Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-27 | 166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
Медицинская академия имени С. И. Георгиевского
Практические задания
По медицинской микробиологии, вирусологии
«Морфология и физиология микроорганизмов.
Общая вирусология»
(учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета)
Ф.И.О. ________________________________________________________
Факультет ____________________________________________________
Курс __________________________________________________________
Группа ________________________________________________________
Симферополь – 2019 г.
Дата __________________
Занятие №1
Тема: Методы микробиологического исследования. Методы микроскопического исследования. Техника микроскопии. Методы окраски. Морфология микробов (бактерий и грибов).
СРС: Организация микробиологической лаборатории. Правила работы. Выполнение требований биологической безопасности.
Вопросы для обсуждения:
1) световая; | 4) люминесцентная; |
2) в тёмном поле; | 5) электронная. |
3) фазовоконтрастная; |
Практические задания:
1. Ознакомиться с организацией и правилами работы кафедры микробиологии как микробиологической лаборатории.
2. Изучить методы микроскопии и правила работы с иммерсионным объективом.
3. Записать методы микробиологического исследования:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Микроскопировать окрашенные препараты с бактериями различной формы, описать их морфологические и тинкториальные свойства, зарисовать:
а) кокки (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes);
| ||||
Рис. 2. Стафилококк Форма- Расположение клеток-тинкториальные свойства-_______________________ | Рис. 3. Стрептококк Форма- Расположение клеток-тинкториальные свойства-_______________________ |
б) палочковидные (Escherichia coli, Bacillus anthracis);
| ||||
Рис. 4. Кишечная палочка Форма- Расположение клеток-тинкториальные свойства- | Рис. 5. Возбудитель сибирской язвы Форма- Расположение клеток- тинкториальные свойства- |
в) извитые (Treponema pallidum).
| Рис. 6. Возбудитель сифилиса Форма- Расположение клеток-тинкториальные свойства- |
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №2
Тема: Прокариоты и эукариоты. Структура бактериальной клетки. Капсулы. Жгутики. Споры. Методы их выявления. Сложные методы окраски. Окраска по Граму.
СРС: Классификация прокариотов. Окраска по Цилю-Нильсену, её практическое применение.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Окрасить по Граму фиксированный препарат, приготовленный из смеси бактерий (Escherichia coli и Bacillus cer е us), микроскопировать.
| Рис. 1. Препарат из смеси бактерий ______________________________ ______________________________ Окраска_____________________ |
2. Микроскопировать препарат Mycobacterium tuberculosis в мокроте больного, окрашенный по Цилю-Нильсену.
Рис. 2. Возбудитель туберкулёза ____________________________ Окраска_____________________ |
3. Микроскопировать препарат-мазок из культуры Klebsiella pneumoniae, окрашенный по Бурри-Гинсу, зарисовать.
| Рис. 4. Капсулы Окраска ________________________ |
4. Микроскопировать препараты, приготовленные из спорообразующих бактерий (бациллы и клостридии), окрашенных по Пешкову/Ожешко, зарисовать.
| Рис. 5. Споры бацилл и клостридий Окраска ________________________ |
5. Определить тип строения клеточной стенки и отметить основные её структурные компоненты.
8. Написать обязательные и непостоянные элементы бактериальной клетки:
Обязательные элементы Непостоянные элементы
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
__________________________ ___________________________
9. Изучить структуру пептидогликана грамположительных и грамотрицательных бактерий.
Подпись преподавателя _________________
Дата__________________
Занятие №3
Тема: Физиология прокариот: питание бактерий. Культивирование бактерий. Питательные среды. Методы стерилизации и дезинфекции.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Изучить питательные среды и их компоненты:
а) компоненты питательных сред: пептон, агар-агар, желатин, NaCl и другие;
б) питательные среды: мясо-пептонный бульон (МПБ), мясо-пептонный агар (МПА), кровяной агар, сывороточный агар, среды Эндо и Плоскирева.
2. Заполнить таблицу:
Таблица 1.
Классификация ферментов
Биохимическая
Генетическая
Биологическая
3. Ознакомиться с применяемой в микробиологических исследованиях лабораторной посудой (чашки Петри, пипетки, шпатели, колбы, пробирки) и правилами подготовки ее к стерилизации.
4. Ознакомиться с работой парового (автоклава) и сухожарового стерилизаторов, бактериальных фильтров.
