Периодизация и типология фестивалей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Периодизация и типология фестивалей

2020-12-27 152
Периодизация и типология фестивалей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обращаясь к истории фестивального движения и современным авторитетным фестивалям, можно выделить следующие этапы развития международных музыкальных и театральных фестивалей в XX – начале XXI в.;

• начало XX в. – 30-е гг. XX в. – период поиска художественно-организационных форм международных фестивалей;

• середина 40-х гг. XX в. – 70-е гг. XX в. – этап становления и развития наиболее авторитетных фестивалей;

• 80-е гг. XX в. – начало XXI в. – интенсивное развитие фестивального движения, возникновение новых пространственно-временных и жанрово-видовых принципов организации фестивалей.

Как видно из приведенной периодизации, число международных фестивалей неуклонно растет, а их география расширяется. Сегодня можно говорить о фестивалях как о мировом явлении. Их количество столь велико, а программы столь разнообразны, что на первый взгляд это явление с трудом поддается анализу и описанию. Даже временны́е, видовые, жанровые, тематические рамки различны, как, собственно, и роль в политической, культурной жизни города, страны, региона.

Существует общепринятая типология фестивалей:

1) по месту проведения:

• региональные/межрегиональные;

• национальные;

• международные;

2) по продолжительности проведения:

• краткосрочные;

• среднесрочные;

• долгосрочные;

3) по частоте проведения:

• периодические;

• ежегодные;

• единовременные;

4) по конкурсному состоянию:

• конкурсные;

• неконкурсные.

Пространственно-временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемами и источниками финансирования, численностью постоянно действующей дирекции, уровнем административных расходов.

Фестиваль может функционировать также как единовременная, ежегодная, систематически повторяющаяся культурная акция.

Подобные фестивали практикуются, например, в культурной жизни современной Европы. Это фестивальные проекты, организуемые международными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими международными организациями.

Этот вид фестивальных проектов отличает отсутствие четкой периодичности их проведения, стремление организаторов осуществить каждый последующий проект в одной из стран-членов международных институтов. Финансирование такого рода фестивалей ориентировано на следующие основные источники:

1) гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как совет Европы, Европейское экономическое сообщество, ЮНЕСКО;

2) гранты самих международных организаций и средства их национальных комитетов. Большинство таких фестивалей связано с экспериментальными и новыми формами художественной деятельности, и их программа ориентирована на искушенного ценителя или профессионального зрителя.

Среди международных фестивалей как единовременных акций большое распространение в последнее время приобрели ежегодные фестивали «Культурная столица Европы».

Они проводятся начиная с 1992 г. и являются достаточно авторитетными европейскими смотрами с широкой художественной программой. Участниками данных фестивалей являются города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, культурная комиссия которого ежегодно выделяет на его проведение гранд в размере 200 млн долл. США.

Если фестиваль проводится в стране, входящей в состав ЕЭС, фестивальная дирекция получает дополнительные субсидии от данной международной экономической и политической организации.

Однако в географии проведения данного фестиваля есть и исключения. Так, в 1995 г. он проводился в Санкт-Петербурге, несмотря на то, что этот город не являлся полноправным членом Совета Европы, а Российская Федерация имела статус наблюдателя. Затем эстафету фестивальной практики приняли в 1996 г. Копенгаген, в 1997 г. – Стокгольм.

В 1998 г. был проведен фестиваль искусств, посвященный 50-летию воссоздания Государства Израиль, который также можно рассматривать как единовременную акцию.

Практика фестивалей как единовременных акций сегодня незначительна. Это, как правило, культурные акции, посвященные юбилейным датам деятелей культуры и искусств, историческим датам и другим важным событиям в жизни города, народа, государства.

В России в эту же группу можно отнести фестивали музыки Д. Д. Шостаковича, посвященные 70-летию со дня рождения композитора. Так, в 1996 г. они были проведены во многих странах мира. Примером такого фестиваля может служить серия юбилейных концертов в Большом зале Санкт- Петербургской филармонии, художественным руководителем которой стал выдающийся музыкант и многолетний друг композитора М. Л. Ростропович.

В настоящее время практика фестивалей искусств – единовременных акций сохранилась как часть более крупных общественно-политических программ, например, дней породненных городов. Подобного рода мероприятия проводятся на некоммерческой основе. Их участники выступают в программе либо безвозмездно, либо на условиях незначительного гонорара, а основная часть бюджетных средств оплачивается из региональных и местных бюджетов. Для проведения подобных фестивалей создается временный совет из представителей местной администрации, органов управления культуры, местных политиков, деятелей искусств и т.д., а исполнительские функции на ограниченный период передаются одной из организаций, принимающих непосредственное участие в проекте.

