Понятие, признаки и функции документа. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие, признаки и функции документа.

2020-12-27 75
Понятие, признаки и функции документа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебное Делопроизводство

ТГП

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

 

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

 

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

 

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

 

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

 

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

 

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

 

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства. 

 

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

 

Мусульманское право или фикх делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками.

Судебное Делопроизводство

Понятие, признаки и функции документа.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. При документировании необходимо помнить, что данный процесс записи информации на бумаге или ином носителе является строго регламентированным, что, в свою очередь, обеспечивает юридическую силу документа.

Изучение документа как сложного объекта предполагает выявление всех его отличительных свойств и признаков.

Признаки документа:

1) Наличие смыслового содержания. Содержание документа заключает в себе выделенную с определенной целью и по определенному назначению информацию с реквизитами, позволяющими ее отождествлять и идентифицировать с конкретными субъектами. С наличием этой информации связаны определенные отношения или юридические последствия.

2) Стабильная вещественная форма. Она обеспечивает долговременную сохранность документа, возможность многократного использования и перемещения информации в пространстве и во времени. Форма документа представляет собой единое сочетание физической формы материального носителя, способа фиксации и представления информационных данных и организационной формы структуры представления информации.

3) Предназначенность для использования в социальной коммуникации. Документы изначально предназначены для хранения и передачи информации о процессах, происходящих в обществе, во времени и пространстве.

4) Завершенность сообщения. Незавершенное сообщение не может быть полноценным документом.

Функции документов можно условно разделить на три блока:

1) информационные функции:

информационная функция – в любом документе происходит материализация информации с целью ее использования и передачи во времени и пространстве. Документы обладают определенной информационной емкостью, т.е. характеризуются определенным количеством и качеством информации. Информационная емкость документа определяется полнотой, оптимальностью и актуальностью информации;

социальная функция – каждый документ возникает в силу определенной общественной потребности, а, следовательно, несет в себе информацию о процессах, происходящих в обществе, т.е. социальную информацию, характеризующую социальные отношения в обществе, уровень его технического развития, личность в ее социальных аспектах.

политическая функция – некоторые документы несут в себе информацию о политическом процессе, т.е. о внутренней и внешней политике государства, о деятельности политических партий, оппозиции, лидерах.

коммуникативная функция – передача информации во времени и пространстве между индивидуумами в обществе или между различными элементами общественной структуры. Обмен информацией может быть: односторонним – с помощью документов, ориентированных в одном направлении (сверху вниз), двусторонним – с помощью документов, тесно связанных между собой (договоры, служебная переписка и др.), многосторонним – через документы, рассчитанные на информирование всего общества (декларации, кодексы, законы).

 

2) функции, обеспечивающие процесс управления:

управленческая функция – документы выступают как средство управленческой деятельности. Управленческие документы отражают стадии, звенья и циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления.

правовая функция – фиксация, закрепление и применение в документе правовых норм и правоотношений. Документ выступает как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения, предприятия, организации. Существует две группы документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею (документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также документы, влекущие за собой юридические последствия, т.е. правовые акты органов государственной власти) и приобретающие ее на время (документы, которые могут быть предъявлены как доказательство в суде, органах следствия, прокуратуре, нотариате, арбитраже и органах управления).

учетная функция – с помощью учетной информации, представленной в формализованном цифровом выражении, систематизируются и отражаются все явления хозяйственной деятельности государства, его органов власти и управления. Основные виды учета – статистический, бухгалтерский, оперативный – находят свое выражение в статистических, финансово-экономических, плановых, отчетных и некоторых информационно-справочных документах. Учетные документы могут быть первичными и сводными.

3) функции, носящие культурно-исторический характер:

культурная функция – проявляется, когда документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции, культурного наследия. В документах отражается информация о знаниях, традициях, обычаях, ритуалах, моральных нормах, образе мышления, ценностных ориентациях общества.

функция исторического источника – качество документа для исторической науки определяется точностью, конкретностью, новизной и полнотой информации, а также юридической, политической и культурной значимостью документа. Для этого анализируют форму и содержание документа, его происхождение, авторство, язык, материал, на котором он изготовлен.

Способы документирования:

- рукописные,

- электронные,

- графические,

- типографские,

- кино-, фото- и фонодокументирование.