5. Ознакомиться с наиболее часто применяемыми дезинфектантами (хлорамин, хлорная известь) и антисептиками (70% этанол, 5% спиртовый раствор йода, растворы калия перманганата, хлоргексидина, мирамистина и другие).
6. Заполнить таблицу «Методы тепловой стерилизации»:
Таблица 2.
№ п/п | Метод | Аппаратура | Режим стерилизации | Стерилизуемый материал |
1 | Прокаливание | |||
2 | Горячий воздух | |||
3 | Пар под давленим
|
| 0,5 ат =110°С | |
1,0 ат =121°С | ||||
1,5 ат =127°С | ||||
2,0 ат =132°С | ||||
4 | Текучий пар (дробная стерилизация) | |||
5 | Щадящее прогревание (тиндализация) |
Стерилизация - __________________________________________________
________________________________________________________________
Дезинфекция - ___________________________________________________
________________________________________________________________
Асептика - ______________________________________________________
________________________________________________________________ Антисептика - ___________________________________________________
________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №4
Тема: Дыхание, размножение и рост бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (1-й день исследования).
Вопросы для обсуждения:
1. Дыхание бактерий, сущность процесса.
2. Типы дыхания бактерий.
3. Ферменты и структуры клетки, принимающие участие в процессе дыхания.
4. Рост и способы размножения бактерий.
5. Механизм деления бактериальной клетки.
6. Фазы размножения культуры бактерий в стационарных условиях.
7. Культивирование аэробных бактерий. Факторы, влияющие на рост и размножение бактерий.
8. Бактериологический метод исследования, его этапы.
Практические задания:
1. Заполнить таблицу:
Дыхательные ферменты
Наличие дыхательных ферментов у:
2. Изучить технику посева исследуемого материала на плотные и в жидкие питательные среды.
3. Приготовить мазок из исследуемого материала (смесь бактерий), окрасить по Граму и микроскопировать.
4. Посеять исследуемый материал в чашку Петри с мясо-пептонным агаром.
5. Поставить посевы в термостат.
6. Оформить протокол исследования культуры аэробных бактерий (1-ый день).
Протокол
Занятие №5
Тема: Факторы влияющие на рост и размножение бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (2 -й день исследования).
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризивать вид, подвид, штамм, клон бактерий.
2. Культуральные свойства бактерий и способы их изучения.
3. Рост бактерий на жидких и плотных питательных средах, формирование биоплёнок.
4. Чистая и смешанная культура бактерий.
5. Оценка чистоты культур аэробных бактерий на 2 этапе бактериологического исследования.
Практические задания:
1. Ознакомиться с характером роста бактерий разных видов на плотных и в жидких питательных средах.
2. Изучить культуральные свойства бактерий, входящих в состав бактериальной смеси, посеянной на предыдущем занятии на чашки Петри с МПА (см. протокол, занятие № 4).
3. Выделить изолированные колонии двух типов (№1 и № 2), приготовить из них мазки, окрасить по Граму, микроскопировать.
4. Пересеять колонии культур №1 и №2 на скошенный мясо-пептонный агар (МПА).
5. Оформить протокол исследования культур аэробных бактерий (2 и 3 дни).
Протокол
Свойства колоний
Колонии
2. Из колоний двух типов (№1 и №2 приготовить мазки, окрасить по Граму, промикроскопировать.
Таблица 2.
Характеристика морфологических и тинкториальных свойств бактерий, образующих колонии № 1 и № 2
Колонии | ||
№ 1 | № 2 | |
Морфологические | ||
Тинкториальные |
Рис.1. Препарат-мазок из Рис.2. Препарат-мазок из
колонии № 1, окраска по Граму колонии № 2, окраска по Граму
Вывод: культура __________________(чистая, смешанная).
3. Пересев колоний № 1 и № 2 на скошенный МПА.
Посевы помещены в термостат при t __ С на _____ часов.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №6
Тема: Ферменты бактерий. Идентификация чистых культур бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (3-4-й дни исследования).
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Исследовать характер роста культур №1 и №2 на скошенном МПА и определить чистоту культур.
2. Пересеять чистые культуры №1 и №2 со скошенного МПА на дифференциально-диагностические среды.
3. Произвести учет ферментативных свойств культур №1 и №2. Внести данные в таблицу 3.
4. Определить вид выделенных бактерий с помощью дифференциально-диагностических таблиц 1 и 2.
5. Закончить оформление протокола бактериологического исследования аэробных бактерій.
