Тренировки не повышают устойчивость к стрессу — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тренировки не повышают устойчивость к стрессу

2020-12-27 50
Тренировки не повышают устойчивость к стрессу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку стресс возникает всегда, когда мы сталкиваемся с непривычными обстоятельствами, невозможно как-то натренироваться  и навсегда избавиться от сего неприятного явления. И об этом очень важно помнить, ведь вокруг нас раздается множество голосов, зазывающих на курсы занятий — за деньги, конечно, причем, как правило, немалые! — которые «научат справляться со стрессом». Ведущие таких курсов -  либо откровенные шарлатаны, либо добросовестно заблуждающиеся люди, которые не имеют никакого понятия о том, что такое стресс.

Когда на наш организм действует привычный стимул, стресс минимален. Если же стимул новый и неизвестный – стресс велик. Это отразилось в народных поговорках типа «Первую песенку зардевшись поют», или «Первая рюмка колом, вторая соколом, остальные — мелкими пташками».

Очень важный вывод из определения стресса как реакции на новизну следующий: «тренированный» не значит «устойчивый к стрессу». Выработать устойчивость к стрессу вообще — невозможно.

В феврале 2007 года 43-летняя Л.М. Новак была задержана при нападении на любовницу мужа. Это заурядное происшествие привлекло внимание всей планеты – ведь  задержанная была астронавтом НАСА, имела чин полковника и  неоднократно летала в космос, в том числе и в должности командира экипажа! Принято считать, что астронавты — люди из стали, карбона и тефлона;  в силу тщательного отбора и неустанных тренировок они превосходят обычных людей во всем, в том числе и в способности адекватно действовать при стрессе. Вот почему журналисты, как и делавшие заявления официальные представители НАСА, говорили об ошибках в программе подготовки астронавтов или, в крайнем случае, об ошибке в конкретном случае тестирования полковника Новак. А на самом деле Новак просто испытала сильнейший стресс: взломав почтовый ящик мужа, она обнаружила, что он ей изменяет. Вооружившись пистолетом, ножом и баллончиком с раздражающим газом, она надела специальный подгузник для астронавтов, который позволяет очень долго не посещать туалет, и села в машину и отправилась к коварной разлучнице. Новак проехала без остановок тысячу миль. Все ее действия  (главным образом, подгузник) характеризуют ее поведение как неадекватное, лишенное биологического смысла и, следовательно, стрессорное.

Конечно же, то, что случилось с полковником Новак, не дает никах  оснований говорить о ее профессиональной непригодности.  Дело в том, что астронавтов и космонавтов тренируют и тестируют на способность справляться с ситуациями, которые могут возникнуть во время космического полета, а вот навыков адекватного или, по крайней мере, социально приемлемого, поведения при житейских невзгодах у будущих покорителей космоса не вырабатывают. По всей вероятности, многолетние напряженные тренировки, в которых имитировались условия космического полета и вероятные нештатные ситуации, не оставили бедной женщине времени на приобретение обычного житейского опыта, опыта отношений между людьми. Впервые оказавшись в ситуации, которую она не отрабатывала на тренажерах, астронавт Новак испытала стресс и проявила стрессорное поведение.

Часто полагают, что стресс возникает лишь при сверхсильных воздействиях на организм, но это не всегда так. Конечно, страшная катастрофа, в которой чудом удалось выжить, обязательно вызовет стресс, но бывает и так, что он  возникает  и от незначительного по физическим проявлениям воздействия, а сильнейшее воздействие  вызывает  стресс очень незначительный - если это воздействие утратило новизну.

Когда человечество  только начало осваивать космическое пространство, считалось, что для космонавтов главная трудность состоит в перегрузках, возникающих  при ускорении стартующей ракеты. Будущих героев нещадно тренировали на центрифугах и специальном стенде — тележке с реактивным двигателем. В кинохронике, в популярных статьях, в детских книжках постоянно рассказывалось о кандидатах в покорители Вселенной,  крутящихся в центрифуге. В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век», написанной в 1960 году, в Космической Академии «…раз в неделю каждый курсант крутился на центробежной установке, приучаясь к перегрузкам. Раз в неделю по часу все пять лет», и чем б о льшие перегрузки мог выносить курсант, тем выше был его авторитет у однокашников.

