Не остаться на краю цивилизации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Не остаться на краю цивилизации

2020-12-27 114
Не остаться на краю цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Утверждение России как империи, Северная война, предпринимательский напор Демидовых — все это сделало Урал «опорным краем державы» на столетия. А сами Демидовы стали «брендом» региона.

Но актуально ли это сейчас? И может ли быть у Урала другая парадигма?

Памятник Никите Демидову. Фото: РИА Новости

По мнению ведущего научного сотрудника Института археологии УрО РАН и автора книги об уральской идентичности «Соцгорода Большого Урала» Константина Бугрова, Урал и сейчас остается «опорным краем».

Евгений! Честную журналистику нужно делать честно!!!

Нужно писать как в лихие 90 гг., в СССР не платили зарплаты от полугода до года и при этом обнулили все денежные сбережения у граждан СССР.

Нужно писать о работе детей на заводах в период войны и о пайках хлеба за работу в 20 часов в сутки!!!

Нужно писать, как живут наши олигархи и сколько своих средств тратят на строительство больниц, школ, университетов, лицеев, на создание музеев, спортивных сооружений для нашего народа и перечислить фонды премий имени олигархов, подобных премии Демидовых.

    

Евгений Сеньшин — специально для «Новой»

В тексте использованы данные и материалы сайта historyntagil.ru

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

 

https://novayagazeta.ru/articles/2020/06/10/85796-demidovy-krov-i-zhelezo

   Нижний Лайский молотовой завод

…Первым в наших краях демидовским стал Нижний Лайский молотовой завод. Место под него облюбовал ещё Никита Демидович в 1719 году. Неподалёку от будущего завода находились несколько дворов старообрядцев, бежавших от преследования из Нижегородской губернии. Среди кержаков нашлось немало таких, кто знал толк в железном деле. С ними Никита договорился о взаимовыгодном сотрудничестве: заводчик и «государев камисар» не выдаёт их поселение властям, а староверы работают на его заводе, который он намерен здесь поставить.

Реализовывать планы по постройке завода Демидов-старший доверил сыну Акинфию. Заявка на строительство передельного завода на речке Лае была подана в Берг-коллегию в 1721 году. Но её рассмотрение было приостановлено из-за конфликта между Демидовым и Татищевым. При всех своих положительных качествах Василий Никитич ничуть не стеснялся пользоваться служебным положением. Правда, делал это, по его собственному признанию, лишь «для пользы Отечества». Но отсутствие разрешения не смутило Акинфия. Известно, что в 1722 году Лайский завод уже во всю строился. На запрос Берг-коллегии Акинфий ответил, что действовал на основании царского указа от 8 марта 1702 года, позволявшего Демидовым строить на Урале новые заводы. И пока в Берг-коллегии решали, что это – наглость или юридическая неграмотность, – Акинфий Никитич уже запустил завод. Произошло это событие 23 ноября 1723 года. А год спустя, в 1724 году, Берг-коллегия задним числом оформила разрешение на постройку завода: государь частично простил Никиту Демидовича, и тулянин снова получили большой заказ от казны.

Нижний Лайский завод (фото 1884 г..)

После пуска Нижнетагильского завода Нижний Лайский включился в переработку его продукции. В Лаю продолжали прибывать переселенцы-староверы (Акинфий, после смерти отца, продолжил политику лояльности в отношении старообрядцев), которые стали развивать в Лае различные ремёсла. Развитие ремесленничества во многом обуславливалось нехваткой свободных земель для выращивания сельскохозяйственных культур – земли и леса вокруг завода были отписаны в собственность Демидовых.

Нижний Лайский завод поначалу имел молотовую фабрику с тремя молотами и двумя сдвоенными горнами, кузницу и строения для складирования. Позднее была построена ещё одна молотовая, аналогичная первой.

К концу столетия Лайский молотовой завод стал испытывать недостаток рабочей силы, который Демидовым пришлось восполнять за счёт покупки крепостных и переселения их на завод. В 1742 году, в полутора километрах от Нижнего Лайского Акинфий Демидов выстроил ещё один завод – Верхний Лайский (о нём мы рассказывали в в одном из недавних выпусков «Тагильских историй»). Очень скоро, поселение вокруг нового завода разрослось и слилось с поселением вокруг Нижнего Лайского завода, образовав село Большая Лая. В 1827 году на Лайских заводах была произведена частичная реконструкция, как оборудования, так и плотинного хозяйства.