Протокол
Ферментация
Образование
Подвижность
Оксидаза
Каталаза
Таблица 2.
Характеристика некоторых свойств E scherichia сoli
Ферментация |
Образование |
Подвижность |
Оксидаза |
Каталаза |
Образование спор | |||||
Глюкозы | лактозы | сахарозы | мальтозы | маниита | индола | H2 S | ||||
КГ | КГ | - | КГ | КГ | + | - | + | - | + | - |
Протокол
Ферментация
(К, КГ или (-)
Образование
(+ / -)
Подвижность
(+ / -)
Наличие спор
(+ / -)
Предположительный
В ид
Бактерий
Заключение: на основании изученных морфологических, тинкториальных, культуральных и биохимических свойств выделенных бактерий можно предположить, что культура №1 относится к виду ____________________, а культура № 2 представляет собой вид ____________________.
Для окончательной идентификации исследование нужно продолжить.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №7
Тема: Анаэробные бактерии. Выделение чистой культуры и идентификация анаэробных бактерий. Особенности культивирования и идентификации грибов.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1.Изучить характер роста анаэробных бактерий (посев почвы) в среде Китта-Тароцци.
2. Зарисовать препарат-мазок из среды Китта-Тароцци, окрашенный по Граму.
3. Дополнить схемы выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием методов Цейслера и Вейнберга.
4. Изучить культуральные свойства анаэробных бактерий в сахарном МПА и среде Вильсона-Блера.
5. Учесть ферментативные свойства клостридий в средах Гисса, внести данные в таблицу.
6. Оформить протокол бактериологического исследования анаэробных бактерий.
7. Изучить культуральные свойства грибов рода Candida на среде Сабуро.
Й день исследования:
Посев материала в среду Китта-Тароцци под вазелиновое масло.
2-й день исследования:
1.Изучить характер роста анаэробных бактерий (посев почвы) в среде Китта-Тароцци.
1. Без прогрева. Рост 24 ч при 37оС ___________________ | 1. Прогрев при 800С, 25 мин. Рост 24 ч при 37оС ___________________ |
2.Приготовить мазки, окрасить их по Граму, микроскопировать и зарисовать.
| Рис. 1. Препарат-мазок из среды Китта-Тароцци. Окраска по Граму |
3.Дополнить схемы выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием методов Цейслера и Вейнберга.
1 | 2 | 3 |
(посевы помещены в анаэростат)
Рис. 2. Схема выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием метода Цейсслера
| ||||||||||||||||||||||
Рис. 3. Схема выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием метода Вейнберга.
3-й день исследования:
1. Изучить культуральные свойства анаэробных бактерий в сахарном МПА и среде Вильсона-Блера.
2. Чистую культуру анаэробных бактерий пересеять в среду Китта-Тароцци для накопления. Посевы поместить в термостат на 24 ч при 37оС.
4-й день исследования:
1. Произвести посев чистой культуры анаэробных бактерий из среды Китта-Тароцци в среды Гисса с углеводами (разлитые высоким столбиком). Посевы поместить в термостат.
5-й день исследования:
1.Произвести учет ферментативных свойств клостридий в средах Гисса и внести данные в таблицу.
Таблица
Наименование
Вида
Ферментация углеводов
Расположение спор
Отношение к О2
Вывод: на основании морфологических, тинкториальных, культуральных и биохимических свойств выделенную культуру анаэробных бактерий можно отнести к виду_________________________________________________
II. Изучить культуральные свойства грибов рода Candida на среде Сабуро.
III. Изучить культуральные свойства плесневых грибов.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №8
Тема: Вирусы. Классификация. Морфология и строение вирионов. Взаимодействие вируса с клеткой.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Изучить классификацию вирусов, морфологию и строение вирионов с помощью таблиц.
2. Зарисовать структуру простого и сложного вириона.
Рис. 1. Схема строения простого Рис. 2. Схема строения сложного
вириона. вириона.
3. Подписать типы симметрии капсидов:
4.Изучить стадии взаимодействия вируса с клеткой.
