Игры на развитие слухового восприятия — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Игры на развитие слухового восприятия

2020-12-27 146
Игры на развитие слухового восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Узнай по звуку, по голосу". Попросите детей определить! по звучанию инструмент: пианино, барабан, дудочку, ак-| кордеон, колокольчик. Узнать по голосу членов своей семьи.

• "Слушай команду!" Сначала поставьте ребенка и спросите,;
что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только|
после этого начинайте играть. Вы говорите, что если ребе­
нок будет внимательно слушать и правильно выполнять ко­
манды, то найдет конфетку. Он закрывает глаза и идет,
выполняя ваши указания} "Шаг вперед, шаг вправо, два|
шага вперед, шаг влево, руки на пояс, правую руку впе-J
ред..." Можете по своему усмотрению менять команды.

• Предложите картинки, на которых надо определить:

какой лапкой бельчонок держит шишку, а мишка — гор-;

шочек с медом (рис. 24);

какой лапкой зайка ест морковку; где находится слон]

(рис. 24а);

в каком направлении едут машины (рис. 246).

• Положите на столе знакомые предметы и спросите, что ле­
жит в середине, что слева вверху, слева внизу. После вы-1
полнения этого задания дайте картинку с изображениями!
предметов и попросите назвать, что где нарисовано.

• "Художник". Дайте ребенку лист в клетку из школьной!
тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: "В центре
кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка]
через две клеточки треугольник и т д.". Аналогичное уп­
ражнение можно провести с мозаикой.

Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей] о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве,] развивают воображение, способность к конструированию, уме­ние выполнять задание по инструкции.

22


УЧИТЕ ПРИЕМАМ ЗАПОМИНАНИЯ

у                    '                                                                          •

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказы­вается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей. Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ре­бенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми об­разами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двига­тельных анализаторов и т.д.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы при­шли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребенку, по каким при­знакам будет легче на обратном пути найти оставленный под де­ревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес — гриб; стол — чашка; вода —... и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в по­следующих заданиях будет использовать такой прием.

Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользо­ваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой "узелок на память". Это мо­жет быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогаю­щее вспомнить.

• Разложите, с учетом возраста ребенка, 4—5 (до 10—12) кар­тинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того чтобы их легче было вспомнить, ребенок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Например, для 5—6-летнего ребенка предлагаются следующие картинки: мяч, ложка, кровать, собака, дерево (рис. 25; картинки вырезать). Слова для запоминания: лес, игра, сторож, обед, сон. Через 20—30 минут вы даете ре­бенку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и три слова, шесть картинок и шесть слов и т л. Чем старше ребенок,

.                                                                                         23


тем больше можно предъявлять ему картинок и слов запоминания.

• Очень полезно для развития осознанного запоминания ил­
люстрирование текстов, которые предлагаются для пересказ!
Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к не]
подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разло­
жены. На следующий день он должен воспроизвести

по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вмес­те с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспом­нить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание cthxoi текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух вы­деляя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, не­сущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Испс составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторить ei 2—3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и себя. Повторяют 3—4 раза. Все слова должны быть для них по­нятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал оши­бок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можн(предложить следующие.

• Разложите перед ребенком 8—10 картинок (или игрушек).!
Пусть он рассмотрит их в течение 30—40 секунд, а затем]
накройте салфеткой и предложите ребенку перечислить их.]
Чтобы тренировать долговременную память, попросите пере-1
числить то, что вы показывали, через час и на следующий!
день.

• Покажите ребенку картинку с изображением 9 знако?
предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых бу­
дут и эти 9 предметов. Ребенок должен назвать или пока­
зать их.

• Предложите ребенку рассмотреть картинку (рис. 26), а за­
тем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке
(рис. 26а).

• На полке стоят 6 предметов (ваза, кастрюля, чайники —
большой и маленький, терка для овощей, миска). Ребенок
их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а
вы производите замену одного-двух предметов и спраши­
ваете, что изменилось.

24


• Взрослый производит действия, а ребенок должен их вос­
произвести.

• Несколько детей встают "паровозиком" друг за другом. По
сигналу разбегаются, а за?гем по команде должны найти свое

место.

• Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. На­
пример:

;

окно — цветок              лыжи — холод

чашка — молоко                 книга — учитель

нога — палец                дорога — машина

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

• "Угадай-ка!" Взрослый дает словесное описание какого-то
знакомого детям предмета и просит отгадать. Например:
"Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и
очень любит орешки".

• "С какой ветки детки?" Покажите детям ветки сосны, ели,
орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспом­
нить и назвать эти деревья.

• "Узнай, кто это". Покажите детям части предмета и Опро­
сите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище
птицы; морда и хвост собаки.

• "Чей силуэт?" (изображены силуэты зверей, птиц).

• "Найди свой предмет". В этой игре детям раздают поло­
винки различных предметов. Играющие должны найти не­
достающие детали (половинки) к своим предметам.

Мы привели лишь некоторые игры и упражнения, развиваю­щие память и активизирующие речь детей. Советуем чаще прово­дить подобные занятия, чтобы облегчить ребенку дальнейшее обу­чение.

< Мышление является наиболее сложным психическим процес­сом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, син­тезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успеш­ным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, прогова-

25


ривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей, здавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжс нию. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовы­ми ответами; это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детЫ "Я не знаю, я не умею". Ребенку просто не хочется думать, этих случаях надо помочь ему правильно организовать мысли­тельную деятельность. Для этого можно использовать наво; вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет фо] мнрование у них всех видов мышления: наглядно-действенно] наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У д< школьников все мыслительные операции связаны с koi наглядным материалом и действиями с этим материалом. П< пенно появляется способность оперировать не самими предмс ми, а их образами. Высшей формой развития мышления являс способность мыслить абстрактными понятиями. Основой но-понятийного (словесно-логического) мышления служит сокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стре­миться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышле] надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребено! сам ищет наиболее рациональное решение, например: как до­стать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нации несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Игры и упражнения ял уст

ярячвнно-следстяснкш заеясммосте*

Ребенок видел, как наклоняются веточки деревьев от Обязательно используйте этот его жизненный опыт и по его сказать: в каком направлении дует ветер на предъявление ему картинке; какая погода, если девочка, собираясь в школу одевает резиновые сапоги и берет зонт.

Очень полезны игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребе­нок рассмотрит их, а затем разложит по порядку ("Что было сна чала?*'; "Что случилось потом?"). Если возникают трудности, н< подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок дол жен понять зависимости в изображенных ситуациях. После топ как он разложил картинки, попросите составить маленький рас-

26


сказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, ковда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последо­вательности, используете другой вариант. Положите сами вто­рую или третью и попросите найти первую ("Что было до это­го?**), а затем последнюю ("Чем закончилось?").


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.