Одна из плит, заложенная в плотину Лайского завода во время реконструкции 1827 г.

Объединённые Лайские заводы просуществовали до начала XX века, а их продукция неоднократно выставлялась на российских ярмарках и международных выставках, правда, вместе с продукцией других заводов тагильского округа…

Клеймо Лайского завода (XIX в.)

К слову, об участии продукции заводов господ Демидовых в различных выставках. Заводчики уделяли большое внимание рекламе своей продукции, и поэтому старались принимать участие во всех выставочных мероприятиях, проходящих, как в России, так и за рубежом. Так, на Первой Российской выставке в Санкт-Петербурге в 1829 году изделия тагильских заводов были отмечены золотой медалью. На Первой Всемирной выставке в Лондоне (1851 г.) тагильские медь, железо и сталь получили сразу три бронзовых медали. На Второй Всемирной выставке в Лондоне, (1862 г.) демидовская продкуция получила золотую медаль. Ещё одно золото «за руды, железо и медь заводов П. П. Демидова» было вручено на Парижской выставке в 1867 году. Затем были награды Всероссийской мануфактурной выставки (1870 г.), Венской выставки 1873 года, выставки в Лондоне в 1873 году, Всемирной выставки в Филадельфии (1876 г.) и Всемирной выставки в Париже (1878 г.)…

…Заводы в Лае были остановлены в разгар экономического кризиса, который разразился в стране в начале ХХ столетия. Оборудование было перераспределено на другие заводы округа, а заводские помещения отданы в аренду…

 

…После смерти Акинфия Никитича Демидова, его огромное горнозаводское хозяйство осталось в ведении наследников – сыновей Прокофия, Григория и Никиты, и дочери Ефимии.

Тагильская часть «железной империи», состоящая из шести заводов, досталась младшему сыну – Никите. В этот период до 52% тагильского металла шло на внешний рынок. Не переставал расти и госзаказ. В таких условиях Никите Акинфиевичу необходимо было наращивать производство, но имеющиеся мощности на его заводах были ограничены. Особо остро ощущалась нехватка воды на молотовых производствах. Понимая это, Никита подаёт в Берг-коллегию заявку на строительство передельного завода на реке Салде. «Угожее место» под завод было обследовано и описано ещё братом Никиты – Григорием Акинфиевичем, в пору, когда наследники управляли всем хозяйством совместно.

Салдинские заводы

…В 1760 году на реке Салда был построен передельный завод, который занимался переработкой чугуна, поставляемого с Нижнетагильского завода. Первоначально на Салдинском заводе была одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. Предприятие сразу включилось в работу, и уже за первый год произвело 22189,5 пудов железа…

…Вскоре после пуска Салдинского завода, стало ясно, что один лишь Нижнетагильский завод не в состоянии обеспечить производство в Салде своим чугуном. Для того, чтобы увеличить выплавку чугуна, необходимо было либо реконструировать завод на Тагил-реке, либо построить ещё один доменный завод, который работал бы только на нужды передельного производства в Салде. А так как первый вариант требовал частичной, а возможно и полной остановки доменного производства, Никита Акинфиевич принял решение о постройке нового чугунолитейного завода, который смог бы полностью загрузить передельное производство в Салде. В 1773 году он подаёт заявку в Берг-коллегию о выделении места под доменный завод «в десяти верстах от Салдинского заводу, вверх по течению Салды-реки, на государственных порозжих и кортомленных у вогулич землях». Так же Никита ходатайствовал о прибавке к его заводам обширных лесных угодий, необходимых для производства угля. В 1775 году направленный Берг-коллегией «для очного освидетельствования пригодности места к заведению завода и рудников», унтершихтмейстер Рязанов подтвердил, что место для строительство завода «способно» и будущий завод «может действовать с одной домной и четырьмя молотами, и, кроме того, имеет железной руды три надежных рудных приимка».

