Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

2020-12-27 76
Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты и включением её в учебный план.

 

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь ребёнку в освоении нового вида деятельности и помогает ему сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, их поддержку на этапе адаптации, способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.

 

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

 

Принципы организации внеурочной деятельности в школе:

· соответствие возрастным особенностям обучающихся;

· преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

· опора на ценности воспитательной системы школы;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

 

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, тесно связаны с образованием и являются его логическим продолжением системы обучения, созданной в школе.

 

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности

· Спортивно-оздоровительное

· Духовно-нравственное

· Социальное

· Общекультурное

· Общеинтеллектуальное

 

 

27


Задачи:

 

· Развитие личности ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций

 

· Развитие инициативы и творчества детей

· Воспитание любви к родному краю

· Пропаганда здорового образа жизни

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

· создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

· творческая самореализация детей;

· формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

· психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка.

 

Внеурочная деятельность даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками.

 

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

 

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Планирование в работе классного руководителя

 

Согласно ФГОС, системно-деятельностная организация воспитания должна способствовать преодолению изоляции детей от мира старших и

 

обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. Общеобразовательной организации как социальному субъекту - носителю педагогической культуры - принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания

 

и успешной социализации младшего школьника путем объединения усилий всех субъектов образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнеров. В этой связи важно, как классный руководитель может организовать планирование воспитательной деятельности классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания.

 

Планово-прогностическая деятельность классного руководителя - основа управления классным коллективом. Ее можно определить как деятельность воспитателя по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ по их достижению через использование совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое качественное состояние.

 

План воспитательной деятельности классного коллектива - это система мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса в классе.

 

Уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

 

Планирование позволяет классному руководителю:

 

1. предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

 

2. четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;

 

3. целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;

 

4. прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации.

 

Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих основных операций:

 

¾ Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем.

 

¾ Формулирование целей и задач.

¾ Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.

¾ Определение сроков и исполнителей.

 

Принципы планирования:

1. Коллегиальность.

 

2. Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).

3. Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).

4. Принцип системного контроля.

 

5. Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.

6. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

7. Принцип сочетания государственных и общественных начал.

 

В современной школе используются следующие виды планов:

1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).

 

2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4. План организации внеурочной деятельности обучающихся.

5. План воспитательного мероприятия.

 

6. План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.

7. План работы по развитию индивидуальности обучающихся.

 

Технология создания плана воспитательной работы. Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя.

 

1. Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

 

2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.

 

3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

 

4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.

 

5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.

6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.

7. Определить форму представления плана.

 

8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

Коллективное планирование может быть проведено в самых разных

 

формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т.д. Можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе, но и во всей образовательной организации. Цели игры:

 

• определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;

 

• развить умения учащихся работать в группе.

 

Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", - стонет он. Что для вас в нашем детско-взрослом коллективе является интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".

 

После координации дел и мероприятий классный руководитель составляет план воспитательной работы, который содержит следующие разделы:

 

1. Характеристика класса (на диагностической основе).

 

2. Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.

 

3. Формы и методы работы (сам план).

 

4. Индивидуальная работа (проектирование нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:

 

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1. Количество обучающихся.

2. Из них мальчиков.

3. Из них девочек.

4. Возрастной состав.

5. Число второгодников.

6. Были ли слияния с другими классами.

7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

2. Взаимопомощь.

3. Дисциплина на уроках.

4. Отрицательные моменты в учебной работе.

5. Пропуски уроков.

 

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.

 

2. Традиции класса.

3. Участие класса в общешкольной жизни.

4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.

5. Влияниенаклассродительскойобщественности. 6.Социально

 

неблагополучные                                                                                                                             семьи.

 

 

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

1. Актив класса, его работа.

2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).

 

3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

 

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

 

1. Степень сплоченности.

2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.

3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

 

VI. Общие выводы.

1. Уровень развития коллектива.

2. Характер общего эмоционального климата в классе.

3. Дисциплинированность.

4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.