Работа подготовлена обучающимися — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Работа подготовлена обучающимися

2020-12-27 66
Работа подготовлена обучающимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательская

Работа

Язык средств массовой

информации:

Образец для подражания

 или

Порицания?

 

Работа подготовлена обучающимися

Б  класса

МБОУ «СОШ»

 с. Красный Яр Энгельсского района

Саратовкой области

Исаев Тимур,

Крутских Ксения

Руководитель

Учитель русского языка и литературы

Плугатырева О.Н.


ГЛАВА 1.

Причин, приведших к нарушению норм ударения.

Попытаемся проследить возникновение причин, приведших к нарушению нормы, и произвести классификацию существующих ошибок.

В основе работы лежат материалы исследований К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» А. А. Мурашова «Психологические предпосылки речевых ошибок». Первая точка зрения принадлежит К.С. Горбачевичу и заключается в том, что в русском литературном языке нет универсальной причины изменения ударения. В сложном и неустойчивом состоянии современного ударения обнаруживаются и отголоски распавшейся древней акцентологической системы, во многом зависевший от интонационной и фонетической характеристики гласных звуков, и следы конкуренции книжной церковнославянской риторики и исконно русской народной стихии. Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимовлияния территориальных и социально-профессиональных диалектов, а также воздействия иноязычной среды и многоконтактности при заимствовании.

       Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения А.А. Мурашова. Ученый справедливо доказывает, что изменение речи – прямое следствие изменений в жизни человека и социума.

«Высказывание – это не какая-либо парящая в воздухе установка, которая сама по себе могла бы раскрыть первично сущее вообще, он всегда опирается на базис бытия в мире!» Внутри самой речи происходят явления, которые психологически мотивированы продолжающейся адаптацией и естественным стремлением людей во что бы то ни стало выглядеть современными, следовать в речи новациям (иногда ошибочным).

Выделяют следующие позиции, присущие современной речи:

Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (м И зерный от фр. миз Е р – миз Е рный)
  • Из-за плохого знания орфографии (брон Я у танка, бр О ня – право на что-либо)
  • Незнание морфологической принадлежности слова (р А звитый – разв И тый)
  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. Новор О жденный, а не новорожд Е нный, ж ё лчный)
  • -_жаргонизация;
  • - наличие в устной речи элементов чужой речи (цитирование);
  • - высокий темп речи, «телефонный» стиль,

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • РавноправныеА ржа – барж А, И скристый – искр И стый).
  • Варианты нормы, одна из которых признается основной (твор О г – осн., тв О рог, кулин А рия – кулинар И я, прик У с (общеупот.) – пр И кус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острот А (лезвия) – остр О та (остроумное выражение), тр У сить (бояться) – трус И ть (бежать)

ГЛАВА 2. Проведение исследования о состоянии норм ударения у обучающихся МБОУ «СОШ с.Красный Яр»


 


Сбор материала

 

   Мы собрали слова, которые представлены в КИМах (контрольные измерительные материалы) за 2010 – 2012 годы. Получился довольно солидный список из 190 слов. В этот список вошли слова иноязычного происхождения, исконно русские слова, общеупотребительные. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2). Всего нами опрошено 186   человек.

 

класс Количество
5 30
6 30
7 30
8 30
9 30
10 19
11 17

    

Обработка материалов

  Теперь нам нужно было выяснить, влияет ли возраст школьников на состояние речи. После статистической обработки материала результаты были представлены несколькими способами: в таблицах, диаграммах, циклограммах. 

Наиболее частые нарушения норм ударения в речи обучающихся

 МБОУ «СОШ с.Красный Яр»

Слово 5 класс 30 чел 6 класс 30 чел 7 класс 30 чел 8 класс 30 чел 9 класс 30 чел 10 класс 19 чел 11 класс 17 чел
1 баловать 25 22 18 19 17 3 2
2. каталог 15 16 9 10 8 - -
3 дозвониться 12 10 6 10 6 - -
4 банты 20 18 11 12 8     2
5 закупорить 30 27 15 18 16 3 4
6 квартал 5 4 2 6 5 - -
7 торты 25 20 12 10      

 

Заключение

     Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить следующее. Изучение состояния норм ударения в нашей школе представляет большой интерес для  учителей  и учащихся.

Главные  причины нарушения норм ударения: влияние окружения, средств массовой информации, отсутствие интереса к чтению художественной литературы. отсутствие идеалов у подростков

 Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и учеников,  выпускники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью. Хотим сообщить, что у нас есть  хороший результат: в 2017 году у учителя русского языка и литературы Плугатыревой О.Н. среднийблл на ЕГЭ по русскому языку составил 83,6 %, что выше среднего по региону на 21 %, Алымова Анастасия     набрала 100 баллов,Верещагина Мария и Ефимовский Кирилл по 96 баллов.    

     Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными. На следующий год мы хотим сравнить результаты выпускников  2018 года учебного года с сегодняшними данными. Таким образом, мы выясним, повлияли ли наши начинания на культуру речи учеников.  Проблема сохранения культуры речи актуальна в наши дни, когда снижается внимание к родному языку, происходит засорение русского языка. Мы искренне верим,  что наши начинания будут поддержаны.


Список использованной литературы

1. Аванесов. С. А. Словарь произношений русского язык

2. Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологический аспекты. Сборник материалов 4 Международной конференции 2006 года, Самара, 2006, 340 стр.

3..Горбачевич К. С.   Нормы произношения и ударения русского языка. М.:»Просвещение», 1981

 4. Мурашов А.А. Психологические предпосылки речевых ошибок.  РЯШ, 2006 №    6, 2007. №1

 5. Орфоэпический словарь русского языка. Т. Л. Щеглова, О. А. Щеглова. М.: «Юнвес», 2006, 575 стр.

 6.Розенталь Русский язык. Пособие для поступающих в вузы М.:»Просвещение», 1999, 275 стр.

 7.Савосин Г. С. Трудные дороги Сергиевских нефтяников. Самарское книжное издательство, 2000, 350 стр.

 8.Энциклопедический словарь юного филолога. М.: «Педагогика», 1984., 147 стр.


Приложение 1

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ

СЛОВАРИК ВЫПУСКНИКА



Авт о бус, аг е нт, алфав и т, арб у з, аргум е нт,  ар е ст, астрон о м, а тлас (карты), атл а с (ткань)

 Баллот и ровать, балов а ть, без у держный, библиот е ка, в е рба, 

Валов о й, вар и ть, в а хт е р, в о лен, в о лк а, в о ра, Гект а р, гравер, группиров а ть, г у ся.

 Демокр а тия, д е ятельность, ди а гноз, диал о г, диспанс е р, доб ы ча, догов о р, дозвон и ться (дозвон ю сь, дозвон и шься), докум е нт, драматург и я, дрем о та

Заброн и ровать, зав и дно, з а говор, зад о лго, зазвон и ть, за и ндеветь, зак у порить, зазвон и ть, занят о й (человек), з а нятый (кем-нибудь или чем-нибудь), зарж а в е ть, звон и ть, зл о ба, зубч а тый.

 Иер о глиф, и здавна, изобрет е ние, и зредка, иллюстр и ровать, и мпорт, инд у стр и я, инструм е нт. информ и ровать, и скра.

Катал о г, катастр о фа, кауч у к, кварт а л, килом е тр, кол о сс, комб а йн е р, к о мпас, к о мплекс, крап и ва, крас и вее, крем е нь, к у хонный.

 Лом о ть, лоск у т, лыжн я.

 Магаз и н, мастерск а я, мастерств о, медикам е нт, м е льк о м, м и з е рный, монол о г, молод е жь,

 Н а бел о, нав е рное, н а гол о, над о лго, надо у мить, нам е ренно, недо и мка, некрол о г, н е нависть, неподал е ку, непревзойд е нный, новорожд е нный.

Обесп е чение, облегч и ть, обостр и ть, озл о бленный, оп е р и ться, осв е домить, отк у порить, отч а сти. Парал и ч, парт е р, п а хота, пепел и ще, п е рч и ть, пл а н е р, пл е сневеть, пов а ренная соль, портф е ль, предм е т, премиров а ть, пригов о р, прид а ное, приз ы в, прин у дить, пр и нцип, приобрет е ние, прир о ст, прозорл и вый, простын я, проц е нт, псевдон и м.

Рассерд и ться, рем е нь, рж а в е ть, руковод и ть, р у сло, сантим е тр, св е кла, сил е н, с и лос, симм е тр и я, сирот а, сл у чай, собол е знование, стаб и льный, ст а тус, ст а туя, стеногр а фия, стол я р, с у дно. Там о жня, тв о р о г, т е плиться, т о пливный. У гольный (от уголь), уг о льный (от угол), ул у чшить, усуг у б и ть.

Факс и миле, фарф о р, фен о м е н, формиров а ть, ф о рум, фунд а мент.

Х а ос(беспорядок), хар а ктерный (танец, поступок), хар а ктерный (человек), хирург и я, хлоп о к, хл о пок, ход а тайствовать, хоз я ин, христиан и н. Цыг а н. Ч е рпать. Шоф е р. Щав е ль, щеп о тка.

 Эксп е рт, Эксп е ртный, э кспорт, эпил о г.

Языков о й (относящийся к словесному выражению мыслей человека) Язык о вый (относящийся к органу и полости рта).

Весел а, в е сел, в е село. Гл у по, гл у пы, глуп а. К о ротки, к о ротко, коротк а.

 

 


Приложение 2

Берегите наш язык!

Исследовательская

Работа

Язык средств массовой

информации:

Образец для подражания

 или

Порицания?

 

Работа подготовлена обучающимися

Б  класса

МБОУ «СОШ»

 с. Красный Яр Энгельсского района

Саратовкой области

Исаев Тимур,

Крутских Ксения

Руководитель


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.