по подбору и комплектованию группы (например, не рекомендуется включение в одну группу более 2-3 больных с истерической или ананкастической акцентуацией характера, тяжелой обсессивной симптоматикой и т. д.; из больных моложе 18 и старше 50 лет более целесообразно создавать гомогенные по возрасту группы). Частота групповых занятий может быть различной - от одного раза в неделю до ежедневных - и определяется возможностями и направленностью учреждений. Оптимальная длительность занятия 1-1,5 часа. Рассматривая механизмы лечебного действия групповой психотерапии при неврозах, большинство авторов в качестве основного указывают на обратную связь или конфронтацию участников группы со своими проблемами и своим поведением.
В то время как личностно-ориентированная психотерапия наиболее полно реализует этиопатогенетический подход к пониманию и устранению причин и механизмов развития неврозов, другие методы, используемые при неврозах, основаны на симптоматических психотерапевтических воздействиях, т. е. направленных в большей мере на смягчение или ликвидацию невротической симптоматики.
С помощью гипнотерапии можно воздействовать практически на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических их проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и других невротических синдромов (нейровегетативные и нейросоматические, двигательные и чувствительные расстройства и т. д.). При неврозах могут быть использованы различные виды гипнотерапии: мотивированное внушение по Иванову, имеющее не только симптоматическую, но и в известной мере патогенетическую направленность; удлиненная гипнотерапия В. Е. Рожнова (1979); длительный гипноз-отдых К. И. Платонова (1962). Могут быть использованы также фракционный гипноз, ступенчатый активный гипноз по Кречмеру и др. Терапевтический эффект от суггестивных воздействий в гипнозе может быть получен во всех 3-х его стадиях - сомнолентности, гипотаксии и сомнамбулизма. Гипнотерапия при неврозах может проводиться в форме индивидуального и коллективного гипноза (точнее, гипноза в группе). Авторы, применяющие гипнотерапию, практически едины в том, что она наиболее показана при истерическом неврозе и в меньшей степени при неврастении и неврозе навязчивых состояний. Подчеркивая хорошо известную высокую лечебную эффективность гипнотерапии даже при длительных истерических конверсионных моносимптомах, следует указать, что при целевом, особенно рентном характере симптома, она чаще оказывается безрезультатной, ее эффективность целиком определяется установкой на излечение.
Метод аутогенной тренировки наиболее показан при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, нередко выраженные фобии, в особенности при сочетании аутогенной тренировки с условно-рефлекторными методами; сексуальные нарушения и т. д.). В меньшей степени этот метод показан больным с выраженными астеническими, ипохондрическими, обсессивно-фобическими расстройствами и с истерическим неврозом. Г. С. Беляев (1971) отметил хорошие терапевтические результаты применения аутогенной тренировки в амбулаторной практике (стабилизация ремиссий и предупреждение рецидивов неврозов).
В последние годы при лечении больных неврозами получает распространение методика биологической обратной связи. Применение установки биологической обратной связи для достижения глубокой телесной и психической релаксации позволяет во много раз сократить время овладения аутогенной тренировкой и существенно повысить ее эффективность. Вместе с тем результаты лечения этим методом больных неврозами достаточно противоречивы. При его использовании необходимо учитывать такие психологические факторы, как повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.
Можно согласиться с А. М. Свядощем (1982) в том, что внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов. Реализуется оно преимущественно у людей с хорошей внушаемостью и, конечно, в значительной мере зависит от степени авторитетности врача. Если прямое внушение эффективно в большей степени при лечении истерических неврозов, то косвенное внушение может быть с успехом использовано и при других формах неврозов.
Метод наркопсихотерапии используется с целью снятия истерических зафиксированных моносимптомов, для осуществления суггестивных воздействий при фобических расстройствах с последующими функциональными тренировками (ходьба, поездки и т. д.), а также при других невротических нарушениях. Курс лечения может состоять из 10-20 процедур, проводимых ежедневно или через день. Из близких к наркопсихотерапевтическим методам при неврозах может использоваться метод применения газовой смеси кислород + закись азота. Методика эффективна при неврозах с фобической, ипохондрической и депрессивной симптоматикой. При фобиях на фоне действия и последействия закиси азота проводят функциональные тренировки, осуществление которых облегчается в этих условиях и особенно результативно в связи с эйфоризирующим и седативным эффектом газовой смеси. Наркопсихотерапия может выступать в качестве одного из вариантов так называемой абреактивной психотерапии. Следует присоединиться к точке зрения Кратохвила (1976), что при неврозах конфликтогенной природы методы отреагирования являются лишь симптоматическими, так как, уменьшая эмоциональное напряжение, они никогда не устраняют причин, которые вызвали невроз, и могут поддерживать его существование в дальнейшем.
Поведенческие методы, включенные в систему личностно-ориентированной психотерапии, весьма результативны при лечении прежде всего обсессивно-фобических расстройств (Якубзон А. М., 1989), в особенности изолированных невротических монофобий. Методы угашения страха в патогенной ситуации с помощью специально разработанной системы функциональных тренировок (Танцюра М. Д., 1956; Асатиани Н. М., 1979) оказываются эффективными в комплексе лечебно-восстановительных воздействий у больных неврозом навязчивых состояний даже при затяжном неблагоприятном его течении.
Рациональная психотерапия широко используется при лечении неврозов самостоятельно либо в сочетании с другими методами, а также с целью подготовки, например, к групповой психотерапии. Метод адресуется к логическому мышлению пациента, в качестве лечебных факторов выступают авторитет врача, убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение и др. Таким образом изменяют неадекватное отношение больного к заболеванию, разъясняют ему сущность невроза.
Выше были перечислены основные методы психотерапии, применяемые при неврозах. Для лечения этой группы заболеваний могут с успехом использоваться и другие известные методы психотерапии: катарсическая психотерапия, библиотерапия, арттерапия и т. д. Наряду с общими целями и задачами, решаемыми при психотерапии неврозов (как психогенных заболеваний, имеющих общую природу), своеобразие клинического их проявления требует известной индивидуализации лечения, предпочтительного использования при различных невротических формах и синдромах тех или иных методов психотерапии.
С учетом роли семейных конфликтов в этиопатогенезе и течении неврозов в качестве одной из специфических форм психотерапии в их комплексном лечении применяется семейная психотерапия (Мишина Т. М., 1983; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990, 1999; Richter Н. Е., 1970, и др.). Она представляет собой процесс группового воздействия, направленного на изменение межличностных отношений и имеющего своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию. В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и пр.