Практика фестивалей как единовременных общественно-политических, культурных акций в течение долгих лет активно использовалась в культурной жизни бывшего СССР. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик в составе РСФСР, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах России. Наряду с многочисленными многожанровыми фестивалями при содействии органов управления культурой и творческими союзами проводились многочисленные кинематографические фестивали, фестивали классической и народной музыки и танца. Несмотря на то что большинство таких мероприятий были откровенно политизированы и идеологизированы, они в немалой степени способствовали поддержанию единого культурного пространства страны и создавали условия для плодотворного сотрудничества работников творческих организаций. Сегодня, несмотря на то что плодотворное общение работников творческих организаций между различными национальными культурами народов Российской Федерации обозначено в качестве одного из важнейших условий культурной политики, существовавшее ранее культурное пространство страны продолжает постепенно размываться.

Как уже было отмечено, по продолжительности фестивали можно подразделить на несколько групп.

Так, краткосрочные фестивали продолжаются от нескольких дней до одной недели. Примером подобного фестиваля может служить фестиваль свободных искусств «Солнцеворот», организованный Балтийским международным фестивальным центром. Самая короткая ночь в Санкт-Петербурге была отмечена фестивалем уличных театров и театральных групп, которые представляли свои порой авангардные, нетрадиционные постановки широкому зрителю северной столицы и гостям города как в 1997 г., так и в 1998-м. Фестиваль имел успех и придал особое очарование Празднику Белых Ночей.

Наиболее популярны среднесрочные фестивали (от двух недель до одного месяца). Это театральные фестивали – Эдинбургский (от трех недель до месяца, время проведения с 1 по 21 августа) и Авиньонский (июль).

Долгосрочные международные фестивали продолжаются более месяца. Так, в России в 1990-е гг. приобрел популярность международный театральный Чеховский фестиваль, который проводился в разных театрах столицы в течение почти трех месяцев. При этом следует отметить, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую влияет на его авторитет в культурном сообществе и величину затрат на его проведение.

Важной, во многом определяющей характеристикой фестиваля является его статус в международной культурной жизни. С этой точки зрения рассматривают три основных типа фестивалей – международные, национальные и региональные. На первый взгляд, различия между ними весьма условны, так как состав участников проекта во всех перечисленных типах зачастую носит интернациональный характер. Для международных кинематографических фестивалей существуют правила, по которым статус фестиваля определяется как международным характером участников (обычно более 25% должны представлять кинематографическое искусство зарубежных стран), так и (для конкурсных фестивалей) международным составом жюри, – как правило, 25% его членов также должны быть приглашены из-за рубежа.

Различия в международном статусе фестивалей могут наблюдаться в уровне престижа, сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, значении в системе приоритетов международного театрального, концертного, художественного рынка, источниках субсидирования участников, финансовых возможностях оплачивать присутствие известных исполнителей.

Наряду с всемирно известными ежегодными фестивалями существует и значительное количество престижных фестивалей, проводимых с менее четкой периодичностью. Так, Вагнеровский оперный фестиваль в Байрете проводится один раз в два года, Шекспировский театральный фестиваль в Стратфорде и Фестиваль музыки для духовых инструментов в голландском городе Керкраде – раз в четыре года.

Можно отметить тенденцию изменения статуса многих фестивалей, которые организовывались как национальные, региональные, а затем стали международными.

Расширение географии участников фестивалей подсказано как ростом авторитета тех или иных художественных проектов, так и логикой исторического развития, когда в художественные, социокультурные процессы вовлечены народы разных культур и цивилизаций, и именно фестивали обладают тем интегрирующим качеством, которое позволяет эффективно, быстро и наглядно обмениваться опытом и знакомиться с новациями в художественной жизни планеты.

Подавляющее большинство авторитетных фестивалей существует на постоянной основе. Уже давно они рассматриваются в мире как часть государственной политики, национального престижа, форма пропаганды самых разнообразных идей. Деятельность большинства фестивалей финансируется за счет субсидий правительства, органов местного самоуправления, корпоративных спонсоров и меценатов. В отдельных случаях субсидии на проведение крупных культурных акций общеевропейского значения выделяют средства такие международные организации, как Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без этих субсидий фестивальная деятельность осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она вообще не представляется возможной.

Сроки проведения любого фестиваля ограничены четкими временны́ми рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярным, повторяющимся, то они стараются сохранить период проведения неизменным на протяжении многих лет.

Такой подход вполне оправдан и продиктован требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало ясно, что успех фестиваля невозможно обеспечить только за счет национальных коллективов и исполнителей. Именно тогда значительно увеличилась география участников практически всех наиболее известных фестивалей. Поэтому сегодня ставка делается на участие известных зарубежных исполнителей. Их присутствие диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных сроках проведения фестиваля. К тому же, между ведущими мировыми фестивалями существует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные сроки их проведения находятся в одном временно́м интервале (например, июль – август или август – сентябрь), что позволяет планировать «фестивальные гастроли» известных коллективов и исполнителей.

Последовательная фестивальная политика позволяет заблаговременно планировать гастрольные выступления в ведущих театральных и концертных залах мира, а дирекции фестивалей могут значительно сократить издержки по их организации, особенно в части транспортных расходов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.