Развитие ребенка - в ваших руках — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Развитие ребенка - в ваших руках

2020-12-27 76
Развитие ребенка - в ваших руках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов

у

Художники О.В. Боровик, С.С. Слесарев (рисунки), ТА. Ляхович (обложка) Редактор Е.И. Соколова. Корректор Н.В. Козлова '. Оригинал-макет — AM. Быковская

Лицензия ЛР №065667 от 09.02.9»            .

Сдано в набор 28.02.2000. Подписано в печать 28.02.2000. Формат 60x90/16

Бумага газетная. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 10.

Тираж 10000 экз. (1-й з-д 5000 экз.) Заказ №775.

Издательство "Новая школа". 107258, Москва, Краснобогатырская ул., 79, стр. ЗБ.

Отпечатано с готового оригинал-макета

в Чебоксарской типографии Na 1. 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.


ISBN 5-7301-0335-2


О Забрамная, Боровик, 2000 © Изд-во "Новая школа", 2000


Предисловие

Предваряя книгу С.Д. Забранной и О.В. Боровика, сотрудни­чество с которыми считаю подарком судьбы, я заранее радуюсь за читателей, получающих в руки бесценный практический мате­риал для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Как явствует из названия, адресат книги самый широкий: пе­дагоги и воспитатели, практические психологи и дефектологи, мамы и папы, бабушки и дедушки. Иными словами, это книга для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку. И именно поэтому она в наибольшей степени отвечает наименованию се­рии "Школа для всех", задуманной нами совместно с издательст­вом "Новая школа" в развитие идеи адаптивной школы.

В отечественной педагогике достаточно давно утвердилась мысль о равноправии всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. На практике же долгие годы дело не шло дальше благих пожеланий.

Проблема эта, на мой взгляд, несводима к пресловутому тота­литаризму советской школы, не допускавшей к святая святых — учебному процессу — наиболее заинтересованную сторону: роди­телей. Перестроечные призывы к педагогике сотрудничества так­же мало что изменили, ибо касались по большей части демокра­тизации отношений в школе, моделируя общественные процес­сы со всеми их плюсами и минусами, пугая профессионалов до­статочно агрессивным дилетантизмом так называемой педагоги­ческой общественности. Наличие или отсутствие школьных со­ветов по-прежнему слабо отражало истинную картину взаимо­действия педагогов и родителей, ибо за кадром оставался самый существенный и порядком девальвированный вопрос педагоги­ческого всеобуча родителей.

Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы признать равноправное парт­нерство больного и хирурга на операционном столе. Но та же самая медицинская аналогия оборачивается иной стороной, ког­да дело касается вопросов валеологических, призванных раскрыть и инструментально оснастить древнюю как мир истину, что здо-


ровье каждого в его собственных руках. Здесь медики не жалеют сил и времени на обращение непосвященных в свою веру и, между прочим, частенько добиваются успехов, ибо когда дело идет о здоровье в его привычном телесном понимании — это касается всех и каждого. А значит, отзвук в любой аудитории вплоть до самой широкой — телевизионной — обеспечен, результативность медицинского всеобуча очевидна. Наше меркантильное время незамедлительно откликается на этот социальный запрос мощ­ной рекламой всех мыслимых средств поддержания здоровья: от препаратов До тренажеров.

Иное дело — навязшая в зубах пропаганда педагогических знаний. Педагогические передачи незаметно сходят с экранов, не вызывая ни малейшего намека на сопротивление со стороны общественности. "Дети — наше будущее? Какая ложь! — сказал мне незадолго до смерти мудрейший Зиновий Гердт. — Кого по большому счету интересует будущее?"

Между тем было бы большой ошибкой списывать спад инте­реса к педагогической проблематике лишь на противоречия на­шего общественного развития и ожесточение нравов. Мы, педа­гоги, в полной мере несем за это ответственность, ибо педагоги­ческий продукт может стать не менее притягательным и, да про­стят меня педагоги-гуманисты, не менее коммерческим, нежели медицинский. Если он реально существует и помогает — этот продукт. Бесконечно переиздаваемые книги доктора Спока тому непреложное свидетельство.

Увы, слишком долго в своем педагогическом снобизме отка­зывались мы от так называемой педагогической рецептуры, пред­почитая ограничиваться общими морально-педагогическими сен­тенциями, крепко замешенными на житейских примерах и бла­гих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструмен­тов работы с детьми.

Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики и кор­рекции детей, который позволяет не на словах, а на деле осуще­ствить желанное педагогическое сотрудничество всех заинтере­сованных в развитии ребенка сторон.

Быть может, кого-то отпугнет тот факт, что один из авторов этой книги С Д. Забранная — известный в стране ученый-дефехто-1 лог, а второй автор О.В. Боровик — учитель-дефектолог? Но гра­ницы между так называемой нормой и патологией подчас слишком I прозрачны, относительны. Как тут не вспомнить гамлетовское:! "Не странен кто ж?" И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тре­вожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, но опасна и в полной мере преступна.

"Я не позволю делать из моего сына дурака", — кричала мне в лицо много лет назад разъяренная мать третьеклассника. Меж­ду тем у ребенка при полной сохранности интеллекта и успеш­ности в обучении прогрессировала детская шизофрения. Свое­временное вмешательство специалистов без согласия родителей было невозможно. В 14 лёт, в период обострения болезни, он совершил преступление, и мать на коленях умоляла направить аргументированный запрос в Институт судебной психиатрии на предмет его освидетельствования. На суде выводы специалистов института Сербского были приняты во внимание, и подросток вместо тюрьмы был направлен в лечебное учреждение (а мать — прямо из зала руда с инсультом в больницу). Минули годы, прой­дя эффективный курс лечения, парень закончил не только нашу школу, но и вуз, а она каждый год по телефону благодарит и поздравляет меня с Днем учителя. Поменьше бы таких благодар­ностей...