146. Заикание – это такое нарушение речевой функции, главной чертой которого, как правило, являются запинки при произношении первого звука слова. Также можно сказать, что это нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорогами в разных частях речевого аппарата.

Все мы запинаемся, но такие сбои, заминки у здорового человека не имеют общего с заиканием. Самое большое отличие в том, что у заики утерян контроль над органами речи, он ощущает мышечное напряжение. Интересен тот факт, что мужчины болеют в три раза чащеподобным недугом, чем женщины. Ученые объясняют это различиями в строении головного мозга обоих полов.

Заикание – одна из сложнейших форм речевой патологии. Оновлияет на формировании личности, поведения, адаптации. Часто данная патология возникает в детстве (от 2 до 5 лет), совпадает с фазой активного развития речи, когда речь является самой уязвимой, ранимой областью в высшей нервной деятельности детей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, возникнув в раннем детстве, заикание может зафиксироваться условно-рефлекторно.

Факты о заикании

§ Заикание в мире встречается в 3 раза чащеу мужского пола, чем у женщин.

§ Число больных составляет около 0,5 – 10 %.

§ У заикающихся обычный интеллект.

§ Заикание не приобретается при подражании заикающимся людям.

§ Тактика лечения зависит от возраста пациента.

§ Нет 100% лекарства от заикания.

Причины заикания

Причины патологии не выяснены. Существуют только теории, каждая из которых в определенной мере объясняет этот дефект, но при этом ни одна конкретно не получила широчайшего распространения.

Сейчас ученые наиболее склонны к тому, что причины данной патологии кроются в головном мозге. Так кактам расположены центры, ответственные за речь. У детей младше 5 лет легче спровоцировать заикание, так кактогда в мозге начинают формироваться центры речи, когда между нимипроисходит синхронизация. В результате сбоя центры речи работают не синхронно, в результате человек начинает заикаться.

Причина заикания обычно в ослабленности нервной системы, которая обусловлена действием неблагоприятных факторов: болезни нервной системы родителей; алкоголизм, курение матери; нарушение мозгового кровотока у плода; возникновение сразу после рождения нарушений снау ребенка, раздражительности, плаксивости; в раннем детстве могут бытьночные страхи, сильные эмоциональные реакции, физическаяослабленность, энурез.

Непосредственными причинами заикания могут быть: ушибы и сотрясения головного мозга, истощение нервной системы в результате инфекций, испуг.

Симптомы и типы заикания

Ученые выделяют три типа заикания:

§ Первый тип – для людей с патологией нервной системы (НС). Причины такого типа: родовая травма, частые заболевания в первый год жизни, наследственность. При обследовании у невролога у больных детей находят отклонения (вплоть до признаков повышения внутричерепного давления), хотя внешне ребеноквыглядит вполне здоровым.

§ Второй тип – обнаружен у людей-правшей, но ведущий глаз которых – левый. Это момент, когд


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.