Капризы как форма смещенной активности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Капризы как форма смещенной активности

2020-12-27 77
Капризы как форма смещенной активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Капризы — то есть стремление добиться чего-то запрещенного, или невозможного, или бессмысленного — принято считать формой детского поведения, причем такой, которую надо подавлять и ни в коем случае не поощрять. Между тем капризы имеют большой биологический смысл. Часто это демонстрация, основанная на потребности ребёнка обратить на себя внимание. Очевидна биологическая значимость подобных действий — без внимания матери шансы на гибель ребенка многократно возрастают. Порой капризничают и взрослые люди, и домашние животные. Такое поведение у людей расценивают как инфантильное (если речь идет не о беременной), у животных — как результат плохой дрессировки. Но часто капризное поведение бывает основано на других потребностях — это одна из разновидностей смещенной активности, метод защиты от неконтролируемости ситуации.

Дети неосознанно протестуют против родительского контроля и системы запретов. Протесты подрастающего поколения, а порой и взрослых членов семьи проявляются в форме странных поступков, иногда и таких, которые кажутся неадекватными. На самом же деле это, возможно, социально неприемлемые, но вполне адекватные реакции — попытки создать субъективно контролируемую ситуацию. Большинство людей (и взрослых тоже) стараются достичь хотя бы иллюзии контроля над ситуацией, на которую невозможно повлиять. Это помогает избежать состояния выученной беспомощности.

Своими неожиданными для взрослых поступками ребёнок показывает себе, что именно он управляет ситуацией. Он и сам был бы рад хорошо учиться, заниматься спортом, дружить с хорошими мальчиками и девочками, а с плохими не дружить. Ему хотелось бы не пить и не курить. Но он знает, что все эти формы поведения будут реализацией родительских желаний.  А вот лазать по крышам, перебегать железнодорожные пути перед близко идущим поездом, ездить на велосипеде по автомагистрали — все это родители категорически не одобрили бы. Следовательно, подобное поведение будет его решением, его поступком, которым он доказывает себе, что управляет своим поведением, сам контролирует ситуацию.

Родителям очень трудно удержаться от того, чтобы контролировать поведение детей. Взрослый человек и лучше предвидит отдаленные последствия поступков, и сделает все быстрее, лучше и надежнее. Куда проще надеть на свое дитя  все необходимое для прогулки, чем ждать, когда он оденется сам. Но выйдя из дома, ребенок тут же снимет рукавички — назло маме, пусть руки мерзнут! Собираясь на дачу, мама отбирает у сына огромного медведя — ну куда его, и так все руки заняты! — но этим она подчеркивает, что решения принимает только она, а от ребенка ничего не зависит. В результате всю долгую поездку в метро и в электричке малыш  капризничает. Этим он субъективизирует контролируемость окружающего мира.

В одном из современных фильмов есть такой эпизод. Дети просят мать завести котенка, она отказывает, тогда дети покупают котенка на деньги, сэкономленные на завтраках. Мать тут же отдает котёнка в хорошие руки, и больше разговоров о кошке не возникает. А в финальной сцене фильма дети приходят домой, и их встречает улыбающаяся мать с котенком у ног. По мысли создателей, это, вероятно, бодрый финал, мажорный аккорд. В действительности все это очень печально. Когда дети просили котёнка, мать запрещала это; когда дети принесли-таки котёнка в дом, мать его ликвидировала; когда дети смирились с отсутствием котёнка, забыли о нем (детское сознание легко переключается) — мать сама приносит котёнка. Женщина лишний раз показала детям, что от их поведения, от их желаний ничего не зависит, ситуацию контролирует она и только она.

Мы отмечали, что неконтролируемая ситуация для детей возникает, когда они замечают, что взрослые скрывают от них какие-то темы, какие-то жизненные обстоятельства, причины своих запретов. В этом случае обойти запрет для молодого человека означает взять ситуацию под контроль. Вспомним историю любви Джона и Флёр Форсайтов, героев «Саги о Формайтах! Джона Голсуорси. Вряд ли их роман превратился бы в такую неодолимую стремнину, если бы их родители своевременно разъяснили юноше и девушке причины своего протеста.

