Особенности педагогической работы при заучивании умственно отсталыми детьми дошкольного возраста стихотворений наизусть — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности педагогической работы при заучивании умственно отсталыми детьми дошкольного возраста стихотворений наизусть

2020-12-27 183
Особенности педагогической работы при заучивании умственно отсталыми детьми дошкольного возраста стихотворений наизусть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот вид работы имеет большую коррекционную ценность, так как способствует развитию не только речи, но и памяти, что особенно важно для умственно отсталых детей.

Стихотворные тексты развивают эстетическое восприятие родного языка, способствуют воспитанию у детей положительного, заинтересованного отношения к художественному слову, книге.

Программой специального детского сада предусматривается заучивание небольших стихотворений на всех годах обучения, начиная с первого. Однако особенности психофизического развития детей, особенно памяти, затрудняют запоминание ими стихотворных текстов. Осложняют этот вид деятельности и узкий кругозор детей, недостаточное понимание речи, скудный словарный запас. Поэтому в работе по обучению дошкольников с нарушением интеллекта заучивать стихотворения можно выделить некоторые особенности. Они выражаются в более тщательной словарной работе, в обязательной предварительной беседе по актуализации представлений, в большем количестве повторений, в некоторых специальных приемах заучивания, а также приемах, способствующих углублению понимания. Основные методы и приемы заучивания стихотворений перечислены в примерной схеме занятия.

Примерная схема занятия по разучиванию стихотворения с умственно отсталыми дошкольниками:

1. Вступительная беседа (по теме стихотворения).

2. Первичное рассказывание стихотворения педагогом.

3. Обыгрывание стихотворения педагогом (1-2 год обучения) или объяснение смысла стихотворения, показ иллюстраций на последующих ступенях обучения. Одновременно проводится и словарная работа.

4. Повторное рассказывание стихотворения педагогом.

5. Беседа по содержанию стихотворения.

6. Очередное рассказывание стихотворения педагогом с предварительной установкой на запоминание.

7. Разучивание стихотворения детьми:

o хоровое разучивание, рассказывание;

o отраженное повторение за педагогом по 2 строчки;

o договаривание последнего слова в строке;

o индивидуальное рассказывание (с использованием разнообразных приемов: громко для всех, шепотом, с закрытыми глазками, обращаясь к кукле и т. п.).

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Индивидуальная работа по развитию речи умственно отсталых, дошкольников осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом. Индивидуальные занятия проводятся, как минимум 2 раза в неделю с каждым ребенком в отдельности.

 

Задачи индивидуальной работы:

  • общая работа по развитию речи;
  • коррекция речи в соответствии с индивидуальной структурой речевого дефекта, особенностей усвоения программного материала и особенностей личностного развития каждого ребенка.

Отдельных индивидуальных занятий по развитию речи нет, но практически на каждом индивидуальном занятии осуществляется работа по развитию речи. Специфика этой работы заключается в том, что прежде чем начать исправление недостатков речи, нужно ее сформировать, довести до определенного уровня развития.

В содержание работы на первом году обучения входит всестороннее обследование речи и формирование предпосылок развития речи, в том числе;

  • воспитание у детей потребности в речевом общении;
  • "растормаживание" речи путем поощрения речевых реакций детей и эмоциональных компонентов речи;
  • создание естественной мотивации для "говорения";
  • расширение представлений об окружающем мире и развитие детской деятельности.

С первого же года обучения начинается и подготовительная логопедическая работа, В нее входит:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • работа по развитию слухового внимания (громкая, шепотная речь) и фонематического слуха (различение и выделение неречевых звуков, определение звуков игрушек, определение направления звука). Это игры «Угадай, кто сказал», «Узнай по голосу», «Кто как кричит»;
  • вызывание активной речи при помощи игровых приемов (звукоподражание);
  • развитие речевого дыхания и голоса, уточнение произношения ненарушенных простых звуков.

В содержание индивидуальной работы на начальном этапе входит развитие у детей понимания обращенной речи и формирование у них минимального словарного запаса. При этом важной коррекционной задачей остается формирование предметно отнесенного словаря. Проводится работа по формированию элементарной фразы.

В задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на втором году обучения входит:

  • развитие речевой моторики;
  • развитие активного слухового внимания и фонематического слуха (определение направления речевых звуков; выделение звука игрушки из 3-4 близких по звучанию; определение и повторение количества хлопков; повторение отдельных слов, слогов, звуков; выделение звука и слова из ряда резко различных между собой);
  • развитие дыхания, голоса.
  • уточнение произношения сохранных согласных звуков;
  • продолжение работы по расширению словаря;
  • работа по распространению фразы;
  • формирование умений диалогического общения;

 

Задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на 3-4 годах обучения следующие:

  • работа по развитию связной речи (обучение рассказыванию);
  • постановка правильного произношения нарушенных звуков;
  • работа по развитию фонематического слуха (на материале исправленных звуков) и навыков звукового анализа (деление слова на слоги хлопками и постукиванием; определение первого звука в слове);
  • дифференциация смешиваемых звуков.

На индивидуальные занятия помимо логопедической работы может выноситься и тот материал, который не был усвоен ребенком на фронтальных занятиях по развитию речи, например по заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу, подготовке к грамоте. Индивидуальные занятия в старшей группе длятся до 20 мин.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

ЗАНЯТИЕ, НА КОТОРОМ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ОБОГАЩЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРЯ (3-4 год обучения)

ТЕМА: Предметы ухода за помещением

ЦЕЛЬ:

  • уточнить и обобщить знания детей о предметах ухода за помещением;
  • развивать умственные действия;
  • обогатить словарь детей словами, обозначающими предметы ухода за помещением и действия с этими предметами;
  • раскрыть обобщающий смысл слов «убирать», «уборка» (уточнить смысл слов);
  • воспитывать у детей понимание необходимости и красоты чистого помещения;

МАТЕРИАЛ: натуральные предметы: веник, ведро, тряпки большая и маленькая, швабра, совок, пылесос; детская игра «Что забыл нарисовать художник?», «Четвертый лишний»; 2 куклы - Ленивица (Неряха) и Хозяюшка (Чистюля); 2 картинки с изображением прибранных и неприбранных комнат; серия сюжетных картинок: (девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы.)

СЛОВАРЬ: веник, швабра, тряпка, пылесос, подметать, вытирать, мыть, собирать; уборка, убирать.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть

1. Организационный момент - приход двух кукол в разных одеждах.

2. Рассматривание двух картин и их сравнение (чистая и неприбранная комнаты).

  • Вот кукла Ленивица и кукла Хозяюшка. Угадайте, какая кукла в какой комнате живет?
  • Какая комната вам больше нравится?

Давайте спросим Хозяюшку, почему ее комната такая аккуратная и чистая?

ІІ. Основная часть.

1. Рассматривание предметов и уточнение значения каждого из них.

  • Как тебе, Хозяюшка, удается поддерживать такую чистоту и порядок?
  • У меня есть помощники. Какие? Отгадайте!

Стихотворение про веник. Остальные предметы дети должны сами назвать; веник, тряпка маленькая и большая (половая и для пыли), швабра, ведро с водой, пылесос.

Веник пол подметал. Пылесос, пылесос,

Веник очень устал. Ты куда суешь нос?

Он забрался под стул, Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Он зевнул и уснул. Я порядок навожу.

 

2. Рассматривание сюжетных картин,, отражающих последовательность уборк: девочка раскладывает вещи по местам; подметает пол, собирает в совок мусор; вытирает пыль; моет полы

Составление предложений по каждой картинке и составление связного рассказа.

3. Организация практических действий детей.

  • Наташа, бери веник и покажи, как нужно подметать. Как собирать мусор в совок?
  • Что делаем маленькой тряпкой? А какая она должна быть? (влажная).
  • А что мы делаем большой тряпкой? (Моем полы).

4. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Например: девочка моет пол пустой шваброй.

5. Игра «Четвертый лишний». В каждой серии предметных картинок одна — лишняя, не подходит к остальным. Почему?

Совок Ведро Пылесос Тряпка

Веник Тряпка Совок Ведро с водой

Швабра Швабра Швабра Веник

Грабли Ножницы Лопата Лейка

 

III. Заключительная часть

1. Подведение итога занятия: познакомились с предметами, помогающими убирать помещение. Уточнение обобщающего смысла слова «убирать» -складывать вещи, подметать, вытирать, мыть, собирать мусор.

2. Оценка ответов и поведении детей на занятии.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.