Действительно, первые полёты в космос показали, что они требуют невероятного напряжения  физических и психических сил человека. Далеко не все космонавты справлялись с ними, не всем удавалось полностью выполнять полученные задания, а кому-то после возвращения на Землю прямо говорили: «Спасибо, но больше вы не полетите». Теперь, когда человечество накопило более чем полувековой опыт космических полётов, случаев неадекватного поведения космонавтов на орбите почти не бывает. Что же произошло? Улучшилась методика подготовки? Или изменились условия отбора кандидатов? Или люди стали крепче? Нет, просто исчезла новизна.

Уже на заре освоения космоса стало ясно, что главная проблема космонавтов  - чисто психологическая. Когда еще до человека очередь не дошла и в космос запускали только собак,  однажды специально подготовленный пес сбежал перед самым стартом — дворняга, что с него возьмёшь? А собак ведь тоже предварительно тренировали в центрифуге. Кроме того, их трясли на вибростенде, держали в шумовой камере, сбрасывали с парашютом, готовили ко всем физическим воздействиям, возникающим при старте, в полёте и при приземлении. Тренировки длились полгода.  И вот такой закалённый специалист, пройдя все этапы подготовки, сбегает! Что делать? Дублёра не было, старт откладывать невозможно. В отчаянии поймали местную байконурскую дворнягу, запихнули  в ракету и запустили в космос.

И что же? Та собака (имени её история не сохранила) прекрасно перенесла полёт! Вернулась живой и невредимой, вполне себе здоровой, никаких отклонений в поведении, физиологические показатели тоже быстро вернулись к обычным значениям, в полёте вела себя спокойно и прилично — даже не пыталась содрать с себя многочисленные датчики. Почему же случайная, совершенно неподготовленная собака так легко перенесла полёт, а некоторые люди, несмотря на длительную подготовку, не справлялись?

Дело в том, что собака не осознавала, что с ней происходит. Ну, схватили, ну пристегнули ремнями, ну что-то погремело, тяжесть навалилась, потом отпустило. Ничего особенного, ведь дворнягам и не такое в жизни приходится переживать. Все они  обладают отменным физическим здоровьем и крепкой психикой, их грохотом да перегрузками не проймёшь. Но главное, собака не понимала, что её отправили в космос. А люди-космонавты все прекрасно понимали! Понимали, что отправляются в абсолютно чуждую человеку среду, в безвоздушное пространство, от которого их будет отделять лишь тонкий слой металла. Понимали, что жизнь их будет зависеть от работы сложных механизмов, разработанных совсем недавно, а потому ненадёжных. Понимали и то, что будут подвергаться, первыми среди всех обитателей Земли, воздействию космических лучей, а может быть, и других неучтённых факторов, и совершенно неизвестно, как это скажется на их здоровье.

Теперь полёты в космос стали обыденными, их новизна исчезла. Человек, отправляющийся в космический полёт, конечно же, волнуется, но ведь и пассажиры авиалайнера волнуются, когда их просят пристегнуть ремни перед взлётом.

Сегодня уже появился космический туризм - в просторы Вселенной может отправиться любой человек, прикопивший несколько десятков миллионов долларов. Требования к здоровью таких туристов очень снисходительные, да и ограничений по возрасту практически нет.

Правда, космических туристов все-таки готовят к полёту,  но недолго - всего шесть дней. Например, дают поносить скафандр — тяжёлая и неудобная амуниция. Сажают в кресло космического корабля, а кресло погружают в бассейн с солёной водой — чтобы будущий космонавт ощутил себя в невесомости. А еще его крутанут на центрифуге — чтобы почувствовал перегрузки. И дадут послушать рёв двигателей на старте. Вот и всё, пожалуй. Конечно, такую подготовку нельзя назвать тренировками, да они туристу и не нужны. Достаточно, чтобы он испытал все эти необычные ощущения. Чтобы ощущения во время старта, полёта и приземления, не были абсолютно новыми для его организма — тогда стрессорная реакция будет не так уж велика. В любом деле главное, чтобы новизна была не зашкаливающе большой, тогда человек справиться с любыми, даже очень сильными воздействиями.

