Раздел 3. Ключевые показатели и механизмы реализации стратегии Сортавальского муниципального района — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Раздел 3. Ключевые показатели и механизмы реализации стратегии Сортавальского муниципального района

2020-12-27 57
Раздел 3. Ключевые показатели и механизмы реализации стратегии Сортавальского муниципального района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 
 

Ключевые показатели эффективности реализации стратегии

 
 

 

Базовыми целевыми показателями в каждой из представленных разделе 2 сфер, на основании динамики значений которых будут оцениваться успешность реализации стратегии в целом, а также приниматься решения о необходимости ее корректировки, будут являться представленные в таблице 3.1.

По каждому из показателей устанавливаются целевые значения, исходя из достигнутых на момент написания стратегии уровней и динамики, которую необходимо придать социально-экономическому развитию Сортавальского муниципального района.

Безусловно, для оценки динамики изменения ситуации во всех указанных сферах, особенно в рамках реализации муниципальных целевых программ, должны быть введены дополнительные показатели, отражающие изменения, происходящие в ключевых направлениях.

Динамику предполагаемых изменений целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе каждого показателя, поскольку все они имеют разные единицы измерения, тенденции и возможности развития.

Показатель 1.1: Динамика объемов производства 3 основных промышленных продуктов в натуральном выражении.

В качестве ориентира определен ежегодный рост значений показателей на 3%. В качестве базового необходимо взять 2020 год. Определение наименований продукции, по динамике объемов производства которых будет рассчитан данный показатель, целесообразно произвести в соответствующей муниципальной программе.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2. Изменения значений показателя 1.1 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годичный прирост 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Прирост по отношению к значению 2020 года 3 6,09 9,27 12,55 15,93 19,41 22,99 26,68 30,48 34,39

 

Таким образом, выпуск 3 основных видов промышленной продукции района вырастет в 2030 году, по сравнению с 2020 годом более чем на 1/3.

Показатель 1.2: Динамика объемов производства 3 основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении.

В качестве ориентира определен ежегодный рост значений показателей на 2%. В качестве базового необходимо взять 2020 год. Определение наименований продукции, по динамике объемов производства которых будет рассчитан данный показатель, целесообразно произвести в соответствующей муниципальной программе.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.3.

Таким образом, выпуск 3 основных видов сельскохозяйственной продукции района вырастет в 2030 году, по сравнению с 2020 годом почти на 22%.

Таблица 3.1. Целевые показатели социально-экономического развития
Сортавальского муниципального района

Сфера развития Показатель

Создание высокооплачиваемых рабочих мест

1.1. Содействие созданию и развитию производств Объемы производства 3 основных продуктов в натуральном выражении 1.2. Содействие развитию сельского хозяйства Объемы производства 3 основных продуктов в натуральном выражении 1.3. Создание и развитие предприятий, в капиталах которых участвует муниципалитет Объемы производства основной продукции (услуг) каждого предприятия в натуральном выражении 1.4. Развитие услуг для населения и туризма Количество услуг, оказываемых населению муниципальными организациями 1.5. Повышение эффективности деятельности органов МСУ Затраты на деятельность ОМСУ в расчете на 1 жителя 1.6. Поиск источников стимулирования сотрудников социальных учреждений Объемы доходов учреждений от оказания внебюджетных услуг

Образование и досуг

2.1. Развитие дошкольного образования Доля детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования 2.2. Развитие школьного образования Доля детей, занимающихся во 2-ю смену 2.3. Развитие дополнительного образования Доля детей, получающих дополнительные образовательные услуги 2.4. Развитие профессионального образования Доля выпускников школ, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования в районе 2.5. Развитие культуры Количество культурно-массовых мероприятий с участием не менее чем 100 жителей района 2.6. Развитие массового спорта Количество спортивных мероприятий с участием не менее чем 20 жителей района для индивидуальных видов спорта и не менее, чем 50 – для командных 2.7. Развитие общественных пространств Доля игрового и спортивного оборудования общественных пространств, находящегося в пригодном для использования состоянии