К строительству завода Демидов приступил в 1775 году. По решению Берг-коллегии от 9 октября 1777 г. к заводу отошли леса по левую сторону реки Тагила, на которые претендовал ранее Савва Яковлев. На строительство завода было переведено 80 семей крепостных крестьян из Вятских и Нижегородских, а так же частично из Костромских и вотчин Демидовых, и добровольно переехало 25 семей из Нижнетагильского завода. Позднее рабочие кадры завода пополнены за счет присылки крепостных крестьян из центральной России и Черниговской губернии и переведенных с других заводов Демидова. Так, в «железной империи» появился новый завод, который получил название Верхнесалдинский. «Старый» Салдинский завод стали именовать Нижнесалдинским.

Нижнесалдинский завод

Как мы уже отмечали, изначально, на Нижнесалдинском заводе действовали всего два горна и 4 молота. Но Никита Демидов постоянно расширял производство, внедряя и передовые на то время технологии, и увеличивая число молотов. В1798 году завод имел 24 горна, 15 молотов, 11 водяных колес. Производительность предприятия достигла 95 000 пудов железа в год. Однако, наибольшее развитие произошло на заводе в XIX веке. В частности, он стал вторым предприятием в хозяйстве Демидовых, где стали применяться паровые машины, строившиеся в Нижнем Тагиле механиками Черепановыми и Фотием Швецовым.

В 1840 году на заводе внедрен способ выделки железа методом пудлингования. Немного позже на Нижнесалдинском были установлены катальные машины. В 1851-1855 гг. управителем завода Я. С. Колногоровым впервые на Урале было освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. А 15 лет спустя рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога из Москвы через Санкт-Петербург в Варшаву была проложена из нижнесалдинских рельсов. Кстати сказать, Санкт-Петербург стал постоянным потребителем продукции Нижнесалдинского завода: рельсы и сортовое железо использовались в строительстве домов и на железной дороге, а в 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге предпочтение так же отдали рельсам из Нижней Салды.

С 1870 года на Нижнесалдинском заводе строятся и доменные печи. Впервые в России здесь внедрили подачу горячего воздуха с температурой 500 °С в доменную печь при помощи воздухонагревателя «Каупер». В результате производство чугуна увеличилось почти вдвое. В1875 году на заводе был осуществлён пуск первого крупного бессемеровского цеха. Здесь же зародился и развивался прогрессивный в ту пору метод «Русского способа бессемерования».

Первая бессемеровская фабрика представляла собой здание с массивными стенами из дикого камня размером 15×30 метров, высотой 12 метров. В здании помещались два конвертора по 5 тонн каждый. Всё оборудование фабрики — конвертор, ковш, подъемные краны, воздуходувные машины приводились в действие гидравлическими двигателями. Чугун перегревался в 4-х отражательных печах вместимостью до 6 тонн каждая. Перегрев чугуна продолжался от двух до трех часов до t = 1250 °С. Отражательные печи отапливались от дровяных генераторов. Позднее, в начале XX века,
отражательные печи были переведены на доменный газ. В конвекторах готовилась, главным образом, рельсовая и снарядная сталь. Производительность бессемеровской фабрики равнялась 42 тысячам тонн стали в год. В 1914-1916 годах на заводе построены более мощные доменные печи и был реконструирован бессемеровский цех. В результате чего, производительность выросла до 65 тысяч тонн стали в год.

                 

                      Нижнесалдинский завод (фото конца XIX в.)

В 1896-1901 годах, под руководством К. П. Поленова и В. Е. Грум-Гржимайло, на предприятии строится новый прокатный цех — один из крупнейших в России. Стан с диаметром прокатных валков 800 мм приводился в действие паровой машиной мощностью 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы на новом стане прокатывались за 7 пропусков, тогда как на других Уральских заводах и заводах центральной России за 9-11 пропусков. На начало XX века Нижнесалдинский завод считался одним из передовых заводов Среднего Урала, и уступал только Надеждинскому заводу…

Клеймо Нижнесалдинского завода

…В 1918 году декретом Советской власти все демидовские заводы были национализированы. Год спустя Нижнесалдинский завод был остановлен. С 1922 по 1923 год предприятие находилось на консервации из-за отсутствия сырья и топлива. Работали только некоторые ремонтные службы. И лишь в июне 1924 года на Нижнесалдинском заводе начинаются первые пробные плавки…


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.