Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-12-27 | 49 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для того чтобы облегчить ребенку познание, освоение окружающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом объекте. В своей практической работе мы часто наблюдали детей, которые при нормальном умственном развитии показывают низкие результаты в той или иной деятельности вследствие несформированности внимания. Как правило, при обучении в школе эти дети Оказываются в числе слабоуспевающих. Но им можно помочь.
Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять действия длительное время), распределенностъ (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение в игры упражнений и заданий, развивающих указанные качества.
При организации таких занятий надо знать, что детям младшего возраста свойственна незрелость произвольной деятельности. Они еще не умеют управлять своими желаниями и, чтобы
13
начать с ребенком совместную деятельность, надо учесть его сиюминутное состояние, "подстроиться" под него, использовать положительный эмоциональный фон. По мере взросления детей и формирования произвольной деятельности регулирующую роль все больше играет слово, речь взрослых. Особенно важно при этом заинтересовать ребенка выполняемой работой. Значимые для него мотивы деятельности — одно из условий произвольного внимания.
Приведем некоторые варианты игр, упражнений, аналогичные которым вы можете придумать сами или найти в литературе. Играть можно вдвоем с ребенком, с несколькими детьми (желательно одного уровня развития).
|
Игры типа "Делит, как я*
• Все, включая ведущего, сидят, с одной стороны стола. Кисти
рук кладут на стол. Ведущий поочередно: сжимает в кулак
пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы
правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью
к столу) и т.д. Это упражнение полезно для развития мото
рики, согласованности действий и в то же время является
тренировкой внимания, так как для правильного выполне
ния необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с
одного действия на другое. Достаточно 10—15 разных пози
ций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает по
степенно в зависимости от возраста и индивидуальных осо
бенностей играющих.
• Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх;
руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону, левая
рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняет
ся стоя.
• Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в
ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в
том же ритме. Это упражнение способствует развитию вни
мания при слуховом восприятии.
• Разложите фигурки геометрической, мозаики в определен
ной последовательности (с учетом формы или цвета). Пред
ложите ребенку сделать так же. В ходе этого занятия выра
батывается устойчивость внимания, его распределенность.
Если ребенок ошибается, не торопитесь подсказывать ему.
Спокойно скажите, что он сделал неверно; нужно, чтобы
14
он сам нашел свою ошибку. Это помотает вырабатывать очень важный для любой деятельности навык самоконтроля.
• Способствуют формированию самоконтроля и игры типа
"Нос—ухо—нос". Ведущий называет слово, а дети должны
показать его. При этом ведущий может "обманывать": го
ворит "нос", а показывает "ухо" и т.д. Дети должны быть
очень внимательными, чтобы показать верно.
Игры типа "Кто больше увидит9
• Предложите детям посмотреть в окно или на стол, на кото
ром стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать
увиденное.
|
• Покажите картинку, в которой "спрятаны" разные звери,
птицы, предметы (рис. 6, 6а). Ребенок должен найти их.
• Попросите ребенка найти различия в двух картинках (рис. 7,
7а).
• Попросите найти два одинаковых мяча (рис. 8), одинаковые
пары обуви (рис. 9, 9а, 96, 9в), такую же бабочку, фигурку
(рис. 10).
• Разложите знакомые предметы или картинки с их изобра
жением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите
один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет
убрали. После этого предметы замените или поменяйте мес
тами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с
картинками.
• Другой вариант: покажите ребенку куклу, попросите рас
смотреть ее. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете
детали одежды; ребенок должен сказать, что изменилось.
Все эти игры, как уже говорилось, развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти.
Подвижные игры на внимание
• Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте
мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов:
растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен на
звать любое слово, входящее в данную родовую категорию.
Например, при слове "растение" можно назвать березу, ель
и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает
вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.
15
• Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров.
Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет "живой", то дети должны побежать и занять круг. Если предмет "неживой", то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.
• Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора
(показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети
должны:
если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозначенной черты;
если желтый — прыгать через скакалку на месте; если красный — стоять на месте с опущенной скакалкой.
• Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь
на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.
• Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать
на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка —
побежали.
|
Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.
• Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы
называете животное, он должен прыгать на месте на двух
ногах; если называется растение, он должен поднять пра
вую руку и т.п.
• Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто
роны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто
не заметил, выбывает из игры.
Приведенные игры не только положительно влияют на внимание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.
В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования внимания — "корректурные пробы". Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем несколько примеров.
16
Задания для коррекции внимания
• Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению
детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстра
ций). Объем текста — в пределах 15—19 строк.
Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (букву О). Бели какие-то буквы уже знакомы, то именно с этими буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. Затем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчеркивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчивости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делайте занятия более продолжительными, увеличивая количество строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчеркиваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.
|
• Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд
ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк).
Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры
4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть
цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.
• Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка,
мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку бнача-
ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и
тд.
• Ребенок должен расставить соответствующие значки в на
рисованных на листе фигурах (рис. 11). Более сложный ва
риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ
це (рис. На).
• Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно
временно рисовать карандашом вертикальные палочки на
листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи
тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через
одинаковые интервалы).
2.3аюо!*775.
17
Упражнения для школьников
Все приведенные выше упражнения — только на более сложи ном материале — полезны и детям школьного возраста. Так, типу "корректурных проб" можно предложить прочитать ело! заполнив фигуры соответствующими образцу буквами (рис. V. или перенести из образца значки и цифры и решить пример] (рис. 13).
Можно посоветовать и такие игры: "Летает — не летает", "Hi оборот", "Найди ошибку в тексте" и др. Эти игры требуют oi деленного волевого напряжения и самоконтроля.
• В игре "Летает—не летает" взрослый называет слова и по;
нимает или опускает руки в зависимости от названного пред
мета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет лс
ет, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка,
надо быть очень внимательным, так как вы можете cnei
ально его "обмануть".
• Вариант игры: найти фигурку или изображение пред
которые не туда положили. В стопку складывают четыре;
угольники и среди них — один круг (или картинки, изоб{
жающие предметы одежды, и среди них — животное).
• В игре "Наоборот" нужно отвечать словом и кивком голе
вы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но
этом говорить "нет". Эта игра очень трудная, поэтому
надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее прав]
Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости класса определяются содержание текста и характер ошибок, торые должен найти ребенок. Последний принимает на себя рш учителя, и это придает занятиям игровой характер.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!