Жильё и инфраструктура

3.1. Развитие жилищного строительства Ввод в действие жилых домов 3.2. Развитие коммунальной инфраструктуры Доля домов, обеспеченных всеми коммунальными ресурсами и услугами 3.3. Развитие транспортной инфраструктуры Доля населения, обеспеченного услугами общественного пассажирского транспорта 3.4. Благоустройство придомовых территорий Обеспеченность дворов многоквартирных домов игровым и спортивным оборудованием 3.5. Сбор и переработка бытовых отходов Доля мест сбора бытовых отходов, где производится их раздельный сбор 3.6. Обеспечение безопасности населения Доля населения, погибшего или получившего увечья в результате воздействия негативных факторов, на объектах, находящихся в ведении муниципалитета, в общей численности погибших или получивших увечья

 

Таблица 3.3. Изменения значений показателя 1.2 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годичный прирост 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Прирост по отношению к значению 2020 года 2 4,04 6,12 8,24 10,41 12,62 14,87 17,17 19,51 21,90

 

Показатель 1.3: Динамика объемов производства в натуральном выражении предприятий с участием муниципалитета в капиталах.

В качестве ориентира определен ежегодный рост значений показателей на 5%. В качестве базового необходимо взять 2020 год.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4. Изменения значений показателя 1.3 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годичный прирост 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Прирост по отношению к значению 2020 года 5 10,25 15,76 21,55 27,63 34,01 40,71 47,75 55,13 62,89

 

Таким образом, объемы продукции и услуг, производимых предприятиями с участием Сортавальского муниципального района в капитале, вырастут в 2030 году, по сравнению с 2020 годом почти на 63%.

Показатель 1.4: Динамика количества услуг, оказываемых населению муниципальными организациями.

В качестве ориентира определен ежегодный рост значения показателя на 5 единиц. В качестве базового необходимо взять 2020 год.

Изменение значений показателя по годам реализации стратегии представлено в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5. Изменения значений показателя 1.4 в 2021-2030 годах, ед.

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годичный прирост 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Прирост по отношению к значению 2020 года 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

 

Таким образом, количество услуг, оказываемых населению муниципальными организациями Сортавальского района, возрастет к 2030 году, по сравнению с 2020 годом минимум на 50 единиц.

Показатель 1.5: Динамика затрат на деятельность органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя района.

В качестве ориентира определено ежегодное снижение значений показателя на 3 процента. В качестве базового необходимо взять 2020 год.

Изменение значений показателя по годам реализации стратегии представлено в таблице 3.6.

Таким образом, затраты на деятельность органов местного самоуправления, в расчете на 1 жителя Сортавальского района, снизятся к 2030 году, по сравнению с 2020 годом более чем на 26%.

Таблица 3.6. Изменения значений показателя 1.5 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Ежегодное снижение 97 97 97 97 97 97 97 97 97 97
Снижение по отношению к значению 2020 года 97 94,09 91,27 88,53 85,87 83,30 80,80 78,37 76,02 73,74

 

Подобному изменению значения показателя будет способствовать не только проведение организационно-штатных мероприятий в органах местного самоуправления и снижение затрат, связанных с обеспечением их деятельности, но и рост численности населения района, который, в соответствии с данной стратегией начнется с 2025 года.

Показатель 1.6: Динамика объемов доходов муниципальных учреждений от оказания внебюджетных услуг.

В качестве ориентира определен ежегодный рост значения показателя на 3%. В качестве базового необходимо взять 2020 год.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7. Изменения значений показателя 1.6 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годичный прирост 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Прирост по отношению к значению 2020 года 3 6,09 9,27 12,55 15,93 19,41 22,99 26,68 30,48 34,39

 

Таким образом, прирост объема доходов муниципальных учреждений от оказания внебюджетных услуг составит в 2030 году более 1/3 от значений, которые будут получены в 2020 году.

Показатель 2.1: Доля детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, в общей численности детей указанного возраста, которым эта услуга необходима.

В качестве базового необходимо взять 2019 год, в детских дошкольных учреждениях обучалось 83,8% от общего количества детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, для которых эта услуга была актуальна.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.8.

