Исследование среды ОО. Виды и методы анализа — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Исследование среды ОО. Виды и методы анализа

2020-12-27 152
Исследование среды ОО. Виды и методы анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Была проведена педагогическая экспертиза школьной среды по методике Витольда Альбертовича Ясвина.

Качество образовательной среды школы является одним из важных составляющих общего качества профессиональной подготовки. Исследованиями в данной области занимаются такие ученые, как Ю.Н. Кулюткин, В.П. Лебедева, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А. Ясвин и др.

Основываясь на исследованиях В.А. Ясвина, отнесем к критерию качества образовательной среды школы вектор его развития. В рамках данного исследования были представлены результаты пилотажной диагностики вектора развития образовательной среды. Объектом исследования является развивающая образовательная среда школы. Предметом исследования является процесс формирования готовности школьников к осознанному выбору профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде школы.

Цель исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверки комплекса педагогических условий формирования готовности к выбору в профессиональной деятельности у школьников в развивающей образовательной среде школы.

Для решения поставленной цели была использована методика В.А. Ясвина «Моделирование векторного развития образовательной среды». Методика предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей «свобода-зависимость» и ось «активность-пассивность» для построения в этой системе вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды. Три вопроса анкеты направлены на определения наличия в данной среде возможностей для свободного развития учащегося и, соответственно, три вопроса направлены на определение возможностей для развития его активности.

На основании эмпирических педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Я. Корчака и П.Ф. Лесгафта «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств, как инициативность, стремление к чему либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» - как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как нулевая активность; «свобода» связывается с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля.

На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из 4 базовых типов:

· догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости.

· карьерная образовательная среда, способствующая активности, но и зависимости.

· безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности.

· творческая образовательная среда, способствующая свободному развитию активности.

Выявление результатов исследования проходит в 3 этапа:

1 этап. Определение типа образовательной среды и представление вариантов образовательных сред.

2 этап. Экспертиза образовательной среды в коллективе педагогов и учащихся по опроснику В.А. Ясвина.

3 этап. Анализ результатов экспертизы образовательной среды, определение позитивных и негативных аспектов в образовательной среде и содержании деятельности школы.

На основе проведенной диагностики анализируемая среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов сред: догматической, безмятежной, карьерной, творческой.

Таким образом, на основе проведенной диагностики, анализируемая образовательная среда отнесена к «догматическому, карьерному» типу, по мнению школьников ик «безмятежной образовательной среде», по мнению преподавателей. На основании результатов проведенной диагностики можем сделать вывод о том, что в образовательной среде организации школьник признается главной фигурой педагогического процесса, но чувствует он себя таковым лишь в отдельных случаях или вернее сказать при работе с отдельными преподавателями. В целом же, определяет «правила», направления и стратегии развития личности школьника в классе преподаватель.

В заключение проведенной методики, можно сделать следующий основной вывод, что существуют различные представления учащихся, родителей и педагогов на образовательную среду школы. Учащиеся считают, что образовательная среда школы – «карьерная зависимо активная» и формирует честолюбивый тип личности к «безмятежной образовательной среде», по мнению преподавателей и управленческой команды. По мнению же педагогов, учащиеся явно недооценивают уже существующий потенциал школы в части формирования активной и свободной личности. В то же время педагоги не переоценивают существующий ресурсный потенциал школы. По мнению учащихся, педагоги недооценивают жесткость влияния на них системы формального обучения и воспитания, которая снижает потенциал их свободы и активности. Следовательно, педагогическая стратегия школы должна быть направлена на создание творческой активной и свободной среды и подтверждаться отдельными реальными и символическими актами, действиями, мероприятиями.

Планируем провести повторно исследование образовательной среды после проведения запланированных мероприятий в рамках проект.

Также в информационно-аналитическую основу данного раздела положены материалы самооценки образовательного учреждения.

 Векторная модель образовательной среды

в педагогической системе Я.А. Коменского

Рис. 2. Векторная модель образовательной среды

в педагогической системе И.Г. Песталоцци

 

а) Особенности месторасположения образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г.Липецка расположена в Октябрьском районе г. Липецка. Рядом расположены «статусные» образовательные учреждения: гимназии №№ 1,64 (многолетний опыт реализации программ углублённого и профильного обучения, лидирующие позиции в рейтингах, в т.ч. и всероссийских),а также школы №№ 17 (школа модульного обучения),61 (опыт реализации краеведческой направленности образования), 45. Усиливающаяся конкуренция заставляет МБОУ СШ №72 г.Липецка  укреплять и развивать собственные конкурентные преимущества.

Проблема:  усиливающаяся конкуренция учреждений на рынке образовательных услуг города Липецка.

б) Особенности контингента обучающихся и их семей

Контингент учащихся: дети из неполных семей – 31%, «неблагополучных» семей – 8 семей (1%).

Образовательный ценз семей в микрорайоне – 58% родителей имеют высшее образование, 31%- среднее специальное, 11% - среднее.

Проблема: сложный контингент обучающихся – 31% от общего количества учащихся из неполных семей,невысокий образовательный ценз в семьях некоторой части учащихся.

в) Запросы родителей на образовательные услуги

При разработке основных образовательных программ учитывались запросы родителей: 55% родителей высказываются за повышенный уровень образования, 45% – социально-необходимый уровень образования.

В таких условиях миссией школы становится создание условий для успешной самореализации учащихся.

В школе со дня ее основания функционировали профильные классы. В 2019 году были набраны классы только с универсальным профилем.

Проблема: выбор профессии (к чему готовить будущих выпускников).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.