Механизм государства: понятие, основные черты, структура — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механизм государства: понятие, основные черты, структура

2020-12-27 58
Механизм государства: понятие, основные черты, структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Элементы и формы государства:

1) Форма гос. правления - характеризует порядок образования и организации высших органов го-ой власти, их взаимодействия друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на: монархические и республиканские  

2) Форма гос. устройства - отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

3) Политический режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают демократический и антидемократический политические (гос.) режимы

Понятие, признаки и виды органов государства

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки:

 

1. Является самостоятельным элементом механизма государства.

2. Образован и действует на основе правовых актов

3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции

4. Наделен в этой связи властными полномочиями

5. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений

6. Имеет материальную базу и финансовые средства

7. Обладает определенным правовым статусом

8. В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица

9. Действует на определенной территории

10. Действует от имени государства и по его поручению

 

Виды гос. Органов

По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.)

По форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.), призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества, (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему.

Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).  

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

По принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; По иерархии - на центральные, республиканские и местные;

По характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

По срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

По порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и едино-начальные;

По правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

По характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства)

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов

-принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

-принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

-принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

-принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

-принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

-принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

-принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

           Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    характерные черты:

1. Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2. Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3. Обладает относительной самостоятельностью

 

Компоненты политической системы:

1. Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.

2. Политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы

3. Социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти

4. Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти

5. Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 

        Функции системы общества:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества

2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

6. Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

7. Политическая социализация

 

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества

-Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт

 

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.;

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.