 

Таблица 3.8. Изменения значений показателя 2.1 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Обеспеченность детей местами в детских садах 85,0 87,0 90,0 93,0 95,5 97,5 99,0 100,0 100,0 100,0

 

Таким образом, дети дошкольного возраста, которым необходима услуга дошкольного образования, будут полностью обеспечены местами в детских садах к 2028 году.

Необходимо отметить, что снижению востребованности данной услуги будет способствовать наметившееся снижение рождаемости, но, для достижения основной цели данной стратегии, выражающейся в росте численности населения, в условиях увеличения рождаемости в дальнейшем, потребуется строительство новых детских дошкольных учреждений или организация дошкольных групп на базе школ.

Показатель 2.2: Доля детей, занимающихся в учреждениях общего образования во 2-ю смену.

В качестве базового необходимо взять 2019 год, когда во 2-ю смену обучалось 5,2% детей.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.9.

 

Таблица 3.9. Изменения значений показателя 2.2 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля занимающихся во 2-ю смену 4,5 3,8 2,9 1,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

 

Таким образом, школьники, будут полностью обеспечены местами обучения в первую смену в 2025 году.

Снижению востребованности образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях также будет способствовать произошедшее снижение рождаемости, но, для достижения основной цели данной стратегии, выражающейся в росте численности населения, в условиях увеличения рождаемости в дальнейшем, строительство школ, запланированное ранее, является необходимым.

Показатель 2.3: Доля детей, получающих дополнительные образовательные услуги.

В качестве базового необходимо взять 2019 год, когда дополнительные образовательные услуги получали около 80% детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.10.

 

Таблица 3.10. Изменения значений показателя 2.3 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля детей, обеспеченных услугами дополнительного образования 80,5 81,0 81,5 82,0 82,5 83,0 83,5 84,0 84,5 85,0

 

Таким образом, за 10 лет обеспеченность детей услугами дополнительного образования возрастет на 5%. На начальном этапе реализации стратегии этому будет способствовать снижение рождаемости, наблюдаемое в Сортавальском районе в 2015-2019 годах, но, в случае изменения ситуации в связи с реализацией стратегии, во второй половине третьего десятилетия XXI века будет необходимо особенно интенсивно увеличивать обеспеченность детей этими услугами. Часть услуг дополнительного образования можно оказывать на базе учреждений общего образования.

Показатель 2.4: Доля выпускников школ, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории района.

В 2015-2019 годах, после окончания школы, обучение на территории района продолжали 17-20% выпускников.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.11.

Таким образом, к 2029 году доля выпускников школ, продолжающих обучение в районе, будет составлять не менее 30%. Этого можно достичь путем ориентации на запросы старшеклассников и их родителей при формировании учебных планов ГАПОУ РК «Сортавальский колледж», а также размещения на территории района филиалов учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих обучение по востребованным населением и экономикой района направлениям.

 

Таблица 3.11. Изменения значений показателя 2.4 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля выпускников школ, продолживших обучение в районе 20,0 22,0 22,0 25,0 25,0 25,0 27,5 27,5 30,0 30,0

 

Показатель 2.5: Количество культурно-массовых мероприятий с участием не менее чем 100 жителей района в год.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.12.

 

Таблица 3.12. Изменения значений показателя 2.5 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Количество крупных культурно-массовых мероприятий 4 4 6 6 6 8 8 8 12 12

 

Под участием в данном случае понимается участие не в качестве зрителей, а в качестве исполнителей, организаторов и прочих активно действующих лиц. Это могут быть выступления творческих коллективов, выставки произведений местных мастеров, в том числе и детей, и другие подобные массовые мероприятия.

Показатель 2.6: Количество спортивных мероприятий с участием не менее чем 20 жителей района для индивидуальных видов спорта и не менее, чем 50 – для командных.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.13.

