Третья тема «Рукотворный мир» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Третья тема «Рукотворный мир»

2020-12-27 107
Третья тема «Рукотворный мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 17

Тема: «Функции и классификационные группы». (Сравнения-загадки.)

Задачи.

Учить самостоятельно составлять загадки по разным моделям.

Закреплять умение оценивать сравнения и выбирать лучшие.

Оборудование: предметные картинки, схемы составления загадок.

Предварительная работа: игры «Скажи по-другому», «Наоборот». Работа с пособием «Имя признака».

Организация Содержание
Игра «Теремок»: - транспорт; - бытовая техника; - одежда; - части дома. - Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок - не высок, Кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? - Самолет, автобус живет, ребята, кого еще поселите в теремок? (Заходят в теремок те, кто называет транспорт.) - Что мы поселили в теремок? Как назвать одним словом? Игра продолжается с другой классификационной группой. - Что общего у всех групп, которые мы селили в теремок? (Все они относятся к рукотворному миру.)
Основная часть.   Дети делятся на команды, выбирают схему нужного алгоритма и составляют загадку.  – Вы называли сейчас много разных предметов, а по каким главным признакам вы определяли транспорт? (Назначение, части.)  – Предметы бытовой техники и транспорт работают с помощью моторов, помогают человеку, а чем же тогда они отличаются?  – Давайте составим загадки о разных видах транспорта.  – Как мы составляем загадки?  – Ребята, определитесь, по какому алгоритму вы будете составлять загадки. Выберите картинки и приступайте к работе.  – А теперь каждая команда представляет свои загадки. Дети отгадывают загадки и обсуждают, правильно ли они составлены, в случае ошибки переделывают все вместе.
Рефлексия.  – Ребята, чему мы учимся, когда составляем загадки?  – Это обложка новой книги нашего детского сада. Как вы думаете, что в ней будет?  – Надеюсь, что и ваши загадки попадут в эту книгу.

 

Занятие 18

Тема: «Рукотворный мир – он разный». (Рассказ по портрету с опорной таблицей.)

Задачи.

Учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине, опираясь на схему.

Учить понимать по выражению лица эмоциональное состояние героя.

Оборудование: карточки с разными предметами, план-схема для составления рассказа по портрету, портреты людей разных профессий.

Предварительная работа: игра «Лото» с различными профессиями.

 

Организация Содержание
Игра «Назови профессию». – Ребята, я показываю предмет, а вы называете профессию человека, который его изготовил. (Стол – столяр, дом – строитель, платье – швея и т. д.)
Основная часть. – Что объединяет эти предметы?  – Действительно, все они относятся к рукотворному миру.  – Картина – это рукотворный предмет, её нарисовал художник, и сегодня я предлагаю вам для рассматривания портреты людей разных профессий.  – Чем отличаются изображенные люди? Посмотрите на схему, мы ничего не забыли?  – Разделитесь на команды, каждая команда выберет портрет и составит рассказ по нашей схеме. Команды по очереди представляют выбранные портреты и составленный рассказ.
Рефлексия.  – Что помогло вам составить такие подробные интересные рассказы?

 

Занятие 19

Тема: «Предметы – помощники человека». (Составление фантастического рассказа.)

Задача.

Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения свойств реального объекта.

Оборудование: предметные картинки, системный оператор, схема составления рассказа.

Предварительная работа: игры с волшебниками ТПФ.

 

Организация Содержание
Игра «Назови рукотворный предмет, у которого главное дело – удерживать» (с мячом). – Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет рукотворного мира, главное дело которого что-нибудь удерживать. (Предметы мебели, посуды, одежды, строения и т. д.)
Основная часть.   Дети выбирают предмет самостоятельно, вытаскивая картинку.   Дети зарисовывают схему и в командах составляют рассказ.    

– Ребята, чем сказка отличается от фантастики?

(Реальные герои, предметы не волшебные, а улучшенные.)

- Сегодня мы отправимся в будущее с … домом.