 

2. Виды документов в судебной деятельности:

 

2.1) Организационные документы (уставы, учредительный договор, положения, инструкции)

2.2) Распорядительные документы (постановления, решения, приказы, распоряжения)

2.3) Информационно-справочные документы (акты, письма, факсограмма, докладные и служебные записки, справки, протоколы и др.)

Акт-это документы,составленные для подтверждения установленных факторов,событий,действий

3. Требования к оформлению документов.

При подготовке и оформлении документов используют реквизиты, определения которых приведены

в ГОСТ Р 7.0.8:

01 - герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации,

герб (геральдический знак) муниципального образования);

02 - эмблема;

03 - товарный знак (знак обслуживания);

04 - код формы документа;(Код формы документа проставляется на унифицированных формах документов в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД) или локальным классификатором, располагается в правом верхнем углу рабочего поля документа, состоит из слов "Форма по" (наименование классификатора) и цифрового кода. Пример - Форма по ОКУД 0211151).

05 - наименование организации - автора документа;(автора документа на бланке документа должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах (уставе или положении). Под наименованием организации в скобках указывается сокращенное наименование организации, если оно предусмотрено уставом (положением).

06 - наименование структурного подразделения - автора документа;(автора документа (в том числе филиала, отделения, представительства, коллегиального, совещательного или иного органа) используется в бланках писем и бланках конкретных видов документов соответствующих подразделений (органов) в соответствии с локальными нормативными актами и указывается под наименованием организации. )

 

07 - наименование должности лица - автора документа;(автора документа используется в бланках должностных лиц и располагается под наименованием организации или наименованием территории (края, области, автономной области и др.), если документ издает руководитель органа власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Наименование должности лица - автора документа указывается в соответствии с наименованием, приведенным в распорядительном документе о назначении на должность.

08 - справочные данные об организации;

09 - наименование вида документа;

10 - дата документа;(соответствует дате подписания (утверждения) документа или дате события, зафиксированного в документе. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату.

Дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:

• арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.06.2016;

• словесно-цифровым способом, например: 5 июня 2016 г.

11 - регистрационный номер документа;

12 - ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;

13 - место составления (издания) документа;

14 - гриф ограничения доступа к документу;(Гриф ограничения доступа к документу проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. )

15 - адресат;(Гриф ограничения доступа к документу проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.-Пример –

Руководителю Федерального архивного агентства Фамилия И.О.)

16 - гриф утверждения документа;(проставляется на документе в случае его утверждения должностным лицом, распорядительным документом (постановлением, решением, приказом, распоряжением) или решением коллегиального органа.

При утверждении документа распорядительным документом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), согласованного с наименованием вида утверждаемого документа, наименования распорядительного документа в творительном падеже, его даты, номера

Примеры –

1 (Регламент)        УТВЕРЖДЕН                                 

приказом АО "Профиль"

от 6 апреля 2015 г. N 83

17 - заголовок к тексту;(Заголовок к тексту - краткое содержание документа. Заголовок к тексту формулируется с предлогом "О" ("Об") и отвечает на вопрос "о чем?"):

- приказ (о чем?) о создании аттестационной комиссии;

- приказ (о чем?) об утверждении штатного расписания;

- письмо (о чем?) о предоставлении информации.

18 - текст документа;

19 - отметка о приложении;(Отметка о приложении содержит сведения о документе (документах), прилагаемом к основному документу (в сопроводительных письмах, претензиях, актах, справках и других информационно-справочных документах) или о том, что документ является приложением к основному документу (в документах - приложениях к распорядительным документам, положениям, правилам, инструкциям, договорам, планам, отчетам и др. документам).

Приложение:

  1. Положение об Управлении регионального кредитования на 5 л. в 1 экз.
  2. Справка о кадровом составе Управления регионального кредитования на 2 л. в 1 экз.

 

20 - гриф согласования документа;(Гриф согласования документа проставляется на документах, согласованных органами власти, организациями, должностными лицами. Гриф согласования в зависимости от вида документа и особенностей его оформления может проставляться:

- на первом листе документа (если документ имеет титульный лист, - на титульном листе) в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения или под наименованием документа ближе к нижнему полю);

- на последнем листе документа под текстом;

- на листе согласования, являющемся неотъемлемой частью документа.)