 

Таблица 3.13. Изменения значений показателя 2.6 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Количество крупных спортивных мероприятий 3 4 4 6 6 8 8 8 12 12

 

Под участием в данном случае также понимается участие не в качестве зрителей, а в качестве соревнующихся спортсменов. Приоритет должен быть отдан общераспространенным сезонным видам спорта, что не исключает участия в соревнованиях профессионалов в других, не столь широко развитых видах спорта. Приветствуется создание команд в крупных организациях или объединениях хозяйствующих субъектов.

Показатель 2.7: Доля игрового и спортивного оборудования общественных пространств, находящегося в пригодном для использования состоянии.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.14.

 

Таблица 3.14. Изменения значений показателя 2.7 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля пригодного для использования оборудования общественных пространств 80 90 95 100 100 100 100 100 100 100

 

Под оборудованием понимаются укомплектованные детские площадки, общедоступное спортивное оборудование, а также места для сидения, малые архитектурные формы и прочие подобные объекты. Значимым является не только поддержание в надлежащем состоянии уже установленного оборудования, но и постоянно размещение нового в общественных местах, прежде всего во дворах многоквартирных домов, на пляжах и прочих. В целях поддержания состояния указанных объектов, органам местного самоуправления необходимо постоянно работать в данном направлении с управляющими компаниями и прочими подобными организациями, ответственными за состояние придомовых территорий.

Показатель 3.1: Ввод в действие жилых домов.

В качестве ориентира определен ежегодный ввод жилья на уровне не меньшем, чем 10 тыс. м2 общей площади, что учитывает объемы жилищного строительства в 2018-2019 годах и за период 2010-2019 годов в целом. Необходимо также обеспечить, чтобы не менее 30% вводимого жилья, о возможности чего также свидетельствует предшествующая динамика, относилось к многоквартирному, благоустроенному жилому фонду.

Значения показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.15.

 

Таблица 3.15. Значения показателя 3.1 в 2021-2030 годах, тыс. м2

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Ввод жилья 9 10 10 10 10 10 10 10 10 10

 

Таким образом, будет вводиться в действие жильё, обеспеченное всеми коммунальными услугами, что, в случае использования возможностей, предоставляемых органами государственной власти, а также установления взаимовыгодных отношений с застройщиками и участия муниципалитетов в строительстве, позволит решать проблемы расселения ветхого и аварийного жилья, предоставления жилых помещений тем гражданам, которым они должны быть предоставлены в силу закона, обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилья востребованным в районе специалистам, прежде всего в сферах образования и здравоохранения.

Показатель 3.2: Доля домов, обеспеченных всеми коммунальными ресурсами и услугами.

Поскольку наименее развитой из коммунальных систем в Сортавальском муниципальном районе является канализационная (данной услугой обеспечено 77,7% жилых помещений и 75,0% многоквартирных домов), именно по динамике ее развития необходимо оценивать общую обеспеченность коммунальными услугами.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.16.

 

Таблица 3.16. Изменения значений показателя 3.2 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Обеспеченность коммунальными ресурсами 77,0 79,0 80,0 81,0 82,0 83,0 83,5 84,0 84,5 85,0

 

Таким образом, обеспеченность жилых домов основными коммунальными ресурсами и услугами возрастет к 2030 году на 10%.

Практически аналогичны показателям водоотведения показатели водоснабжения, централизованное предоставление данного ресурса также является жизненно необходимым, поэтому развитие сетей водоснабжения и водоотведения целесообразно осуществлять совместно. Достаточно низкими являются показатели обеспеченности газом, тепловой энергией и горячей водой. Несмотря на то, что они могут быть заменены поставками холодной воды и электричества, необходимо проводить работу с ресурсоснабжающими организациями по вопросам увеличения охвата жилых помещений обеспечением указанными ресурсами. Особенно актуально развитие газотранспортной системы, поскольку это достаточно экологичный и относительно дешевый вид топлива, позволяющий решить вопросы нагрева воды, обогрева помещений и приготовления пищи.

Показатель 3.3: Доля населения, обеспеченного услугами общественного пассажирского транспорта.

В качестве ориентира для установления перспективных значений показателя необходимо принять значение, полученное в 2019 году – 98,1%.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.17.