  2  
  1 4
  3  

 

1. Какое главное дело дома?

(Защита от врагов, удерживать тепло.)

2. Скажите, к какой группе относится дом?

(К строению, к жилищу.)

3. Назовите части дома.

(Потолок, стены, крыша, фундамент и т. д.)

4. Что бы вы хотели изменить в современном доме? Поиграем в игру «Хорошо - плохо». (Тесно, одинаковые по цвету и форме – можно перепутать, соседи иногда мешают, долго до него добираться и т. д.)

 – Кому может понадобиться дом, который может менять размер?

 – Одна команда будет составлять рассказ о доме, который меняет свой размер, а другая - о доме, который сам показывает к себе дорогу. Но сначала надо составить и зарисовать схему, по которой мы будем составлять рассказ:

1. Указать время и место.

2. Выбрать героя.

3. События, при которых не устраивает существующий дом.

4. Изменение дома и улучшение дел героя.

5. Какие дома будут в будущем.

 

Рефлексия. – Вы настоящие изобретатели!  – Что же надо знать, чтобы улучшать существующие предметы?  – Какие признаки мы меняли сегодня?

 

Занятие 20

Тема: «Еще раз о назначении предметов рукотворного мира». (Составление рифмованных текстов.)

Задачи.

Учить детей находить основные назначения рукотворных объектов (функция).

Повторить приемы составления лимериков.

Оборудование: модель составления лимериков, картинки с изображением рукотворных объектов разных классификационных групп.

Предварительная работа: уточнить назначение рукотворных объектов (карандаш – оставляет след; куртка – сохраняет тепло; самолет – перемещает человека в пространстве; чашка удерживает воду и т. д.)

 

Организация Содержание
Игра «Подбери рифму». Чистота – красота.  Пыль – быль.  Тесто – место.  Шкаф – жираф и т.д.
Основная часть.   Вывести детей на рифмовки. – Ребята из соседнего детского сада передали вам альбом, посмотрите, что в нем?  – Красивые картинки. Как эти предметы назвать одним словом?  – А давайте им в подарок тоже альбом пошлем, только вот что в него поместить? Что мы умеем? (Воспитатель с детьми рассматривает схемы: сочинять загадки, рассказы составлять, стихи сочинять и т. д.)  – Стихи – это интересно. Давайте к картинкам стихи сочиним и отправим в соседний детский сад.  – Посмотрите на схему. С чего начнем? Жил – был шкаф.  – Какой он был? Длинный, как жираф.  – Для чего он нужен? Одежда в нем хранится, Всем он пригодился.  – Какой вывод сделаем? Вот какой нужный шкаф!   Жил – был стол, Был он крепкий, как боксер, Всё на свете он держал, Никогда не уставал. Вот какой полезный стол.
Рефлексия. – Как вы сочиняли стихи? – Как вы думаете, понравится наш подарок? – В альбом нужно выбрать только лучшие работы, помогите мне выбрать. По каким признакам будем выбирать?

Занятие 21

Тема: «Возникновение рукотворного мира». (Решение творческой задачи.)

Задачи.

Учить самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака с помощью наводящих вопросов.

Продолжать учить формулировать противоречия на полуактивном этапе.

Показать детям, что рукотворный мир человек изобретал благодаря «изобретениям природы».

Оборудование: схема алгоритма решения изобретательной задачи.

Предварительная работа: рассмотреть некоторые рукотворные объекты и найти аналогии в природе (стрекоза – вертолет, лампочка – солнце и т. д.).

