Рабочая программа совместной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Рабочая программа совместной деятельности

2020-12-27 65
Рабочая программа совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принят                                                                         Утверждаю

Педагогическим советом                               Заведующий ГБ ДОУ№67

протокол №___от                                          М.И.Широкая

«___»________2020г.                                      ___________         

 

Рабочая программа совместной деятельности

 педагога с детьми 4-5 лет группа №5

                         Составлена, на основе ООП ГБ ДОУ № 67

Программу составили:

Никитина Е.И.

Селина В.И.

 

Севастополь 2020г.

№ п/п Содержание Страница
I. Целевой раздел  
1 Пояснительная записка 3
1.1 Цели и задачи реализации Рабочей Программы 3
1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы 5
1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 4-5 года жизни 7
1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы 9
II. Содержательный раздел 13
2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания 13
2.1 Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми пяти образовательных областей 14
2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации Рабочей Программы 41
2.3. Региональный компонент в системе реализации Рабочей Программы 47
2.4. Образовательная деятельность по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ 50
III. Организационный раздел 51
3. Описание материально-технического обеспечения Рабочей Программы 51
3.1. Специфика организации и содержание событий, праздников, мероприятий в группе в соответствии с годовым планом. 56
3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников 60
3.3. Взаимодействие со специалистами 60
3.3.1. Организация работы музыкального руководителя 60
3.3.2. Организация работы инструктора по физкультуре 62
3.3.3. Организация работы педагога-психолога 63
3.3.4. Организация работы педагога-организатора 63
3.3.5 Организация работы учителя-логопеда 64

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа группы № 5 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67» г. Севастополя разработана в соответствии с федеральными государственными стандартами по структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников и родителей (законных представителей). Рабочая программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ.

 Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в группе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Образовательная программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное разностороннее развитие детей, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Помимо реализации Основной образовательной программы  используется  парциальные программы:

1. Е.В Колесникова «Математические ступеньки»;

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

3. И.А. Лыкова «Цветные ладошки»;

4. Мухоморина Л.Г, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В Феклистова Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму.

 Срок реализации программы с 01.09.2020г. по 31.05.2021г

Характеристики особенностей развития детей 4-5 года жизни.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы

 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры в среднем возрасте:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Имеет элементарное представление о том, что хорошо и что плохо;

- проявляет доброжелательное отношение к сверстникам, делиться игрушкой;

- ребенок проявляет навыки вежливого общения;

- способен рассказать о себе, о своей семье, поддержать беседу о жизни группы; 

- владеет навыками самообслуживания согласно возрастным особенностям;

- выполняет определенные трудовые действия;

- имеет представление о правилах безопасного поведения в природе, знаком с

правилами дорожного движения;

- имеет представление об источниках опасности дома.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ребенок способен по общему признаку группировать предметы;

- различает понятия «много», «один», «ни одного», «по одному»;

- понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;

- имеет представление о приемах наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой группы;

- понимает вопрос: «Поровну», «Чего больше (меньше)?;

- может устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов;

- сравнивает предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначает результат словами;

- способен выделять цвет, форму, величину предмета;

- группирует однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

- понимает вопрос: «Сколько?» и правильно отвечать на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- соотносит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- умеет согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

- может решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

- знает геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, геометрические тела: шар, куб, цилиндр;

-владеет приемам обследования зрительно-двигательным путем.

-находит геометрические фигуры в окружающих предметах.

Сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.

Может использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Различает и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Называет правую и левую руку, раскладывает и считает счетный материал правой рукой слева направо.

Умеет обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.

Двигается в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Владеет способами исследования разных объектов окружающей жизни;

-ребенок знаком с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением;

-имеет представление о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево,

бумага, ткань, глина);

- способен сгруппировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. Понимает, что созданные человеком предметы необходимы жизни;

- знаком с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры),

имеет первичные представления о малой родине.

Имеет первичные представления о профессиях;

- представления о домашних и диких животных, земноводных (лягушка), птицах,

насекомых;

-отличает и называет по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

-имеет элементарные представления о растениях данной местности; знает, что необходимо для роста растений;

-имеет представления о сезонных изменениях в природе, может назвать характерные

особенности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Ребёнок самостоятельно рассматривает картинки, книги, наборы предметов;

- способен рассказать о назначении предметов одежды, обуви, посуды, мебели, видов

транспорта; назвать существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

- способен понимать обобщающие слова (одежда, посуда, овощи и т.п.)