 

Таблица 3.17. Изменения значений показателя 3.3 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Обеспеченность услугами пассажирского транспорта 98,1 98,3 98,5 98,8 99,2 99,5 99,7 99,8 99,9 100,0

 

Таким образом, потребность жителей района в услугах общественного пассажирского транспорта будет полностью удовлетворена к 2030 году. Необходимо отметить, что для достижения указанного результата необходимо продвигаться в 2 направлениях:

- развивать транспортное сообщение с наиболее крупными населенными пунктами из числа не охваченных данными услугами;

- способствовать переезду жителей малых населенных пунктов в ближайшие более крупные, что, кроме отсутствия необходимости обеспечивать услугами пассажирского транспорта, повлечет повышение качества обслуживания в социальной, коммунальной и других сферах, а также позволит снизить затраты муниципальных и государственных ресурсов на это обслуживание.

Показатель 3.4: Обеспеченность дворов многоквартирных домов игровым и спортивным оборудованием.

Данный показатель дополняет показатель 2.7, но только применительно к дворовым территориям многоквартирных домов. Для его правильного расчета необходимо определить количество придомовых территорий, пригодных для размещения соответствующего оборудования, и осуществлять контроль изменения их количества в процессе нового строительства (показатель 3.1).

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.18.

 

Таблица 3.18. Изменения значений показателя 3.4 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Обеспеченность дворов оборудованием 2 5 8 12 15 18 21 25 30 35

 

Таким образом, обеспеченность жителей многоквартирных домов оборудованием, необходимым для занятий спортом и отдыха, существенно возрастет к сроку окончания реализации стратегии и будет способствовать созданию благоприятной атмосферы в обществе и наглядно свидетельствовать о росте качества жизни.

Безусловно, объектами благоустройства, расположенными во дворах многоквартирных домов, смогут пользоваться граждане, проживающие в окружающих домах индивидуальной застройки. Объекты благоустройства могут создаваться старшими школьниками и студентами профессионального образования в процессе обучения.

Двор считается обеспеченным игровым оборудованием только в том случае, когда оно всё находится в пригодном для использования состоянии. Если дворы многоквартирных домов расположены рядом, то в одном из них может быть установлено больше оборудования для занятий спортом взрослыми, а в другом приоритет отдан детскому игровому оборудованию и местам отдыха старшего поколения. При этом оба двора будут считаться обеспеченными по данному показателю в полном объеме.

Показатель 3.5: Доля мест сбора бытовых отходов, где производится их раздельный сбор.

Изменения значений показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.19.

 

Таблица 3.19. Изменения значений показателя 3.5 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля мест раздельного сбора бытовых отходов 2,0 5,0 9,0 14,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 50,0

 

Правильное обращение с отходами является частью общей культуры населения и формирует рачительное отношение к ресурсам и окружающей экологической обстановке. Раздельный сбор бытовых отходов потребует их переработки, что, в свою очередь, потребует развития соответствующих мощностей. Данный показатель в муниципальных программах должен быть дополнен показателем доли (объема) отходов, прошедших промышленную сортировку и направленных на вторичную переработку.

Показатель 3.6: Доля населения, пострадавшего в результате воздействия негативных факторов, на объектах, находящихся в ведении муниципалитета, в общей численности пострадавших на территории района.

Значения показателя по годам реализации стратегии представлены в таблице 3.20.

 

Таблица 3.20. Значения показателя 3.6 в 2021-2030 годах, %

  2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Доля пострадавших на муниципальных объектах 2,0 2,0 1,5 1,5 1,5 1,0 1,0 1,0 0,5 0,5

 

Повышение безопасности на объектах, находящихся в ведении муниципалитета, является не только обязательным условием повышения качества жизни населения, но и сигнализирует коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям о необходимости повышать безопасность их товаров и услуг, более ответственно подходить к вопросам сохранения жизни и здоровья своих клиентов.

 

Необходимо отметить, что представленные в таблицах значения являются ориентировочными. Приветствуется ускорение развития по сравнению с контрольными цифрами: опережающее улучшение значений позитивных показателей и снижение значений негативных.


 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.