 

Организация Содержание
Игра «На предмет посмотри – хорошо - плохо о нем скажи». – Я показываю картинку, а вы говорите, что в этом предмете – хорошо, а что – плохо. КЛЮЧ + подходит только к одному замку, чужой не откроет дверь; - может потеряться, домой не попадешь. ГИТАРА + красивая музыка; - долго учиться играть и т. д.  – Ребята, вспомните, пожалуйста, кто как в лесу охотится?  – В какое время животные чаще всего выходят на охоту?  – Почему же они выбирают ночь? Ведь ночью темно, ничего не видно?  – Человеку тоже часто приходится работать ночью, он тоже видит в темноте?  – А как же тогда он работает ночью?
Основная часть. – Вы когда-нибудь были в кино?  – Какие бывают фильмы? В школе часто показывают фильмы, по которым школьники узнают что-то новое.  – Когда идет фильм, в зале гасят свет, чтобы изображение было четким.  – Ученики должны выполнить задание в тетради, но не могут, почему? (Потому что темно.)  – После просмотра кинофильма многие забывают схемы и вопросы и выполняют задание неточно. Как быть? – Если свет выключен, то + на экране четкое изображение; – дети не могут ничего записать в тетради.  – Если включить свет, то + дети смогут выполнить задание; – изображение будет нечетким, на экране  будет плохо видно.  – Какое противоречие возникает? (Свет должен гореть и не должен гореть.)  – Что же можно придумать? (То включать свет, то выключать; разделить зал на две половины: где висит экран, там будет темно, а где сидят дети – светло; приделать фонарик к ручке и т. д.) Анализ детских решений с точки зрения РВС.
Рефлексия. – Какую задачу мы решали?  – Как мы её решали?  – Зачем нужно решать задачи?

Занятие 22

Тема: «Историческая экскурсия с предметами рукотворного мира». (Пересказ.)

Задачи.

Учить пересказывать текст, передавая эмоциональное состояние героев.

Формировать представление о том, что рукотворные объекты – это изобретения человека, и они со временем меняют свой облик.

Оборудование: картинки по содержанию произведения.

Предварительная работа: игры с пособием «Имя признака».

 

Организация Содержание
Игра «У чего что есть и для чего это?».  – У чего бывают ножки? (У стула.)  – А для чего они? (Чтобы сиденье держать.)  – У чего бывают крышки?  – У чего есть провода?  – У чего листочки есть?  – У чего есть ручки?  – У чего есть зубцы?
Основная часть.     Дети воспроизводят текст, выкладывая с воспитателем картинки по порядку, либо воспитатель зарисовывает текст. Рассказы детей.  – Вот про вилку я вам сейчас и расскажу. Чтение текста по мотивам рассказа Светланы Коровиной «Её Острейшее Величество».  – Давайте разложим картинки по порядку. Кто мне поможет?  Что было сначала?      – А теперь подойдите к взрослым и продиктуйте им рассказ.  – Обыграем рассказ? Распределяйте роли. Проходит игра – драматизация.  – Попробуйте пересказать текст еще раз и исправьте ошибки.
Рефлексия.  – Когда легче было рассказывать: первый или второй раз?  – Как вы запоминали рассказ?  – А вы умеете с вилкой обращаться? Всегда ли у человечества были вилки? Как и чем ел древний человек?

 

С. Коровина

«Её Острейшее Величество»

Я помыла посуду и захлопнула ящик стола.

 – Осторожно, как вы со мной обращаетесь?! – зазвенел тоненький голосок.

– И вся моя жизнь такая! Только изобрели, тут же потеряли. А теперь так привыкли, что уже не замечают!

На кухне никого не было, голосок доносился из кухонного стола, туда я и заглянула. Ко мне обращалась возмущенная Вилка.

– Знаете ли вы, что мне уже много веков. Мое Острейшее Величество знали еще в древнем Риме, я была плоская и всего с двумя зубцами. К сожалению, город сожгли, а про меня забыли.

– Забыли?

– Да, обо мне вспомнили только через несколько столетий. Одна византийская принцесса приехала к своему супругу в Венецию и привезла в подарок вилку: «Что это?» - удивился дож.

«Маленькие вилы, чтобы подносить пищу ко рту», - ответила принцесса.

«Как удобно!» - воскликнул он.