В одном из романов Александры Марининой девушка, работавшая секретаршей у своего отца, передавала его секреты конкурентам и более того, добилась в конце концов, чтобы папу посадили в тюрьму. Дело в том, что отец продолжал контролировать поведение совершеннолетней девушки так,  будто она оставалась ребёнком. В частности, выписывая ей зарплату, обычную для секретарши бизнесмена, на руки выдавал ту же мизерную сумму, что и в школьные годы. Примечательно, что девушка не осознавала мотивов своего поведения и  потребностей, которая она стремилась удовлетворить. Сама она считала, что страдает из-за невозможности покупать дорогие вещи, посещать дорогие клубы и тратить деньги другими способами. Но, став наследницей и получив финансовую независимость, она быстро убедилась, что затратная светская жизнь ей неинтересна. Оказалось,  вся драма разыгралась из-за родительского гиперконтроля.

В основе поступков взрослых людей тоже порой лежит стремление к субъективизации контроля ситуации. Человек, поведение которого полностью контролируется супругом, может вдруг завести любовника (любовницу). И в основе этого поведения будет не влюбленность, не поиски новизны, а лишь бессознательное желание совершить нечто, явно неодобряемое контролером. В рассказе Мопассана «Бомбар» муж, регулярно получавший от богатой жены незначительную сумму на самочинные мужские расходы, почти всю ее передавал служанке — «здоровенной бабе, красной и коренастой» — за то, что та позволяла совокупляться с собой на черной лестнице. И на следующий день, сидя с удочкой в тростниках, муж кричал от радости: «Надули хозяйку!»

Тот же механизм — субъективизация контроля поведения — работает иногда и у домашних питомцев. Большинство хозяев видят в собаке компаньона и пренебрегают ее обучением, то есть созданием четкой системы правил поведения. Периодические крики «Фу!», дерганья за поводок, шлепки по носу, — все это для собаки непредсказуемо, поскольку в других случаях то же самое поведение, вроде выпрашивания еды у человеческого стола, никак не наказывалось и даже поощрялось. В результате умная вроде бы собака выбегает на проезжую часть! Делает это она для субъективизации контроля ситуации.

Чтобы увеличить количество счастья у себя и у близких нам людей, достаточно лишь ослабить стремление держать руку на пульсе всех семейных событий. Надо отвести каждому члену семьи — от супруга до собаки — то психическое пространство, в котором он никому не подотчётен. Для мужчин таким пространством часто становится гараж (поэтому-то гаражи настолько дороги). Но у детей своего гаража нет, поэтому, конечно, абсолютно недопустимо читать дневник дочери, но нельзя и убирать в комнате подростка, своей волей расставляя все по местам и выкидывая лишнее. Даже напоминать ей (ему) об этом бардаке и конюшне лучше только в форме намеков и аллегорий.

Так же стоит относиться к капризам домашних животных. Например, собака автора этих строк всегда радуется предстоящей прогулке. Это проявляется в двигательно-голосовом возбуждении — она носится по квартире, периодически подвывая, когда я начинаю в урочное время одеваться. Перед прогулкой надо поесть, но собака подходит к миске с едой только тогда, когда я уже стою в застегнутом пальто с поводком в руке. При этом она начинает баловаться: передними зубами берет одну гранулу и, подержав, бросает ее на пол, и так несколько раз. Потом начинает есть, тщательно пережевывая пищу. Конечно, можно было бы просто выйти из квартиры, и собака, конечно, пошла бы следом. Но у нее ведь так мало возможностей реализовывать собственные решения, то есть  полностью контролировать ситуацию! Время прогулки, маршрут, продолжительность – все это выбирает человек. Хозяин постоянно дает указания — туда не ходи, тут не нюхай, это выплюнь немедленно, в дерме не валяйся! Поэтому я терпеливо жду, пока собака не поест со всеми своими фокусами и выкрутасами — пусть субъективизирует контроль, капризничая у кормушки, а не выбегая на проезжую часть. В фильме «Основной инстинкт» героиня Шарон Стоун объясняет поведение мальчика, взорвавшего самолет родителей, тем, что он хотел проверить: накажут ли его за это? Очевидно, родители мальчика подавляли всякую возможность его самостоятельного поведения, что и вызвало такую драматическую, но вполне биологически объяснимую реакцию. (Заметим здесь, что воспитание нефрустрированного ребенка, то сеть система воспитания с полным отсутствием запретов и наказаний — это тоже неконтролируемая ситуация для ребенка. Выйдя из семьи во внешний мир, ребёнок лишится полной свободы, и столкнётся с неизвестным ему и очень неприятным понятием «нельзя».)

Нашу опытность, ум, знание жизни и способность прогнозировать развитие событий будем проявлять в предоставлении своим близким определённой свободы и, конечно же, неотчуждаемой от свободы ответственности. Ну и, безусловно, стоит быть снисходительнее к капризам домашних; ведь их капризы — это бессознательное поведение, причина которого чаще всего в нас самих.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.