- способен согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже,

употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около);

- ведёт диалог с педагогом, слушает и понимает заданный вопрос, понятно отвечает на него;

- проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов; способен читать наизусть потешки и небольшие стихотворения;

-участвует в драматизации народных сказок.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Проявляет интерес к занятиям изобразительной деятельностью;

- способен правильно держать карандаш, кисть;

- может назвать и определить цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), оттенки (розовый, голубой, серый);

-ритмично наносит линии, штрихи, мазки, пятна;

-умеет проводить линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо);

-проводит широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти;.

-умеет создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

- может выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

-знает приемы лепки, освоенные в предыдущих группах;

-умеет использовать приёмы прищипывания, вытягивания отдельных частей из целого куска;

- сглаживает пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

-умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.

-может резать по прямой, вырезает круглые и овальные формы;

-проявляет активность и творчество;

-различает и называет строительные детали;

-сооружает разнообразные постройки по словесной инструкции, по образцу;

-умеет использовать природный и бросовый материал при изготовлении поделок.

- способен соорудить постройку, используя основные строительные детали, путем

накладывания, приставления, прикладывания. Обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету;

- способен узнавать знакомые песни, пьесы; эмоционально реагировать на музыку;

- самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развито умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;

- развито представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных

продуктах, полезных для здоровья человека;

- сформировано представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;

- сформировано представление об упражнениях, укрепляющих различные органы системы организма, представление о необходимости закаливания;

- сформировано представление о ценности здоровья; желание вести здоровый образ жизни;

- сформировано умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать

необходимость лечения;

- сформирована потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- развиты разнообразные виды движений;

- ребенок способен ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы,

сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног;

- Действует совместно с другими детьми. Строится в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных,  примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

 

Образовательная деятельность проводиться в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в группе программ и методических пособий, направленных на реализацию данной программы.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области развития:

    -Социально-коммуникативное развитие

    -Познавательное развитие   

    -Речевое развитие       

    -Художественно-эстетическое развитие 

    -Физическое развитие

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

пяти образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оце­нивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и твор­чества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных пред­ставлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к по­тенциально опасным для человека и окружающего мира природы си­туациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситу­ациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимос­ти выполнения этих правил.

Содержание психолого-педагогической работы.

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Содержание психолого-педагогической работы
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. 1.Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: -взаимопомощи, сочувствия обиженному, и несогласия с действиями обидчика; -одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). 2.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. 3.Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. 4.Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. 5.Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Ребенок в семье и сообществе. Образ Я. 1.Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). 2.Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) 3.Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. 4.Формировать первичные тендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Семья. 1.Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). 2.Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Детский сад. 1.Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. 2.Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. 3.Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Культурно-гигиенические навыки. -Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. -Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. -Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. -Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. -Приучать, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). -Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. -Приучать, самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.) Общественно-полезный труд. -Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). -Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. -Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. -Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Труд в природе. -Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). -В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период ― к расчистке снега. -Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц. -Формировать стремление помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых. -Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Формирование основ безопасности. Безопасное поведение в природе. -Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. -Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. -Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». -Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах. -Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. -Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. -Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. -Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). -Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». - Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. -Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. -Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). -Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. -Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Л.В. Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию» Москва ТЦ «Сфера», 2015 год 1 3-5 Л.В. Коломийченко «Дорогою добра». Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания Москва ТЦ “Сфера”, 2015 год 1 2-7 Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением -.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-80с 1 4-5 К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. -Мозаика-Синтез,2015.-64с.   2-7 лет

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Формирование элементарных математических представлений. Фор­мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружа­ющего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

 

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей;

- расширение опыта ориентировки в окружающем;

- сенсорное развитие;

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате­риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, спо­собности анализировать, сравнивать, выделять характерные, сущес­твенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представ­лений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элемен­тарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы:

 

Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов раз­ного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много круж­ков, одни - красного цвета, а другие - синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три - всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представления о порядковом счете, учить, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, ста­ло 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну - 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, прино­сить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп пред­метов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве­личине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной пос­ледовательности - в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения пред­метов (эта (красная) башенка -самая высокая, эта (оранжевая) - пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.). Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двига­тельного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квад­ратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, пря­моугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, окно, дверь - прямо­угольник и др. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять про­странственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро - день - ве­чер - ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

 

Развитие познавательно-исследователь- ской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помо­гать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым. Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в раз­ных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с ши­роким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использо­вания всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впе­чатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треуголь­ник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-­исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. При­влекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдатель­ность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

 

Формирование целостной картины мира Ознакомление с предметным окружением. Создавать условия для расширения представлений детей об объек­тах окружающего мира. Расска

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.