Вилка улыбнулась, вспоминая этот эпизод, но тут же снова нахмурилась:

– Конечно, удобно. Но люди долго не могли этого понять, меня запрещали, изгоняли…

– Сегодня вилки есть в каждом доме, вы стали необходимы, написаны книги о том, как правильно пользоваться столовыми приборами…

– Вот именно! – гордо воскликнула Вилка. – Я стала незаменима. Поэтому обращайтесь ко мне соответственно: «Ваше Острейшее Величество!».

Занятие 23

Тема: «Изменение предметов во времени». (Сочинение сказки.)

Задачи.

Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире.

Продолжать учить составлять сказку по алгоритму.

Оборудование: картинки с изображением современных и древних вещей быта. Схемы составления текста сказочного содержания.

Предварительная работа: сбор копилки истории вещей, беседа о их возникновении.

 

Организация Содержание
Игра «Чем был - чем стал». – Мы в гостях у древнего человека и видим скорлупу ореха. Зачем она им нужна? (Наливать воду.) – Во что современный человек наливает воду? (В бокал, в кружку и т.д.)  – В жилище древнего человека на полу постелена трава. Для чего она? (Чтобы было тепло ногам.)  – Как современный человек утепляет жилище? (Ковер, батарея и т. д.).
Основная часть. Детям предлагается выбрать какой-либо рукотворный объект, наделить его свойством характера и отправить на машине времени в путешествие.  Например, стиральная машина. Сначала она побывает в прошлом и узнает, как она выглядела в прошлом. Затем попадет в будущее и увидит, как она изменится. (Стиральная машина – дезодорант; стиральная машина – духи; стиральная машина – утюг и т.д.)  На этой основе составляют сказку по схеме: 1. Жил – был (герой). 2. Его путешествие в прошлое. 3. Его путешествие в будущее. 4. Объяснение, для чего нужны изобретения. 5. Название рассказа.
Рефлексия. – Для чего человек делает изобретения? (Чтобы заниматься более интересными делами: путешествовать, узнавать новое и т. д.)

Занятие 24

Тема: «Рукотворный мир и труд людей». (Анализ литературного произведения.)

Задачи.

Продолжать учить сужать поле поиска по определенным признакам (место, размер, форма, назначение и т. д.).

Формировать у детей понятие о том, что у каждого рукотворного объекта есть функция и предметы требуют знание правил по их использованию.

Оборудование: алгоритм разгадывания ситуативной «Да - нет».

Предварительная работа: чтение произведения Е. Пермяка «Торопливый ножик». Уточнить алгоритм разгадывания ситуативной «Да - нет», пополнить словарь антонимических пар.

 

Организация Содержание
Игра «Наоборот».     Творческое упражнение  «Действие наоборот».  Работает – ленится;  легко – тяжело;  криво – ровно;  красиво – безобразно и т. д.  – Я назову действие рукотворного объекта, а вы действие наоборот.  Лампочка включается – выключается;  ножик складывается – раскладывается;  карандаш одним концом оставляет след – другим стирает его и т. д.
Основная часть.  – «Он был плохой и поэтому все делал криво». С помощью вопросов узнайте, о чем эта загадалка. Вопросы, на которые ответ: «Да».  – Это рукотворное?  – Это инструмент?  – Он нужен для того, чтобы строгать? Это ножик!  – Что же это за рассказ?  – Ножик действительно был плохим?  – Как исправить загадалку?  – Давайте рассмотрим Митины дела:
Что хотел Что мешало Действия героя Характер Совет герою

 

– Какой вывод можно сделать?

(В умелых руках рукотворные предметы становятся помощниками человека, а в неумелых – могут стать опасными.)

Рефлексия.  – А у вас были случаи, когда предметы не хотели слушаться? Что вы делали?  – У каждого рукотворного объекта есть назначение и правила действия с ними?

Е. Пермяк

«Торопливый ножик»

Строгал Митя палочку, строгал, да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя. – Косо строгает.

- Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

- А как? – спрашивает Митя.

- А вот как, - сказал отец. Взял палочку и начал её осторожно строгать.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.