Не верьте людям, которые утверждают, что можно научиться переносить стресс, натренироваться и справляться потом с любой стрессорной ситуацией. Да, действительно, можно научить человека справляться с какой-то конкретной ситуацией. Например, многие боятся говорить перед незнакомой аудиторией. У таких горе-ораторов перед публичным выступлением буквально трясутся колени, во рту пересыхает, вылетает из головы вылетает всё, что они собирались сказать и, вдобавок, постоянно хочется в туалет. Единственный способ преодолеть этот страх — выступать. Говорить сначала перед знакомыми людьми. Потом перед мало знакомыми. Потом и перед вовсе вам неизвестными. Например, можно объявлять остановки в общественном транспорте. Сначала вы будете говорить сиплым голосом, и изумлённые лица пассажиров заставят вас прятать глаза и обливаться потом. Но постарайтесь преодолеть первые приступы паники, и постепенно вы сможете поднимать взгляд. Поначалу будете смотреть поверх голов пассажиров, но со временем сумеете взглянуть на отдельные лица. А потом у вас получится улыбнуться кому-нибудь, импровизировать, добавить что-то к названию остановки. Словом, вы освоитесь с ситуацией, но это нисколько не означает, что улучшилась ваша способность действовать в условиях стресса!

Ваша «устойчивость к стрессу» какой была, такой и осталась. У человека, который перестал бояться публичных выступлений, стресс вызовут другие, непривычные ему ситуации. Накапливайте опыт, жизненный и профессиональный, и тогда всё меньше ситуаций будут для вас новыми и стресс будет возникать всё реже.

Оказалось, высшее образование - весьма эффективный, хотя и затратный способ повысить устойчивость психики в стрессорной ситуации.  Это установили американские ученые, которые изучали после Второй мировой войны факторы, определяющие формирование постстрессорных расстройств.

Врачи обратили внимание, что не все ветераны одинаково страдали от переживаний, вызванных участием в боевых действий, и, более того, сила расстройств далеко не полностью соответствовала риску, которым подвергались люди на войне. Заметим, не только участие в боях, но и сами условия армейской жизни в полевых условиях, строгая дисциплина — всё это для человека, вырванного из привычных гражданских реалий, является стрессорами. Однако спустя год-два после демобилизации один бывший солдат спокойно возвращался к мирной жизни,  социально адаптировался, а у его сослуживца, воевавшего с ним рядом,  развивались  глубокие психические расстройства, вплоть до инвалидности. Но ведь оба находились в одинаковых условиях, подвергались одним и тем же рискам, оба были ранены. В чём же причина такой неодинаковой реакции?

В поисках ответа ученые провели масштабное исследование анкетных данных больных и здоровых ветеранов. Учитывали возраст, рост, вес, расу, мирную и военную профессии, образование, род занятий,  уровень доходов, наличие родителей, жены и детей, криминальное прошлое, общественную активность и многое другое.

  Обнаружилось, что значительно лучше перенесли боевой стресс люди с высшим образованием, а криминальное прошлое - фактор риска развития постстрессорных расстройств психики[2]. Странно; казалось бы, бывшие члены  уличных банд, привычные к насилию, к кровопролитию, к риску получить травмы должны лучше чувствовать себя на войне. Во всяком случае, лучше человека, который после университетской скамьи работал в офисе или лаборатории и никогда  не сталкивался ни с физическим насилием, ни с физическими нагрузками.  

Эта противоречащая здравому смыслу закономерность объясняется тем, что в вузах люди не только получают знания и навыки, но и обучаются самому процессу обучения — повышают свою способность приобретать новый опыт и использовать его при формировании  конкретных программ поведения, которые позволяют не наступать дважды на одни и те же грабли, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных.

Конечно же подобным действием обладают не только вузовские курсы. Занимаясь самообразованием, читая, размышляя, создавая собственные разработки, мы  совершенствуемся  в конкретной области, но и развиваем свою способность избегать длительных, тяжелых  стрессов, оставляя себе только стрессы приятные и бодрящие.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.