Развивайте наблюоатепьность, способность управлять своим вниманием — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развивайте наблюоатепьность, способность управлять своим вниманием

2020-12-27 49
Развивайте наблюоатепьность, способность управлять своим вниманием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы облегчить ребенку познание, освоение окру­жающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучае­мом объекте. В своей практической работе мы часто наблюдали детей, которые при нормальном умственном развитии показыва­ют низкие результаты в той или иной деятельности вследствие несформированности внимания. Как правило, при обучении в школе эти дети Оказываются в числе слабоуспевающих. Но им можно помочь.

Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одно­временно больше предметов), устойчивость (способность выпол­нять действия длительное время), распределенностъ (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение в игры упраж­нений и заданий, развивающих указанные качества.

При организации таких занятий надо знать, что детям млад­шего возраста свойственна незрелость произвольной деятельнос­ти. Они еще не умеют управлять своими желаниями и, чтобы

13


начать с ребенком совместную деятельность, надо учесть его сию­минутное состояние, "подстроиться" под него, использовать по­ложительный эмоциональный фон. По мере взросления детей и формирования произвольной деятельности регулирующую роль все больше играет слово, речь взрослых. Особенно важно при этом заинтересовать ребенка выполняемой работой. Значимые для него мотивы деятельности — одно из условий произвольного внимания.

Приведем некоторые варианты игр, упражнений, аналогич­ные которым вы можете придумать сами или найти в литературе. Играть можно вдвоем с ребенком, с несколькими детьми (жела­тельно одного уровня развития).

Игры типа "Делит, как я*

• Все, включая ведущего, сидят, с одной стороны стола. Кисти
рук кладут на стол. Ведущий поочередно: сжимает в кулак
пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы
правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью
к столу) и т.д. Это упражнение полезно для развития мото­
рики, согласованности действий и в то же время является
тренировкой внимания, так как для правильного выполне­
ния необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с
одного действия на другое. Достаточно 10—15 разных пози­
ций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает по­
степенно в зависимости от возраста и индивидуальных осо­
бенностей играющих.

• Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх;
руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону, левая
рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняет­
ся стоя.

• Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в
ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в
том же ритме. Это упражнение способствует развитию вни­
мания при слуховом восприятии.

• Разложите фигурки геометрической, мозаики в определен­
ной последовательности (с учетом формы или цвета). Пред­
ложите ребенку сделать так же. В ходе этого занятия выра­
батывается устойчивость внимания, его распределенность.
Если ребенок ошибается, не торопитесь подсказывать ему.
Спокойно скажите, что он сделал неверно; нужно, чтобы

14


он сам нашел свою ошибку. Это помотает вырабатывать очень важный для любой деятельности навык самоконтроля.

• Способствуют формированию самоконтроля и игры типа
"Нос—ухо—нос". Ведущий называет слово, а дети должны
показать его. При этом ведущий может "обманывать": го­
ворит "нос", а показывает "ухо" и т.д. Дети должны быть
очень внимательными, чтобы показать верно.

Игры типа "Кто больше увидит9

• Предложите детям посмотреть в окно или на стол, на кото­
ром стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать
увиденное.

• Покажите картинку, в которой "спрятаны" разные звери,
птицы, предметы (рис. 6, 6а). Ребенок должен найти их.

• Попросите ребенка найти различия в двух картинках (рис. 7,
7а).

• Попросите найти два одинаковых мяча (рис. 8), одинаковые
пары обуви (рис. 9, 9а, 96, 9в), такую же бабочку, фигурку
(рис. 10).

• Разложите знакомые предметы или картинки с их изобра­
жением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите
один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет
убрали. После этого предметы замените или поменяйте мес­
тами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с
картинками.

• Другой вариант: покажите ребенку куклу, попросите рас­
смотреть ее. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете
детали одежды; ребенок должен сказать, что изменилось.

Все эти игры, как уже говорилось, развивают наблюдатель­ность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти.

Подвижные игры на внимание

• Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте
мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов:
растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен на­
звать любое слово, входящее в данную родовую категорию.
Например, при слове "растение" можно назвать березу, ель
и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает
вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.

15


• Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров.

Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предме­ты. Если предмет "живой", то дети должны побежать и за­нять круг. Если предмет "неживой", то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.

• Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора

(показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети

должны:

если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозна­ченной черты;

если желтый — прыгать через скакалку на месте; если красный — стоять на месте с опущенной скакал­кой.

• Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь

на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.

• Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать
на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка —
побежали.

Это задание требует не только концентрации, но и распре­деления внимания.

• Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы
называете животное, он должен прыгать на месте на двух
ногах; если называется растение, он должен поднять пра­
вую руку и т.п.

• Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто­
роны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто
не заметил, выбывает из игры.

Приведенные игры не только положительно влияют на вни­мание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.

В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования вни­мания — "корректурные пробы". Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем не­сколько примеров.

16


Задания для коррекции внимания

Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению
детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстра­
ций). Объем текста — в пределах 15—19 строк.

Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (бук­ву О). Бели какие-то буквы уже знакомы, то именно с эти­ми буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. За­тем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчер­кивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчи­вости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делай­те занятия более продолжительными, увеличивая количест­во строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчерки­ваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.

• Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд­
ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк).
Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры
4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть
цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.

• Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка,
мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку бнача-
ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и
тд.

• Ребенок должен расставить соответствующие значки в на­
рисованных на листе фигурах (рис. 11). Более сложный ва­
риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ­
це (рис. На).

• Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно­
временно рисовать карандашом вертикальные палочки на
листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи­
тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через
одинаковые интервалы).

2.3аюо!*775.

17


Упражнения для школьников

Все приведенные выше упражнения — только на более сложи ном материале — полезны и детям школьного возраста. Так, типу "корректурных проб" можно предложить прочитать ело! заполнив фигуры соответствующими образцу буквами (рис. V. или перенести из образца значки и цифры и решить пример] (рис. 13).

Можно посоветовать и такие игры: "Летает — не летает", "Hi оборот", "Найди ошибку в тексте" и др. Эти игры требуют oi деленного волевого напряжения и самоконтроля.

• В игре "Летает—не летает" взрослый называет слова и по;
нимает или опускает руки в зависимости от названного пред
мета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет лс
ет, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка,
надо быть очень внимательным, так как вы можете cnei
ально его "обмануть".

• Вариант игры: найти фигурку или изображение пред
которые не туда положили. В стопку складывают четыре;
угольники и среди них — один круг (или картинки, изоб{
жающие предметы одежды, и среди них — животное).

• В игре "Наоборот" нужно отвечать словом и кивком голе
вы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но
этом говорить "нет". Эта игра очень трудная, поэтому
надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее прав]

Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости класса определяются содержание текста и характер ошибок, торые должен найти ребенок. Последний принимает на себя рш учителя, и это придает занятиям игровой характер.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.