Пример -

СОГЛАСОВАНО

Директор ВНИИДАД

(подпись) И.О. Фамилия

Дата

Подпись включает: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Отметка об электронной подписи используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, с соблюдением следующих требований:

а) место размещения отметки об электронной подписи должны соответствовать месту размещения собственноручной подписи в аналогичном документе на бумажном носителе;

б) элементы отметки об электронной подписи должны быть видимыми и читаемыми при отображении документа в натуральном размере;

в) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрываться или накладываться друг на друга;

г) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрывать элементы текста документа и другие отметки об электронной подписи (при наличии).

 

4. Требования к оформлению судебных дел.

3.2.1. Судебный акт оформляют на листе формата А4 (двусторонним режимом печати), шрифтом – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, через 1,5 интервала; с четко обозначенными абзацами, равными 1,25 см (5 знаков). Поля: 30 мм – левое, 20 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее.

При изготовлении документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют. Порядковый номер страниц оформляют арабскими цифрами и помещают посередине верхнего поля листа.

При распечатывании многостраничного судебного акта на листе с двух сторон, необходимо включать опцию «зеркальные поля», которая находятся в команде «файл» («параметры страницы»).

В тексте судебного акта недопустимо произвольное использование подчеркивания, курсивного или полужирного выделения текста, а также использование интервалов для отделения текста и формирование красной строки с помощью пробелов.

3.2.2. Реквизиты судебного акта «место составления» и «регистрационный номер» отделяются от заголовка двумя полуторными интервалами.

При указании места составления судебного акта слово город сокращают и обозначают строчной буквой.

В судебных актах проставляется регистрационный номер, присвоенный делу в суде первой инстанции. При указании номера дела необходимо писать само слово Дело (с прописной буквы), номер включает в себя – индекс суда, порядковый номер дела и через дробь год регистрации (указывается полностью): Дело № А65-4247/2007.

3.2.3. При указании даты принятия судебного акта и далее в тексте документа слова год, годы в полной версии написания даты сокращают: 02 февраля 2005 г.

При указании даты в сокращенном виде необходимо придерживаться единообразного написания, указывая день месяца, месяц, год. В этом случае дату оформляют в соответствии с требованиями пункта 3.4.2 настоящей Инструкции: дата месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами. Слово год после даты в сокращенном варианте не указывают: 27.09.2007.

3.2.4. Текст судебного акта от реквизита «дата документа» отделяется двумя полуторными интервалами.

3.2.5. При указании состава суда нужно придерживаться следующего образца:

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи ______________,

судей ________________, ____________________,

При этом судья докладчик по делу указывается после председательствующего судьи и, соответственно, вторым подписывает судебный акт.

3.2.6. При указании лиц (с их полномочиями), присутствовавших в судебных заседаниях, следует придерживаться следующего образца:

при участии представителей:

.2.7. Описательная часть, после слова УСТАНОВИЛ, а также резолютивная часть, после слов ПОСТАНОВИЛ, ОПРЕДЕЛИЛ, начинаются со строчной буквы.

3.2.8. При первом словоупотреблении и в резолютивной части документа краткие (сокращенные) наименования организаций указывают полностью. При необходимости сокращенного названия (большой объем документа, частота употребления, большое составное наименование) в описательной части указывают возможное сокращение.

Не употребляют сокращения или аббревиатуры, не принятых в законе и не являющиеся общепринятыми в официально-деловой речи.Следует правильно указывать названия организаций и органов власти. Это касается как употребления прописных и строчных букв в названии, так и правильного сокращения.

3.2.9. В первой ссылке на кодекс, закон, постановление и пр., название документа указывают полностью. При необходимости сокращенного названия указывают возможное сокращение.

3.2.10. При указании абзацев, подпунктов, пунктов, статей, глав, частей не используют сокращения, типа: абз., подп., п., ст., гл., ч.

3.2.11. В официальных документах РФ необходимо расписывать, например: Конституционный суд Российской Федерации.

3.2.12. При ссылке на доверенность, письмо, постановление или иной документ сначала указывают дату (в сокращенном варианте), затем – номер, например: доверенность от 20.12.2004 № 854.

3.2.13. Отметка о наличии приложения, названного в тексте, оформляется в соответствии с пунктом 3.4.8 настоящей Инструкции.

3.2.14. Реквизит судебного акта «подпись» отделяется от текста двумя полуторными интервалами.

Если судебный акт принят коллегиально, то подписи печатаются через двойной интервал.

 

 

ТГП


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.