Упражнения на отработку интонации, логического ударения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Упражнения на отработку интонации, логического ударения.

2020-12-27 78
Упражнения на отработку интонации, логического ударения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Произнеси слоги (тихо, умеренно, громко, умеренно, тихо).
Ди-дэ-да-до-ду-ды

То-одо -ту—оду-оды

• Даётся стихотворение и к нему задаются вопросы. Нужно ответить на
вопрос, делая логическое ударение на то слово, которое является
ответом.

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

1 .Кто купил гармошку?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

2 .Что сделал гусь?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

З.Кому купил гусь гармошку?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

4.Что купил гусь?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По -гусиному шипела.

5.Какая была гармошка?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко,

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

6.Гармошка сильно была дырявая?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

7.Как гармошка пела?

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По-гусиному шипела.

8.Что хорошо пело?

Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

9.Что гармошка делала? Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

10..Как она пела?

Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

11. Хорошо гармошка пела? Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

• Прочитать предложение -   вопрос таким образом, чтобы ответ
соответствовал сути заданного вопроса.

-К вам вчера вечером приезжали гости?

-Да,гости.

-К вам вчера вечером приезжали гости?

-Да, приезжали.

-К вам вчера вечером приезжали гости?

-Да,вечером.

-К вам вчера вечером приезжали гости?

-Да,вчера.

вам вчера вечером приезжали гости?

-Да, к нам.

• Причитать столбики слогов, первый раз делая ударение на первый
столбик, второй - на второй столбик и третий - на третий столбик.

стра—стра—стра стра—стра—стра

Стро—стро—стро стро—стро—стро

Стру—стру—стру стру—стру—стру

Стры—стры—стры стры—стры—стры

Стри—стри—стри стри—стри—стри

 

Стра—стра—стра

Стро—стро—стро

Стру—стру—стру

Стры—стры—стры

Стри—стри—стри

• Прочитать стихотворение соответственно заданию: радостно,
возмущённо, гордо, печально, ласково. Прочитать, выражая
восхищение, сочувствие, совет. Прочитать, передавая вопросительную
интонацию или интонацию радости, страха, вырази удивление,
огорчение.

Шёл Барбос, считал ворон,

Насчитал их миллион!

Кто его учил считать?

Я могу вам показать!

 

Снег пошёл (спрашиваете, восхищаетесь,?!)

(радуетесь, удивляетесь!).

(Огорчаетесь смене погоды)

(Грустите, потому что не любите зимний холод).

• Какая интонация соответствует содержанию этого стихотворения?

 

Песенка.

 

Кто сказал, что я горланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу!

Тише жабы!

Ни гу-гу!

Ходит цапля На лугу

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

•   Чтение пословиц и поговорок. Прочитать предлагаемые пословицы,
выделяя голосом указанные обороты, в соответствии со знаками
препинания, делать паузы.

Кто хочет много знать - тому надо мало спать!

Кто хочет много знать - тому надо мало спать!      

 

Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот

         ецнлос

         ансев

         цясем  

    и) чтение зашумленных слов:

         снег                                                    зима

         мороз                                                 вьюга

        

  к) чтение наложенных друг на друга слов:

         р                             с                                 п

      машина             весенний                           а

        б                              е                                предметы

        о                              ж                                 т

        т                               н                                 а

        а                               ы                                      

                                              й 

  

    Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

    «Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроится под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

    «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, дети прерывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

 

    Наиболее эффективными из системы И.Т. Федоренко оказались упражнения:

1. многократное чтение;

2. чтение в темпе скороговорки;

3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. и вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшается.

Надо стремится достигнуть скорости 80-90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделить отстающим ученикам.

Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтение 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все Читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети должны видеть свои достижения.

 

Дата                  
Скорость чтения                  
Количество ошибок                  

     

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.

 

Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

2. При выборе книг опирайтесь на желание ребенка.

3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с большими рисунками.

4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6. Надо организовывать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечение и интересы.

7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.

8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух- полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интерес к чтению.

10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.

11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Очень часто мы используем приемы по привитию интереса к чтению, по отработке техники чтения и не задумываемся о том, что это именно «твой прием». Именно этот прием дает положительный результат. А иногда и вообще оказывается приемом, который открыл ты. Я не думаю, что сегодня откроем новые приемы. Но постараюсь выделить те приемы, которые нравятся мне, детям, прививают интерес. А через интерес, к чтению улучшается и техника. И даже наоборот. Отрабатываем технику, появляется интерес к произведению, чтению.

Вот мои приемы:

Отработайте технику чтения»

Выработайте привычку к чтению. Читайте книги: обязательные, глубокие, лёгкие, трудные. Путём просмотра, ознакомления или изучения. Умеющий не боится чтения. Тренируйте чтение вслух и на время. Следите, как диктор, за интонацией, скоростью, чёткостью, окончаниями... Добивайтесь при чтении увеличения числа слов в минуту. Читайте играючи, по-разному: про себя, вслух, ритмично, тихо, громко, нараспев, в ролях, в движении...

Этот прием заключается в том, что чтение за 1 минуту по песочным часам записываем на магнитофон. После чтения – анализ чтения учителем и предыдущим чтением тоже записывается на магнитофон. Дети не теряются, не боятся, а наоборот – стараются, готовятся. Предпочитают контрольное чтение записывать на магнитофон. (от лучшего чтения к худшему и т.д.)

 

2. «Задавайте вопросы»

 

Овладевайте искусством задавать вопросы. "Вопросы показывают глубину ума, а ответы его тонкость". Умение ставить вопросы выручает в учении и жизни. Стремитесь формулировать простые, чёткие, ясные и интересные вопросы. Чтобы вызвать ответный интерес. Продолжить общение. Получить более оригинальный ответ.

Интерес к чтению и технике чтения находятся в прямой зависимости. Многократное чтение с интересным заданием дает заметный результат. Из 16 ребят читают и любят читать – 12 учащихся.

Никто не ответил, что не любит читать.

А вот 4 ученика ответили:

- читаю, т.к. надо читать;

- родители заставляют;

- выполняю домашнее задание;

    Поэтому на уроке даю такое задание:

- Прочитайте и задайте вопрос для класса, который бы начинался со слова: Почему? Зачем? Какие? Кто?

 

Интерес к слову»

Есть разные формы работы над непонятными словами, выражениями. Этот прием перенесла из русского языка.

Большое значение в привитии интереса к чтению играет «интерес к слову».

Над значением слова работаем так.

Непонятное слово, подбираем однокоренные слова, выделяем корень и работаем над значением.

Это помогает при изучении русского языка. Собрано большое количество корней с которыми подбираем «гнездо» однокоренных слов.

Прием устраняет повторы слов при чтении, расширяет словарный запас.

 

Озвучивание диафильма»

 

Иллюстрации рисуют дома (2/3 урока дети должны читать).

Выбирают сюжет рисунка в зависимости от задания.

А вот на уроке уже есть возможность поработать.

- «Встать на свое место с рисунком».

- «Озвучить». (пересказ)

- «Озаглавить». и т.д.

Чтобы приготовить домашнее задание, нужно читать и вчитываться в текст.

Интересное задание улучшает и технику чтения.

К работе подключаются родители. Идет семейное чтение.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.