Принципами такой школы являются: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Принципами такой школы являются:

2020-12-27 100
Принципами такой школы являются: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· принцип адаптивности, т. е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой - может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка); 

· принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей; 

· принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; 

· принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире; 

· принцип ориентировочной функции знаний, нацеливающий школу «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»;

· принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению намеченных результатов, контролировать и корректировать ход деятельности; 

· креативный принцип, направленный на развитие у ребенка потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Ориентировочной основой различных видов деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая.

 

Программа тренинга для детей младшего школьного возраста

«Развитие эмоционального интеллекта»

Диагностический блок

Цель диагностической работы – получение необходимой информации об уровне развития эмоционального интеллекта детей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение уровня развития эмоционального интеллекта детей.

2. Определение путей развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста.

Способы получения информации на данном этапе:

1. Опрос педагогов – выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям.

2. Психологическое обследование детей – получение информации о психолого-педагогических особенностях развития, которые скрыты от непосредственного наблюдения: особенности развития эмоционального интеллекта.

Используемые методики:

1. Анкета для родителей и воспитателей (приложение 1).

2. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (приложение 2).

3. Проективная методика «Три желания» (приложение 3).

4. Методика «Что – почему – как» (приложение 4).

5. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (приложение 5).

6. Определение эмоционального уровня самооценки (приложение 6).

7. Методика самооценки «Дерево» (приложение 7).

8. Методика «Страна эмоций» (приложение 8).

9. Графическая методика «Кактус» (приложение 9).

10. Тест «Домики» (приложение 10).

11. Проективная методика «Я и группа» (приложение 11).

Аналитическая работа: осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период тренинговой работы по данной теме (заключение по результатам психодиагностического исследования.

 

Установочный блок

Цель: создать установку у детей, родителей, педагогов на активный тренинговый процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

Методы:

1. Консультация для родителей «Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста» (обсуждение основных направлений работы с детьми) (Приложение 12).

2. Индивидуальные беседы с родителями, с целью создания установок на тренинговую работу с детьми (по запросу).

3. Комплектование тренинговой группы.

 

Тренинговый блок

Цели:

1. Развитие эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах.

2. Освоение ребенком умения управлять своими эмоциями.

3. Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей.

5. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Задачи:

1. Учить контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край».

2. Развивать способность сознательно влиять на свои эмоции.

3. Развивать умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их).

4. Формировать способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим.

5. Развивать умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

6. Формировать способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему

Направления работы:

1. Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу.

2. Формировать у школьников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями.

3. Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации.

4. Заложить у школьников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

5. Способствовать адекватному для школьников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

6. Научить школьников поддерживать сотрудничество.

7. Обеспечить осознанное участие семьи.

Программа состоит из цикла занятий (16).

Форма работы: групповая.

Периодичность проведения – 2 раза в неделю.

При проведении занятий используются различные методы:

1. Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры.

2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

3. Игры, направленные на развитие воображения.

4. Релаксационные упражнения.

5. Развивающие упражнения.

6. Рисуночные методы.

7. Пальчиковые игры.

Структура занятий

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.

Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Принципы проведения занятий:

1. Безопасность: создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие: предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Деятельностный принцип: задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.

4. Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

5. Рефлексия: совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

6. Конфиденциальность: адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Учебно-тематический план

Наименование темы   Цель   Время проведения
Знакомство. Упрямство   Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, познакомить детей с правилами доброжелательного поведения, формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. 35 минут  
Учимся доброжелательности   Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние, развивать положительную самооценку. 40 минут  
Добро и зло   Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям оно соответствует, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. 45 минут  
Вина   Снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности. 40 минут  
Обида   Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения. 55 минут  
Стыд   Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения. 35 минут  
Радость и гнев   Продолжить знакомство с эмоциями, учить определять по мимике и жестам настроения друг друга, учить детей регулировать поведение друг друга 45 минут  
Поговорим о доброте   Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональные состояния человека с помощью мимики, жестов и речи, формировать позитивный образ своего «Я». 35 минут  
Знакомство с понятиями «физическая и эмоциональная боль»   Познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль 50 минут  
Принцесса радости   Развитие умения детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо. 45 минут  
Ссора   Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность. 50 минут  
Чувства одинокого человека   Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свои эмоциональные состояния и переживания, закреплять знания правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции детей. 35 минут  
Красивое – безобразное   Продолжать знакомить детей с понятием «эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. 45 минут  
Настроение «Бабы Яги»   Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. 40 минут  
Страх   Научить детей различать эмоциональные состояния другого человека, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством страха. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения. 40 минут  
Хорошо ли быть злым?   Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло», закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством злости. 40 минут  

Оценочный блок

Цель: оценка эффективности проведенной тренинговой работы. Сравнение результатов диагностики экспериментальной и контрольной групп (Приложение 9)

Методы:

1. Использование методов диагностического блока (прослеживание изменений по всем параметрам).

2. Использование метода математической статистики (Приложение 10).

3. Составление консультаций, психопрофилактических мероприятий по данной теме для всех участников образовательного процесса

2.3. Программа тренинга для подростков «Развитие эмоционального интеллекта через формирование профессиональных планов»

Предлагаемая программа развития эмоционального интеллекта у подростков является подпрограммой к проекту «Развитие личностного потенциала школьников: от увлечения к профессиональным планам» в рамках регионального проекта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», которая является психолого-педагогической развивающей программой дополнительного образования и направлена на развитие эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности) у подростков, которые имеют трудности в развитии аффективно- эмоциональной сферы.

Участники программы

Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школы. Возраст участников от 12 до 16 лет. Школьный класс эффективнее разделить на 2 группы.

Форма работы: групповая.

В зависимости от уровня подготовки подростков, их интересов педагог-психолог может вносить свои коррективы в тематическое планирование, порядок тем, выбор тем, а также содержание занятий.

Цель – развитие эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности) у подростков, что поможет подросткам быть более уверенными в себе, быть подготовленными к неожиданным ситуациям и справляться с нагрузкой, а также принимать ответственные решения в ситуации выбора, в том числе и выборе будущей профессии.

Согласно поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Развить способность осознавать и понимать свои эмоции.

2. Развить умение конструктивно выражать свои эмоции.

3. Сформировать умение распознавать чувства другого, эмпатию.

4. Обучить соразмерять свое поведение с чувствами и интересами другого человека.

Необходимость разработки программы обусловлена проблемным состоянием развития аффективно-эмоциональной сферы подростков 

Ожидаемые результаты.

1. формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, эмоционального интеллекта;

2. развитие осознания и понимания собственных эмоций и эмоций окружающих;

3. развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний других людей;

4. обучение способам поведения в отношениях с другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;

5. развитие навыков произвольного управления своим поведением, регулированием эмоционального состояния, профилактика переутомления и снижения работоспособности;

6. повышение стрессоустойчивости во время интеллектуальных испытаний.

Продолжительность реализации программы1 учебный год, 36 академических часов.

Структура и содержание программы.

Программа включает 4 раздела:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.