Особенно ценно то, что книга СД. Забрамной и О.В. Борови­ка подробно раскрывает педагогическую коррекцию прежде все­го дошкольников. Ведь так важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и организовать своевременную помощь в са­мом чувствительном, или, как говорят психологи, сензитивном, периоде, когда еще многое не поздно. Причем речь не идет обя­зательно о крайних ситуациях типа описанной выше, когда нуж­на серьезная специализированная помощь. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно легко устранимыми даже на уровне родителей проблемами, но будучи незамеченными, эти проблемы станут причиной будущей школьной неуспешности, источником.невро­зов, эмоциональных расстройств и прогрессирующих на этом мрачном фоне заболеваний.

"В здоровом теле — здоровый дух", — утверждали древние. Но мы-то сегодня знаем, что дух и тело — субстанции амбива­лентные, а значит, при больном духе недолго потерять и тело. Вы стремитесь избежать этого? Но тогда поверьте, что развитие ва­шего ребенка в ваших руках.

ЕЛ. Ямбург,

заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор многопрофильного образовательного комплекса Ne 109 Москвы


Введение

Воспитание детей — большая радость, большая ответствен­ность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в усло­виях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.

Опыт работы в психолого-медико-педагогических консульта­циях показывает, что часто даже самые заботливые родители упус­кают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтени­ем книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показа­тели в общей осведомленности, но они могут оказаться совер­шенно беспомощными при решении практических задач, осо­бенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Туг заманчиво стрем­ление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответству­ющих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фунда­мент личности закладывался родителями, разумеется, при актив ной творческой деятельности самого ребенка.

Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и делена правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж ны специальные коррекционно-развивающие занятия.

Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко торыми родители обращаются за советами к специалистам. Пр


этом мы отобрали лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.

На прием к психологу пришла мать с мальчиком» которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в "мини"тлицей. При обследовании выявлен широ­кий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владе­ет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном разви­тии внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигатель­ная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ло­вил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские те­левизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочи­тает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, "одно­бокого0 развития оказались недостаточно сформированными дви­гательные функции. А ведь это может сказаться не только на об­щем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как ре­зультат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.

Другой пример. На прием к дефектологу пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, кото­рого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали доч­ку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с роди­телями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к исто­щенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы со­блюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие про­цедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.

А вот еще пример. Девочка 15 лет, глубоко умственно отста­лая (диагноз: имбецильность). Единственный и к тому же позд­ний ребенок. Вся жизнь родителей посвящена и подчинена доче­ри. К сожалению, это слепая любовь. От девочки ждут невозмож­ного и упускают в воспитании необходимое. Не привиты элемен­тарные гигиенические навыки и навыки по самообслуживанию, хотя она многим могла бы уже к этому возрасту овладеть: само-

7


стоятельно одеваться, умываться, причесываться, есть, мыть по­суду, накрывать на стол и т.д. Но родители, жалея дочь, делают это все за нее, оберегают ее от малейших усилий. Из-за бездея­тельности и малоподвижности девочка стала чрезмерно полной. Родителей больше всего волнует, как обучать ее грамоте, и имен­но с этой целью они обратились в консультацию. Однако дефек-толог посоветовал основные силы направить на развитие мото­рики, расширение словарного запаса, формирование внимания, усидчивости при выполнении задания. Важно привить девочке необходимые навыки труда и самообслуживания; она должна по­лучать радость, помогая по хозяйству. Все это будет способство­вать умственному развитию, а также правильному становлению характера. Были показаны упражнения по формированию вни­мания, способы переключения при чрезмерном возбуждении, приемы выработки навыков самообслуживания.

Подобные случаи трудностей в воспитании детей, с которыми психологи встречаются при обращении родителей за консульта­цией, явились основанием для публикации данных материалов. Рекомендации и игровые упражнения, собранные здесь, не новы Многие из них описаны разными специалистами (педагогами, психо­логами, дефектологами).

Главная задача авторов сводилась к тому, чтобы облегчить воспитателей в подборе упражнений, игр для занятий с ребенком* При этом мы учитывали то, что с одними детьми основной упор! должен делаться на развитие произвольного внимания, с други­ми—на пространственные представления, приемы запомина­ния, для некоторых главным окажется формирование навыков планирования, самоконтроля и т.д. Для удобства использования мы сгруппировали материал с учетом того, на развитие каких ка­честв психической деятельности он, в первую очередь, направлен.

Выбор заданий зависит не столько от возраста^ сколько уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказатьс непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет

ждать.

Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимально" речевой активности, с заданиями, которые могут выл без участия речи (конструирование, рисование). Если за начались с каких-то устных логических заданий, с

8


стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. За­нятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рас­сматриванием картинок.

Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказы­вать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрос­лый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более стар­шего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но пом­ните, что в процессе занятий не следует быть слишком много­словным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, ни­какого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.

Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ре­бенка, учат общению, которое ему так необходимо.

Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.

Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей оИи образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последова­тельным в своих действиях и поступках.

Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.

Многие из приведенных заданий взяты из детской литературы (книжек-загадок, книжек-раскрасок), настольных игр, представ-собой модификацию известных психологических методик и в. Использован и материал нашей книги для родителей*.

Самостоятельно или посоветовавшись с педагогами выберите

задания, которые в большей мере будут полезны вашему ре-«ку. Каждый может придумать или найти в литературе анало-е игры и упражнения.

Желаем успеха!

См.: Забрамная СД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. |М., 1990.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.