1._________________________ 2. ________________________ 3. ________________________ 4. ________________________ 5.________________________ 6.________________________ |
5.Заполнить таблицу:
Эклипс-фаза для следующих вирусов: | |||
Тип вируса | + РНК | ДНК | Ретровирус |
Обратная Транскрипция | нет | нет | |
Транскрипция ви русного генома | |||
Трансляция белков вируса | |||
Репликация вирусного генома |
Пример заполнения таблицы для «-»РНК-вируса:
Транскрипция вирусного генома | “-” РНК----------------> “+” РНК Вирусная РНК-полимераза |
Трансляция белков вируса | “+” РНК -------> R ------->вирусные белки рибосома |
Репликация вирусного генома
| 1. “-” РНК----------------> “+” РНК Вирусная РНК-полимераза |
2.“+” РНК----------------> “-” РНК Вирусная РНК-полимераза |
6.Назовите основные мишени для действия противовирусных препаратов.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №9
Тема: Методы культивирования вирусов. Индикация вирусов в клеточных культурах и курином эмбрионе.
Вопросы для обсуждения:
1. Вирусологический метод исследования, его этапы.
2. Методы культивирования вирусов.
3. Получение и приготовление первичных, перевиваемых и полуперевиваемых культур клеток.
4. Что представляют собой однослойные, суспензионные и органные культуры клеток?
5. Способы заражения куриного эмбриона.
6. Индикация вирусов в клеточных культурах и курином эмбрионе.
7. Культивирование вирусов в организме лабораторных животных (биологический метод исследования).
Практические задания:
1. Ознакомиться с методами приготовления клеточных культур и назначением сред (199, Игла), солевых растворов (раствор Хенкса, раствор фосфатного буфера с антибиотиками), специальных реактивов (трипсин, версен).
2. Изучить методы заражения и вскрытия куриного эмбриона. Подписать способы заражения, применяемые для накопления различных вирусов.
3. Выявить цитопатическое действие энтеровирусов по образованию бляшек в культуре клеток под бентонитовым покрытием.
4. Учесть результат реакции гемагглютинации (РГА) и определить гемагглютинационный титр вируса. Данные внести в таблицу.
Таблица 1.
Схема постановки реакции гемагглютинации для определения титра вируса
Ингредиенты
В мл
Лунки
Условные обозначения:
(+) - полная агглютинация эритроцитов, имеет вид зонтика
(-) - компактный осадок эритроцитов, как в контроле, имеет вид «пуговки»
5. Зарисовать видимые проявления РГА:
Лунки полистиролового планшета
|
1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 контроль
Разведения аллантоисной жидкости эритроцитов
Заключение: титр вируса гриппа 1:_______
6. Написать методы индикации вирусов:
в клеточных культурах тканей и в курином эмбрионе:
_________________________________ ___________________________
_________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №10
Тема: Вирусы бактерий (фаги). Идентификация бактерий с помощью фагов.
Вопросы для обсуждения:
1. Ультраструктура и морфологические типы вирусов бактерий.
2. Взаимодействие вирулентного фага с бактериальной клеткой.
3. Взаимодействие умеренного фага с бактериальной клеткой и результат этого процесса.
4. Отличия лизогенных бактерий от нелизогенных. Фаговая конверсия.
5. Практическое использование вирусов бактерий.
6. Тесты на фагочувствительность и фаготипирование бактерий
Практические задания:
1. Установить биовар холерного вибриона с помощью определения его чувствительности к диагностическим фагам.
2. Определить фаговары культур золотистого стафилококка, и дать заключение об источниках (источнике) инфекции.
3. Оформить протокол.
I.Чувствительность к бактериофагам холерного вибриона. Определение биовара с помощью фагов.
биовар «с»-классический биовар «эль-тор»
II.Результаты определения фаговаров культур золотистого стафилококка:
Культура № 1 Культура № 2 Культура № 3
Культура № 1 ___________________________________________________
Культура № 2 ___________________________________________________
Культура № 3 ___________________________________________
Заключение по результатам фаготипирования культур _____________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №11
Контрольное занятие №1. Тема: Морфология, структура и культивирование микроорганизмов
I. Тестовый контроль знаний.
II. Практические задания:
1. Микроскопировать препараты - мазки с помощью иммерсионного объектива и определить морфологические свойства бактерий (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes, Escherichia coli, Bacillus anthracis, смесь бактерий), дрожжеподобных грибов рода Candida.
2. Микроскопировать препараты капсулы Klebsiella pneumoniae, спор бацилл или клостридий.
3. Дать характеристику культуральным свойствам бактерий на мясо-пептонном агаре в чашках Петри.
4. Произвести учет ферментативных свойств исследуемых культур бактерий.
5. Описать состав и наз
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!